УДК 332.1:338.48
НОВЫЕ ТИПЫ ТУРИЗМА В СРЕДНЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Лебедев Антон Робертович
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ развития туристской индустрии Мурома в целом и различных типов туризма в частности. Также рассмотрены современные подходы к классификации туризма, предложена авторская концепция, и сформулированы авторские определения некоторых типов туризма: существующих в исследуемом среднем историческом городе и новых для него.
Ключевые слова: новые типы туризма, средний исторический город.
Несмотря на динамичное развитие туристской индустрии на протяжении последних 60 лет, до сих пор не выработано единого подхода к классификации туризма.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации, различают следующие типы туризма:
- внутренний туризм (путешествия жителей какой-либо страны по этой стране);
- въездной туризм (путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями);
- выездной туризм (путешествия жителей какой-либо страны в другую страну) [7].
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» кроме упоминания этих типов, характеризуемых подобным образом, дается определение других, среди которых:
- международный (туризм выездной или въездной);
- социальный (туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей);
- самодеятельный (туризм, организуемый туристами самостоятельно)
[6].
Кроме того, различными исследователями предлагаются собственные классификации туризма. Наиболее часто он группируется по типам, категориям, видам, разновидностям и формам, однако не всегда для этого выбираются одинаковые критерии.
Если типы туризма многими специалистами выделяются в зависимости от национальной принадлежности туристов, а категории - как различные
сочетания внутреннего, въездного и выездного туризма, то относительно классификации по видам, разновидностям и формам единого мнения нет.
Так, в качестве основных признаков, в соответствии с которыми туризм делится на виды, называются: цель поездок (А.В. Бабкин, А.П. Дурович, А.Э. Саак и Ю.А. Пшеничных), способ организации, продолжительность путешествия, способ передвижения и используемые транспортные средства, интенсивность туристских потоков, возрастная категория туристов, источники финансирования (А.В. Бабкин, А.П. Дурович), специфика отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона (И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов).
Все, кроме последнего, критерии классификации туризма по видам, используемые А.В. Бабкиным и А.П. Дуровичем, с незначительными различиями в наименованиях признаков применяются И.Т. Балабановым и А.И. Балабановым для группировки туризма по разновидностям. Данными исследователями также выделяются в зависимости от формы сотрудничества такие разновидности туризма, как безвалютный и валютный обмен туристскими группами.
Для классификации туризма по формам А.П. Дурович использует признак «тип организации туристской деятельности». В соответствии с ним автор выделяет индивидуальный туризм и групповой туризм, которые, однако, согласно подходу И.Т. Балабанова и А.И. Балабанова, являются одними из разновидностей туризма по критерию «характер организации путешествия». Формами же туризма, которые, по мнению данных ученых, связаны с тем, пересекает ли турист государственную границу своей страны, являются внутренний и международный туризм. Кроме этого, так называемого странового, признака, по которому большинство исследователей выделяют типы и категории туризма, А.Э. Саак и Ю.А. Пшеничных используют для классификации туризма по формам другие внешние причины и воздействия. Многие их этих критериев совпадают с признаками, применяемыми А.В. Бабкиным и А.П. Дуровичем для деления туризма на виды [1; 3, с. 31-42; 5, с. 39-41; 2, с. 172-178].
Разнообразие подходов к классификации туризма, выражающееся также и в том, что в концепциях различных ученых некоторые типы туризма характеризуются по-разному, может отрицательно повлиять на ведение статистического учета в туризме и управление предприятиями туристской индустрии.
С целью классификации туризма в соответствии с различными критериями целесообразным представляется использовать один, наиболее емкий, термин, которым является «тип».
В настоящее время макротенденцией развития рынка туруслуг является переход от массового стандартизированного конвейерного туризма к массовому дифференцированному. Абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной
потребности нивелированного индивида. [4, с. 24-26]. Одним из последствий подобных изменений становится диверсификация туристского предложения.
Для оценки существующего положения и тенденций развития туристской индустрии среднего исторического города в целом, а также различных типов туризма в частности был проведен анализ развития сферы туризма в Муроме, древнейшем городе Владимирской области, обладающем богатейшим историко-культурным наследием.
За последние 3 года общее число обслуженных туристов увеличилось почти на 40%, а доля принятых, количество которых стабильно возрастало в течение анализируемого периода, составила в 2009 году около 80% (см. рис. 1).
чел.
45000
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
годы
2007
2008
2009
I Принято туристов
У////А Отправлено туристов
■ Всего обслужено туристов
Рис. 1. Общая динамика потока туристов в Муроме
В структуре потока принятых туристов на протяжении последних 3 лет значительно преобладают российские граждане, а доля посещавших Муром иностранцев, несмотря на более чем двукратное увеличение их количества в 2008 году, в 2009 году снизилась до 15%. Кроме того, большинство принятых туристов предпочитают однодневные туры (см. рис. 2).
2007
91%
2008
80%
2009
85%
г Иностранцы □ Российские граждане
20%
15%
36%
38%
64%
41%
в Однодневные туры □ Многодневные туры
62% 59%
Рис. 2. Структура потока принятых туристов в Муроме и выбранных ими туров
По состоянию на 2009 год на территории округа Муром действуют:
- 6 коллективных средств размещения, среднегодовая загрузка которых -около 40%;
- 10 предприятий общественного питания;
- 17 турфирм, из которых 5 организаций работают на прием туристов в Муром.
В анализируемом среднем историческом городе основными типами туризма в зависимости от главной цели путешествия являются культурный, паломнический, рекреационный, деловой и экологический, понимаемые автором данной статьи следующим образом:
1) культурный туризм - тип туризма, направленный на удовлетворение потребности в духовном развитии туристов и выражающийся в ознакомлении с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенным экскурсионно-познавательным и культурным программам;
2) паломнический туризм - путешествие к святым местам с целью поклонения;
3) рекреационный туризм - тип туризма, основной целью которого является активный (занятие любимым делом в среде единомышленников) или пассивный (посещение праздничных мероприятий и спортивных событий) отдых во время путешествия; данный тип туризма подразделяется на событийный туризм (периодические туры, организуемые на праздники, во время каникул, на традиционные фестивали, а также приуроченные к каким-либо разовым событиям или мероприятиям) и регулярный туризм (туры к специально созданным местам постоянно действующих развлечений (парки, казино));
4) деловой туризм - путешествие со служебными или профессиональными целями (в том числе в области науки и политики) без получения доходов по месту временного пребывания; данный тип туризма включает в себя командировки сотрудников организации с целью участия в деловых встречах (командировочный туризм), поездки на конгрессы, конференции, семинары, выставки (конгрессно-выставочный туризм), а также поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу (инсентив-туризм);
5) экологический туризм - посещение территорий, минимально измененных деятельностью человека, с уникальными природными объектами, которое содействует охране окружающей среды.
С целью определения предпосылок развития в Муроме новых типов туризма, выявлены сильные и слабые стороны туристской индустрии анализируемого среднего исторического города, а также возможности и угрозы внешней среды. Результаты проведенного SWOT-анализа отражены в таблице
1.
Табл. 1. SWOT-анализ туристской индустрии Мурома
Сильные стороны Слабые стороны
1. Муром - один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи под 862 годом. 2. Благоприятные природноклиматические условия (расположение региона в средней полосе России, умеренный климат, один из экологически чистых районов Владимирской области). 3. Выгодное географическое положение (близость к Москве, наличие железнодорожного, речного и автомобильного сообщения с городами соседних областей). 4. Наличие историко-культурных и природных памятников. 5. Сохранение народных ремесел, традиций, обычаев, местного фольклорного творчества. 6. Региональные факторы (ежегодный туристский этнографический фестиваль «Богатырские забавы», Всероссийский день семьи, любви и верности). 7. Безопасность региона (удаленность от мест ведения военных действий, низкий уровень преступности, отсутствие религиозно-этнических конфликтов). 1. Недостаточное развитие туристской инфра- и супраструктуры. 2. Несоответствие цены и качества проживания в некоторых коллективных средствах размещения. 3. Недостаточное позиционирование имиджеобразующих сторон Мурома и региона как туристского объекта. 4. Недостаточное обустройство основных туристских маршрутов, в том числе для обслуживания иностранных туристов. 5. Аварийное состояние некоторых памятников истории и архитектуры.
Возможности Угрозы
1. Увеличение спроса на новые для Мурома типы туризма. 2. Повышение интереса потенциальных инвесторов к развитию туристской индустрии города. 1. Разрушение исторических памятников. 2. Вырождение народных промыслов. 3. Ухудшение общественной безопасности. 4. Строительство Нижегородской АЭС в 23 км от Мурома. 5. Снижение интереса потенциальных инвесторов к развитию туристской индустрии города.
С 2008 года в Муроме функционирует оздоровительный комплекс «Святогор», специализирующийся на новом для анализируемого среднего исторического города типе туризма: лечебно-оздоровительном. Данный тип направлен на физическое или психологическое восстановление организма на территории с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями.
Другим типом туризма, для развития которого в Муроме имеется достаточно условий, является культурно-образовательный туризм, характеризующийся сочетанием различных видов обучения с определенными экскурсионно-познавательными и культурными программами. В последние годы данный тип туризма становится все более популярным в мире, обеспечивая значительным доходом его организаторов. Развитие культурнообразовательного туризма в анализируемом среднем историческом городе в состоянии увеличить число иностранных туристов, приезжающих в Муром на большее количество дней, а также может явиться одним из решений проблемы развития экспорта российских образовательных услуг.
В целом же диверсификация туристского предложения в Муроме способна стать направлением совершенствования туристской индустрии, а также фактором социально-экономического развития анализируемого среднего исторического города.
Список литературы:
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -252 с. URL: http://tourlib.net/books_tourism/babkin01.htm (дата обращения:
11.05.2011).
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.
3. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
4. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. - 2-е изд. - СПб., 2007. - 224 с.
5. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
6. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996).
7. Methodological Notes. URL: http://www.unwto.org/facts/eng/methodological.htm (дата обращения: 11.05.2011).