Научная статья на тему 'Образовательный туризм как экономическая категория'

Образовательный туризм как экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3152
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ТУРИСТСКИЙ / ПРОДУКТ / СИСТЕМНАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / КАТЕГОРИЯ / СИСТЕМА / EDUCATION / LEARNING / TOURISM / EDUCATIONAL / TOURIST / PRODUCT / SYSTEMIC / ECONOMIC / CATEGORY / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Антон Робертович

Несмотря на активное развитие туристской сферы на протяжении более 60 лет, до сих пор не выработано единого мнения относительно интерпретации сущности туризма в целом и его понятийного аппарата. Подобная проблема свойственна и образовательному туризму, четкое определение которого как системной экономической категории в настоящее время отсутствует. В данной статье рассмотрены существующие подходы к дефиниции образовательного туризма, а также сформулировано авторское определение образовательного туризма как экономической категории, и введена новая экономическая категория: образовательный туристский продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOURISM AS AN ECONOMIC CATEGORY

Despite the active development of tourism sector for more than 60 years, a general consensus regarding the interpretation of the essence of tourism as a whole and its conceptual apparatus hasn't been reached yet. Educational tourism has a similar problem; nowadays there is no accurate definition of this type of tourism as an economic category. In the present article, existing approaches to the definition of educational tourism are examined, the author's definition of educational tourism as an economic category is formulated, and a new economic category (educational tourist product) is introduced.

Текст научной работы на тему «Образовательный туризм как экономическая категория»

Лебедев Антон Робертович

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: arl87@mail.ru

Аннотация. Несмотря на активное развитие туристской сферы на протяжении более 60 лет, до сих пор не выработано единого мнения относительно интерпретации сущности туризма в целом и его понятийного аппарата. Подобная проблема свойственна и образовательному туризму, четкое определение которого как системной экономической категории в настоящее время отсутствует. В данной статье рассмотрены существующие подходы к дефиниции образовательного туризма, а также сформулировано авторское определение образовательного туризма как экономической категории, и введена новая экономическая категория: образовательный туристский продукт.

Ключевые слова: образование, обучение, туризм, образовательный, туристский, продукт, системная, экономическая, категория, система

В течение многих столетий человечество путешествовало для освоения новых земель, развития торговли, в образовательных, религиозных и оздоровительных целях. Один из видов путешествий - туризм - во второй половине прошлого века, после того, как соотношение рабочего и свободного времени потребителей изменилось в пользу последнего, приобрел по-настоящему массовый характер.

По данным Всемирной туристской организации, в 1950 году количество туристов в мире не превышало 26 млн. человек, а в 2011 году уже было зарегистрировано 983 млн. международных туристских прибытий. Поступления от въездного туризма, составившие менее 3 млрд. долларов США в 1950 году, в 2011 году достигли 1,03 трлн. долларов США [20; 21; 23, с.2].

По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, мировой доход от въездного и внутреннего туризма с учетом мультипликативного эффекта в 2011 году превысил 6,3 трлн. долларов США и оказался равным 9,1% ВВП. В том же году более 250 млн. человек на планете было задействовано в туристской индустрии и смежных отраслях, что составило 8,6% от всех рабочих мест в мире.

В России в 2011 году на долю туризма в пределах страны пришлось 5,8% ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), что в абсолютном выражении -более 105 млрд. долларов США. В туристской индустрии и смежных отраслях в России в том же году работало около 4 млн. человек или 5,4% от общей занятости [19].

УДК 338.48

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

© Лебедев А.Р.

Но, несмотря на активное развитие туристской сферы на протяжении более полувека, до сих пор не выработано единого мнения относительно интерпретации сущности туризма и его понятийного аппарата. Разнообразие подходов в данном вопросе может отрицательно сказаться на ведении статистического учета и управления в туризме на различных уровнях: федеральном, региональном, а также на уровне отдельного туристского предприятия.

Подобная проблема присуща и определенным типам туризма, так же демонстрирующим положительную динамику развития. К их числу относится образовательный туризм, выделяемый в зависимости от главной цели поездки.

Различными отечественными учеными данный тип туризма трактуется как:

- «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов);

- «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В.П. Соломин, В.Л. Погодина);

- «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э.А. Лунин) [10, с.267; 17, с.97; 13, с.13].

Среди зарубежных исследований, посвященных указанному типу туризма, выделяется фундаментальный труд Б. Ричи «Управление образовательным туризмом». В нем ученым дается следующее определение: «Образовательный туризм - деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение - основная или второстепенная цель поездки». Б. Ричи разделяет образовательный туризм на два сегмента: «в первую очередь образование» (‘education first’) и «в первую очередь туризм» (‘tourism first’). Сегмент ‘education first’, к которому данный исследователь относит школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах, предполагает поездку, основная цель которой - образование и обучение. В сегменте ‘tourism first’, включающем в себя туризм экологический и культурный, а также образовательный туризм для взрослых, целенаправленное обучение является второстепенным мотивом поездки [22, с.11-14, 18].

Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией, понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения

© Лебедев А.Р.

(формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов [15, с.12, 31-32].

Отметим, что всеми авторами приведенных дефиниций образовательный туризм односторонне трактуется как деятельность потребителей, что не отражает стадию производства туристского продукта. Кроме того, некоторые из данных определений позволяют относить к образовательному туризму и поездки, главной целью которых не является получение образования, или же основным мотивом осуществления которых является стремление удовлетворить познавательные интересы. В последнем случае, учитывая неотделимость туризма от процесса познания, термин «образовательный туризм» можно считать плеоназмом.

В российском законодательстве, в отличие от терминов «туризм» и «образование», понятие «образовательный туризм» отсутствует. Кроме того, в научных трудах, посвященных анализируемому явлению, не дается четкого определения образовательного туризма как системной экономической категории.

Рассматривая туризм в целом с точки зрения системного подхода, исследователи приводят различные дефиниции туризма как экономического феномена:

- «большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом» (В.И. Азар);

- «циклическая модель с непрерывной чередой актов производства и потребления туристских продуктов» (А.Ю. Александрова);

- «категория экономическая, отражающая совокупность экономических отношений, обусловленных производством и потреблением туристского продукта» (В.П. Кекушев, В.П. Сергеев, В.Б. Степаницкий) [6; 1; 11].

В свою очередь, туристский продукт трактуется как:

- «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);

- «комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду)» (З.М. Горбылева);

- «совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных туристских и курортных товаров и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде» (Е.А. Джанджугазова);

© Лебедев А.Р.

- «результат общественного труда в виде туристских услуг, удовлетворяющих те или иные потребности туристов и подлежащих оплате с их стороны» (А.П. Дурович);

- «совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием» (А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян) [18, с.2; 3, с.7; 4, с.19; 5, с.55; 12, с.320].

Что касается образования, в Законе РФ «Об образовании» под ним понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [8, с.1].

Согласно Международной стандартной классификации образования, разработанной ЮНЕСКО, образование - это процессы, включающие коммуникацию с целью обучения, посредством которых общество целенаправленно передает накопленные знания, понимание, мироощущения, ценности, навыки, компетенции и модели поведения из поколения в поколение. При этом образование может быть формальным (институционализированным (т.е. при котором организация предоставляет комплексные условия для образования), целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций) и неформальным (институционализированным,

целенаправленным и спланированным лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг), а обучение -информальным (целенаправленным или тщательно спланированным, но не институционализированным) и случайным (неорганизованным и предполагающим коммуникацию, не предназначенную для целенаправленного образования или учебной деятельности) [14, с.84, 85, 87].

В «Большой советской энциклопедии» образование определяется как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Главным путем получения образования признается обучение, осуществляемое в различных учебных заведениях. Не меньшую роль в усвоении знаний, умений и навыков играют культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности, а также самообразование [16].

Образование, будучи многоаспектным понятием, исследуется представителями различных наук. Экономика образования изучает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования в виде образовательных услуг [2, с.17; 9].

Образовательный продукт, также являющийся междисциплинарным феноменом, с экономических позиций есть специфическая форма образовательного товара. Под последним понимается «объект, способный

© Лебедев А.Р.

удовлетворить потребность субъекта, связанную с развитием духовной сферы и приобретением новых знаний, умений и навыков» [7, с.159].

Принимая во внимание приведенные дефиниции, сформулируем определение образовательного туризма как экономической категории.

Образовательный туризм - система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства.

При этом под образовательным туристским продуктом автором данной статьи понимаются материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года.

Таким образом, в основе предлагаемой авторской концепции лежит системное рассмотрение с позиций экономической науки динамично развивающегося явления современности - образовательного туризма, требующего наряду с введенной автором статьи экономической категорией «образовательный туристский продукт» дальнейшего научного исследования.

Список литературы:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. - М.: Аспект Пресс,

2002. - 470 с. // ЦКЬ: http://tourlib.net/books_tourism/aleks11.htm (дата

обращения: 23.06.2012).

2. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.

3. Горбылева З.М. Экономика туризма: учеб.-практ. пособие. - Минск: БГЭУ, 2007. - 167 с.

4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.

5. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

6. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: КНОРУС, 2006. - 192

с. // ЦКЬ: http://tourlib.net/books_tourism/jukova11.htm (дата обращения:

23.06.2012).

7. Журавлева Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №321. - С. 159-163.

8. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»

9. Затепякин О.А. Экономическая природа образовательного продукта //

Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. - Брянск: БГИТА, 2008. // ЦКЬ: http://srience-bsea.narod.ru/2008/ekonom_2008-

2/zatepjakin_ekon.htm (дата обращения: 23.06.2012).

10. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.

© Лебедев А.Р.

11. Кекушев В.П., Сергеев В.П., Степаницкий В.Б. Основы менеджмента

экологического туризма: учеб. пособие . - М.: Издательство МНЭПУ, 2001. - 60 с. // URL: http://tourlib.net/books_green/kekushev1.htm (дата обращения:

23.06.2012).

12. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. - 2 изд. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.

13. Лунин Э.А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2009. - 23 с.

14. Международная стандартная классификация образования 2011 // URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/UNESCO_GC_36C-19_ISCED_RU.pdf (дата обращения: 23.06.2012).

15. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год // URL:

http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM_83rev1r.pdf (дата

обращения: 23.06.2012).

16. Образование // URL: http://bse.sci-lib.com/article083210.html (дата

обращения: 23.06.2012).

17. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №8 (30). - С. 96-112.

18. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

19. Economic Data Search Tool // URL: http://www.wttc.org/research/economic-data-search-tool/ (дата обращения: 23.06.2012).

20. International Tourism Receipts // Tourism Market Trends: World Overview &

Tourism Topics, 2006 Edition // URL:

http://www.unwto.org/facts/eng/pdf/historical/ITR_1950_2005.pdf (дата

обращения: 23.06.2012).

21. International Tourist Arrivals // Tourism Market Trends: World Overview &

Tourism Topics, 2006 Edition // URL:

http ://www.unwto. org/facts/eng/pdf/historical/IT A_1950_2005.pdf (дата

обращения: 23.06.2012).

22. Ritche B.W. Managing Educational Tourism (Aspects of Tourism). - Bristol: Channel View Publications, 2003. - 304 с.

23. UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition // URL:

http ://mkt.unwto. org/ sites/all/files/docpdf/unwtohighlights 12enhr.pdf (дата

обращения: 23.06.2012).

© Лебедев А.Р.

EDUCATIONAL TOURISM AS AN ECONOMIC CATEGORY

Lebedev Anton Robertovich

Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and

Nikolai Grigorievich Stoletovs

Abstract. Despite the active development of tourism sector for more than 60 years, a general consensus regarding the interpretation of the essence of tourism as a whole and its conceptual apparatus hasn’t been reached yet. Educational tourism has a similar problem; nowadays there is no accurate definition of this type of tourism as an economic category. In the present article, existing approaches to the definition of educational tourism are examined, the author’s definition of educational tourism as an economic category is formulated, and a new economic category (educational tourist product) is introduced.

Key words: education, learning, tourism, educational, tourist, product, systemic, economic, category, system.

© Лебедев А.Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.