Научная статья на тему 'Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России'

Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
855
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / РОСХВЕ (П). КЕУ WORDS: PENTECOSTALISM / СHARISMATIC MOVEMENT / PROTESTANTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скоробогатова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России. С начала 90-х гг. ХХ в. изменившиеся социокультурные условия стимулировали выработку российскими пятидесятниками новой модели взаимоотношений с государством и обществом. Значимым фактором в этом процессе стали особенности внутриконфессиональной политики пятидесятнических централизованных организаций, рассмотренные на примере Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses new trends in the development of the Pentecostal movement in Russia. Since the early 90s of the twentieth century the changing of the socio-cultural context stimulated Russian Pentecostals to create a new model of relations with the state and society. The features of the internal confessional policy in Pentecostal centralized organizations examined on the example of the Russian Union of Christians of Evangelical Faith (Pentecostals) are considered as significant factors in this process.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России»

УДК 130.2 : 279.15 (47)

И. В. Скоробогатова

Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России

В статье рассматриваются новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России. С начала 90-х гг. ХХ в. изменившиеся социокультурные условия стимулировали выработку российскими пятидесятниками новой модели взаимоотношений с государством и обществом. Значимым фактором в этом процессе стали особенности внутриконфессиональной политики пятидесятнических централизованных организаций, рассмотренные на примере Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ).

The article discusses new trends in the development of the Pentecostal movement in Russia. Since the early 90s of the twentieth century the changing of the socio-cultural context stimulated Russian Pentecostals to create a new model of relations with the state and society. The features of the internal confessional policy in Pentecostal centralized organizations examined on the example of the Russian Union of Christians of Evangelical Faith (Pentecostals) are considered as significant factors in this process.

Ключевые слова: пятидесятничество, харизматическое движение, протестантизм, РОСХВЕ (п).

Кеу words: Pentecostalism, Charismatic movement, Protestantism.

Последний двадцатилетний период новейшей истории России внес существенные коррективы во все области жизни российского общества, в том числе и в область религиозную. Исследования религиоведов и социологов с начала 90-х гг. уверенно констатируют рост религиозной активности населения, последовавший за введением нового законодательства1, который подтверждается возросшим количеством зарегистрированных религиозных организаций и появлением новых религиозных направлений, ранее в спектре российской религиозности не представленных.

С начала 2000-х гг. ситуация несколько изменилась. Произошла известная стабилизация роста количества религиозных организаций, и в последующее десятилетие изменения в религиозной сфере характеризуются в большей степени уже не количественными, а качественными трансформациями. Двадцатилетний период - срок по историческим мер-

© Скоробогатова И. В., 2012

1 Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 г.

кам незначительный, но вполне достаточный, чтобы зафиксировать и осмыслить некоторые тенденции в развитии рассматриваемых явлений.

Одним из наиболее значительных явлений в пространстве российской религиозности постсоветского периода стало распространение и активизация пятидесятнического движения, а также появление новых для России церквей харизматического толка. С начала 90-х гг. и в течение последующих десятилетий пятидесятническое и харизматическое движения находятся в процессе адаптации к условиям современного российского общества. Говоря об адаптации пятидесятнического движения в современном российском обществе, следует уточнить правомерность использования термина «адаптация». Известно, что пятидесятничество на территории Российской Федерации имеет более чем вековую историю, однако большую часть этой истории движение находилось в условиях ущемления своих религиозных прав и свобод. В связи с этим российское пятидесятничество сформировалось в особых исторических условиях, что придало специфический характер движению, заметно отличающий пятидесятничество советского периода от его западного аналога. Изменившийся социально-политический контекст вновь поставил перед движением задачу социальной адаптации, выработки новых форм и способов взаимодействия с обществом, переоценки сложившихся норм, традиций, образцов поведения.

Адаптация этих направлений позднего протестантизма к условиям современного российского общества, продолжающаяся на протяжении двух последних десятилетий, происходила, с одной стороны, в регулируемом соответствующим законодательством взаимодействии с государственной властью, с другой - с обществом, в котором не последнюю роль играли средства массовой информации, во многом задавая тон этим отношениям. Особое значение в становлении и развитии пятидесятниче-ского и харизматического движений в современной России сыграли взаимоотношения самих пятидесятников и харизматов, оказавших и продолжающих оказывать друг на друга существенное влияние. Определить содержание и динамику этих взаимоотношений как одного из факторов процесса адаптации и интеграции пятидесятнического и харизматического движений в современном российском обществе и является задачей настоящей статьи.

Появление и активное развитие в России харизматического движения вызвало неоднозначную реакцию как общества, так и традиционных пятидесятнических организаций, с которыми харизматы были генетически связаны. Начальный период взаимоотношений между этими направлениями современного российского протестантизма приобрел преимущественно негативную окраску. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего те исторические реалии, в результате которых становление российского харизматического движения в значительной степени отличалось от генезиса его западного аналога.

В мире появление харизматического движения исследователи относят к 60-70 гг. ХХ столетия, когда пятидесятнический опыт «крещения Святым Духом» с практикой глоссолалии получил распространение среди традиционных протестантских и католических церквей США

[14, р. 61].

В силу исторических обстоятельств харизматическое движение в России появилось только с началом демократических преобразований, позволивших преодолеть культурный изоляционизм советского периода. В результате картина развития и отношений пятидесятнического и харизматического движений в США и Европе в значительной степени отличается от ситуации, которая сложилась в нашей стране. Консерватизм, догматизм пятидесятников, сформировавшийся в условиях ущемления прав и преследований в советский период, столкнулся в лице активного харизматического движения с чуждой ему религиозной практикой и идеологией. Напротив, религиозная окостенелость старшего поколения советских пятидесятников стала восприниматься многими, в особенности молодежью, как препятствие на пути к истинной духовности. Свободные харизматические религиозные практики противопоставлялись уже сформировавшейся пятидесятнической традиции. Эти обстоятельства обозначили идейный разрыв между традиционными консервативными пятидесятниками и новым харизматическим движением.

Настороженному отношению вплоть до откровенной неприязни к харизматическому движению со стороны традиционных протестантов способствовала проблема его идентификации как в протестантской среде, так и в отечественном религиоведении. Новые формы богослужения, особенности религиозной идеологии и вероучения создавали почву для приписывания рядом исследователей движению признаков НРД и применения к нему статуса «псевдобиблейской (псевдоевангельской) секты» [1]. Однако большинство современных исследователей определяют харизматическое движение как новое направление современного протестантизма, находящееся вполне в рамках неоднородного по своему составу пятидесятнического движения [3, с. 7].

Очередной виток отношений между пятидесятническими и харизматическими организациями был связан с изменением законодательства в сфере государственного регулирования религии. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года предоставил право на государственную регистрацию только тем группам, которые имеют подтверждение своего существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

В результате под действие обозначенного Закона попали многочисленные религиозные группы и организации, образованные с начала 90-х годов. Значительную долю этих организаций составили пятидесятнические и харизматические общины [10]. Сложилась ситуация, при которой новообразованные религиозные организации пятидесятнического и харизма-

тического толка должны были оставаться на положении религиозных групп до истечения обозначенного пятнадцатилетнего срока. В течение этого срока религиозная группа будет ограничена в правах, что связано с невозможностью обретения статуса юридического лица и соответствующей правоспособности, т. е. группа не сможет осуществлять деятельность, на которую необходима санкция государства (регистрация духовного учебного заведения, приобретение имущества, осуществление общественно значимых акций и т. п.).

Однако этим же Законом (п. 1 ст. 9) предусматривалась возможность регистрации религиозной организации в составе централизованной религиозной организации того же вероисповедания на основании соответствующего подтверждения. Предоставленная возможность стимулировала регистрацию религиозных организаций в составе централизованных объединений пятидесятников. Так, в 1997 г. был основан Российский Объединенный союз христиан веры евангельской. В состав РОСХВЕ входит 21 централизованная религиозная организация (ассоциации, региональные и епархиальные управления), более 1300 местных религиозных организаций (поместных церквей), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации, и более тысячи незарегистрированных религиозных групп [9]. Другими крупными объединениями пятидесятников в России стали Союз ХВЕ (РЦХВЕ - с 2004 г.) и Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ), объединившая общины консервативного толка.

Здесь важен один принципиальный момент: если ОЦХВЕ объединила в своей структуре только родственные по вероучению и идеологии общины консервативного толка, т. е. церкви, которые отказывались от регистрации уже в советский период, то РЦХВЕ и РОСХВЕ, являющиеся в основе своей представителями умеренного пятидесятничества, включили в свои ряды разнородные и разнообразные харизматические организации. Объединение в одном союзе религиозных организаций, дистанцированных друг от друга по целому ряду вопросов христианского вероучения и идеологии, наглядно показало формальный характер подобной централизации.

Показательной является ситуация в Нижегородской области, когда в 1999 г. глава регионального отделения РЦХВЕ выступил против принятия в союз церквей харизматического направления. Эта ситуация была разрешена тем, что харизматические церкви получили разрешение на регистрацию напрямую от главы союза В. Мурзы, минуя региональное отделение. Ввиду непримиримой позиции традиционных пятидесятников по отношению к харизматам, руководством РЦХВЕ было принято решение о регистрации в области второго регионального отделения РЦХВЕ, но уже харизматического толка [4].

С начала 2000-х гг. заметно возросло негативное отношение пятидесятников и самих харизматов к церквям направления «Новое поколе-

ние», связанное с особенностями их религиозной практики и рядом идей. В частности, резко негативную оценку пятидесятников получила доктрина «Новый мировой порядок», сформулированная в заявлении главы РОСХВЕ(п) В. Ряховского от 01.04.2005 [9]. Тем не менее, признание идейных и богословских противоречий не стало поводом для отказа церквям движения «Новое поколение» в регистрации в рамках союза. К примеру, дальневосточная ассоциация церквей «Глобальное видение», входящая в состав РОСХВЕ, принадлежит к движению «Новое поколение».

Таким образом, особенность этого этапа взаимоотношений заключается в том, что харизматическое и пятидесятническое движение на территории РФ, начиная с 1997 г., представлено рядом крупных

централизованных структур, объединяющих в своих рядах церкви, стоящие на различных идейных позициях и имеющие существенные отличия в религиозной практике. Важность этого этапа в процессе адаптации новых харизматических церквей и пятидесятников к новым социополитическим условиям состоит в выработке серьезных легитимных оснований для дальнейшего развития в российском обществе. Выстроенные структуры, несмотря на существенную долю формализма, выполнили функцию первичной консолидации столь разрозненного религиозного движения. В дальнейшем это послужило развитию конструктивных взаимодействий пятидесятников и харизматов с органами государственной власти.

Можно предположить, что будущее этой формальной, по существу, структуры массового и активного религиозного движения имеет два варианта развития: либо организация рано или поздно распадется, либо внешняя форма даст импульс качественным изменениям содержания. Что касается первого варианта, то история даёт нам один показательный пример, когда в 1945 г. часть пятидесятнических общин под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Известно, что такой «союз» продержался недолго, обнажив невозможность сгладить противоречия в учении и практике даже под воздействием внешней угрозы. Однако тенденции, проявившиеся в дальнейшем развитии РОСХВЕ, указывают в большей степени на перспективу второго варианта развития.

Одна из задач, которую необходимо было решить РОСХВЕ, - это перспектива остаться организованной общностью не только на бумаге, но и на деле через выработку единой позиции по целому спектру вопросов, с которыми приходится сталкиваться церкви в современном мире. Задача достаточно сложная, учитывая многоликость входящих в союз церквей.

Одной из подвижек в этом направлении стали обнародованные в 2002 г. «Основы социальной концепции РОСХВЕ». Представляется, что одна из основных задач концепции состояла в стремлении выстроить не-

которую общую позицию пятидесятнических и харизматических церквей в понимании и отношении к различным аспектам социальной реальности, таким как государство, нация, патриотизм, право, политика, иные религии, деньги и собственность, наука и образование, проблемы биоэтики, экологии и т. д. [5]. Нужно отметить, что в 2003 г. эта концепция была одобрена и принята Консультативным советом глав протестантских церквей России в качестве документа, призванного сделать открытыми взгляды христиан-протестантов России по основным вопросам и проблемам современности.

Социальная концепция во многом скоординировала взгляды и деятельность харизматов и пятидесятников по линии «церковь - общество», однако напряженные отношения между их представителями продолжали оставаться. Основанием негативного отношения, как правило, являлись специфические черты религиозной практики харизматов, религиознополитическая доктрина движения «Новое поколение» и так называемое «евангелие процветания».

Однако изменения, происходящие в РОСХВЕ с 2011 г., позволяют говорить о том, что Союз сформулировал и реализует новую стратегию, согласно которой будут выстраиваться взаимоотношения внутри Союза. Поворотной точкой стал прошедший 11-13 октября 2011 года собор РОСХВЕ. Ряд программных положений, принятых на соборе, позволяют сделать вывод о существенных трансформациях, наметившихся в умеренном крыле российского пятидесятнического движения.

В первую очередь, интерес представляет сам формат мероприятия, заявленный как «собор». Мероприятие такого формата проводится в РОСХВЕ впервые. Согласно Уставу РОСХВЕ, высшим органом Союза является Генеральная конференция представителей религиозных организаций, являющихся членами Союза. Отныне, согласно принятым положениям, высшим органом Союза является собор. Второе нововведение касается главы Союза, которым, согласно Уставу, является Председатель Союза. В соответствии с решением членов Союза отныне глава РОСХВЕ именуется начальствующим епископом. Произошедшие изменения говорят о стремлении придать органам власти в Союзе статус власти духовной.

Прежняя структура Совета была устроена таким образом, что статус Председателя Союза предполагал выполнение, по сути, только административных функций. Несмотря на то, что Председатель (В. Ряховский) находился в духовном сане епископа, эта духовная власть распространялась только на две епархиальные единицы: Епархиальное Управление по Южному федеральному округу христиан веры евангельской (пятидесятников) и Епархиальное Управление христиан веры евангельской (пятидесятников) Центральной части России. Остальные 20 централизованных организаций объединены в виде ассоциаций церквей с различной степенью автономии. На соборе был учрежден ряд новых епархий в регионах, руководящие функции в которых отныне будут осуществлять заместите-

ли начальствующего епископа в регионах. Теперь по каждому федеральному округу России у начальствующего епископа будет отдельный заместитель.

Нужно уточнить, что ещё в 2007 г. на внеочередной Генеральной конференции РОСХВЕ были приняты «Канонические правила рукоположения священнослужителей РОСХВЕ(п)». Однако эти правила распространялись только на Центральное и Южное Епархиальные управления. С переформатированием Союза эти правила становятся актуальными для всех федеральных округов.

Важной составляющей этого процесса является признание руководителями региональных ассоциаций права начальствующего епископа рукополагать священников в епископский сан. Таким образом, структурные изменения, произошедшие в РОСХВЕ, говорят о стремлении придать Союзу качества духовного союза, братства, а руководящим органам - статус духовной власти.

Другим существенным достижением собора стала выработка трех документов: «Декларация веры. Практика, соответствующая основам вероучения Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников)», определяющая такие важные стороны жизни верующих, как отношение к труду, образованию, науке, здоровью, семье, обществу и государству; «Концепция по вопросам семьи и супружеских отношений. Методические рекомендации для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака», назначение которого состоит в том, чтобы прояснить позицию Союза относительно вопросов семьи и брака по спорным и сложным вопросам, с которыми сталкивается современная церковь, такими как разводы, повторные браки, нетрадиционная ориентация.

Особый интерес вызывает документ «Концепция отношения к экономической деятельности. Этические нормы и рекомендации для священнослужителей в отношении финансов». Этот документ утверждает позицию РОСХВЕ в отношении учения о деньгах, труде и преуспевании с позиции христианской веры. По ряду этих вопросов между пятидесятниками и харизматами продолжаются богословские противостояния. Утверждение этой концепции дает возможность церквям - членам РОСХВЕ придерживаться избранной собором позиции, что поможет сгладить значительный пласт противоречий.

Другая часть экономической концепции - это своеобразный «Кодекс чести священнослужителя», в котором акцентированы такие вопросы, как финансовая подотчетность руководителя общины и прозрачность финансовых операций церкви. Собором разработаны механизмы отчетности и аудита. Внимание было уделено также вопросу о недопустимости участия церкви и её лидеров в финансовых пирамидах, вложения средств общины в какие-либо финансовые проекты, частный бизнес и т. п. [13]. Актуальность этих вопросов отчасти связана с громким «делом

С. Аделаджи». Нужно отметить, что за заявлениями Собора последовали реальные действия. Так, в церкви «Новое поколение» г. Благовещенска 19 декабря 2011 года опубликовано официальное заявление об отлучении от церкви руководителя религиозной группы «Новое поколение» в г. Иркутске с формулировкой «не справился со своими должностными обязанностями, превысив данные ему полномочия в распоряжении финансами группы» [6].

В рассмотренных изменениях в структуре Союза и разработанных на соборе документах достаточно четко прорисовывается ряд новых тенденций. Во-первых, это стремление к преодолению разногласий в Союзе через выработку общих позиций по актуальным вопросам. Во-вторых, введение единых стандартов служения, утверждение канонизированных норм и правил для священнослужителей. Это говорит о стремлении церквей - членов Совета к конструктивному диалогу, преодолению существующих разногласий, формированию в пространстве Совета не номинальной, но реально действующей духовной структуры, закрепленной соответствующей духовной иерархией.

Однако тенденция к преодолению противоречий между различными направлениями, выработка общих позиций и укрепление вертикали духовной иерархии сосуществует с озвученной собором позицией, признающей право религиозных организаций на определенную долю автономии. Т. е., если вероучение и практика церкви находятся в границах принятых собором документов, то церковь имеет право на деятельность согласно собственным представлениям о служении.

Эта новая стратегия стремится совместить принципы централизованного управления при сохранении максимально возможной свободы поместных церквей. Эта концепция получила название «Единство в многообразии» и была озвучена в тезисах, которые прозвучали в программном выступлении начальствующего епископа РОСХВЕ В. Ряховского:

«Единство в многообразии остается нашим важнейшим принципом. Де-централизованность региональных систем, это тот принцип, который позволил протестантским церквям в России существовать и быть хранимыми Богом <. .> Видение пастора в поместной церкви - это главное в нашей стратегии <.> При этом у нас есть принцип теократического управления, который остается и будет усиливаться. Создать гармонию между принципами децентрализации и теократическим правлением - эта та задача, которую предстоит сделать» [8].

Эти же идеи были озвучены и раскрыты в выступлении руководителя отдела богословия РОСХВЕ пастора Михаила Дубровского на форуме-20, который состоялся 18-19 ноября 2011 года в Киеве и был посвящен осмыслению 20 последних лет развития евангельского движения на постсоветском пространстве. В своём выступлении М. Дубровский предложил новый подход к проблеме единства, заключающийся в

стремлении не к унификации веры, но к реализации принципа «единства в многообразии»:

«Нам нужно обрести новое понимание единства: не в совпадении всех деталей вероучения, не в одинаковости форм поклонения Богу и не в объединении единой структурой. Бог несравненно больше наших представлений о Нем и тех форм, в которых мы выражаем нашу веру в Него. Подлинное единство возможно только в многообразии. В принятии

т~ч и и

другого, в диалоге. В сохранении различии и противоречии, которые задают пространство развития» [7].

В этом же выступлении особо обращает на себя внимание высказывание с использованием понятия «соборность»:

«Переход к подлинной соборности, когда каждый христианин может реально влиять на жизнь и служение Церкви - есть выражение принципа всеобщего священства, провозглашенного в Писании и восстановленного в эпоху Реформации. Но до сих пор не создано необходимых структур, которые позволяли бы реализовывать этот принцип на практике. Евангельский Собор есть движение в эту сторону, однако нужно будет сделать еще немало шагов, чтобы соборность действительно стала образом жизни Церкви - Тела Христова. И если мы хотим работать с будущим, нам нужно сознательно двигаться в этом направлении!» [7].

На наш взгляд, в этом выступлении в использовании понятия «соборность», в переименовании Генеральной конференции в собор отражается, помимо прочего, стремление выразить идею «русскости» современных пятидесятников, подчеркнуть органическое единство пяти-десятнического движения с духовной традицией России.

Таким образом, на первом этапе развития пятидесятнического и харизматического движений в постсоветский период между этими направлениями наблюдалась открытая конфронтация, непримиримость по ряду позиций религиозно-идеологического и практического характера. Второй этап отношений пятидесятников и харизматов начинается с вступлением в силу ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. В стране создаются крупные централизованные религиозные объединения пятидесятников, объединяющие в своих рядах также харизматические церкви, стоящие на различных богословских и идеологических позициях, что нередко приводит к конфликтным ситуациям внутри Союза. Формальный характер объединения, тем не менее, способствует успешной адаптации движения к обществу, построению взаимоотношений с государственной властью. Третий этап развития взаимоотношений пятидесятников и харизматов внутри Союза показывает общую тенденцию к преодолению существующих разногласий, формированию в пространстве Совета не номинальной, но реально действующей структуры, закрепленной соответствующей духовной иерархией. Новая стратегия РОСХВЕ

стремится закрепить принципы централизованного управления при сохранении максимально возможной свободы поместных церквей.

Эти тенденции дают основание утверждать, что пятидесятническое и харизматическое движение уверенно эволюционирует к созданию единого пространства российского евангельского движения, выстраивая структуры, позволяющие при сохранении конфессиональной идентичности обеспечить успешную интеграцию в российское общество.

Список литературы

1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. - Н. Новгород: Христианская библиотека, 2007.

2. Заявление РОСХВЕ о деятельности пастора церкви «Новое поколение» А. Ледяева от 29.03.05 [Электронный ресурс] / Официальный сайт РОСХВЕ. -М., 2006. - URL: http://old.cef.ru/6/6/a/90/. - Загл. с экрана.

3. Куропаткина О. В. Неохаризматизм: часть пятидесятничества или новое религиозное движение? // Религиоведение. - М.; Благовещенск, 2008. - № 2.

4. Лункин Р. Харизматы и консерваторы: друзья - враги в одном союзе. [Электронный ресурс]. / Сайт: Русский архипелаг. - М., 2012. - URL: http://www.archipelag.ru/authors/lunkin/?library=1999 - Загл. с экрана.

5. Основы социальной концепции РОСХВЕ [Электронный ресурс] / Официальный сайт РОСХВЕ. - М., 2006. - URL: http://old.cef.ru/6/6/a/2015/.

6. Официальное заявление об отлучении от церкви [Электронный ресурс].

/ Сайт: Церковь Новое Поколение. - Благовещенск, 2011. - URL:

http://www.ngrassia.ra/mdex.php/novosti.html?start=72 - Загл. с экрана.

7. Пастор Михаил Дубровский. Обретение себя: в поисках новой идентичности [Электронный ресурс]. / Официальный сайт РОСХВЕ. - М., 2006 -2009. - URL: http://www.cef.ra/about/prmt.php?id=373.

8. Программная речь Начальствующего епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского (стенограмма). [Электронный ресурс] / Официальный сайт РОСХВЕ. -М., 2006. - 2012. - URL: http://cef.ra/about/ustavme/?id=364 - Загл. с экрана.

9. Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). Об организации. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ЦРО «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)». - М., 2006-2012. - URL: http://cef.ru/about/ - Загл. с экрана.

11. Скоробогатова И. В. Харизматические церкви современной России: автореф. дис. ... канд.филос.наук: 09.00.14. - СПб.: Лен. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2011.

12. Шершнева С. В. Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США. 1960-1970 гг. Критический анализ: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. -Л., 1985.

13. Этические нормы и рекомендации для священнослужителей в отношении финансов [Электронный ресурс]. / Официальный сайт РОСХВЕ. - М., 2006-2012. - URL: http://cef.ru/about/ustavnie/?id=364 - Загл. с экрана.

14. McDonnel, K. Charismatic Reneval and the Churches / K. McDonnel. -New York: Seabury Press, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.