Научная статья на тему 'Пятидесятнические и харизматические группы Санкт-Петербурга и Ленинградской области'

Пятидесятнические и харизматические группы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3770
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / ПЯТИДЕСЯТНИКИ / ХАРИЗМАТЫ / CHARISMATICS / ЕДИНСТВЕННИКИ / ГЛОССОЛАЛИЯ / ТЕОЛОГИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ / PROSPERITY THEOLOGY / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / PENTECOSTALISTS / ONENESS PENTECOSTALISTS / SPEAKING IN TONGUES / PHILANTHROPY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амбарцумов Иван Владимирович

В статье рассмотрены пятидесятнические и харизматические религиозные объединения, существующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дается информация об особенностях их вероучения и канонической структуры, количестве и возрастном составе прихожан некоторых общин, о социальной и благотворительной деятельности пятидесятников и харизматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pentecostal and Charismatic Religious Groups of St. Petersburg and the Leningrad Region

The article deals with Pentecostal and Charismatic religious unions that exist on the territory of St. Petersburg and the Leningrad Region, the author supplying the information about the specific character of the doctrines and canonical organization, the quantity of members of some communities and their age, of social and philanthropic activities of the Pentecostalists and Charismatics.

Текст научной работы на тему «Пятидесятнические и харизматические группы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

УДК 279 (470.23 - 25)

И. В. Амбарцумов

Пятидесятнические и харизматические группы Санкт-Петербурга

и Ленинградской области

В статье рассмотрены пятидесятнические и харизматические религиозные объединения, существующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дается информация об особенностях их вероучения и канонической структуры, количестве и возрастном составе прихожан некоторых общин, о социальной и благотворительной деятельности пятидесятников и харизматов.

The article deals with Pentecostal and Charismatic religious unions that exist on the territory of St. Petersburg and the Leningrad Region, the author supplying the information about the specific character of the doctrines and canonical organization, the quantity of members of some communities and their age, of social and philanthropic activities of the Pentecostalists and Charismatics.

Ключевые слова: протестантизм, религиозные организации, пятидесятники, харизматы, единственники, глоссолалия, теология процветания, благотворительность.

Key words: Protestantism, religious organizations, Pentecostalists, Charismatics, Oneness Pentecostalists, Speaking in Tongues, prosperity theology, philanthropy.

Пятидесятнические и харизматические церкви - течения радикального протестантизма, объединяемые одним общим признаком, так называемой глоссолалией («молитвой на языках»). Практика глоссолалий базируется на состоянии индуцированного психического возбуждения, входя в которое молящиеся начинают произносить (выкрикивать, напевать) непонятные слова, фразы и звукосочетания, что с точки зрения самих адептов указанных учений является следствием вдохновения свыше (дара Святого Духа). Пятидесятники и харизматы считают, что в них проявляется дар, аналогичный тому, которым обладали апостолы и первые христиане, под действием Святого Духа говорившие на незнакомых им ранее языках, что описано в Новом Завете - в книге Деяний святых апостолов и в посланиях апостола Павла (впервые этот дар был получен учениками Христа в день еврейского праздника Пятидесятницы - отсюда описываемое движение получило свое название; слово «харизмат» происходит от греческого харизма - дар, дарование) [15, с. 149].

© Амбарцумов И. В, 2016

Развитие пятидесятнического (харизматического) движения в мире происходило в три этапа, которые именуются самими его участниками «тремя волнами Святого Духа». Группы, возникшие в результате «первой волны» (самое начало XX в.), обычно называются пятидесятниками; последователей «второй волны» (середина XX в.) - харизма-тами; «третьей волны» (1970-80-е гг.) - неохаризматами (к вторым и третьим применяется также иногда термин «неопятидесятники»).

Харизматы и неохаризматы отличаются от пятидесятников большей экспрессивностью богослужения. В их практиках присутствуют такие моменты, как использование рока и другой современной музыки, резкие движения, выкрики, рыдания и смех под «действием Св. Духа» (в некоторых общинах существует понятие «святой смех»), отдельные общины считают в числе проявлений Святого Духа судорожные припадки с падением на пол.

У пятидесятников первой волны религиозный экстаз проявляется не столь экстремально, «говорение на языках» проходит более спокойно и, так сказать, упорядоченно. Также у неохаризматов присутствуют специфические богословские тезисы, например, «теология процветания» (учение о том, что истинный христианин непременно должен с Божьей помощью стать «процветающим», - богатым, здоровым, успешным в земных делах) [14].

В России пятидесятники появились незадолго до Первой мировой войны. Начиная с 1930-х гг. пятидесятничество подвергалось систематическим гонениям. После окончания Великой Отечественной войны часть пятидесятнических общин была под административным давлением включена во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), другие остались в подполье на нелегальном положении. Лишь с наступлением демократической эпохи российские пятидесятники получили возможность легализоваться в качестве отдельной деноминации. Одновременно из-за рубежа в России появляются харизматические проповедники, представители второй и третьей «волн Святого Духа».

Следует отметить, что на Западе харизматические общины и неохаризматические деноминации существуют, как правило, отдельно от пятидесятнических церквей «первой волны». В России и на постсоветском пространстве ситуация несколько иная. Здесь произошло взаимопроникновение между старыми русскими пятидесятническими общинами первой волны (ведущими свою историю с 1910-20-х гг.) и пришедшими с Запада в 1980-90-е гг. новыми харизматическими группами. Многие дети советских пятидесятников стали с энтузиазмом заимствовать новые формы богослужения и проповеди (использование во время «служения» электрогитар и ударных, песни в

современном стиле, шумные «евангелизации», молодежный сленг и т. д.), а пришедшая в пятидесятнические общины молодежь - активно это воспринимать. Далеко не всем пятидесятникам это пришлось по вкусу, и поэтому произошло размежевание российского пятидесятни-ческого движения на три группы: «традиционное», «умеренное» и «новое» (классификация предложена религиоведом О. Н. Куропатки-ной [10]).

«Традиционное» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на ультраконсерваторов из первой «волны» американского пятидесятничества, отрицательно относится к осовремениванию богослужения, осуждает чрезмерное увлечение других пятидесятниче-ских групп «духовными дарами» и отказывается от отношений с государством (это проявляется, например, в отказе от регистрации общин). «Теологию процветания» традиционные пятидесятники решительно осуждают, считая искажением христианского учения.

«Умеренное» пятидесятничество, как и «традиционное», ориентируется в своем богословии на первую «волну» американского пяти-десятничества, но на более умеренное его крыло; не принимая бурных эмоциональных проявлений на богослужениях (криков, падений и т. д.), в целом лояльно относится к модернизации богослужения, включая использование современной музыки. К «теологии процветания» представители «умеренного пятидесятничества» относятся негативно либо критически.

«Новое» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на третью «волну» харизматического движения, выступает за использование современной музыки и других элементов массовой культуры в богослужении для придания ему привлекательности в глазах молодежи, а также пропагандирует активное использование «даров Духа» (исцелений, пророчеств, бурных эмоций на богослужении и т. д.). Большинство «новых пятидесятников» придерживаются «теологии процветания» [10, с. 74-77].

Сегодня на территории нашей страны (в том числе на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области) существуют три крупных объединения пятидесятнических и харизматических церквей. Из них однозначно «традиционным» является Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ), в Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ) присутствуют «умеренные» пятидесятники и часть «новых». Наиболее крупное объединение - Российский объединённый союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ) состоит преимущественно из «новых пятидесятников», воспринявших харизматические практики и доктрины. Также некоторая часть пятидесят-нических общин входит в межконфессиональную (протестантскую)

Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ). Есть и обособленные общины, не входящие ни в одно из объединений.

Далее речь пойдет о специфике упомянутых объединений и их положении на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Объединенная церковь христиан веры евангельской

ОЦХВЕ объединяет наиболее консервативных пятидесятников в странах СНГ, Грузии и Прибалтике. На 2014 г. в России существовало около 500 церквей данной деноминации. Образована ОЦХВЕ в 1992 г. из пятидесятнических общин, находившихся в советское время в подполье и принципиально не желавших входить в Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов. Основатель и идейный вдохновитель данного объединения Иван Петрович Федотов (1929-2011) - религиозный деятель, неоднократно подвергавшийся репрессиям со стороны советской власти. Основа учения ОЦХВЕ - доктрина обращения, освящения и крещения Святым Духом с помощью «говорения на иных языках». Пресвитеры союза выступают за жесткие нравственные нормы и противостоят нововведениям в богослужении и новым «молодежным» методам в миссионерской работе. Решительно отвергают последователи этого течения «теологию процветания» [11, с. 297-298]. Традиционные пятидесятники придерживаются кальвинистского учения о безусловном предопределении Богом ко спасению лишь «избранных»

Среди федотовцев существует предубеждение против военной службы. Впрочем, греховным у них считается не столько участие в военных действиях, сколько акт принесения присяги, который, по их мнению, противоречит заповеди Иисуса Христа из Нагорной проповеди, запрещающей клятву (Мф. 5:34-37).

По мнению «федотовцев», надо избегать «мирского» влияния на жизнь церкви. Один из пунктов их доктрины - избегание государственной регистрации. Сама ОЦХВЕ и ее приходы остаются незарегистрированными. Публичные функции в федотовском союзе с начала 1990-х гг. выполняет другая структура - Российская ассоциация миссий ХВЕ. Руководство ОЦХВЕ считает, что церковную общину регистрировать нельзя, а миссию можно (так как миссия - это не церковь, а общественная организация при церкви) [10, с. 75]. Центром ОЦХВЕ является г. Малоярославец Калужской области, где с 1970-х гг. проживал И. П. Федотов. Глава ОЦХВЕ именуется начальствующим епископом. В 1992-2001 гг. эту должность занимал ближайший соратник и помощник И. П. Федотова Виктор Иванович Белых, после его смерти, в 2001-2011 гг. - сам Иван Петрович Федотов. В 2011 г. после смерти

Федотова начальствующим епископом стал Георгий Арсеньевич Бабий (род. 1945 г., уроженец с. Гольма Одесской области Украины). До этого он возглавлял украинское отделение ОЦХВЕ.

Начальствующим епископом ОЦХВЕ по России является проживающий в пос. Горелово под Санкт-Петербургом епископ Степан Семенович Козицкий. Он иерархически подчинен Г.А. Бабию -начальствующему епископу ОЦХВЕ на всем постсоветском пространстве. Козицкий также возглавляет общину ОЦХВЕ, расположенную в пос. Горелово. В этой же общине служит Павел Алтухов, епископ ОЦХВЕ по петербургскому региону. Данная община самая большая в Санкт-Петербурге и области. Численность ее прихожан составляет до 400 человек, включая детей. Следующая по численности община - церковь «Дом мира» в Ивангороде, возглавляемая пастором Яковом Демянчуком. Число ее прихожан около 100 человек. Община в г. Лодейное Поле «Благая весть» (пастор Андрей Фонайлов, диакон Алексей Шичкин) насчитывает около 50 человек. Также существуют общины в Пикалево, Всеволожске, Сланцах, Тосно, Кингисеппе, Сос-ново и еще несколько совсем маленьких общин в деревнях [4].

Российская церковь христиан веры евангельской

РЦХВЕ представляет собой умеренное крыло в российском пяти-десятничестве. Объединяет умеренно-консервативных и умеренно-либеральных пятидесятников, также некоторые харизматические группы. Была создана в 1990 г., в основном из тех пятидесятнических общин, которые вышли из Всесоюзного совета евангельских христиан баптистов (куда их в конце 1940-х гг. принудительно включили советские власти). Изначально она носила название СХВЕ(п) - Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), нынешнее название Российская церковь христиан веры евангельской - дано в 2004 г.

Главой РЦХВЕ в должности начальствующего епископа является с декабря 2009 г. Эдуард Анатольевич Грабовенко. Он уроженцем Украины (Кривой Рог), основавшим в 1991 г. в Перми церковь «Новый завет». Грабовенко в 1994 г. окончил Международный библейский институт в Канаде. Главой Северо-Западного отделения (СЗО) РЦХВЕ с местонахождением в Санкт-Петербурге является старший пресвитер Александр Викторович Цветков - уроженец Пермского края, последователь и активный деятель церкви «Новый завет», давний соратник Грабовенко. Цветковым основаны общины «Нового завета» в Санкт-Петербурге. Избрание А.В. Цветкова на должность главы СЗО РЦХВЕ (большинством голосов пасторов местных общин) состоялось в ноябре 2013 г. Управление в РЦХВЕ довольно демократично, руководство

коллегиальное. При главе СЗО РЦХВЕ А.В. Цветкове существует «пасторский совет» в количестве 12 человек. Есть также «совет старейшин» - своеобразный наблюдательный орган из трех наиболее заслуженных и уважаемых служителей церкви. В настоящее время в этот совет входят два епископа - Сергей Моисеевич Линник, Михаил Викторович Баранов и пастор Вениамин Николаевич Исаев.

РЦХВЕ в Санкт-Петербурге и области имеет около 60 общин, общая численность последователей составляет около 2000 человек. Крупнейшей является церковь «Новый Завет». Ее последователи в городе и области насчитывают около 400 человек, включая детей (из них примерно 300 в городе, около 100 в области). Большинство прихожан «Нового Завета» - молодежь от 18 до 35 лет. «Новый Завет» активно использует современную музыку, организует массовые культурные мероприятия для своей пропаганды. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Новый Завет» имеет в настоящее время семь общин: в Петроградском районе Санкт-Петербурга (главная община), в г. Пушкине, в г. Кронштадте, в г. Красное Село, в г. Кингисеппе, в г. Сертолово и в г. Сосновый Бор [6].

Из церквей региона, входящих в РЦХВЕ, заслуживает внимания также пятидесятническая группа «Утренняя звезда», занимающаяся активной работой с наркоманами, алкоголиками, а также с людьми, попавшими в трудные жизненные обстоятельства. Данная церковь имеет в регионе две общины: одна собирается в Невском районе Санкт-Петербурга (место сбора - спортивно-концертный центр «Буревестник»), другая - в Гатчине. «Утренняя звезда» имеет два реабилитационных центра для алко- и наркозависимых: в пос. Усть-Ижора Колпинского района Санкт-Петербурга и в пос. Красный Бор Тоснен-ского района Ленинградской области [14].

Российский объединённый союз христиан веры евангельской

Это крупнейшее объединение пятидесятнических и харизматических церквей в современной России и в нашем регионе в том числе. В него входят в основном общины «либерального» толка, принимающие в той или иной мере идеи второй и третьей «волн Святого Духа». Основателем и руководителем данной структуры является Сергей Васильевич Ряховский, который был до середины 1990-х «федотовцем», затем возглавил российское подразделение движения «Церковь Божья» (международная пятидесятническая организация «первой волны», привнесенная в Россию американскими миссионерами). РОСХВЕ было образовано в 1998 г. и представляло собой некую свободную конфедерацию общин, «зонтичную» структуру, служащую

для того, чтобы защищать интересы российских пятидесятников и ха-ризматов различных толков перед лицом государства.

К настоящему времени, однако, в РОСХВЕ появились черты вертикальности, введены единые канонические правила, иерархическая система [9]. В 2008 г. учрежден институт полномочных представителей председателя РОСХВЕ в регионах Российской Федерации, имеющих сан епископов [13].

РОСХВЕ менее требователен к своим членам в смысле вероучения, чем РЦХВЕ и федотовский союз. В частности, к участию в союзе допускаются «единственники» - представители течения в пятидесят-ничестве, отвергающего общехристианское учение о Троице; согласно их взглядам, Отец, Сын и Святой Дух не являются особыми божественными лицами, а суть лишь проявления единого Бога в его отношении к миру. (В то же время в РЦХВЕ и ОЦХВЕ допускаются лишь пятидесятники-тринитарии, т. е. верующие в Троицу).

Историческим центром русских «единственников» еще с дореволюционных времен является Санкт-Петербург. К данному течению принадлежит епископ РОСХВЕ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Дмитриевич Шатров. Он же возглавляет общероссийское объединение «единственников» - «Церковь евангельских христиан в Духе апостолов» (ЦЕХДА), входящую в РОСХВЕ.

Д. Д. Шатров представляет модернистское крыло «единственни-ков», воспринявшее стиль проповеди и элементы богослужебный практики харизматов (неопятидесятников), включая экспрессивные формы богослужения, использование современной музыки, активное задействование телевидения и других СМИ для проповеди. В этом смысле он разошелся со своим двоюродным дядей Василием Тимофеевичем Шатровым (последний возглавляет в пос. Парголово общину консервативных «единственников» под названием «Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов "Провозвестница"», не входящую ни в ЦЕХДА, ни в РОСХВЕ).

Миссионерской организацией, аффилированной с ЦЕХДА, является миссия «Благая весть». Хотя юридически миссия и церковь - это разные организации, фактически они в настоящее время в своем управлении и структуре неразделимы. Религиозным центром ЦЕХДА в настоящее время является кинотеатр «Колизей» на Невском проспекте, приобретенный пятидесятниками в 2011 г. Кроме центральной общины в «Колизее» ЦЕХДА - миссия «Благая весть» имеет в регионе 10 дочерних общин. Общая численность прихожан ЦЕХДА составляет до 5000 человек, участников миссии - до 1,5 тыс. [7].

Еще одной группой «единственников» в Санкт-Петербурге является община миссия «Свет Христа», возглавляемая сестрой Д. Д. Шатрова - Ольгой Дмитриевной Голиковой (место собраний - кинотеатр гостиницы «Москва»). Данная община не входит в ЦЕХДА, но состоит напрямую в РОСХВЕ. Ее можно охарактеризовать как более консервативную в сравнению с церковью Д. Д. Шатрова, но более модернистскую, чем парголовская церковь «Провозвестница».

В числе общин петербургского региона, входящих в РОСХВЕ, можно назвать также следующие:

• церковь «Открытые небеса» - неопятидесятническая группа, связанная с международным сообществом Street Cry (харизматическое течение, ориентированное на работу с молодежью и помощь уличным детям) и опирающаяся на идеи Рика Джойнера, одного из деятеля «третьей волны». Собрания эта церковь проводит в актовом зале Санкт-Петербургского христианского университета (СПХУ). Глава общины - пастор Аркадий Бизянов;

• церкви «Слово жизни» и «Краеугольный камень» - дружественные между собой общины, входящие в Ассоциацию церквей ХВЕ «Церкви веры» (которая в свою очередь является участником РОСХВЕ). Ассоциация базируется на идеях шведского неохаризматического проповедника Ульфа Экмана. Главой Ассоциации в настоящее время является швед Маттс-Ола Исхоел, старший пастор церкви «Слово жизни» в Москве, заместитель председателя РОСХВЕ. Старшие пасторы петербургского «Слова жизни» - Андрей Горновский, «Краеугольного камня» - Сергей Кубасов. Большинство прихожан обеих общин - молодежь. В здании церкви «Слово жизни» наряду с богослужениями проводятся семинары под названием «Фокус Бизнес Школа», где рассматриваются проблемы бизнеса «с библейской точки зрения» в духе «теологии процветания»;

• церковь «Источник жизни» - отколовшаяся ветвь того же «Слова жизни» Ульфа Экмана, организационно с общинами А. Горо-новского и С. Кубасова не связана, кроме того обстоятельства, что также входит в РОСХВЕ. Пастор церкви - Михаил Котов;

• «Исход - церковь Божья», неопятидесятническая организация, имеющая центр в Ростове-на-Дону. Лидер организации Эдуард Дере-мов, являющийся также заместителем начальствующего епископа РОСХВЕ по Ростовской области. В регионе церковь имеет три общины: в Московском районе Санкт-Петербурга (пастор Анатолий Анатольевич Шаповалов), в г. Пушкине и в г. Гатчине. По воскресеньям богослужения посещают около 70-80 человек, среди них большинство молодежь, но есть и пожилые [4]. По информации Л. Чичкано-

вой, «Исход - Церковь Божья» занимается также реабилитацией наркоманов [7];

• община «Христианский центр "Мир"» - основана в 2003 г. как филиал украинской церкви «Посольство Божие для всех народов», созданной ярким проповедником-нигерийцем Сандеем Аделаджи. В церкви Аделаджи приняты практически все неохаризматические проявления: рыдания, конвульсии, «святой смех» и т. д. Аделаджа учил также о необходимости безусловного повиновения верующих пасторам. Репутация данного религиозного деятеля была серьезно подпорчена финансовым скандалом, связанным с банкротством компании «King's Capital», в которую Аделаджа призывал своих прихожан вкладывать деньги [10, с. 67-69]. Политическая позиция Аделаджи (поддержка им «оранжевой революции» 2004 г.) вызвала решительное осуждение С. В. Ряховского [10, с. 106], и поэтому общины «Посольства», желавшие сохранить членство в РОСХВЕ, формально разорвали связь с украинским центром. Санкт-Петербургская община (сменившая не так давно название с «Посольства Божьего» на «Христианский центр "Мир"») тоже формально с церковью Аделаджи не связана, но фактически ее члены продолжают считать этого деятеля серьезным религиозным авторитетом. Основная община «ХЦ Мир» собирается в ДК «Прогресс» на Лесном проспекте. Численность ее прихожан составляет около 100 человек. Существует также три «дочерних церкви» в городе и семь в области. Глава «ХЦ Мир» (в звании регионального пастора) Юлия Владимировна Белоусова - человек с тремя высшими образованиями, участница и учредитель ряда общественных и благотворительных организаций, член Общероссийского Народного фронта. Ю. В. Белоусова не отрицает авторитетность для нее учения С. Аделаджи, по ее словам, в проповедях этого пастора для нее наиболее существенно «учение о развитой и образованной, воспитанной в системе библейских ценностей личности» [8].

АХЦ «Союз Христиан»

Ряд пятидесятнических общин Санкт-Петербурга и области входят в межконфессиональную структуру Ассоциация христианских церквей «Союз Христиан» (АХЦ). Это централизованная организация, имеющая главный офис в Санкт-Петербурге. К членству в АХЦ допускаются не только пятидесятники, а все церкви, разделяющие базовые положения христианства и протестантские постулаты о «спасении верой» и о Библии как об источнике вероучения. Главой ассоциации от начала её основания был И. Ю. Никитин, скончавшийся 27 октября 2015 г. После его смерти ассоциацию возглавил Д. В. Поляков. Из всех ассоциаций, куда входят русские пятидесятни-

ки, эта организация самая либеральная, наименее официозная (если не считать незарегистрированную ОЦХВЕ) и наименее требовательная к своим членам. Впрочем, после смерти И. Ю. Никитина АХЦ переживает, по-видимому, некий кризис. По ряду свидетельств, начался процесс отхода общин от нее. Всего в настоящее время в Петербурге и области у АХЦ около 50 общин (пятидесятнических и харизматических из них около или более половины). Список их находится на сайте организации [1; 2], но при проверке он оказался не вполне актуальным; например, значащаяся в нем община «Виноградник» Андрея Гвоздовского (последователи учения проповедника «третьей волны» Джона Уимбера) фактически уже отделилась от Ассоциации [5]. Из крупных неопятидесятнических церквей, входящих в АХЦ, следует отметить церковь «Хлеб жизни» (три общины - в Московском районе Санкт-Петербурга, в г. Тихвине и в пос. Сиверский) - это последователи пятидесятнического движения «Новое поколение». К аналогичному направлению принадлежит церковь «Дом Хлеба» в Гатчине, тоже входящая в АХЦ. К числу значимых пятидесятнических общин АХЦ также относится церковь «Благодать» в г. Пушкине [1; 2].

Пятидесятничество (в широком смысле, включая «традиционных», «умеренных» и «новых» пятидесятников, харизматические и неохаризматические группы, входящие в пятидесятнические союзы) следует признать одним из наиболее ярких и активных направлений современного русского протестантизма. Среди прихожан пятидесят-нических и харизматических церквей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области много молодежи. «Новые» и «умеренные» пятидесятнические церкви используют для своей проповеди современную музыку и другие элементы массовой культуры. Эти церкви занимаются благотворительностью и другой социально ориентированной деятельностью (особенно на ниве реабилитации наркозависимых), многие из них пропагандируют ориентацию на жизненную активность и успех (теология процветания).

Классическое (традиционное) пятидесятничество чуждо всех этих проявлений, но состав его последователей сравнительно мало-численен. Показательно, например, что традиционалистская ОЦХВЕ не имеет ни одного прихода в центральных районах Санкт-Петербурга, она представлена лишь в Ленинградской области и на городской окраине.

Лидеры наиболее модернистской группы российских пятидесятников (РОСХВЕ) занимают демонстративно-лояльную гражданскую позицию, в то время как наиболее консервативная группа (ОЦХВЕ) от контактов с государством подчеркнуто дистанцируется, следуя в этом традиции, заложенной еще в советское время.

Список литературы

1. Ассоциация христианских церквей «Союз Христиан». Ленинградская область [Электронный ресурс]. - URL: http://tbn-tv.ru/accr/cerkvi/severo-zapadnyj-region/leningradskaya-oblast/ (дата обращения: 10.01.2016).

2. Ассоциация христианских церквей «Союз Христиан». Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. - URL: http://tbn-tv.ru/accr/cerkvi/severo-zapadnyj-region/sankt-peterburg/ (дата обращения: 10.01.2016).

3. Интервью и переписка с клириками и прихожанами Объединенной церкви христиан веры евангельской (ОЦХВЕ). - Архив автора.

4. Интервью и переписка с клириками и прихожанами общин Российского объединённого союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ). - Архив автора.

5. Интервью с пастором церкви «Виноградник» в Санкт-Петербурге Андреем Гвоздовским. - Архив автора.

6. Интервью с пресс-секретарем Северо-Западного объединения Российской церкви христиан веры евангельской (СЗО РЦХВЕ) Павлом Евтеевым. -Архив автора.

7. Интервью с представителем Миссии «Благая весть» по связям с общественностью Людмилой Чичкановой. - Архив автора.

8. Интервью с региональным пастором общины «Христианский центр "Мир"» Юлией Владимировной Белоусовой. - Архив автора.

9. Канонические правила рукоположения священнослужителей. Принято Внеочередной Генеральной Конференцией Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) 19 октября 2007 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://cef.ru/about/ustavnie/?id=4

10. Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: дис. ... канд. культурологии. - М., 2009.

11. Лункин Р. Н. Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятников (ОЦХВЕ) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М., 2003. -С. 293-304.

12. Лункин Р. Н. Российский объединенный союз христиан веры евангельской - пятидесятников (РОСХВЕП) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. -М., 2003. - С. 283-293.

13. Положение о Полномочных представителях Председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в регионах РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.globalstrategy.ru/News/01.09/15_01_09.html (дата обращения: 08.01.2016).

14. Скоробогатова И. В. Феномен харизматизма в христианстве: история и современность // Вестн. Рус. христ. гуманит. акад. - 2010. - Т. 11. - Вып. 2. -С. 21-32.

15. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: слов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 149.

16. Центр социальной помощи «Утренняя звезда» [Электронный ресурс]. - URL: http://utrezve.org (дата обращения: 07.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.