Научная статья на тему 'Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях'

Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CONDITION OF EDUCATION AND TRAINING / INDICATORS OF SCHOOL ENVIRONMENT / LEVEL OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Л. М., Кучма Владислав Ремирович, Степанова М. И., Александрова И. Э., Шумкова Т. В.

Разработана гигиеническая оценка условий и режима обучения детей, включающая показатели, содержащиеся в санитарно-эпидемиологических требованиях к образовательным учреждениям и организации питания в них, данные лабораторно-инструментальных методов исследования, а также международные индикаторы, характеризующие внутришкольную среду, размещение школ в населенном пункте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Л. М., Кучма Владислав Ремирович, Степанова М. И., Александрова И. Э., Шумкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to the assessment of the sanitary conditions and modes of learning in educational institutions

Analysis of the existing assessment of the conditions of education and training of students necessitated the updating ofmethodical approaches for determining levels of sanitary-epidemiological welfare of educational institutions. The hygienic evaluation of the conditions and treatment of children's education at school includes indicators contained in the sanitary-epidemiological requirements for educational institutions and nutrition, data in laboratory and instrumental methods of research, as well as international indicators of a school environment and their accommodation in the village.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях»

4

ЗНиСО АВГУСТ №8 (24!)

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ И РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Л.М. Cухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова, Т.В. Шумкова

NEW APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE SANITARY CONDITIONS AND MODES OF LEARNING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

L.M. Suhareva, V.R. Kuchma, M.I. Stepanova, I.E. Alexandrova, T.V. Shumkova

ФБГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва

Разработана гигиеническая оценка условий и режима обучения детей, включающая показатели, содержащиеся в санитарно-эпидемиологических требованиях к образовательным учреждениям и организации питания в них, данные лабораторно-инструментальных методов исследования, а также международные индикаторы, характеризующие внутришкольную среду, размещение школ в населенном пункте.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, условия воспитания и обучения, показатели вну-тришкольной среды, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия

Analysis of the existing assessment of the conditions of education and training of students necessitated the updating ofmethodical approaches for determining levels of sanitary-epidemiological welfare of educational institutions. The hygienic evaluation of the conditions and treatment of children's education at school includes indicators contained in the sanitary-epidemiological requirements for educational institutions and nutrition, data in laboratory and instrumental methods of research, as well as international indicators of a school environment and their accommodation in the village.

Keywords: educational institutions, condition of education and training, indicators of school environment, level of sanitary-epidemiological welfare

Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Решение этого вопроса во многом определяется созданием оптимальных условий воспитания, обучения, труда и оздоровления детей и подростков. Именно безопасные условия жизнедеятельности и являются залогом формирования здорового поколения. Рост заболеваемости детского населения, особенно школьно-обусловленных нарушений здоровья, подтверждают необходимость усиления контроля за созданием безопасных условий образовательной деятельности детей, что является составной частью решения проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [2].

В современной практике Госсанэпиднадзора распределение образовательных учреждений на группы (по санитарно-гигиеническому состоянию объекта) проводится на основании МУ 5.1.661—97 «Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров», где:

— к первому уровню относятся объекты, санитарное состояние которых соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, в них отсутствует превышение предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней (ПДК, ПДУ) по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований за предыдущий год;

— ко второму уровню относятся объекты, состояние которых не соответствует действующим государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, но в них отсутствует превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований;

— к третьему уровню относятся объекты, санитарное состояние которых не соответству-

ет действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в них регистрируется превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследования, регистрируются групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления, профессиональные заболевания.

По данным официальной статистики, за последние годы значительно уменьшилось количество детских учреждений, обследованных органами Роспотребнадзора. Практически половина из них относятся ко 2-му уровню санитарно-эпидемиологического благополучия. Доля исследований в общеобразовательных учреждениях (ОУ), не отвечающих требованиям СанПиН по освещенности, микроклимату, шуму, соответствию мебели длине тела детей, держится на высоких цифрах.

Кроме того, количество учреждений с нарушениями санитарно-гигиенических факторов, в том числе имеющих данные лабораторных исследований с превышением ПДК и ПДУ, значительно больше числа образовательных учреждений, отнесенных к III уровню санитарно-эпидемиологического благополучия. Это позволяет предположить, что результаты лабо-раторно-инструментальных исследований недостаточно используются (или не учитываются вообще) при определении уровней санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений Роспотребнадзора. Все вышесказанное обусловило необходимость обновления подходов к гигиенической оценке условий и режима обучения.

Предлагаемая нами гигиеническая оценка условий и режима обучения детей в ОУ включает практически все показатели, содержащиеся в санитарно-эпидемиологических требованиях к общеобразовательным учреждениям [3] и организации питания в них [4], данные лабораторно-инструментальных методов исследований,

АВГУСТ №8 (240

5

проводимых в ОУ, а также принятые Россией международные индикаторы, характеризующие внутришкольную среду и размещение ОУ в населенном пункте. Указанные показатели (доступность школы в населенном пункте, концентрация определенных загрязнителей воздуха в учебных помещениях, распространенность в них сырости и плесени) заимствованы из Пармской декларации по окружающей среде и охране здоровья, принятой государствами-членами Европейского региона ВОЗ (Парма, Италия, 2010). Используемые показатели сгруппированы в блоки, традиционно используемые для гигиенической характеристики ОУ (расположение в населенном пункте, территория ОУ, здание, его оборудование, организация учебно-воспитательного процесса, водоснабжение, освещение и т. д.).

Предлагаемый методический подход основывается на гигиенической классификации показателей внутришкольной среды, т. е. на принципе дифференциации отклонений параметров показателей от действующих гигиенических нормативов. Показатели представлены в количественном (единицы измерения: лк, %, м, дБ и т. п.) и качественном выражении (наличие того или иного признака, степень его проявления). Особенностью данной классификации является «привязка» ряда показателей непосредственно к учащимся (% детей, обеспеченных рабочем местом в соответствии с ростовыми данными, с учетом состояния здоровья; % детей, работающих за конторками, и т. п.).

Степень отклонения параметра показателя от действующих гигиенических нормативов ранжируется следующими градациями:

• 3 балла — «оптимальные» условия обучения: не только гарантируют безопасность в отношении ухудшения здоровья детей, но и обеспечивают условия для их гармоничного роста и развития;

• 2 балла — «допустимые» условия: полное соответствие санитарным правилам и нормам;

• 1 балл — «потенциально опасные» условия обучения и воспитания: способствуют развитию и кумуляции утомления учащихся, формированию морфофункциональных отклонений;

• 3 балла — «опасные» условия: длительное пребывание детей во вредных условиях способствует развитию и прогрессированию школьно-обусловленных заболеваний.

Отличия между параметрами показателей «потенциально опасных» и «опасных» условий заключаются в том, что в последнем варианте более выражены отклонения от гигиенических нормативов и/или есть факт превышения ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследования, а также наличие в ОУ случаев групповых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

Суммируя баллы, полученные при ранжировании всех групп показателей среды ОУ, можно определить группу его санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ): 1 группа включает соответственно «оптимальные», «допустимые» условия, 2 группа — «потенциально опасные» и 3 группа — «опасные».

По результатам оценки составляется экспертное заключение о состоянии СЭБ образовательного учреждения. Указываются выявленные нарушения, замечания, сроки их устранения, рекомендации по разработке профилактических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий. Отнесение образовательного учреждения к одной из групп СЭБ позволяет выявить проблемные места в деятельности ОУ. Эта информация является основанием для разработки целенаправленных профилактических мероприятий и поиска резервов по улучшению условий внутришкольной среды. Уровень СЭБ также является показателем для сравнения ОУ между собой в плане создания оптимальных условий жизнедеятельности учащихся. Оперативная гигиеническая оценка условий и режима обучения детей является инструментом управления санитарно-эпидемиологическим благополучием образовательных учреждений и поможет обеспечить дифференцированный подход к проведению профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий с учетом реальных показателей и особенностей каждого образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: Информационное письмо. Н.Н.:ГОУ ВПО НижГМА Минздрава России, 2004. 28 с.

2. Онищенко Г.И., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: Издательство Научный центр здоровья детей. 2004. 154 с.

3. СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. СанПиН 2.4.5.2409—08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

5. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методическое пособие. М., 2002. 208 с.

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович , тел. (495)9174831, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

Contact information: Kuchma Vladislav, phone ,(495)9174831, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.