НОВЫЕ ПОДХОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Антон Владимирович Рычков
ООО «Технология 2000», начальник отдела информационных систем территориального развития, 620142, Россия, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 7, корпус «Л», офис 106, тел: (343) 379 3432, e-mail: [email protected]
Устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований невозможно без эффективного управления территорией. Юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют и контролируют деятельность по управлению территорией, постоянно требуется комплексная информация о состоянии территориальных ресурсов, об условиях ее развития, функциональных и правовых регламентах использования.
Ключевые слова: градостроительство, территория, территориальное планирование.
NEW APPROACHES TO URBAN DEVELOPMENT DATAWARE AntonV. Rychkov
Public corporation «Technologiya 2000», 620142, Rossia, Yekaterinburg, phone: (343) 379 3432, e-mail: [email protected]
Sustainable social-and -conomic development of municipal formations is impossible without efficient management of territories. Legal persons and individuals, government bodies and local authorities who are to control territories management are in need of complex information on the state of the territory resources and conditions of development as well as functional and legal regulations.
Key words: urban development, territory, territorial planning.
Устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований невозможно без эффективного управления территорией. Юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют и контролируют деятельность по управлению территорией, постоянно требуется комплексная информация о состоянии территориальных ресурсов, об условиях ее развития, функциональных и правовых регламентах использования.
Для принятия управленческих решений необходимо проанализировать состояние территории по нескольким показателям. Среди них данные о сложившейся застройке, транспортная и инженерная инфраструктура, геологические и экологические сведения, градостроительные регламенты и ограничения, а также перспективы развития. Отсутствие каких-либо сведений влечет за собой дополнительные риски и издержки участников процессов территориального развития, в т.ч.:
- высокие временные и финансовые затраты на подготовку градостроительной документации (документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории);
- ошибки и недочеты в градостроительной документации, ведущие к хаотическому развитию территории и, как следствие, к снижению инвестиционной привлекательности территории;
- неоправданно высокие затраты на содержание инфраструктуры, благоустройство территорий общего пользования, проблемное транспортное обеспечение;
- риски и дополнительные издержки инвестора (физлица, организации, муниципалитеты, государство) на стадии выделения земельного участка под строительство, связанные с невозможностью оценки пригодности потенциальной площадки;
- дополнительные издержки инвестора на стадии архитектурностроительного проектирования, вызванные необходимостью сбора сведений о состоянии территории и перспективах ее развития;
- риски удорожания инвестиционного проекта в связи с неблагоприятными условиями строительства (состояние грунтов, выявление действующих инженерных коммуникаций на площадке и пр.)
- высокие затраты органов местного самоуправления на реализацию муниципальных полномочий в сфере строительства и землепользования (формирование и предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительство)
- ошибки муниципалитета, ведущие к судебным издержкам и (или) затратам ресурсов на их исправление;
- низкие поступление в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых платежей за пользование землей и объектами капитального строительства.
Градостроительным кодексом РФ предусмотрено ведение органами местного самоуправления информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) - систематизированного свода документированных сведений о состоянии территории и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Требования к ведению ИСОГД утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 года № 363.
Иными словами, геоинформационные решения в территориальном управлении сегодня - это необходимость, вызванная как требованиями законодательства, так и объективными проблемами.
Благодаря нормативным предпосылкам с 2005 года наблюдается бурное развитие информационных систем такого класса. С тех пор в России сформировалось несколько десятков поставщиков ИСОГД. Стоимость решений варьируется от нескольких тысяч до нескольких десятков (а в отдельных муниципалитетах сотен) миллионов рублей. Объем функций в различных
решениях также расходится от формального удовлетворения законодательных требований до сложных аналитических подсистем. Поддержка и эксплуатация информационных систем, как правило, осуществляется органами архитектуры и градостроительства, либо специально созданными структурами в форме муниципальных учреждений и специализированными отделами.
Анализируя качество многообразных вариантов ИСОГД с точки зрения практической полезности, можно насчитать несколько успешных и индивидуальных систем. Как правило, они действуют в крупных муниципальных образованиях.
Если говорить о массовом опыте внедрения ИСОГД, то большинство внедрений построено на общем принципе: вся полнота ответственности за внедрение и эксплуатацию и обслуживание таких систем возлагается на органы местного самоуправления. В итоге, по причине дефицита кадровых и финансовых ресурсов в муниципалитетах, большинство проектов не приводит к реальной эффективности и затухает.
Специалистами ООО «Технология 2000» разработана модель ИСОГД, которая позволяет избежать острой зависимости от финансовых возможностей и кадрового обеспечения администрации муниципальных образований. Модель, которая получила название «Информационный сервис «ГрадИнфо» обладает следующими характерными особенностями:
- Программное обеспечение и базы данных расположены на внешнем серверном оборудовании и предоставляются в пользование муниципалитетам через каналы интернет с применением «технологии облачных вычислений»;
- исполнение трудоемких операций по ведению и обработке данных осуществляется внешними специалистами, находящимися в любой точке России через механизм онлайн-заказа;
- вычислительная техника и интернет-каналы защищены на предмет обработки конфиденциальной информации в соответствии с требованиями ФСБ;
- на центральном узле реализована трехстадийная система резервного копирования данных, что практически исключает вероятность потери накопленных данных вследствие поломки оборудования.
Муниципальные пользователи «ГрадИнфо»:
- не приобретают и не обслуживают вычислительную технику;
- не заботятся о разработке, сопровождении и развитии программного обеспечения;
- не заботятся о сроках и качестве выполнения трудоемких операций;
- работают в системе с любого компьютера, оснащенного средствами защиты данных ограниченного пользования, через Интернет;
- в течение рабочего времени получают поддержку:
- технических специалистов,
- специалистов по градостроительному и земельному праву,
- ИТ-специалистов.
«Град-Инфо» включает в себя аппаратные и программные средства, обеспечивающие ввод, хранение, обработку и предоставление пользователям следующей информации:
- цифровые топографические карты;
- градостроительная документация;
- данные кадастра недвижимости;
- материалы инженерных изысканий;
- сведения об инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре;
- прочая информация.
«ГрадИнфо» содержит автоматизированные программные модули для исполнения следующих функций.
Ведение делопроизводства - функция, позволяющая регистрировать входящую и исходящую корреспонденцию органов архитектуры и градостроительства, контролировать сроки исполнения, регистрировать ответы, отслеживать контрольные вопросы, подготавливать отчеты по обращениям граждан. Цель - повышение производительности и оптимизация работы с корреспонденцией.
Ведение адресного реестра - функция, позволяющая регламентировать порядок присвоения, изменения, аннулирования адресов объектов недвижимости.
Подготовка схем расположения ЗУ - функция позволяет создавать схемы расположения земельных участков, рассчитывать границы, подготавливать текстовые и графические документы.
Подготовка и выдача ГПЗУ - функция позволяет подготавливать градостроительный план земельного участка в автоматическом режиме.
Ведение копии кадастровых данных - функция подразумевает загрузку сведений о земельных участках из органов Росреестра в рамках действующих регламентов.
Выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - функция должна позволять на основании обращения застройщика подготавливать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, заключения о проверке документов, учитывать ранее выданные разрешения, выдавать сводные отчеты по выданным разрешениям.
Ведение ПЗЗ, включая градостроительный регламент - функция подразумевает автоматизацию процессов внесения изменений в правила землепользования и застройки, выдачу разрешений на вспомогательный и условно-разрешенный виды использований земельных участков и объектов капитального строительства.
Ведение документов территориального планирования - функция позволяющая вести учет документов территориального планирования, а также изменений.
Учет документации по планировке территории - учет, регистрация документации по планировке территории, а также изменений.
Учет и регистрация результатов инженерных изысканий - учет и регистрация отчетов о проведенных инженерных изысканиях; ведение крупномасштабных дежурных планов населенных пунктов по материалам инженерных изысканий и исполнительных съемок.
ИСОГД - ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с требованиями Г радостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Вычислительное оборудование и программное обеспечение «ГрадИнфо» одновременно используется в разных муниципалитетах. Благодаря чему, за счет эффекта масштаба совокупная стоимость владения «ГрадИнфо» почти в 5 раз ниже традиционного подхода в расчете на каждый муниципалитет.
«ГрадИнфо» сегодня успешно работает в малых, средних и отдаленных муниципальных образованиях Свердловской области - там, где попытки внедрения традиционных информационных систем закончились неудачно. Таким образом, наиболее жизнеспособный подход к информационному обеспечению градостроительной деятельности в современных условиях связан с переходом на «облачные» технологии построения информационных систем в совокупности с передачей на аутсорсинг исполнения трудоемких функций по ведению и обработке данных.
© А.В. Рычков, 2013