Научная статья на тему 'Новеллы валютного регулирования и перспективы развития'

Новеллы валютного регулирования и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CURRENCY LEGISLATION / ПАСПОРТ СДЕЛКИ / TRANSACTION PASSPORT / КООРДИНАЦИЯ ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / COORDINATION OF CURRENCY CONTROL BODIES AND AGENTS / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY EXCHANGE CONTROL / УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ / RECORD OF CURRENCY TRANSACTIONS / КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ / CURRENCY TRANSACTIONS' CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стоянов В.Д.

В статье рассматриваются последние изменения в валютном законодательстве в 20112012 году, связанные с принятием ряда федеральных законов и актов органов валютного регулирования. На основе анализа произошедших изменений были обозначены основные, по мнению автора, перспективы дальнейшей либерализации механизма валютного регулирования, модернизации действующей системы валютного контроля и порядка взаимодействия и обмена информацией органами и агентами валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novels currency regulation and prospects

This article includes recent developments in the foreign exchange law in 2011-2012, related to the adoption of a number of federal laws and acts of currency regulation authorities. Based on the analysis of this changes there were indicated the main, according to the author, perspectives for the further liberalization of the currency regulation mechanism and for the modernization of the current system of foreign exchange control and order of interaction and information exchange between currency control bodies and agents.

Текст научной работы на тему «Новеллы валютного регулирования и перспективы развития»



стоит, в частности, в том, что в отличие от других стран, где рядом с органами местного самоуправления действуют местные органы государственной власти, берущие на себя ответственность за осуществление государственных дел, в России органам местного самоуправления поручают решение некоторых этих дел».

Точка зрения известного юриста-государствове-да В.И. Васильева лишний раз подтверждает важность (необходимость) рационального распределения публичных полномочий. В противном случае произойдет фактическое включение местного самоуправления в систему органов государственной власти, т.е. процесс этатизации отдельных вопросов децентрализованного характера.

Литература

1. Кубарков А.Н. Конституционно-правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления: Автореф. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000.

2. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2000.

3. Кузнецова Н.В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2005.

4. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010.

5. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного государства (США, Великобритания). М., 1971.

6. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: Изд-во МГУ, 1996.

7. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М. 1998.

8. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. № 10.

9. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика.

10. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995.

11. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.

12. Кузнецов И.Н., Пронина В.С. Основания издания и форма нормативных актов государственных комитетов, министерств, ведомств СССР // ВНИИСЗ. Труды. Вып. № 4.

13. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972.

14. Исполнительная власть в Российской Федерации / На-здрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А., Цыгаленко И.Г. и др. М., 1996.

15. Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами публичной власти в сфере местного самоуправления // Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под ред Т.Я. Ха-бриева. М., 2010.

16. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

17. Воробьев В. У муниципалитетов задач больше, чем денег // Российская газета. 2002. 22 октября.

18. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.

19. Васильев С.И. Муниципальное право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2012.

НОВЕЛЛЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

В.Д. Стоянов,

аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Аннотация. В статье рассматриваются последние изменения в валютном законодательстве в 20112012 году, связанные с принятием ряда федеральных законов и актов органов валютного регулирования. На основе анализа произошедших изменений были обозначены основные, по мнению автора, перспективы дальнейшей либерализации механизма валютного регулирования, модернизации действующей системы валютного контроля и порядка взаимодействия и обмена информацией органами и агентами валютного контроля.

Ключевые слова: валютное законодательство, паспорт сделки, координация органов и агентов валютного контроля, валютный контроль, учет валютных операций, контроль за проведением валютных операций.

NOVELS CURRENCY REGULATION AND

PROSPECTS

V.D. Stoyanov,

graduate student, Department of Financial Law, Moscow State Law University. OE Kutafin (MSLA).

Annotation. This article includes recent developments in the foreign exchange law in 2011-2012, related to the adoption of a number of federal laws and acts of currency regulation authorities. Based on the analysis of this changes there were indicated the main, according to the author, perspectives for the further liberalization of the currency regulation mechanism and for the modernization of the current system of foreign exchange control and order of interaction and information exchange between currency control bodies and agents.

Key words: currency legislation, transaction passport, coordination of currency control bodies and agents, currency exchange control, record of currency transactions, currency transactions' control.

Обновление валютного законодательства в 2012 г. Российской Федерации товаров (новая редакция ч. 6

характеризуется тем, что большая часть существенных изменений коснулась основного закона в сфере валютного регулирования - Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - «Федеральный закон № 173-Ф3»). Это связано с принятием федеральных законов: № 406-ФЗ от 06.12.2011 [1], № 409-ФЗ от 06.12.2011 [2], № 294-ФЗ от 15.11.2010 [3], № 162-ФЗ от 27.06.2011 [4], № 8-ФЗ от 07.02.2011 [5], № 236-ФЗ от 18.07.2011 [6].

Принятие целого блока законов имело своей целью оптимизацию валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок и его приведение в соответствие с рядом существенных изменений, внесенных в нормативно-правовые акты других сфер регулирования.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (далее - «Закон № 406-ФЗ») внес следующие изменения в механизм валютного регулирования:

1) уточнение содержания паспорта сделки, новые требования к его оформлению (изменение в ст. 20 Закона № 173-ФЗ),

2) уточнение функций Правительства Российской Федерации в части координации органов и агентов валютного контроля (изменение в ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ),

3) дополнение перечня документов, запрашиваемых агентами валютного контроля, документами, необходимыми для подтверждения статуса физического лица - нерезидента (дополнение нормой п.14 ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ),

4) введение принципа однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и видов представляемых документов (изменения в ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ),

5) уточнение компетенции таможенных органов при передаче в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам, а также установление обязанности таможенных органов передавать данную информацию в электронном виде в уполномоченные банки не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами

ст. 23 Закона № 173-ФЗ),

6) закрепление обязанности резидентов по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговой сделке путем передачи резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг в счет осуществленных авансовых платежей (изменения в ст. 19 Закона № 173-ФЗ) для указания в ведомостях банковского контроля (порядок представления резидентами уполномоченным банкам указанной информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

7) установление новой обязанности уполномоченных банков и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентов валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом-резидентом требований ст. 19 Закона № 173-ФЗ передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения (новый абзац ч. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 236-ФЗ введена новая ч. 4 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, устанавливающая возможность для резидентов замены страховой выплатой обязанности получения валютной выручки в соответствии с заключенным ранее договором страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) при наступлении страхового случая.

В связи с принятием электронного документооборота между органами и агентами валютного контроля добавлена ч. 6 ст. 20, устанавливающей обязанность уполномоченных банков передавать оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации в срок

не более 3 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Предполагается, что указанные изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ будут способствовать:

• снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности юридических лиц-резидентов, в том числе российских инновационных компаний;

• оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок с товарами путем сокращения документооборота, исключения дублирования функций агентов валютного контроля, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля переходу на оформление паспорта сделки в электронном виде и сокращению объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки и т.д.

Следующее существенное изменение механизма валютного регулирования и валютного контроля связано с принятием нового акта органа валютного регулирования, определяющего порядок предоставления форм учета и отчетности и подтверждающих документов по валютным операциями и осуществления контроля за их проведением. Речь идет о вступившей в силу 1 октября 2012 г. инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее -«Инструкция № 138-И») [7].

Инструкция № 138-И заменила положение Банка России от 1 июля 2004 г. № 258-П и инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И, а также указание Банка России от 10 декабря 2007 г. № 1950-У, которые с 1октября 2012 г. утратили силу.

Инструкция № 138-И устанавливает:

• порядок, случаи и сроки представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций;

• порядок оформления паспортов сделок;

• порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Следует сказать, что теперь одновременно существуют две формы паспорта сделки: на бумаге и в электронной форме.

Прежде чем мы проанализируем основные изменения порядка оформления паспортов сделок и учета валютных операций, введенных новой Инструкцией № 138-И, хотелось бы немного вернуться к Федеральному закону № 173-ФЗ в этой части. Существенно изменилась редакция ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ с 5 июня 2012 г. в связи с принятием Закона № 406-ФЗ. Текст статьи теперь содержит подробное уточнение содержания паспорта сделки (ч. 3),

которое должно включать следующую информацию:

1) сведения о номере и дате паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата и номер договора (если имеется), общая сумма сделки и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательство по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и основаниях закрытия паспорта сделки.

Более подробно остановимся на отдельных положениях паспорта сделки.

Сведения об иностранном контрагенте. Указанное положение паспорта сделки не взывает особых трудностей при заполнении. Однако следует отметить, что когда в контракте больше одного контрагента, другими словами есть центральный контрагент и другие участники контракта (например, агенты, поверенные, комиссионеры, перевозчики, то есть третьи лица - участники договорных отношений), то, если в контракте они названы напрямую, паспорт сделки также должен содержать информацию и о них.

В части указания общих сведений о внешнеторговой сделке также следует отметить ряд нюансов относительно каждого вида информации. При заполнении сведений о дате и номере договора следует учитывать, что указание «если имеется» касаются только номера договора. Дата всегда должна стоять на договоре. Это вытекает из требований Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - «Федеральный закон № 402-ФЗ») [8]. Участники внешнеторговой деятельности, являющиеся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами или нотариусами, обязаны подписывать договор, ставить печать и дату, иначе эти документы не будут считаться документами первичной бухгалтерской отчетности.

В Инструкции 138-И появилось довольно важное нововведение - установлена возможность оформления паспорта сделки по предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащим все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), проектам договоров (контрактов, соглашений). Это те случаи, когда у одной из сторон есть намерение заключить сделку, подтвержденное подписью этой стороны под договором. То есть достаточно определения воли хотя бы одной из сторон на основании проставленных подписи и печати.

Однако в Инструкции 138-И упускается один важный момент - в данном акте органа валютного регулирования идет речь об оформлении паспорта сделки на основании проекта договора, но ничего при этом ничего не говорится о переоформлении

паспорта сделки к договору на основании проекта дополнительного соглашения к этому договору.

Представляется целесообразным, чтобы соответствующие органы, осуществляющие контроль за соблюдением валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и контроля, признавали право участников внешнеэкономической деятельности на переоформление паспорта сделки на основании проекта дополнительного соглашения к паспортизируемой сделке.

Общая сумма сделки и валюта цены сделки существенным образом зависит от характера исполнения обязательств, заложенных договором. Все просто, когда в договоре прописана конкретная сумма и валюта сделки, но бывают случаи, когда нет прямой названной суммы договора в его тексте и сумма, например, определяется формулой или каким-либо условным обязательством, связанным с исполнением договора. В таком случае участник внешнеэкономической деятельности обязан сам рассчитывать сумму обязательств по внешнеторговой сделке и прописать ее в паспорте сделки. Таким образом, уточнение «если имеется» кроме как к номеру договора, ни к одному другому условию применяться не может.

В отношении указания даты завершения исполнения обязательств по сделке в практике правоприменения также возникают много вопросов. Например, когда в договоре есть дата прекращения действия договора, но при этом в договоре есть обстоятельства, которые могут этот срок «расширить» - обстоятельства форс-мажора и обстоятельства качества. Если в условиях договора стоит дата завершения обязательств по контракту, она может быть указана в паспорте сделки, однако резидент может эту дату изменить с учетом вышеназванных условий. То есть эту дату он может увеличить на возможные случаи наступления обстоятельств, предусмотренных соответствующими разделами договора.

В случаях, когда буквальное значение содержащихся во внешнеторговом договоре слов и выражений неясно (в частности, напрямую не указывается срок исполнения обязательств), при толковании условий договора выясняется в соответствии со ст. 431 ГК РФ действительная воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, и за срок исполнения обязательств принимается срок, который указывается резидентом при оформлении паспорта сделки.

Сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке, указываются резидентом в обязательном порядке. Ни один паспорт сделки не оформляется без предварительной договоренности с банком, который будет обслуживать соответствующий договор.

Инструкция № 138-И предусматривает возможность делегирования уполномоченному банку на основании представляемых резидентом документов

и иной информации права заполнять справку о валютных операциях (п. п. 2.4, 2.9, 3.9, 3.15 Инструкции 138-И), справку о подтверждающих документах (п. п. 9.4, 9.7), паспорт сделки (п. п. 6.3, 6.11), что не освобождает резидента от ответственности за соблюдение установленных сроков исполнения соответствующих обязанностей, включая сроки представления необходимых документов. То есть, если банк делает ошибку при оформлении паспорта сделки, ответственность все равно несет клиент банка. Что, однако, не исключает возможность резидента, в случае привлечения его к ответственности за допущенное нарушение, обратиться к банку или в суд с требованием о возмещении причиненных убытков.

Кроме того, Инструкцией № 138-И в порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделок вносится ряд нововведений, в том числе:

• в качестве форм учета по валютным операциям резидентов определены только справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах (то есть количество форм учета и отчетности сокращено до двух основных документов).

В частности, отменена обязанность представления резидентами справки о расчетах в рублях и справки о расчетах через счета за рубежом по паспортизированным сделкам, сведения о расчетах теперь должны отражаться в справке о валютных операциях. Также отменена обязанность указывать в расчетном (платежном) документе номер паспорта сделки при списании валюты РФ по паспортизированным сделкам, а введено требование об указании в расчетном (платежном) документе кода вида валютной операции.

• при осуществлении валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, предусмотрено представление справок о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о расчетах через счета за рубежом представляться не будут);

• уточнено, что теперь паспорт сделки оформляется по агентским договорам и договорам комиссии вне зависимости от суммы комиссионного (агентского) вознаграждения как при прямых расчетах, так и при удержании комиссионного (агентского) вознаграждения. То сколько бы не удерживал от общей суммы агент(комиссионер), если общая сумма сделки превышает 50 тыс. долларов США, то паспорт сделки должен быть оформлен.

Также резиденты оформляют паспорт сделки по договорам поручения, аренды и лизинга (ранее также паспортизировались, но теперь выделены в отдельную группу), договорам на перемещение припасов;

Что касается последних, то это новация Инструкции 138-И и до 1 октября 2012 г. по таким сделкам паспорта сделок не оформлялись. Перемещение припасов, транспортировка, бункировка, перера-

ботка теперь всегда подразумевают паспортизацию этой формы внешнеторговой деятельности.

• изменен порядок представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с использованием банковской карты по контракту, по которому оформлен паспорт сделки;

• по контрактам (кредитным договорам) сумма, при которой оформляется паспорт сделки, повышена с 5 000 до 50 000 долларов США.

Здесь следует четко понимать, что все те договора, по которым открыт паспорт сделки по старым требованиям, и на момент вступления в силу новой инструкции он еще не закрыт, то по нему все документы и информация, которые должны предоставляться по новым требованиям Инструкции 138-И, клиентом представляются. То есть действие новой инструкции на эти правоотношения распространяется;

• установлен порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделки при уступке права требования, переводе долга и исполнении обязательств третьим лицом и др.

При этом все оформленные паспорта сделок продолжают действовать, пока не возникнет необходимость их закрыть или внести в них изменения. А если понадобится перевести контракт на обслуживание в другую кредитную организацию, то банк сам приведет паспорт сделки в соответствие с новыми правилами.

Паспорта сделок по кредитным договорам, сумма обязательств по которым не превысила планку в 50 000 долларов США по состоянию на 1 октября 2012 г. (по курсу на дату заключения договора), можно закрыть.

Новой инструкцией изменен круг лиц, на которые распространяется требование по оформлению паспорта сделки. Физические лица теперь предоставляют в банк документы по валютным операциям, только если они предприниматели или занимаются частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), остальные граждане вправе закрыть паспорта сделок оформленные ранее по иностранным кредитам (независимо от их суммы). В противном случае это сделает банк по истечении полугода с даты начала действия новой Инструкции № 138-И.

Есть один нюанс, на котором следует отдельно остановиться. Если индивидуальный предприниматель, который по налоговому и гражданскому законодательству рассматривается как юридическое лицо, если законом не предусмотрено иное, перечисляет себе на счет денежные средства в иностранной валюте со своего текущего счета физического лица за границу или наоборот, то это грубейшее нарушение требований ст. 9 Федерального закона 173-ФЗ (расчеты в иностранной валюте между двумя резидентами).

Инструкция 138-И дала возможность участникам внешнеторговой деятельности уполномочить любое лицо компании через надлежаще оформленную до-

веренность на оформление паспорта сделки. Ранее, до 1 октября 2012 г., подписывать паспорт сделки могли только лица, указанные в карточке подписей. Это еще одна новация новой инструкции.

Порядок смены присвоенного номера паспорта сделки при переводах паспорта из банка в банк также затронут в новой инструкции. Номер паспорта сделки, присвоенный при его оформлении сохраняется, если осуществляется:

• оформление, переоформление паспорта сделки;

• перевод резидентом паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в такой уполномоченный банк;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• перевод паспорта сделки при реорганизации уполномоченного банка (закрытии филиала);

Новый же номер паспорту сделки присваивается в двух случаях, если имеет место:

• оформление паспорта сделки в связи с отзывом лицензии;

• оформление паспорта сделки в связи с уступкой требования (переводом долга) по контракту другому резиденту.

Вот эта последняя новация Инструкции 138-И в корне изменила концепцию, связанную с уступкой права требования по исполнению обязательств во внешнеторговых сделках. В случае, если резидент уступает все права и обязанности по внешнеэкономической сделке другому лицу согласно Инструкции 138-И необходимо учитывать, на момент передачи на чьей стороне было положительное сальдо осуществления расчетов по договору. То есть, уступая обязательства по договору, резидент обязан исполнить публично-правовую обязанность по репатриации валютной выручки.

С 13 февраля 2013 г. вступает в силу новая редакция ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В этой редакции прямо прописано, что является незаконной валютной операцией, а именно:

• запрещенная валютным законодательством РФ либо осуществляемая с нарушением валютного законодательства РФ валютная операция, в том числе купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;

• осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках зарубежом в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ;

• осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Внесенное изменение однозначно трактуется в пользу правоприменителя и, в первую очередь, в

пользу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ (далее - «ФСФБН»). Так как, если раньше определения незаконной валютной операции в законодательстве не было и все связанные с этим неясности трактовались в пользу резидентов, в связи с чем большинство судебных исков против ФСФБН резиденты выигрывали. То теперь в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ эта дефиниция содержится.

Также некоторые изменения коснулись Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [9] в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ. Этот закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормативной базой Таможенного союза, а также на восполнение отдельных пробелов в законодательстве. С 7 декабря 2011 г. в основной закон о внешнеторговой деятельности внесены следующие изменения:

• п. 7 ст. 2 Закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» изложен в следующей редакции: «Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории РФ и другой частью территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию РФ с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, или перемещение товаром между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами».

• слово «таможенной» в отношении территории Российской Федерации везде по тексту Закона № 164-ФЗ теперь исключено.

С 1 января 2013 г. в круг обязательств Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ попадают все площадки по торговле куплей-продажей иностранной валютой. В соответствии с несколькими федеральными законами, принятыми по компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (далее - «ФСРФ»), ФСФР с 1 января 2013 г. будет устанавливать порядок торгов валютой. Образуется интересный конгломерат: Центральный банк устанавливает требования к купле-продаже, ФСФР требования к порядку проведения торгов, ФСФБН - контроль за валютными операциями на торгах (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 1395 «О

внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [10]). То есть с 1 января 2013 г. валютные операции на торгах и организация торгов из сферы полномочий Центрального банка Российской Федерации исключаются.

Кроме этого, с 1 января 2013 г. ФСФБН будет получать информацию о всех паспортах сделок, оформленных на территории Российской Федерации. Соответствующие нововведение потребует внесения соответствующих изменений в Регламент информационного взаимодействия и Соглашения ФСФБН с Банком России о порядке взаимодействия.

Таким образом, проанализированные изменения в законодательстве свидетельствуют о продолжении процесса обновления валютного законодательства, его либерализации и приведении в соответствие с мировой практикой валютного регулирования. Введение электронного документооборота между органами и агентами валютного контроля, постепенное расширение объема передаваемой информации и поэтапный переход к полностью электронному обмену информацией и документами ведет к обеспечению прозрачности валютного контроля, повышению его эффективности и наиболее полному взаимодействию органов и агентов валютного контроля между собой для целей его осуществления.

Внесенные изменения и принятие новой Инструкции 138-И несомненно ввело ряд новых положений, который теперь требуют тщательной проработки и корректировки с учетом новой правоприменительной практики, которую на данный момент необходимо еще создать.

Создание Таможенного союза и участие Российской Федерации в нем ведет к необходимости разработки согласованной валютной политики стран-участниц, направленной на совершенствование валютного регулирования, его согласованность, стабильность национальных валют и обеспечение их устойчивости путем принятия преимущественно экономических мер валютного регулирования.

Литература

1. СЗ РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7348.

2. СЗ РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7351.

3. СЗ РФ, 22.11.2010, № 47, ст. 6028.

4. СЗ РФ, 04.07.2011, № 27, ст. 3873.

5. СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 905.

6. СЗ РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4584.

7. Вестник Банка России, № 48-49, 17.08.2012.

8. СЗ РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7344.

9. СЗ РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850;

10. СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 7951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.