Научная статья на тему 'Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле'

Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1868
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПАТРИАЦИЯ ВАЛЮТЫ / REPATRIATION OF CURRENCY / ВАЛЮТНЫЙ РЕЗИДЕНТ / CURRENCY RESIDENT / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СДЕЛКИ / INTERNATIONAL SALES TRANSACTIONS / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЗАЙМЫ / CROSS-BORDER LOANS / БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL BODIES / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL AGENTS / ВАЛЮТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / BANKING CONTROL / VIOLATIONS OF CURRENCY LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Ирина Геннадьевна

Предмет исследования: особенности последних изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле. Целью настоящей статьи является анализ характера и экономико-правовой направленности основных актуальных изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический и аналитический методы. Выводы исследования могут быть использованы при анализе рисков, связанных с валютным контролем и административной ответственностью за валютные правонарушения при ведении внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LATEST CHANGES IN CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL LAWS

The subject matter of the study: specifics of the latest changes in Russian currency regulation and currency control laws. The purpose of this article is to analyze nature and economic and legal subsequences of the main latest changes in in Russian currency regulation and currency control laws. The methodology of the research included comparative, formal-legal and analytical methods. The findings of the study can be used in evaluation of possible risks of the international economic operations associated with currency control and administrative sanctions for currency laws violations.

Текст научной работы на тему «Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле»

Финансовое право

Николаева Ирина Геннадьевна

Доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

к.э.н., магистр права E-mail: ig.nikolaeva@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Аннотация:

Предмет исследования: особенности последних изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле.

Целью настоящей статьи является анализ характера и экономико-правовой направленности основных актуальных изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический и аналитический методы.

Выводы исследования могут быть использованы при анализе рисков, связанных с валютным контролем и административной ответственностью за валютные правонарушения при ведении внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: репатриация валюты, валютный резидент, внешнеторговые сделки, трансграничные займы, банковский контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля, валютные правонарушения.

Nikolaeva Irina G.

Associate professor of the Department of Customs Law and Customs Affairs of the Law Institute of the Russian Transport University (MIIT), Candidate of Economic Sciences, LLM

E-mail: ig.nikolaeva@mail.ru

THE LATEST CHANGES IN CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL LAWS

Abstract.

The subject matter of the study: specifics of the latest changes in Russian currency regulation and currency control laws.

The purpose of this article is to analyze nature and economic and legal subsequences of the main latest changes in in Russian currency regulation and currency control laws.

The methodology of the research included comparative, formal-legal and analytical methods.

The findings of the study can be used in evaluation of possible risks of the international economic operations associated with currency control and administrative sanctions for currency laws violations.

Key words: repatriation of currency, currency resident, international sales transactions, cross-border loans, banking control, currency control bodies, currency control agents, violations of currency laws.

Российские законодатели продолжают активно дорабатывать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон о валютном регулировании). Целью такой доработки является, прежде всего, ужесточение контроля за репатриацией резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации в рамках внешнеэкономических сделок и усиление банковского контроля при осуществлении резидентами валютных операций. Но также предпринимаются шаги и по либерализации валютного регулирования.

В настоящей статье рассматриваются изменения и дополнения в данный законодательный акт Федеральными законами от 03.04.2018

№ 64-ФЗ, от 14.11.2017 №325-ФЗ и от 07.03.2018 № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 03.04.2018 №64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дополняет и уточняет статью 19 Федерального закона о валютном регулировании — одной из краеугольных норм российского законодательства, посвященного борьбе с незаконным выводом капитала.

Так, если предыдущая формулировка указанной нормы Федерального закона о валютном регулировании касалась резидентов — участников внешнеторговой деятельности, то есть деятельности по трансграничной реализации товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, то норма в новой ее редакции охватывает также резидентов, выдающих трансграничные займы.

Согласно пункту 3, которым была дополнена ч. 1 ст. 19 Федерального закона о валют -ном регулировании, при предоставлении

резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты обязаны в сроки, предусмотренные договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Данная редакция ст. 19 Федерального закона о валютном регулировании вступила в силу по истечении десяти дней после ее официального опубликования (публикация была осуществлена на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 апреля 2018 года) — 14 апреля 2018 года. Соответственно, под ее действие подпадают те дого -воры займа, которые были заключены или существенные условия которых были изменены после указанной даты1.

Данное нововведение вполне логично, поскольку до этого существовала достаточно странная ситуация: с одной стороны, сделки по предоставлению трансграничных займов отслеживались агентами и органами валютного контроля, на них распространялись правила об открытии паспортов сделок, а затем — о регистрации договоров; с другой — обязанности по обеспечению репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации на резидента-займодавца российское валютное законодательство не возлагало. К тому же данная норма Федерального закона о валютном регулировании дополнена новой редакцией абзаца первого ч. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространяющей ответственность за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, которую раньше несли резиденты — участники внешнеторговой деятельности, так-

1 Пункт 2 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». http://www.pravo.gov.ru

Шф

лг 1_

же и на нерезидентов — сторон трансграничных договоров займа2.

Часть вторая ст. 19 Федерального закона о валютном регулировании закрепляет исключения из обязанности резидентов по обеспечению репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации, устанавливая случаи, когда резиденты вправе не зачислять указанную валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках. Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расширяет перечень таких случаев, в том числе и с учетом распространения обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации на резидентов, предоставляющих займы нерезидентам.

В соответствии с расширенной редакцией данной нормы Федерального закона о валютном регулировании резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях: 1) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным

договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР3 или ФАТФ4 на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств,— на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если

Статья 2 Федерального закона от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». http://www.pravo.gov.ru

Перечень государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) можно найти в приложении к Письму ФНС РФ от 08.08.2006 N ШТ-6-09/777@ «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». Но следует учитывать, что перечень государств — членов ОЭСР со времени издания данного письма расширился и в настоящее время включает в себя 35 государств. То есть к списку ФНС следует также добавлять Чили, Эстонию, Израиль, Латвию и Словению.

Перечень государств — членов ФАТФ можно найти в упомянутом в предыдущей сноске письме ФНС РФ. Однако и к нему следует добавить новых членов организации, а именно: Китай, Индию, Южную Корею, Малайзию.

4

расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;

7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резиден-

тами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств;

8) при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;

9) при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке;

10)при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае, если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента.

В последнем случае резидент должен отвечать одному из следующих четырех условий: • являться юридическим лицом, включенным в соответствии с подпунктом «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона

от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»5;

• являться хозяйственным обществом, не менее 50% акций (долей в уставном капитале) которого находится в собственности указанных в предыдущем абзаце юридических лиц, или хозяйственным обществом, в котором указанные юридические лица имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться не менее чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

• являться управляющим товарищем инвестиционного товарищества, в котором доля указанных выше юридических лиц в праве собственности на общее имущество товарищей составляет не менее 50%;

• являться управляющей компанией инвестиционного фонда, не менее пятидесяти процентов акций (инвестиционных паев) которого принадлежит указанным выше юридическим лицам.

Наконец, еще одно нововведение Федерального закона от 03.04.2018

№64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» состоит в уточнении порядка получения страховых выплат по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств как подтверждения исполнения резидентом обязанности по репатриации

иностранной валюты и валюты Российской Федерации. До этого уточнения резидент признавался исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств на свои банковские счета. Сейчас такая обязанность по репатриации будет считаться выполненной, если резидент обеспечит поступление страховой выплаты либо на свои счета, либо на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования.

Перечисленными выше новшествами актуальные изменения правил репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации и банковского контроля за такой репатриацией не ограничиваются. Следует учитывать, что с 14 мая 2018 года вступают в силу изменения и дополнения к данному закону, внесенные Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-Ф3 «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

На сегодняшний день согласно ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: 1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерези-

5 В настоящее время данный перечень действует в редакции, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.205 № 1459-р (с учетом изменений, внесенных 15 октября 2016 года) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности».

дентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей;

3) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

С 14 мая 2018 года вступает в силу требование об указании во всех трех перечисленных выше случаях конкретных сроков исполнения обязательств сторонами. При этом данное требование распространяется как на вновь заключаемые внешнеторговые договоры и трансграничные договоры займа, так и на уже заключенные, действующие договоры, которые резиденты обязаны дополнить соответствующими условиями.

Такое нововведение существенно облегчает валютный контроль за операциями резидентов и возможность привлечения резидентов к административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. В то же время такое правило может создавать дополнительные проблемы и риски для добросовестных участников внешнеэкономических отношений, прежде всего, разумеется, внешнеторговых, поскольку сущность некоторых коммерческих операций такова, что определить точную дату их проведения на момент заключения договора достаточно затруднительно. На практике скорее всего, вопросы

будут решаться сторонами внешнеторговых договоров посредством заключения дополнительных соглашений к внешнеторговым договорам, что не исключит полностью рисков резидентов — сторон по таким договорам в силу достаточно сжатых сроков предоставления уполномоченным банкам информации об изменении условий внешнеторговых договоров и ужесточения административной ответственности за нарушение таких сроков.

Еще одно новшество, вступающее в силу с 14 мая 2018 года, заключается в расширении оснований для отказа в осуществлении уполномоченными банками валютных операций.

Если на сегодняшний день основанием для отказа уполномоченного банка в осуществлении валютной операции может быть непредоставление лицом документов, требуемых на основании частей 4 и 5 ст. 23 Федерального закона о валютном регулировании, а также предоставления им недостоверных документов, то с 14 мая 2018 года к основаниям для такого отказа можно будет также отнести возможность нарушения проведением валютной операции положений ст. 9, и (или) ст. 12, и (или) ст. 14 Федерального закона о валютном регулировании, положений других актов валютного законодательства Российской Федерации, а также предоставление уполномоченному банку документов, не соответствующих требованиям Федерального закона о валютном регулировании.

Как видим, перечень не просто расширен, а дополнен достаточно расплывчатыми основаниями вроде «несоответствия требованиям закона» без уточнения, каким именно. Следует отметить, что такая расплывчатость, к сожалению, всегда была в какой-то степени свойственна российскому валютному законодательству. На протяжении всего периода развития российского законодательства о валютном регулировании и валютном контроле тенденции к уточнению тех или иных моментов в этом законодательстве сменялись тенденциями к генерализации и размыванию граней

лГ 1_

понятий и правил. Достаточно вспомнить отсутствие в Федеральном законе четкого понятия незаконной валютной операции, что позволяет органам валютного контроля при желании практически неограниченно трактовать эту формулировку с последующим применением положений об административной ответственности за незаконные валютные операции.

Надо признать, что Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» все-таки ограничил уполномоченные банки в отказе в осуществлении валютных операций тем, что банки при таком отказе должны ссылаться на соответствующее положение акта валютного законодательства, которому проведение такой операции противоречит, причем ссылаться в письменном виде, поскольку решение об отказе в осуществлении валютной операции должно будет сообщаться лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Как показывает практика, именно требование письменной формы отказа является достаточно действенным инструментом, не позволяющим уполномоченным банкам перестраховываться в своей деятельности и слишком вольно трактовать законодательство для обоснования отказа в осуществлении валютных операций. В то же время, как опять-таки показывает практика, причем не только в сфере валютного регулирования и валютного контроля, но и в смежной сфере — в сфере реализации уполномоченными банками положений российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов6, споров резидентов с уполномоченными банками по отказам в осуществлении

валютных операций и по объему и составу предоставляемых документов не избежать.

18 марта 2018 года вступило в силу еще одно значимое изменение в российское валютное законодательство. Речь идет об изменении, внесенном Федеральным законом от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле»7.

Значимое положение данного Федерального закона касается расширения содержащегося в статье 9 Федерального закона о валютном регулировании перечня разрешенных валютных операций между резидентами. В данный перечень теперь включены те операции, которые позволят существенно облегчить расчеты между работодателями и работниками — валютными резидентами Российской Федерации. Так, пункт 26 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании теперь относит к числу разрешенных операции по выплате физическим лицам — резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации по заключенным ими с юридическими лицами — резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации.

Пункт 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании касается отнесения к числу разрешенных операций по переводу средств специфическим группам физических лиц — резидентов. Речь идет о разрешении операций по переводу на открытые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации счета физических лиц — резидентов: • являющихся сотрудниками (работниками) дипломатических представи-

6 Речь идет о положениях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и разработанных на его основании актов Банка России, уточняющих объем и состав документов и информации, запрашиваемых уполномоченными банками при осуществлении платежей или переводов средств.

7 Федеральный закон от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета, № 50, 12.03.2018.

тельств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представителями федеральных органов исполнительной власти (заместителями представителей федеральных органов исполнительной власти), находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также сотрудниками (работниками) расположенных за пределами территории Российской Федерации представительств, филиалов государственных учреждений Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, денежного довольствия, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), заработной платы и иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам, представителям, заместителям представителей) сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государств пребывания;

• направленных федеральными органами исполнительной власти за пределы

территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей согласно заключенным ими с такими федеральными органами исполнительной власти служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, а в отношении физических лиц — резидентов из числа военнослужащих — по решениям должностных лиц, уполномоченных направлять военнослужащих за пределы территории Российской Федерации, сумм денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в иностранной валюте.

Таким образом, в развитии российского законодательства о валютном регулировании и валютном контроле по-прежнему прослеживается двойственная тенденция: с одной стороны, законодатель в последнее время (с учетом изменений и дополнений Федерального закона о валютном регулировании не только этого, но и предыдущего года) идет на определенные шаги по пути либерализации валютного регулирования и валютного контроля за счет расширения разрешенных валютных операций; с другой — ужесточает валютный контроль и повышает ответственность за совершение валютных правонарушений. Такая тенденция была бы вполне адекватной, если бы также повышалась четкость и недвусмысленность формулировок и понятий, в особенности тех понятий, на основе которых используются меры ответственности за валютные правонарушения. Представляется, что такой подход только бы подкрепил меры по либерализации валютного регулирования и валютного контроля, исключив необоснованные риски для валютных резидентов Российской Федерации, особенно резидентов — физических лиц.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». http://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета, №50, 12.03.2018.

3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и разработанных на его основании актов Банка России, уточняющих объем и состав документов и информации, запрашиваемых уполномоченными банками при осуществлении платежей или переводов средств». http://www.pravo.gov.ru.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 1459-р (с учетом изменений, внесенных 15 октября 2016 года) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности».

5. Письмо ФНС РФ от 08.08.2006 № ШТ-6-09/777@ «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.