Научная статья на тему 'Новая литература по старообрядчеству'

Новая литература по старообрядчеству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая литература по старообрядчеству»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Бовкало

Новая литература по старообрядчеству

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 1. С. 155-158

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

БИБЛИОГРАФИЯ

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО СТАРООБРЯДЧЕСТВУ

Lambrechts Antoine O. S. B. Conciles, diocèses et évêques des Vieux-Croyants de Belokrinica, entre 1898 et 1928. — Orientalia Christiana Periodica, 1988, vol.

LIV, fasc. II, p. 429—479.

В работе представлены решения Соборов старообрядческой Архиепископии Московской (Белокриницкое согласие) за период 1898—1928 гг., преимущественно касающиеся изменений в составе епархии, и даны краткие биографии архиереев. Автор считает, что не только подобная работа никогда не проводилась, но и источники, которыми он пользовался, обычно не попадали в поле зрения исследователей. Он пользовался славянской библиотекой Фритца Либа в Бале, которая ныне является частью университетской библиотеки там же.

В первой части работы автор рассматривает хронологию Соборов и издания их постановлений. В упомянутой библиотеке имеется книга, в которой приводятся постановления Соборов, заседавших почти ежегодно в 1898— 1928 гг. Первая часть этой книги, относящаяся к 1898—1912 гг, была опубликована в Москве в 1913 году под названием «Постановления Освященных Соборов Старообрядческих Епископов 1898—1912 гг.». Постановления последующих Соборов публиковались отдельно после каждого Собора, причем постановления Соборов 1917, 1922 и 1928 гг.

лишь напечатаны на машинке. Эта книга, по крайней мере ее первая часть, принадлежала епископу Геронтию (Лаком-кину; +1951).

Что касается хронологии Соборов, то автор замечает следующее. В 1900 году Собор не состоялся, вероятно, из-за высылки архиепископа Иоанна в Тулу под полицейский надзор (1900—1903). Отзвук этого имеется в постановлениях Собора, заседавшего в 1901 году в Нижнем Новгороде в отсутствие архиепископа и постановившего (Постановления, 1901, № 22), что архиепископ должен созывать Собор ежегодно, несмотря ни на какие препятствия, и что, если какой-либо архиепископ не может присутствовать, он должен объяснить свое отсутствие и послать своего представителя. Созыву Собора в 1914 году, очевидно, помешала начавшаяся война. В 1918— 1921 и 1923—1924 гг. Соборы, вероятно, не созывались по обстоятельствам времени. На Соборе 1922 года председательствовал епископ Рязанский Александр.

Интересны цифры, показывающие число участников Соборов в двадцатые годы:

Архиепископ Епископы Священники Миряне

Священники (без права голоса) Миряне (без права голоса) Гости (без права голоса)

Всего

Собор 1928 года постановил созвать в 1929 году Собор в Москве 19 августа, но этот Собор, очевидно, уже не состоялся.

Во второй части автор рассматривает историю создания старообрядческих епархий в 1898—1928 гг. Он исходит из списка епархий, имеющегося в книге профессора П. С. Смирнова «История русского раскола старообрядчества», СПб, 1895, с 164: Московская, Уральская, Пермская и Сибирская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Кавказская, Донская, Измаильская, Балтская, Боровская и Смоленская, Кагульская и Бессарабская и хорепископия в Великом селе (Нижегородская губ.). Случайно в этом списке он пропустил Саратовскую епархию. Тем не менее он не учел, что в этом списке представлены епархии как окружников, так и неокружников, причем в некоторых епархиях было по два архиерея — окружник и неокружник. В действительности у окружников были замещены епархии: Московская, Балтская и Новозыбковская, Измаильская, Кавказская и Донская, Казанская, Нижегородская, Пермская, Самарская, Саратовская, Уральская и Оренбургская (у неокружников же были замещены епархии: Московская, Бессарабская и Подольская, Нижегородская, Новозыбковская, Саратовская, хорепископия села Великого). В 1898 году были замещены епархии Донская, Кавказская, Калужская, Ярославская. В 1907 году была образована Рязанская епархия. Далее автор рассматривает историю создания епархий на Украине, в Сибири и на севере Европейской части России.

В конце XIX века на Украине существовала лишь одна епархия — Новозыбковская и Балтская. В 1899 году часть этой епархии с городом Житомиром по просьбе верующих и с согласия епископа Сильвестра была передана епископу Измаильскому Анастасию (По-

1925 1926 1927 1928 1111

15 16 16 14

52 72 41 47

45 65 40 39

24 32 39 30

41

249 160 — — 427 346 137 131

становления, 1899, № 14). В 1901 году было решено восстановить епархию Киевскую и Балтскую и поручить управление ею до назначения собственного епископа епископу Анастасию. Вскоре епископ Сильвестр по болезни стал не в состоянии управлять епархией. В

1905 году епископом Новозыбковским был назначен Ермоген (Перфилов). В

1906 году умер епископ Измаильский Анастасий, управлявший Киевской и Балтской епархией. Собор 1906 года временно разделил эту епархию на две части: Подольскую губернию передал под управление епископа Подольского и Бессарабского, а Киевскую губернию — епископа Новозыбковского и Черниговского. 5 июня 1906 года присоединился епископ-неокружник Михаил Новозыбковский, в сентябре 1906-го — епископ Одесский и Балт-ский Кирилл, а в 1907-м — епископ Бессарабский и Подольский Петр. В акте примирения 9.1У.1907, подписанном епископами Кириллом Одесским, Петром Бессарабским и Киприаном Тверским (через год вернувшимся к неок-ружникам), говорилось, что если после примирения в одной епархии оказались два епископа, то они и далее остаются в этой епархии, а для перевода в другую епархию требуется их согласие. В 1910 году епископ Петр принял схиму. Бессарабской и Измаильской епархией сначала временно стал управлять епископ Одесский Кирилл, а постановлением Собора 1913 года была образована епархия Одесская, Балтская и всей Бессарабии (Пост., 1913, № 1). Кроме того, в 1909 году по просьбе верующих Житомира епископ Ермоген уступил этот город епископу Кириллу, а взамен он получил право служить в Балте. С этого времени он стал именоваться просто Киевским (Пост., 1909, № 110). Таким образом, образовались 3 епархии: 1. Новозыбковская и Черниговская; 2. Ки-

евская; 3. Одесская, Балтская и всей Бессарабии. Четвертая епархия — Харьковская — существовала несколько лет — после воссоединения епископа Рафаила, но с 1926 года она была объединена с Киевской под названием Харьковская и Киевская.

В Сибири к 1895 году существовала епархия Пермская и Сибирская. Под названием «Сибирь» в это время понималось все, что находилось к востоку от Урала, за исключением Тобольской и Колыванской епархии. В 1899 году эта епархия была объединена с Пермской и стала называться Пермской и Тобольской. В том же году для епархии Томской, Иркутской и всей Сибири был назначен епископ Феодосий. Наконец, Собор 1910 года образовал Иркутскую епархию (Пост., 1910, № 120); а Томская епархия стала называться Томской и Алтайской. В 1922 году (Пост., 1922, № 4) была образована епархия Семипалатинская и Зайсанская. Одновременно в 1922 году (Пост., 1922, № 4) от Пермской и Тобольской епархии была отделена епархия Омская, Тюменская и Челябинская. До 1925 года ею временно управляли сначала епископ Амфилохий Уральский, а затем епископ Иоанникий Пермский и Екатеринбургский. Но так как к 1925 году для нее еще не было найдено епископа, она была объединена с епархией Семипалатинской и Зайсанской, которая с этих пор стала называться Семипалатинской и Миасской (Пост., 1925, №21). Наконец, в 1925 году уже существовала епархия Минусинская и Урянхайская, но неизвестна дата ее возникновения. В 1925 году предполагалось создать епархию из 34 приходов на Алтае (Пост., 1925, № 22), но этот проект не был реализован.

На севере Европейской части России существовали три епархии, но в разное время в их состав входили различные губернии, и эти изменения не всегда прослеживаются в назначениях архиереев. В 1898 году созданная Ярославская и Костромская епархия (Пост., 1898, № 9) включала Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Архангельскую и, вероятно, Олонецкую губернии. Ее епископ Иринарх умер в 1902 году, и Собор 1902 года не назначил ему преемника, а присоединил Костромскую губернию к Нижегородской епархии, которая стала с этих пор называться Нижегородской и Костромской. В нее

вошли также Архангельская и Олонецкая и, вероятно. Ярославская и Вологодская губернии. Петроградская (не Петербургская!) епархия была образована в 1901 году (Пост., 1901, № 24), но замещена лишь в 1904-м. В нее входили Петербургская, Тверская, Псковская, Новгородская, Витебская губернии и территория по берегам Балтийского моря (Пост., 1901, № 24). В 1905 году в нее вошли также Архангельская и Олонецкая епархии. В 1911 году была восстановлена Ярославская епархия (Пост., 1911, № 132), в которую вошли Ярославская, Вологодская и переданные из Петроградской епархии Архангельская и Олонецкая епархии.

В третьей части автор представляет краткие биографии 53 страрообряд-ческих архиереев за 1898—1928 годы. К сожалению, автор не упоминает о работе П. Власова «Иерархи старообрядческой церкви (от Митрополита Амвросия до наших дней)», (Церковь, 1913, № 43, с. 1039 — 1041; № 44, с. 1054—1056; № 45, с. 1074—1076), в которой приводятся биографические данные о 89 архиереях, включая нео-кружников и архиереев зарубежной Белокриницкой митрополии.

К работе А. Ламбрехтса можно сделать следующие дополнения и исправления:

3. АМФИЛОХИЙ — хиротонисан 23 сентября 1916 года (Слово Церкви, 1917, № 44, с. 725). 5. АНДРИАН. Некролог его сына — Константина Андреевича Бердышева (Старообрядческий церковный календарь на 1988 г., с. 63) — позволяет установить, что мирское имя епископа Андриана — Андрей Бердышев, в 1920 году он был хиротонисан во епископа Уральского и Семипалатинского, скончался в июне 1934 года. 9. ЕРМОГЕН (Перфилов) — скончался 4 марта 1915 года (Епископ-схимник Ермоген. — Слово Церкви, 1915, № 19, с. 461). 13. ФИЛАРЕТ Казанский и Вятский скончался в 1930 году (Антирелигиозник, 1941, № 5, с. 32).

17. ГЕРОНТИЙ (Лакомкин) — с 1942 года епископ Ярославский и Костромской. скончался 7 июня (25 мая) 1951 года, похоронен на Рогожском кладбище.

18. ГУРИЙ (Спирин) — скончался в 1937 году.

19. ИННОКЕНТИЙ (Усов). А. Ламб-

рехтс пишет, что после смерти белокри-ницкого митрополита Макария (1921) Собор в Измаиле избрал епископа Иннокентия одним из кандидатов в митрополиты. Московский собор 1922 года (Пост., № 5 и 6) не возражал против его избрания и принял меры к замещению Нижегородской кафедры, на которую в 1925-м был назначен Гурий (Спирин). Епископ Иннокентий был митрополитом (годы нам неизвестны). Его могила находится перед алтарем храма Рождества Богородицы в городе Браила. — Старообрядческий церковный календарь. 1989, с. 80. 29. ИРИНАРХ (Парфенов) — с 1941 года архиепископ Московский и всея Руси. Скончался 7 марта (23 февраля) 1952 года.

36. МЕЛЕТИЙ (Картушин) — скончался 4 июня (22 мая) 1934 года (Старообрядческий церковный календарь на 1988 г., с. 5). 52. ВИКЕНТИЙ (Никитин) — до своей кончины, последовавшей 25 (12) апреля 1938 года, был только местоблюстителем; архиепископом Московским и всея Руси он не был (Старообрядческий церковный календарь на 1988 г., с. 5).

Укажем также год смерти — 1879 — первого старообрядческого епископа для России — СОФРОНИЯ (Жирова). — См.: Слово Церкви, 1915, № 20, с. 479.

Работа А. Ламбрехтса вводит в научный оборот много труднодоступных и малоизвестных сведений. Она лишний раз показывает, что для создания истории старообрядчества после 1917 года необходимо использовать архивные данные.

Упомянем также известных нам митрополитов, возглавлявших Белокриниц-кую митрополию (после опубликования статьи П. Власова в 1913): МАКАРИЙ

(10.1Х.1906--1-2.1.1921), НИКОДИМ

(+ 1927), в 1944 году и в 1952-м — упоминается ТИХОН (Качалкин), в 1973-м — упоминается ИОАСАФ. О нынешней иерархии Старообрядческой митрополии в Румынии имеются сведения в издании «Orthodoxia 1986—1987. Regensburg, Ostkirchliches In-t, 1986». Ее возглавляет с 1985 года митрополит ТИМОФЕЙ (Гаврила, род. 5 мая 1918 года в Гиндарешти Хорла), резиденция его находится в Браиле. У него имеются два викарных епископа: КИПРИАН (Кирилл Савичи, род. 6 февраля 1906 года в Тыргу Фрумош Ясы) с 1968 года и ЛУКИАН (Леонид Самойла, род. 8 июня 1921 года в Слава Руса Тульча) с 23 июня 1981 года.

Добавим также, что практически полные сведения обо всех архиереях Церкви древлеправославных христиан-старообрядцев («беглопопвцев») имеются в книге «60 лет восстановленной Древлеправославной Архиепископии. М. (б. г.)».

Наконец, укажем, что 14 (1) августа 1988 года в Русской зарубежной церкви («Карловацкий раскол») был хиротонисан во «епископа Эри (Erie) и протектора старых обрядов (Protector)» архимандрит ДАНИИЛ) Александров Димитрий Борисович, род. 15 сентября 1930 года в Одессе). Хиротония была совершена по старым обрядам [Hudanish John. Bishop consecrated for old-rite. — Orthodox America, 1988, v. IX, N 3 [831, p. 6— 8].

А. Б.

Прил ожение К СТАТЬЕ «НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО СТАРООБРЯДЧЕСТВУ»

Хронологическая таблица Соборов

1898 19—20 марта Нижний Новгород

4 августа Нижний Новгород

10—11 октября Москва

1899 21—22 августа Нижний Новгород

1901 21—24 августа Нижний Новгород

1902 27—28 июля Тула

1903 декабрь Харьков

1904 5—6 сентября Гомель

1905 21—25 августа Хвалынск

20—25 апреля Москва

22—26 сентября Москва

1907 23—26 июня Москва

1908 25—30 июля Москва

1909 4 февраля Москва

25—30 августа Москва

1910 25—31 августа Москва

1911 25 августа—2 сентября Москва

1912 18—24 сентября Москва

1913 25—28 августа Москва

1915 25—28 августа Москва

1916 21—23 августа Москва

1917 31 мая — 1 июня Москва

1922 28—31 мая Москва

1925 1 —11 июня Москва

1926 23 августа—2 сентября Москва

1927 23 августа—1 сентября Москва

1928 27 августа—5 сентября Москва

1929 назначен на 19 августа Москва

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.