Научная статья на тему 'Нормы КСО'

Нормы КСО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормы КСО»

Нормы КСО

19 июня Денис Бугров, старший вице-президент Сбербанка, провел презентацию Отчета о корпоративной социальной ответственности банка за 2012 год.

«Для Сбербанка корпоративная социальная ответственность (КСО) — основа философии его бизнеса. Банк должен быть осведомленным и учитывать в своей деятельности интересы всех участвующих в бизнесе сторон — клиентов, акционеров, сотрудников, а также играть активную и заметную роль в обществе в целом.

Должен сказать, что вопросам КСО мы уделяем все больше внимания, значимость этой темы возрастает. Банк расширяет свое присутствие на международных рынках, и мы учитываем в своей политике международные критерии и оценку глобальных инвесторов. Они отражают качество управления банком, в том числе его способность контролировать экологические и социальные риски.

Наша миссия касается двух важных моментов. С одной стороны, мы даем людям уверенность, делаем их жизнь комфортнее, в какой-то мере помогаем нашим клиентам реализовывать их стремления и мечты — это клиентская часть нашей миссии. В то же время мы строим одну из лучших финансовых компаний в мире, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников. Взаимосвязь этих общих целей и корпоративно-социальной ответственности проявляется в трех измерениях. Первое — экономическое: мы видим огромную роль банка в процветании и благополучии общества в странах присутствия. Другое измерение — социальное: это доверие к нам не только как к институту, но и как к финансовому сектору в целом. Наконец, третье измерение связано с человеческим капиталом, с развитием наших сотрудников, ростом их профессионализма. На основании этих трех компонентов сформирован отчет о КСО Сбербанка за 2012 год.

В чем его особенности? При подготовке отчета использовались краудсорсинговые технологии и инструменты. Отчет о КСО за 2011 год широко обсуждался клиентами, сотрудниками, экспертами. На основе замечаний и предложений участников краудсорсингового исследования мы постарались изменить формат отчета. Он стал короче и конкретнее. Мы сфокусировались на интересах наших стейкхолдеров (заинтересованных сторон. — Ред .), постарались быть еще более открытыми. В частности, представляем не только позитивную информацию о нашей работе, но и пытаемся говорить о каких-либо недостатках, которые необходимо исправлять, приводим примеры. Введены различные новшества, в частности глоссарий. В то же время мы стремились сохранить преемственность в составлении отчета, как смысловую, так и методологическую.

Какие темы раскрыты в отчете?

С точки зрения участников краудсорсингового обсуждения отчетности о КСО, наиболее интересными являются следующие вопросы. В сфере экономики и бизнеса — это контроль качества услуг, безопасность банковских продуктов, сокращение очередей, социально-ориентированные продукты, поддержка малого бизнеса и др. Но достаточно много внимания мы уделили также темам, связанным с социальной сферой. В первую очередь, это поддержка финансовой грамотности. В предолимпийский период мы не могли не отметить развитие спорта. Достаточно много внимания уделено теме образования и развития наших сотрудников. В сфере окружающей среды мы показываем, как видим свое воздействие на нее и что делаем для правильных решений (от правильной эксплуатации инфраструктуры

банка зависят не только доступность и качество всего комплекса банковских услуг, обучение и развитие персонала, безопасность и здоровье сотрудников и клиентов, но и состояние окружающей среды).

На основании этих пожеланий мы сформировали пять тем, которые представлены в отчете: что такое КСО; какой вклад мы вносим в развитие экономики и бизнеса; социальные измерения бизнеса; как мы видим инвестиции в человеческий капитал; и как мы управляем нашим бизнесом с точки зрения КСО.

Известно, что доля Сбербанка на рынке кредитования — 33%, таким образом, наш вклад в экономический рост значительный. Но если говорить о конкретных вещах, то в 2012 году количество заемщиков банка, получивших кредиты по технологии «Кредитная фабрика», увеличилось с 42,5 тыс. до 114 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Количество выданных кредитов «Доверие» за год превысило 120 тыс. С начала года портфель кредитов по «Кредитной фабрике» утроился, его общая сумма преодолела отметку в 90 млрд руб., при этом его качество остается на высоком уровне.

Мы создали и запустили проект «Деловая среда», уникальный, в том числе по своей социальной направленности. Это совершенно новый взгляд на то, как можно реализовать программу, жизненно важную с точки зрения коммерческих интересов банка, при этом она является элементом стимулирования экономического развития страны в целом.

Что касается доступности финансовых услуг, здесь тоже достаточно много сделано. Это, в частности, касается изменения форматов наших отделений. Так, в резуль-

тате переформатирования сегодня около 3 тыс. точек оснащены средствами доступа для людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Пару лет назад такой инфраструктуры еще не было.

Мы продолжаем реализацию многих проектов. Это, в частности, развитие инфраструктуры проведения электронных аукционов. Проект федерального масштаба — электронная торговая площадка Сбербанка — ЗАО «Сбербанк-АСТ» для организации электронных аукционов с участием государственных федеральных, региональных и муниципальных заказчиков с целью повышения уровня конкуренции, прозрачности закупок и противодействия коррупции. Сбербанк-АСТ является лидером этого рынка.

Банк — один из ведущих участников процесса работы с углеводородными выбросами в рамках Киотского протокола. С точки зрения социального измерения нашего бизнеса, мы постарались говорить о конкретных вещах. Речь, в первую очередь, идет о повышении качества обслуживания клиентов в подразделениях банка, через которые ежедневно проходят до 5 млн человек.

Проблема сокращения очередей являлась для нас одной из самых актуальных задач. Амбициозный план на 2012 год — 90% клиентов должны ожидать менее 10 минут в 90% точек обслуживания клиентов — был перевыполнен.

Продолжено развитие электронной торговой площадки Сбербанка — ЗАО «Сбербанк-АСТ.» для организации электронных аукционов с участием государственных федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

Презентация Отчета о корпоративной социальной ответственности Сбербанка за 2012 год.

Что касается задачи повышения финансовой грамотности населения, для ее решения мы провели более 25 информационных кампаний в СМИ, охвативших около 78 млн человек. Каналы коммуникации: федеральные периодические печатные издания, программы на радиостанциях, популярные интернет-ресурсы и социальные сети. Комплекс мероприятий включал в себя также специальные долгосрочные проекты в Интернете по формированию финансовой грамотности: «Личные финансы» — на портале РБК; «Круг доверия» — на портале Mail.ru; «Наш дом Сбербанк» — канал банка на YouTube; «Финансовый навигатор» — в сети «ВКонтакте». Их общий охват составил более 8 млн пользователей.

В социальных медиа было внедрено 18 игровых и обучающих

Алексей ТРУБНИКОВ,

начальник отдела развития потребительского кредитования Сбербанка России:

«По итогам 2012 года доля задолженности по ипотечным кредитам в розничном кредитном портфеле банка составила 40%. 360 тыс. человек получили жилищные ссуды Сбербанка. Мы установили рекорд: портфель жилищных кредитов превысил 1 трлн руб. Такая динамика была обусловлена внедрением новых технологий, в частности «Кредитной фабрики», и как следствие, сокращением времени на принятие решения по заявкам. В декабре 2012 года по этой технологии выдавалось уже более 80% жилищных кредитов. По состоянию на декабрь прошлого года заемщиков по ипотеке обслуживали 3,5 тыс. наших отделений, в их числе специализированные отделения, такие как центры ипотечного кредитования. КСО банка предполагает поддержку наших граждан и реализацию большого спектра индивидуальных программ. Они предназначены для граждан, не имеющих возможности воспользоваться стандартным предложением по причине невысоких доходов. Значительная группа заемщиков — это молодые семьи. По итогам 2012 года, доля ссудной за-

долженности по кредитным продуктам, выданным молодым семьям, составила 20% в портфеле жилищных кредитов. В этом году мы сделали специальное ценовое предложение для этой категории. Молодые семьи с двумя детьми и более смогут летом получить ипотечные кредиты в рублях по ставке от 10,5% годовых. Военнослужащие — другая категория заемщиков, которых мы поддерживаем в рамках программы «Военная ипотека». С одной стороны, государство выделяет им субсидии по ипотечным кредитам. С другой — банк тоже идет навстречу этой категории. По жилищным кредитам в рублях, выдаваемым военнослужащим, установлена фиксированная льготная ставка — 10% годовых. Банк установил специальные условия по кредитам, выдаваемым семьям, имеющим право воспользоваться материнским капиталом. Так, в прошлом году 100 тыс. семей направило материнский капитал на погашение кредита Сбербанка. Мы даем возможность получить ипотечный заем в сумме до 100% стоимости приобретаемого жилья. В данном случае первоначальный взнос подтверждает наличие сертификата на материнский капитал.

Значительная работа проводится с региональными властями. В рамках региональных программ банк выдал более 14 тыс. жилищных кредитов на сумму более 23 млрд рублей.

Мы развиваем программу «Стройсберкас-сы», в рамках которой банк предоставляет кредиты в рублях по ставке от 6 до 8% годовых.

Кроме того, банк оказывает поддержку молодым учителям и ученым».

приложений, к которым подключилось более 20 млн участников. Банк провел серию занятий по повышению финансовой грамотности для школьников и студентов в игровой интерактивной форме.

Большое внимание мы уделяем социально ориентированным продуктам. Более 30 млн клиентов-пенсионеров получают через Сбербанк пенсию, иные социальные выплаты и имеют депозиты. Мы занимаем лидирующие позиции на рынке по этому показателю.

В прошлом году более 360 тыс. человек получили жилищные кредиты Сбербанка. На долю банка по-прежнему приходится почти половина этого рынка.

Мы также много внимания уделяем вопросам безопасности. Мошеннические операции усложняются, большая их часть осуществляется на основе мобильных и интернет-технологий. Банку удается справляться с проблемами. В прошлом году пресечено почти 500 попыток хищения средств юридических лиц и более 5,5 тыс. попыток хищения средств физических лиц, предотвращен ущерб на сумму почти 1,5 млрд рублей.

Банк является спонсором XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Мы развиваем программу поддержки детских учреждений. В 2012 году оказана помощь почти 230 детским домам. Банк продолжает сотрудничество с благотворительным фондом помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Специальные продукты, в частности, ко-брендинговая международная карта Visa Сбербанка, развивают деятельность этого фонда. Не первый год банк поддерживает организованные фондом «Подари жизнь» всемирные детские игры — «Игры победителей», самые крупные в мире соревнования для детей, перенесших онкологические заболевания.

В сфере собственного экологического воздействия мы ставили перед собой в 2012 году следующие основные задачи. Несмотря на то что собственное негативное влияние банка на окружающую среду невелико, в сравнении, например, с промышленными компаниями, мы уделяем этому вопросу повышенное внимание. Так, контроль воздействия на окружающую среду в 2012 году осуществлялся подразделениями банка в рамках регламента производственного экологического контроля.

Среди других задач в сфере экологического воздействия — повышение энергоэффективности; внедрение системы электронного документооборота.

Сбербанк — организация, которая работает с большим количеством бумаг. Мы продолжаем нашу работу по снижению доли бумажного документооборота.

В 2012 году банк завершил внедрение Системы электронного офисного документооборота (СЭОДО). Делопроизводство Центрального аппарата и аппаратов всех 17 территориальных банков перешло на единую СЭОДО, суммарное количество пользователей которой превысило 65 тыс. человек. В наших планах — создать безбумажный банк.

О теме инвестиций в человеческий капитал. Мы создаем и реализуем беспрецедентные по масштабу программы: массового обучения специалистов —

около 60% наших сотрудников — и обучения руководителей и менеджеров. В структуре банка создан Корпоративный университет. Мы продолжаем развивать масштабные программы подготовки управленческих кадров.

В 2012 году продолжили реализацию долгосрочных программ с ведущими бизнес-школами по обучению и развитию персонала: INSEAD и Лондонской школой бизнеса (London Business School, LBS).

Сбербанк — организация, успех которой базируется на качестве взаимодействия сотрудников с клиентами.

Андрей ЛЕУШЕВ,

генеральный директор ЗАО «Деловая среда»:

«Компания «Деловая среда» — стратегический проект Сбербанка, запущен в прошлом году. Его основная цель — способствовать развитию предпринимательства в России. Сбербанк обслуживает около 1 млн бизнесменов, которым мы предлагаем новые инновационные инструменты. В апреле прошлого года создан портал «Деловая среда». Работа ведется по шести бизнес-направлениям. Мы выпускаем электронный журнал; выходит также печатный дайджест. Сейчас ежемесячная аудитория читателей нашего журнала насчитывает 250 тыс. человек. Издание ориентировано на тех, кто намерен начать предпринимательскую деятельность. Каждый потенциальный бизнесмен может написать о своем проекте или бизнесе. Это важный маркетинговый инструмент. И наша цель на этот год достаточно амбициозна — мы намерены увеличить посещаемость журнала почти в 3 раза. Планируем в этом году выпустить еще три печатных дайджеста и выйти на показатель 600 тыс. читателей журнала в месяц. Таким образом мы войдем в Топ-5 бизнес-журналов в России. Открыт так называемый Клуб компаний, который постепенно трансформируется в социальную сеть для предпринимателей. В первом полугодии 2013 года мы реализовали три пилотных проекта в социальной сети, собрали пожелания предпринимателей о том, какие инструменты им нужны. В сентябре этого года на федеральном уровне стартует новый функционал для предпринимателей, который позволит каждому создать страничку своей компании — аналог сайта.

Направление «Клуб» развивается интенсивно. Уже в 2012 году мы

Мы решаем задачу дальнейшего развития системы материальной и нематериальной мотивации, которая должна поддерживать реализацию программы масштабных преобразований в Сбербанке.

В прошлом году было проведено третье ежегодное исследование вовлеченности и удовлетворенности сотрудников Сбербанка. В нем приняло участие около 116 тыс. сотрудников. Важнейшими факторами, влияющими на вовлеченность сотрудников, по-прежнему остаются

зарегистрировали на портале 50 тыс. участников. Сейчас показатель увеличился до 112 тыс. физлиц и 81 тыс. компаний.

Работает «Школа бизнеса». Мы анализируем самые популярные поисковые запросы, какую организационно-правовую форму выбрать, как зарегистрировать предприятие и т.д., и в рамках наших курсов даем ответы именно на эти вопросы. Сейчас «Школа» предлагает 66 курсов. Каждый содержит от 5 до 10 видеоуроков. Время одного урока — около 10 мин. Кроме того, «Школа» предлагает бизнесменам пройти тест на предпринимательские способности. Почти 8 тыс. человек себя уже проверили, опрос позволяет оценить способности в определенной сфере и дает рекомендации по развитию в этом сегменте. Желающие могут записаться на проводимые «Школой» вэбинары (онлайн-семинары, веб-конференции. — Ред .) и семинары в центрах развития бизнеса. В прошлом году «Деловая среда» по заказу Корпоративного университета Сбербанка создала уникальный проект «Виртуальная корпоративная школа» — онлайн-университет для топ-менеджеров Сбербанка. И на базе «Школы бизнеса» и виртуального университета для Сбербанка в октябре этого года будет запущен «Открытый университет для бизнеса», который позволит предпринимателям не только получить ответы на свои вопросы, но и пройти обучение по созданию и развитию малого бизнеса. Следующее наше направление — «Магазин бизнес-сервиса». В основном здесь представлены облачные приложения: CRM-система управления взаимоотношениями с клиентами, по управлению складом, хозяйственным и финансовым блоками организации. Всего таких приложений в магазине — 23 плюс еще два профессиональных сервиса (можно купить подписку на «Реального

бухгалтера» и «Реального маркетолога»). В этом квартале мы планируем реализовать около 35 тыс. таких приложений. Следующее наше направление — «Банк». Сейчас это — навигатор, который объясняет, для чего, на каком этапе и какой кредит нужно взять. Выбрав вид ссуды, вы подаете онлайн-заявку, которая автоматически поступает в отделение Сбербанка. В этом году мы собрали 3 тыс. таких заявок. Выдано уже 700 кредитов. До конца года планируем обработать в рамках этой системы около 70 тыс. заявок.

Кроме того, в банке появится навигатор по сценарию: если предприниматель вводит небольшую информацию о себе и показывает свои цели, то для него формируются маршруты, как достичь этих целей и как быть успешным на этом пути. Следующее направление — «Рынок» — электронная торговая площадка, на которой можно размещать свои товары, продвигать их, заключать электронные контракты. Мы запустили этот проект в пилотном режиме в самом конце прошлого года. В этом году в рамках проекта уже работаем с почти 1 тыс. компаний. И количество товаров, размещенных на торговой площадке, ежемесячно удваивается. Площадка обходится малому бизнесу бесплатно. Сейчас мы взаимодействуем с экспортными банками почти всех европейских стран, а также Японии, Кореи, Китая, для того чтобы производители в этих странах могли выкладывать свои товары на нашей торговой площадке».

РИА.НОВОСТИ.

Ольга ГОРДЕЕВА,

директор проектов Центра подготовки персонала массовых специальностей Департамента кадровой политики Сбербанка:

«Центр подготовки персонала массовых специальностей Департамента кадровой политики создан в ноябре 2011 года. Надо отметить, что на сегодня более 152 тыс. человек являются сотрудниками

массовых специальностей (СМС) — это линейный менеджмент и специалисты, которые взаимодействуют с клиентами.

Концепция массового обучения базируется на компе-тентностном подходе. В начале прошлого года были сформированы профили, сформулированы компетенции для каждой должности СМС. Это набор профессиональных, личностно-деловых и управленческих навыков. Именно профили и компетенции стали базой для создания программ обучения.

На сегодня в нашем портфолио — 213 программ. Из них 126 — в очной форме, тренинги; и 87 — дистанционные курсы. В 2012 году мы были сосредоточены на создании программ дистанционного обучения, в этом году упор делается на развитие института наставничества. Еще один интересный проект, запущенный в 2013 году в блоке розничного бизнеса, — «Учебный ВСП». Здесь речь идет о создании так называемых тренажерных залов для новых сотрудников, где они могли бы отрабатывать полученные знания, умения, навыки. Если в 2012 году мы были сосредоточены на выстраивании процессов, запуске образовательного конвейера, то в этом году нам необходимо аудировать ситуацию, повышать качество программ, подготовки специалистов. Именно поэтому мы активно внедряем процедуру тренинга и аудита в учебных центрах наших территориальных банков. Мы проверяем содержание программ обучения — как очных, так и дистанционных; сами процессы обучения в территориальных банках; качество полученных знаний. Конвейер запущен, текущая задача — совершенствовать существующие процессы.

удовлетворенность высшим руководством банка, организацией рабочего процесса, гармонизацией личных и корпоративных целей, системой поощрения и вознаграждения. Показатель индекса вовлеченности улучшается, но не так быстро, как хотелось бы.

Мы развиваем систему корпоративных льгот. Это, в частности, программа «Здоровье». Уже несколько лет осуществляется реализация программы комплексных медицинских осмотров наших сотрудников за счет Сбербанка. Рады отметить, что очередной год реализации этой программы показал хорошие результаты. Систематическая работа по проведению профилактических

медосмотров обусловила снижение онкозаболеваний. Это означает, что мы смогли вовремя выявить проблемы и помочь в их решении.

Мы также реализуем целый ряд программ с целью сделать работу в банке возможной и эффективной для людей с ограниченными возможностями.

В последнее время стали уделять все большее внимание предоставлению лицам с ограниченными возможностями (ЛСОВ) возможностей для реализации своего трудового потенциала. В частности, в 2012 году банк продолжил реализацию программы трудоустройства ЛСОВ в подразделениях своего единого распределенного контактного центра. Этот опыт признан успешным, и банк планирует продолжить практику найма лиц с ограниченными возможностями

Наконец, тема, связанная с управлением нашим бизнесом по принципам КСО.

Здесь мы бы хотели отметить взаимодействие банка с акционерами и инвесторами. Было проведено более 250 встреч с представителями инвестиционного сообщества. Мы усовершенствовали работу по раскрытию информации, например, в сфере эффективности работы совета директоров.

Наш Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами провел 11 заседаний, из них 5 — выездные.

Мы продолжаем развитие комплаенс-культуры в банке (комплаенс — соответствие деятельности банка законодательству, стандартам саморегулируемых органи-

Банк поддерживает организованные фондом «Подари жизнь» «Игры победителей», самые крупные в мире соревнования

для детей, перенесших онкологические заболевания.

заций и этическим нормам ведения бизнеса. — Ред). На принципах открытости и максимальной прозрачности банк работает и в других сферах.

Как известно, мы разрабатываем новую стратегию развития банка. И будем учитывать в этом документе пожелания в области КСО. Открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами будет продолжен».

№8 В августовском номере журнала

2013 «Прямые инвестиции»

Иран выбрал нового президента Хасана Рухани, сторонника нормализации отношений с Западом.

Вниманию организаций

Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.park.ru. Тел.: 8(495) 234-02-22. Подписаться на журнал можно через редакцию.

1. Название организации

2. Адрес для доставки И ндекс

Область/республика

Город, поселок

Улица

Дом | квартира | офис

Доп. информация

3. Ответственный за подписку Ф.И.О.

Тел.

4. Количество экз.

5. Начало подписки (отметьте месяц) 1. 2. 3. 4, 5, 6, 7. 8, 9. 10, 11. 12 месяц 2013 Г.

6. КПП

7. ИНН плательщика

8. Юридический адрес

9. БИК банка плательщика

10. Банк плательщика

11. К/с банка плательщика

12. Р/с банка плательщика

Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату. Факс: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.

Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ.

Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве -120 руб., в других регионах России -140 руб.

ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 773301001, р/с 40702810438040105482,

Московский банк ОАО «Сбербанк России», г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

При оформлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода.

Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписка по почте оформляется по каталогам.

Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180, 82540.

Объединенный каталог «Пресса России» - индекс 44343, 44348.

Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: 8(495) 500-00-60, 580-95-80.

Регулирование глобальной финансовой сферы.

ЩИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.