удк 338.0 В. А. Аксенов, Ю. Н. Богатищева, М. В. Любимова
Региональный аспект корпоративной социальной ответственности
Развитие корпоративной социальной ответственности в Нижегородской области идет непросто. Бизнес принимает на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства. Компании демонстрируют разные подходы к КСО и модели отношений со стейкхолдерами.
Ключевые слова: благотворительность, волонтерство, пиар-эффект, социальное партнерство.
В последние годы российские компании одна за другой стали формировать социальные стратегии, основанные на новых формах взаимодействия с обществом. Отвечая общемировым тенденциям, в России этот процесс имеет свою специфику.
Сфера корпоративной социальной ответственности (КСО) относительно молода. И хотя основные связанные с ней определения даны достаточно давно, многие даже базовые понятия и термины еще не устоялись, нет и единого понимания происходящих в этой сфере процессов.
Зарубежная практика сформировала две модели КСО: англосаксонскую и континентальную. В первой КСО рассматривается как
моральная обязанность собственников и руководства компании; государство из этой сферы практически исключено. Во второй модели признается целесообразным государственно-правовое регулирование сферы КСО, за компаниями закрепляются определенные обязанности, не связанные с их производственно-хозяйственной деятельностью.
Проведенное еще в 2006 г. компанией Interbrand и журналом Business Week исследование показало, что стоимость «неосязаемых ценностей» компании (торговой марки, имиджа, бренда и пр.) может достигать 70% ее рыночной капитализации 1. Иными словами, сегодня позиция компании на рынке
1 Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами // Интернет-портал HRM.RU [Электронный ресурс]. http://magazine.hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (дата обращения: 27.03.2013).
зависит уже не только от объемов производимой продукции, торгового оборота, но и от восприятия ее деятельности потребителями, СМИ, представителями власти, акционерами, сотрудниками и т. д. Поэтому бизнес осознает необходимость коммуникации с этими группами как важную управленческую задачу.
Развитие КСО в России идет непросто. Наш бизнес принял на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства, а не гражданского общества. В последнее время тема КСО активно прорабатывается в российской науке. Проанализированы основные теоретические концепции, разграничены понятия «корпоративная социальная ответственность» и «корпоративная благотворительность», выделены их типы. Однако на уровне регионов практика КСО исследована мало. Авторы статьи пытаются в какой-то мере восполнить этот пробел, используя сведения по нижегородским предприятиям.
Рассмотрим основные характерные для Нижегородской области виды КСО и особенности ее реализации в регионе.
1. Осуществление долгосрочных программ для персонала (например, программ негосударственного пенсионного страхования). Предприятиями области созданы негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «Доверие»2, «Железнодорожный», «Губернский», «ВНИИЭФ-Гарант»3. Были разработаны специальные программы, по которым работники с помощью предприятия могут накапливать личные пенсионные средства.
Работник получает дополнительное пенсионное обеспечение, а предприятие позиционирует себя как заботливый работодатель. НПФ «Доверие» также предлагает предприятиям-учредителям помощь в поиске экономических решений, способствующих сохранению конкурентоспособности как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда.
2. Льготное ипотечное кредитование. Несмотря на различные изменения ставок по ипотечным кредитам, в последние два года (2011-2012 гг.) на рынке ипотечного кредитования наблюдается постоянное повышение спроса4. Учитывая высокий уровень конкуренции в этой сфере и необходимость проявлять социальную ответственность, банки вынуждены создавать для государственных жилищных программ продукты с низкими процентными ставками, хотя по сравнению с другими видами финансовых услуг это менее выгодно для банков. Субсидировать процентные ставки приходится государству, местному самоуправлению, коммерческим предприятиям. Такой механизм практикуется в Татарстане и ряде других регионов РФ.
В Нижнем Новгороде Волго-Вятский банк Сбербанка РФ (ВВБ СБ РФ) предлагает особую схему. Банк кредитует и партнеров в сфере жилищного строительства, и приобретателей жилья, и работодателей, заинтересованных в предоставлении жилья своим работникам 5. Преимущества для участников такой схемы представлены в таблице 1.
2 Негосударственный пенсионный фонд «Доверие» создан осенью 1997 г. по инициативе компании «Нижегородсвязьинформ» (ныне ОАО «ВолгаТелеком»). В состав учредителей вошли также Нижегородский масложировой комбинат, телекомпания «Волга», фирмы «Гранит», «Радуга-поиск», «Нижфарм», «Нижегородская Сотовая Связь» и Нижегородпромстройбанк. Пул участников фонда был сформирован в основном за счет работников этих предприятий. Были разработаны специальные программы, позволяющие работникам вместе с предприятием эффективно накапливать личные пенсионные капиталы. См. Сайт НПФ «Доверие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.npfdoverie.ru/about/history/ (дата обращения: 17.09.2012).
3 Сайт НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: www.vniief-garant.ru (дата обращения: 17.09.2012).
4 Итоги рынка ипотечного кредитования за 10 месяцев 2012 года // Подбор ипотеки [Электронный ресурс]. URL: http:// podboripoteki.ru/news/877/ (дата обращения: 07.02.13).
5 Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н. Организационная эффективность схемы организации работы с партнерами в сфере жилищного кредитования крупных финансовых институтов // Опыт регулирования финансовых отношений в России: история — современность — перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции
15 декабря 2011 года. Н. Новгород: Нижегор. фил. ИБП, 2012. С.181-191.
Таблица 1
Преимущества участников схемы ипотечного кредитования Волго-Вятского банка Сбербанка РФ*
Участник схемы кредитования Преимущества участника схемы кредитования
Приобретатель - сниженная ставка по кредиту жилья - упрощенное обеспечение кредита (под залог имущественных прав, без поручителей и промежуточного залога)
Банк - сотрудничество с субъектами власти в рамках целевых бюджетных программ с государственным субсидированием - увеличение кредитного портфеля по инвестиционному кредитованию - реализация программ совместно с предприятиями - обучение менеджеров партнера (риэлтора и пр.) с целью повышения качества консультирования по программам банка - совместное ведение пиар-кампаний - наличие информации о банке в точках продаж партнера
Предприятие - программа предприятия широко освещается в СМИ и в рамках пиар-кампаний
* Составлено Ю. Н. Богатищевой.
Участники жилищного кредитования по данной схеме:
• банк,
• физическое лицо (заемщик),
• застройщик, риэлтор,
• предприятие-работодатель,
• региональная власть.
• Варианты реализации подобной схемы:
• застройщик — банк — физическое лицо — предприятие-работодатель;
• банк — предприятие-работодатель — физическое лицо;
• банк — застройщик — физическое лицо;
• банк — субъекты власти; банк — риэлтор — физическое лицо.
Распределение функций в этих вариантах разное, социальная выгода от их реализации бесспорна.
В 2010 г. ОАО «ГАЗ» и ООО «Жилстрой-НН» совместно с ВВБ Сбербанка РФ начали программу6, по которой «Жилстрой-НН» строит 160-квартирный дом для работников «ГАЗ», банк финансирует строительство и по
льготным ставкам кредитует работников «ГАЗ». В итоге банк принял 95 заявок на сумму 86 млн руб. В сентябре 2011 г. состоялось торжественное заселение дома с участием представителей органов власти и руководства банка и завода. С участием кредитных средств Сбербанка в данном доме были приобретены 90 квартир, при этом средний платеж составил 12,5 тыс. руб., доход на семью — 30 тыс. руб. В память об успешном завершении программы ее участники разместили на здании соответствующую информационную табличку.
В 2010 г. Саровское ОСБ ВВБ СБ РФ заключило соглашение о сотрудничестве с правительством области, администрацией муниципального образования Сарова, Российским федеральным ядерным центром, госкорпорацией «Росатом» при реализации проекта «Яблоневый сад». Банк кредитует малоэтажное строительство на земельном участке в Сарове по специальной ставке в 10,5%, ядерный центр выступает поручителем до оформления ипотеки и субсидирует процентную ставку своим работникам.
6 См.: В Нижнем будут строить «антикризисные» дома // Комсомольская правда [Электронный ресурс] http://www. zhilstroy.nnov.ru/ru/635/640/647/ (дата обращения: 9.02.2013); Завершение первого этапа уникального проекта по строительству доступного жилья для работников нижегородских предприятий // Справочное электронное издание banknn.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.banknn.ru/?id=231704 (дата обращения: 08.02.2013).
Летом 2012 г. в коттеджном поселке «Яблоневый сад» шла прокладка коммуникаций и строились дороги7.
Кроме того ВВБ СБ РФ стал участником проекта «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов Нижегородской области». В рамках областной целевой программы ««Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2013 гг.» банк в 2010 г. сформировал кредитный портфель в размере 700 млн руб. В марте 2011 г. комитет по розничному кредитованию Сбербанка утвердил индивидуальную схему кредитования физических лиц при покупке квартир в 18 объектах (четырех жилых комплексах) компании «Жилстрой-НН» по программе ««Приобретение строящегося жилья» под залог имущественных прав, без поручителей и промежуточного зал ога. Объем кредитного портфеля на 2011-2012 гг., по оценке Ю. Н. Богатищевой, составил 800 млн руб.
3. Взаимодействие с местными сообществами. Это направление КСО характерно для ряда крупных нижегородских предприятий. Интересен опыт Выксунского металлургического завода (ВМЗ), который входит в состав группы «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) и представляет собой типичную модель «Предприятие — Моногород». Для работников и членов их семей, жителей города завод создал систему обучения, переподготовки и повышения квалификации. Было налажено сотрудничество с Московским государственным институтом стали и сплавов (МИСиС) и Нижегородским государственным техническим университетом имени Р. Е. Алексеева. С 2009 г. действует корпоративная программа «ОМК-Кампус — магистратура МИСиС» по подготовке специалистов металлургического профиля. Все участники программы «ОМК-Кампус» на
период обучения (два года) обеспечиваются жильем, им гарантировано трудоустройство на ВМЗ или в литейно-прокатном комплексе. Для поддержания имиджа предприятий металлургической отрасли и поощрения инициатив металлургов через созданный Фонд имени Ивана и Андрея Баташевых 8 среди сотрудников предприятий холдинга ежегодно проводится конкурс. Победителей — работников, чьи предложения повышают эффективность производства и организации труда, — награждают денежной премией. С 2004 г. на ВМЗ действует программа «100 лучших менеджеров». Ежегодно 100 лучших управленцев ОМК награждают зарубежной поездкой, во время которой проходят семинары и тренинги с участием представителей западных компаний и бизнес-школ. Для линейных руководителей в рамках программы «ОМК-Мастер» на заводе организован двухлетний курс по расширению знаний в области технологий и оборудования, управления персоналом и эффективных коммуникаций, корпоративной стратегии, по изучению регламентов и стандартов, а также основ психологии. На всех предприятиях Выксунской производственной площадки действует программа формирования и управления кадровым резервом, в которой участвуют рекомендованные руководителями подразделений работники, способные внести вклад в развитие предприятия. Впрочем, в кадровый резерв может войти каждый, для этого достаточно выдвинуть свою кандидатуру. В 2011 г. обновленный кадровый резерв составил 588 чел. (в 2010 г.— 416 чел.). Программа обучения резервистов рассчитана на три года и направлена на развитие управленческих знаний и навыков. С 2009 г. действует программа стажировок. На непрерывное повышение квалификации работников в 2011 г. завод потратил 63,5 млн руб.
7 Осень в «Саду». К октябрю подведут дороги и коммуникации // Саров.Net [Электронный ресурс]. URL: http://www.sarov. net/news/?id=26565#1 (дата обращения: GS.G2.2G13).
S Баташевы — семья горнозаводчиков. Братья Иван и Андрей стали основателями и первыми владельцами (с 1766 г.) Выксунского металлургического завода. См.: Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/8573/Баташевы (дата обращения: 26.G3.2G13).
Финансируются программы обучения с помощью специально созданного благотворительного фонда «ОМК-Участие». Ежегодно в рамках молодежного соревнования завод проводит конкурс профессионального мастерства «Золотые руки».
Кроме того ВМЗ выделяет специальные гранты для учителей района, совместно с фондом «ОМК-Участие» и оргкомитетом Молодежного форума по профессиональному самоопределению проводит среди учителей конкурс «Мой любимый предмет», цель которого — выявить лучших учителей, повысить качество местного школьного образования. Победители конкурса получают ценные призы и возможность реализовать представленные на конкурс проекты. Это способствует повышению уровня базовой подготовки учащихся, мотивирует молодежь учиться в вузах и возвращаться затем на местные предприятия.
Особого внимания заслуживает проект в области охраны труда и промышленной безопасности, с 2010 г. реализуемый ВМЗ совместно с компанией «Дюпон». Сегодня система управления охраной труда на заводе полностью соответствует международным стандартам по охране здоровья и безопасности персонала9.
4. Отношения с деловыми партнерами — еще одно направление КСО. Наиболее популярные формы — совместные семинары, обучение персонала компаний-партнеров, дилеров. Так, НБД-Банк активно содействует развитию нижегородского бизнес-сообщества, участвует в образовательных программах. Первую задачу банк решает в рамках
проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес»10, включающего целый комплекс мероприятий. Цель — предоставить актуальную информацию, передовые знания и технологии предпринимателям, чтобы они могли грамотно оценить ситуацию на рынке и принять верные решения по развитию бизнеса. Для руководителей предприятий организуются семинары по обмену опытом. Кроме того, НБД-Банк на специальных условиях финансирует компании, которые стремятся сократить энергопотребление, закупают или продают энергоэффективное оборудование. Банк предоставляет им кредиты на 7-10 лет и бесплатную техническую поддержку по энергоаудиту, расчету экономической эффективности, выбору энергосберегающего оборудования, а также организует семинары по повышению конкурентоспособности путем оптимизации энергозатрат.
5. Особое внимание в области уделяется экологической составляющей КСО. У нижегородских химических предприятий всегда была плохая экологическая репутация. В компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» добровольно решили бороться с вредными последствиями своей деятельности. Это выразилось в участии в международной программе Responsible Care11. В рамках этой программы в эксплуатацию ввели комплекс каталитического крекинга на территории компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Нижегородцы сегодня могут приобретать бензин и дизельное топливо, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5. Кстати, компания «Лукойл» единственная в России в срок выполнила решение о переходе на новые
9 ВМЗ начинает реализацию проекта по совершенствованию системы управления // Дюпон в России [Электронный ресурс]. URL: http://www2.dupont.com/Russia_Country_Site/ru_RU/Media_Center/News%20and%20events/articleBMZ.html (дата обращения: 26.03.2013).
10 Эксперт в области клиентоориентированности поделился опытом с руководителями бизнеса в рамках проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес». 10 сентября 2012 г. // Сайт НБД-банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbdbank. ru/about/press/news/66/9117/ (дата обращения: 26.03.13).
11 Responsible Care (переводится как «ответственный подход») — масштабная инициатива представителей химической промышленности, направленная на улучшение и повышение уровня технической безопасности, охраны труда и экологии, а также совершенствование продукции и процессов производства. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) утвердила Responsible Care в качестве программы, обеспечивающей устойчивое развитие предприятий и всей химической отрасли в целом. Россия (в лице Российского союза химиков) вступила в эту программу в октябре 2007 г.
5G
Таблица 2
Типы менеджмента в зависимости от стратегии КСО
Тип менеджмента Стратегия КСО
«Узкий прагматизм» Соблюдение обязательств перед сотрудниками в части оплаты труда и социальных гарантий, поддержание связей с органами власти
«Разумный эгоизм» Забота о социальном контексте деятельности, позволяющая спокойно вести бизнес, поддержание связей с общественностью
«Социальная ответственность» Признание общественных обязательств, налагаемых фактом владения богатством, системный подход к КСО, благотворительность
стандарты топлива для автомобилей12, остальные этого не сделали, ссылаясь на кризис13.
Кроме того, на протяжении шести лет по инициативе компании «Лукойл» в области проходят конкурсы социальных и культурных проектов, а на выделяемые ею гранты реализуются общественно-значимые инициативы партий и различных общественных организаций, включая молодежные. По словам областного министра образования Сергея Наумова, «проекты для финансирования выбираются совместным решением членов экспертного совета, а это значит, что бизнес, власть и общественность вместе рассматривают социальные проблемы нашего региона»14.
Немалую работу по обеспечению населения экологически чистыми продуктами проделали местные птицефабрики и ряд других предприятий, разработав и внедрив системы управления качеством продукции. Область ответила пиар-кампанией «Покупай нижегородское!», в рамках которой руководство области и лично губернатор рекламировали качество продукции ряда предприятий15.
Анализируя практику корпоративной социальной ответственности в Нижегородской области, можно выделить три типа менеджмента, характерных для местных предприятий (табл. 2).
Интересно, что нередко одни и те же компании по разным направлениям своей деятельности реализуют разные стратегии КСО.
Можно также выделить следующие модели взаимодействия коммерческих предприятий с региональной местной властью в сфере КСО:
• добровольно-принудительная благотворительность,
• «торг»,
• «город-комбинат»,
• социальное партнерство16.
Региональная власть апробировала эти
модели с целью выстраивания социальной политики, обеспечения социального развития области.
Кризис 2008 г. высветил и проблемы, накопившиеся в сфере КСО. Долгое время тема КСО активно развивалась исключительно
12 См.: В РФ вступил в силу запрет на оборот топлива стандарта «Евро-2» // Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/2G13G1G1193713.shtml (дата обращения: GS.G2.13); Россия перешла на «ЕВРО-3», а японки окажутся под запретом? // Провэд [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/news/2523-evro-3.html (дата обращения: 26.G3.13).
13 Коваленко А. Внедрение новых технологий — залог успеха // Нижегородский коммерсант [Электронный ресурс] URL: http://www.nkom-nn.ru/?id=69471ID=2G7992 (дата обращения: 26.G3.2G13).
14 «Лукойл» не просто оказывает безвозмездную помощь, а финансирует наиболее значимые для общества проекты — Наумов // НТА-Приволжье [Электронный ресурс]. URL: http://www.nta-nn.ru/news/item/? lD=206341 (дата обращения: 26.03.2013).
15 Покупайте нижегородское // Блог губернатора Нижегородской области В. Шанцева в «Живом журнале» [Электронный ресурс]. URL: http://shantsevvp.livejournal.com/46316.html (дата обращения: 26.03.2013).
16 О моделях взаимодействия предприятий с местной властью см.: Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко. Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2GG6; Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева/Под. ред.: М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2GG3. Гл. 3. Практика взаимодействия бизнеса и власти [Электронный ресурс]. URL: UrbanEconomics.ru>download.php?dl_id=3423 (дата обращения: 26.03.2013).
в информационном пространстве, была инструментом политического позиционирования компаний и предприятий. На практике же КСО внедрялась лишь в отдельных компаниях и зачастую по определенным направлениям. Исследование «Благотворительность в условиях кризиса», которое в апреле — мае 2009 г. провели группа «Циркон», компания Рпсе'№а1егЬошеСоорег8, Форум доноров и САБ Россия, показало, что большинство компаний в период кризиса уменьшило объем средств, выделяемых на социальные проекты. Об этом заявили 65 % опрошенных представителей 440 некоммерческих организаций17. Заметно (в среднем на 35 %) снизились затраты на развитие персонала, региональные программы и другие элементы КСО.
На наш взгляд, акционеры и топ-менеджмент большинства компаний выбрали путь адаптации к кризису прежде всего за счет работников, местных сообществ и иных «более зависимых» заинтересованных сторон. При этом уровень вознаграждения топ-менеджмента в период кризиса упал незначительно. Мероприятия по сокращению издержек компании проводились, как правило, в одностороннем порядке, без согласования с профсоюзами и другими стейкхолдерами (либо диалог с ними носил формальный характер), нередко с использованием лазеек в законодательстве и даже с нарушением Трудового кодекса. Ответственность работодателей перед своими работниками во многих случаях носила показной характер и не подкреплялась конкретными действиями. Это нашло подтверждение в Докладе о тенденциях в сфере КСО за 2009 год, подготовленном экспертами Национального форума КСО18.
Зачастую только власть стремилась отстаивать интересы районов, территорий и работников. Однако и у нее не было механизма согласования интересов и действий, необходимого для реальной, а не формальной КСО.
В период кризиса традиционный взгляд государства на социальную политику и КСО меняется, ситуация в этой сфере становится одним их основных показателей оценки деятельности региональных и местных органов власти. Под жестким нажимом региональной власти или иных объективных факторов удается сохранить социально значимые проекты, связанные с экологией, развитием местных сообществ, сохранением культурного наследия. Интересно, что в то время как многие социальные и благотворительные проекты федерального уровня были сокращены, региональные инициативы продолжались.
С 2009 г. в Новгородской области ежегодно присваивается губернаторская премия ««За вклад в развитие благотворительности и добровольчества». Действуют Совет общественных объединений при губернаторе, Общественная палата, Координационный совет по социальному развитию при администрации Нижнего Новгорода. В 2011 г. Благотворительный совет области, одна из задач которого — обеспечить взаимодействие областных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, разработал и успешно реализует региональную программу поддержки НКО на 2011-2013 гг.
В Реестре на 2012 г. содержатся записи о 172 социально-ответственных некоммерческих организациях19. По данным ассоциации «Служение», в области зарегистрировано почти пять тысяч НКО.
По данным Сводного отчета о вкладе НКО в социально-экономическую сферу
17 Благотворительность в условиях кризиса // Результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.cafrussia. ru/files/blocks/Research_CAF_full.pdf (дата обращения: 26.G3.2G13).
18 Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2GG9 г. // CSR Trend Review 2GG9 [Электронный ресурс]. URL: http://www. csrforum.ru/admin/Files/FileDownload.aspx?id=22G9 (дата обращения: 26.G3.2G13). С.11, 13, 20, 34.
19 Опыт Нижегородской области в сфере благотворительности обсудят в Кремле / Информационный портал Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://news.nnov.org/news/41SGS22.html (дата обращения:
26.03.2013).
Таблица 3
Вклад волонтеров в деятельность НКО Нижегородской области
Характеристики волонтерской деятельности 2008 г. 2009 г.
Численность штатных сотрудников НКО, чел. 137 158
Число привлеченных специалистов, чел. 189 228
Число волонтеров, работающих в организации постоянно, чел. 228 825
Число добровольцев, привлекаемых на отдельные мероприятия, чел. 375 2 449
Общее время, отработанное добровольцами, час. 96 816 147290
Денежная оценка вклада добровольцев20, руб. 8192207 13 872879
Таблица 4
Средства, привлеченные НКО для решения социальных проблем Нижегородской области
Источник средств Объем средств, руб.
2008 г. Доля в общем объеме привлеченных средств,% 2009 г. Доля в общем объеме привлеченных средств,%
Средства, полученные в результате хозяйственной деятельности НКО 2129000 3,7 1 735 000 3,5
Местный бюджет 5 400 000 9,5 6182000 12,5
Региональный бюджет 1 554576 2,7 1 307500 2,7
Федеральный бюджет 792000 1,4 1 369 600 2,8
Внебюджетные средства 46 947 220 82,6 38 705 606 78,5
Общий объем 56 822 796 100,0 49 299 706 100,0
Источник: Сводный отчет о вкладе НКО в социально-экономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг.20
Нижегородской области в 2008-2009 гг., подготовленного Областным Центром развития общественных инициатив Ассоциации «Служение» и Агентством социальной информации, среди опрошенных НКО в 2009 г. число штатных сотрудников, привлеченных специалистов и волонтеров заметно выросло по сравнению с предыдущим годом (табл. 3). Не сократили НКО и масштабы своей деятельности, а число их клиентов даже выросло21.
В русле общероссийской тенденции совокупный объем средств, которые были привлечены участвовавшими в опросе нижегородскими НКО, в 2009 г. уменьшился по сравнению с 2008 г. (с 56,8 млн до 49,3 млн руб.). Для сравнения: бюджет областной целевой программы «Развитие образования» в 2008 г. составил 120,2 млн руб., программы «Молодежь Нижегородской области» — 2,8 млн руб. В 2009 г. расходы из областного бюджета на поддержку программ составили: «Молодежь
20 Если исходить из уровня среднемесячной зарплаты работников в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в 2008-2009 гг. (по данным официальной статистики), то час работы волонтера стоит 96,8 руб. (2008 г.) и 147,3 руб. (2009 г.).
21 Отчет 2008:2009 в нашу пользу. Сводный отчет о вкладе НКО в социально-экономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг. // Ассоциация «Служение» и Агентство социальной информации. Н. Новгород, 2010. С. 5 [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.sluzhenye.org/File/Booklet_otchet_2010_all.pdf (дата обращения: 26.03.2013).
Нижегородской области» — около 3 млн руб., «Нижегородская семья» — более 4 млн руб., «Старшее поколение» — более 8 млн руб.
Несколько изменилась и структура средств, привлеченных НКО (табл. 4).
В структуре привлеченных НКО для решения социальных проблем региона средств основную роль играют внебюджетные средства, получаемые от предприятий и граждан. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. доля этих средств сократилась на 4%. Средства, полученные в результате хозяйственной деятельности НКО, имеют небольшой, но стабильный удельный вес. За рассматриваемый период на 3% выросла доля средств, предоставляемых бюджетом Нижнего Новгорода, на 1,4% — доля средств из федерального бюджета.
В январе 2012 г. стартовал проект «НКО Приволжья. Снова вместе»22, реализуемый в 14 регионах Приволжского федерального округа при поддержке Министерства экономического развития РФ. Цель — развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных НКО Приволжского федерального округа. В рамках проекта создан портал для социально ориентированных НКО, где размещена информация о деятельности этих организаций и лучших практиках23.
В 2012 г. прошел первый региональный конкурс инициатив и достижений социально ориентированных НКО, организованный ассоциацией «Служение» при поддержке областного правительства на средства из областного бюджета. Победителем в номинации «Лучшая программа НКО» стали программа создания Центра лечебной педагогики для семей, воспитывающих детей-инвалидов, региональной общественной
организации поддержки детей и молодежи «Верас» и программа «Дадим дом детям» областной общественной организации «Детский проект»24.
Насколько процессы, идущие в Нижегородской области, отвечают общероссийским тенденциям? Ассоциация Менеджеров подготовила аналитический доклад в рамках проекта «PEOPLE INVESTOR 2009: компании, инвестирующие в людей», из которого следует, что почти 25% компаний-респондентов, участвуя в соответствующих программах, не ставят каких-то конкретных целей, а лишь учитывают их «социальную значимость» как причину «большого внимания»25.
Перечисляя направления своей социальной активности, такие как «поддержка детских домов» или «физическое, духовнонравственное и культурно-образовательное развитие подрастающего поколения», респонденты практически не увязывали их с развитием нематериальных активов своих компаний. И только около 20% компаний основной целью ставят формирование отношений партнерства с местными сообществами, рассматривая их как фактор устойчивого развития бизнеса. Большая часть компаний-респондентов уже на этапе целеполагания предпочитает «КСО-филантропию», которая не носит стратегического характера26.
Почти все опрошенные компании (92%) считают государство важнейшей внешней заинтересованной стороной и субъектом взаимодействия. При этом понятие «местное сообщество», под которым во всем мире подразумевают прежде всего институты гражданского общества, у нас превращается в своеобразное «приложение» к государству как ведущему стейкхолдеру российских
22 НКО Приволжья. Снова вместе / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ] URL: http://www.sluzhenye.org/ news/2012/01/10/1021 (дата обращения: 07.02.2013).
23 Создан портал для СО НКО Приволжского федерального округа / Сайт Агентства социальной информации [Электронный ресурс] URL: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/4D8F86DE6E77C86B44257B080030ADB0 Rus (дата обращения: 08.02.2013).
24 Подведены итоги Конкурса инициатив и достижений социально ориентированных НКО Нижегородской области / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ] URL: http://www.sluzhenye.org/news/2012/12/03/1074/ (дата обращения:
8.02.2013).
25 PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. С. 29.
26 Там же. С. 31.
Корпоративные благотворительные пожертвования
Предоставление помощи в натуральном виде
94
Волонтерские проекты
56
Индивидуальное
добровольчество
44
Основные формы деятельности организации, связанные с поддержанием и развитием местных сообществ27
компаний. В ряду заинтересованных сторон были упомянуты также СМИ (77%), НКО (67%), потребители (59%), профильные международные организации и инициативы (41%), а также конкуренты (36%), поставщики (36%) и профсоюзы (31%) 28.
Результаты опроса PEOPLE INVESTOR 2009 указывают на то, что формы деятельности коммерческих организаций, связанные с поддержанием и развитием местных сообществ, не исчерпываются корпоративными благотворительными пожертвованиями и предоставлением помощи в натуральном виде. Более половины (56%) опрошенных компаний участвуют или инициируют волонтерские проекты, 44% практикуют индивидуальное добровольчество работников29.
Таким образом, можно говорить о доминирующей роли государства в развитии КСО. Коммерческие предприятия вне рамок стратегического планирования стремятся ограничиться благотворительностью и стимулированием волонтерских, добровольческих настроений персонала. С этой точки зрения НКО становятся своеобразными и достаточно удобными
посредниками между двумя этими субъектами отношений. Они избавляют государство от функций социальной организации общественных процессов. Государство организует финансирование реализации этих функций. А бизнес, со-финансируя НКО, попутно лоббирует свои интересы в государственных органах.
Одно из свидетельств «встроенности» мероприятий по КСО в стратегию развития компании — корпоративный социальный нефинансовый отчет. Как самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста и социального развития сегодня он практически не применяется. Редким исключением можно считать пример «НБД-Банка», позиционирующего это направление своей деятельности как отдельный бизнес-процесс. Корпоративные социальные отчеты имеются лишь у нескольких нижегородских предприятий (например, у компаний Лукойл-Волганефтепродукт 30, ВМЗ31).
На наш взгляд, социальный отчет обычно не является элементом стратегического подхода предприятий к КСО, редко предусматривает адресную коммуникационную
27 PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. Данные приведены в процентах от числа ответивших на вопрос. Сумма всех ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать все подходящие варианты ответов.
28 Там же. С. 35.
29 Там же. С. 34.
30 Лукойл опубликовал очередной четвертый отчет // Агентство нефтегазовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2778987 (дата обращения: 27.03.2013).
31 Выксунский металлургический завод выпустил первый отчет в области устойчивого развития за 2006 год, содержащий основные сведения о деятельности предприятия // НИА «Нижний Новгород» [Электронный ресурс]. URL: http://www. niann.ru/?id=326533 (дата обращения: 27.03.13).
политику. Вызывают сомнение степень прозрачности и правдивость раскрываемой в отчете информации, как и возможность ее проверки. Неясны и используемые стандарты отчетности. Пока социальный отчет — это всего лишь пиар-продукт.
Подобные пиар-коммуникации зачастую используются как форма обработки
общественного мнения и, не имея ничего общего со стратегическими инициативами, рассчитаны на кратковременный эффект (победа в выборах, лоббирование решений власти и т. п.). На наш взгляд, это не позволяет наладить доверительные отношения общества и бизнеса, создает психологический фон для политической конфронтации.
ЛИТЕРАТУРА
1. PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. 333 с.
2. Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н. Организационная эффективность схемы организации работы с партнерами в сфере жилищного кредитования крупных финансовых институтов II Опыт регулирования финансовых отношений в России: история — современность — перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 15 декабря 2011 года I Н. Новгород: Нижегор. фил. ИБП, 2012. С.181-191.
3. Благотворительность в условиях кризиса I Результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.cafrussia.ruIfilesIblocksIResearch_CAF_full.pdf (дата обращения:
26.03.2013).
4. Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http:lldic.academic. ruIdic.nsfIenc_biographyI8573IБаташевы (дата обращения: 26.03.2013).
5. В Нижнем будут строить «антикризисные» дома II Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.zhilstroy.nnov.rulrul635l640l647l (дата обращения: 09.02.2013).
6. В РФ вступил в силу запрет на оборот топлива стандарта «Евро-2» I Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.rbc.rulrbcfreenewsl20130101193713.shtml (дата обращения: 08.02.13).
У. ВМЗ начинает реализацию проекта по совершенствованию системы управления I Дюпон в России [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww2.dupont.comIRussia_Country_SiteIru_ RUIMedia_CenterINews%20and%20eventsIarticleBMZ.html (дата обращения: 26.03.2013).
S. Выксунский металлургический завод выпустил первый отчет в области устойчивого развития за 2006 год, содержащий основные сведения о деятельности предприятия II НИА «Нижний Новгород» [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.niann.rul?id=326533 (дата обращения: 27.03.13).
9. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний I С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева. Под ред. М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. Гл. 3. Практика взаимодействия бизнеса и власти [Электронный ресурс]. URL: UrbanEconomics.ru>download.php?dl_id=3423 (дата обращения: 26.03.2013).
10. Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2009 г. I CSR Trend Review 2009 [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.csrforum.ruIadminIFilesIFileDownload. aspx?id=2209 (дата обращения: 26.03.2013).
11. Завершение первого этапа уникального проекта по строительству доступного жилья для работников нижегородских предприятий I Справочное электронное издание
banknn.ru [Электронный ресурс]. иЯЬ: -^^№Ьапкпп.ги/?ід=231704 (дата обращения:
08.02.2013).
12. Итоги рынка ипотечного кредитования за 10 месяцев 2012 года / Подбор ипотеки [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://podboripoteki.ru/news/877/ (дата обращения: 07.02.13).
13. Коваленко А. Внедрение новых технологий — залог успеха // Нижегородский коммерсант [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.nkom-nn.ru/?id=69471ID=207992 (дата обращения: 26.03.2013).
14. «Лукойл» не просто оказывает безвозмездную помощь, а финансирует наиболее значимые для общества проекты — Наумов / НТА-Приволжье [Электронный ресурс] иКЬ: http://www.nta-nn.ru/news/item/? ГО=206341 (дата обращения: 26.03.2013).
15. Лукойл опубликовал очередной четвертый отчет / Агентство нефтегазовой информации [Электронный ресурс] ИЯЬ: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2778987 (дата обращения: 27.03.2013).
16. НКО Приволжья. Снова вместе / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ]. иКЬ: http://www.sluzhenye.org/news/2012/01/10/1021 (дата обращения: 07.02.2013).
17. Опыт Нижегородской области в сфере благотворительности обсудят в Кремле / Информационный портал Нижегородской области [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http:// news.nnov.org/news/4180822.html (дата обращения: 26.03.2013).
18. Осень в «Саду». К октябрю подведут дороги и коммуникации // Саров.Net [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.sarov.net/news/?id=26565#1 (дата обращения:
08.02.2013).
19. Отчет 2008:2009 в нашу пользу. Сводный отчет о вкладе НКО в социальноэкономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг. // Ассоциация «Служение» и Агентство социальной информации. Н. Новгород, 2010. С. 5. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.sluzhenye.org/File/Booklet_otchet_2010_ all.pdf (дата обращения: 26.03.2013). Подведены итоги Конкурса инициатив и достижений социально ориентированных НКО Нижегородской области. // Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ]. ИЯЬ: http://www.sluzhenye.org/ news/2012/12/03/1074/ (дата обращения: 8.02.2013).
20. Покупайте нижегородское / Блог губернатора Нижегородской области В. Шанцева в «Живом журнале» [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://shantsevvp.livejournal.com/46316. html (дата обращения: 26.03.2013).
21. Россия перешла на «ЕВРО-3», а японки окажутся под запретом? // Провэд [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://провэд.рф/news/2523-evro-3.html (дата обращения: 26.03.13).
22. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко. Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2006. 342 с.
23. Создан портал для СО НКО Приволжского федерального округа // Сайт Агентства социальной информации [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.asi.org.ru/ASI3/ rws_asi.nsf/va_WebPages/4D8F86DE6E77C86B44257B080030ADB0Rus (дата обращения:
08.02.2013).
24. Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами // Интернет-портал HRM.RU [Электронный ресурс]. и^Ь: http://magazine.hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (дата обращения 27.03.2013).
25. Эксперт в области клиентоориентированности поделился опытом с руководителями бизнеса в рамках проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес». 10 сентября 2012 г. // Сайт НБД-банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbdbank.ru/about/press/ news/66/9117/ (дата обращения: 26.03.13).