Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы оказания гуманитарной помощи'

Нормативно-правовые основы оказания гуманитарной помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2903
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы оказания гуманитарной помощи»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Макеев НА к ф м ('орокин И И

МЧС России функционирует в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (фиродного и техногенною характера» от II ноября 1994 г., «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля

1995 г, «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г, а также другими нормативными правовыми документами, затрагивающими ли проблемы, с учетом соблюдения положений Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним Кроме того, >га деятельность регламентируется Указами Президента Российской Федерации, постановлениями 1 1равительства Российской Федерации и другими актами.

В соот вега вии с Федеральным законом «О защите населения и 1ерри торий от чрезвычайных сигу алий» одной из важнейших задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также проведение гуманитарных акций

В Положении о Министерстве среди других функций на МЧС России возложены.

организация совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами формирования и доставки гуманитарной помощи населению России и зарубежных стран, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях;

осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

предоставление различных гуманитарных услуг, включая помощь в разминировании

Создание и развитие нормативной правовой базы основано на тесном взаимодействии с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, изучении мирового опыта и, конечно, координирующей роли МИД России.

Основополагающим документом, определяющим

взаимодействие МЧС России и МИД России, является Указ 11рсзидента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в

проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»

Среди других нормативных актов, регулирующих взаимодействие двух министерств - законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне». «О международных договорах», «О порядке предоставления Российской Фсдерчкией военного и гражданского персонала для участия в деятель нею и по поддержанию или восстановлению международного мира» и друг ие

Правовой основой взаимодействия МЧС России и МИД России по конкретным вопросам являются поручения и распоряжения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам оказания чрезвычайной гуманитарной помощи, развития сотрудничества в области гражданской зашиты с зарубежными партнерами, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Например, на совместном исполнении МЧС России и МИД России находятся постановление Правительства от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», распоряжение Президента от 31 декабря 1997 г. № 397 «О развитии сотрудничества России со странами АСПЛН», включая область предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пакет распорядительных документов о развитии сотрудничества с Евросоюзом и многие другие.

Подобные вопросы, в частности, совместно решаются в рамках поручений Президента Российской Федерации (от 28 апреля 1999 г. X» Пр-545, от 6 мая 1999 г № Пр-576 и от 13 мая 1999 г. № Пр-613) и Правительства Российской Федерации от 14 мая 1999 г. № СС-112-15603, распоряжений Правительства Российской Федерации об оказании в пва этапа гуманитарной помощи населению Югославии, в которых предусмотрена реализация плана российско-швейцарско-греческой гуманитарной операции на Балканах

Вопросы практического взаимодействия МЧС России и МИД России в области эвакуации российских граждан определяются Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1994 г № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных

ситуаций» Кроме того, в каждом конкретном случае вопросы эвакуации определяются поручениями и распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской

Федерации

Практика показала дееспособность имеющегося межведомственного механизма Российские граждане ощутили его надежность, но работа по совершенствованию этого направления продолжается. Это и внутриведомственные проблемы, и регламентацйя сотрудничества в масштабах СНГ, и закрепление взаимодействия со странами, имеющими традиционно интересы на «заморских» территориях (Франция, Бельгия, Великобритания и др.).

Россия участвует в международных гуманитарных операциях на многосторонней и двусторонней основе. Созданное при МЧС России Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (Агентство «ЭМЕРКОМ»), входящее в Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования, который имеет свою авиацию, автотранспортные отряды и другие силы, позволяет оперативно и квалифицированно реагировать на запросы ООН и ее спецучреждений.

При подготовке и проведении конкретных гуманитарных операций в Министерстве осуществляются мероприятия, предусмотренные «I Сложением о порядке формирования и доставки грузов гуманитарной помощи» (введено в действие приказом МЧС России от 05 08 94 г. № 454), которым определен порядок организации работы структурных подразделений МЧС России при оказании гуманитарной помощи на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Конкретные вопросы оказания и получения гуманитарной помощи регламентируются рядом нормативных документов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 170 «О мерах по

совершенствованию работы с гуманитарной помощью, поступающей из-за рубежа» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 760 «О внесении изменений в Положение о порядке приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающих на территорию Российской Федерации из-за рубежа»), «гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направляемые из

зарубежных стран в Россию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения»

Под термином «товары народного потребления первой необходимости» понимаются: одежда, обувь, медикаменты и

медицинское оборудование.

Поступающая в Россию гуманитарная помощь должка быть безе* меной для потребителя и соответствовать действующему в Российской Федерации санитарному законодательству и международным трсоопаниям безопасности для человека.

Условия ввоза продовольствия и медицинских препаратов на территорию Российской Федерации регулируются нормативными документами соответствующих федеральных служб Российской Федерации (санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фармакологической).

Технической помощью являются передаваемые по линии государств и правительств зарубежных стран и международными организациями программы безвозмездного содействия социальноэкономическим реформам в Российской Федерации. Эти программы осуществляются путем передачи российским юридическим лицам опыта и технологии, организации подготовки кадров и поставок материально-технических средств.

Под термином «материально-технические средства» понимаются научно-лабораторные инструменты, приборы, средства вычислительной техники, оргтехники, информатики, транспорта и связи, научно-технические издания, системы и средства обучения, сельхозтехника, промоборудование для сельхозпереработки, иное оборудование, предназначенное для реализации конкретных проектов технической помощи, а также денежные средства, выделяемые на эти цели.

Указанная помощь перелается безвозмездно, не преследует целей извлечения прибыли и коммерциализации результатов исследований и разработок. Эти результаты не могут быть объектам», интеллекгуальной собственности, а являются всеобщим достоянием.

Иные предметы могут быть отнесены к гуманитарной и технической помощи. только соответствующими

межправительственными соглашениями или решениями образованной Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 г. № 286 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

Порядок таможенного оформления, применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в

качестве гуманитарной и технической помощи, установлен приказом ГГК России от 15 марта 1996 года № 142.

! (орядок освобождения товаров от обложения таможенными пошлинами, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, которым руководствуется МЧС России, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 года № 1041 и Временным положением, введенным в действие приказом МЧС России от 1 ноября 1994 года № 696.

Действующая нормативно-правовая база на федеральном и ведомственных уровнях, отражая общие понятия о гуманитарной помощи, не регламентирует конкретные действия в данной области органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы

Международная деятельность МЧС России по участию в ликвидации последствий бедствий, оказанию гуманитарной помощи пострадавшему населению осуществляется в соответствии с нормами международного права, нормами участия России в международных организациях, обязательствами по двусторонним и другим соглашениям

С точки зрения международного права, гуманитарная помощь может доставляться и распределяться международными организациями для пострадавшего населения как на территории, контролируемой законными органами власти, так и на территории, контролируемой вооруженными формированиями оппозиции, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

При подготовке и проведении конкретных операций в Министерстве осуществляются мероприятия, предусмотренные «Положением о порядке формирования и доставки грузов гуманитарной помощи» (введено в действие приказом МЧС России от 05.08 94 гМ\> 454), которым определен порядок организации работы структурных подраздёЙЬний Министерства при оказании гуманитарной помощи на территории Российской Федерации и за ее пределами.

В МЧС России вопросы организации, формирования и доставки трузов гуманитарной помощи, как указывалось, возложены на Департамент международного сотрудничества Департамент при получении Министерством заявки от МИД России или определении потребности, исходя из реальной обстановки, совместно с другими структурными подразделениями Министерства готовит и

согласовывает с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации (МИД России, Минфин России, I ТК России и др.) проекты распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам оказания чрезвычайной гуманитарной помошп

Как правило, работа по подготовке таких проектов распоряжений проводится с получением предварительных поручений Правительства Российской Федерации, с учетом имеющихся финансовых возможностей, и на основе всесторонней оценки масштабов чрезвычайных ситуаций. На этом этапе определяются номенклатура и объемы гуманитарных грузов, вил транспорта, порядок доставки и передачи гуманитарной помощи, в том числе взаимодействие с международными партнерами, сроки и этапы проведения гуманитарных операций, их участники, а также составляется ориентировочная смета расходов и указывается порядок финансирования.

Согласованные установленным порядком проекты распоряжений представляются в Правительство Российской Федерации для принятия окончательного решения После выхода этих распоряжений Правительства Российской Федерации в МЧС России осуществляется практическая работа по организации формирования и доставки грузов гуманитарной помощи по назначению. По завершении каждой гуманитарной операции о ее результате представляется доклад в Правительство Российской Федерации, а также информируются МИД России и международные организации

Этот порядок оправдал себя, но с учетом роста масштабов гуманитарных акций, усложнения структуры и форм российского участия основная тяжесть работ теперь ложится на Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях , которое по выполнению своих функциональных задач замыкается на Департамент международного сотрудничества министерства

Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение подобных задач по стандартам ООН во взаимодействии с МИД России создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (постановление Правительства Российской Федерации от 13.1095 г. № 1010). В состав корпуса включены центральный аэромобильный спасательный отряд, включая мобильный госпиталь, автомобильная и инженерная бригады гражданской обороны, авиационное предприятие и агентство «ЭМЕРКОМ» Такая структура обеспечила качественно новое состояние гуманитарных сил МЧС России - готовность

дейс i вонагь но запросам ООН и других гуманитарных структур в любом районе мира

Таким образом. ia прошедшие годы сделаны значительные шаги в области развитя современной договорно-правовой базы международною сотрудничества в части гуманитарного реагирования МЧС России Ото очень важный участок в работе с зарубежными государствами и международными партнерами За истекший период в пом отношении сделано немало Заключены (или подтверждены действия прежних) межправит ельсг венные соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий с более, чем 30 государствами Для организации работы по выполнению соглашений образованы совместные межгосударственные комиссии, которые плодотворно работают

Кроме мою международное сотрудничество МЧС России осуществляется на основе многое г оронних межправительственных соглашений - таких как Конвенция о скоординированной помощи в с ту чае чрезвычайных ситуаций различного характера, Соглашения между правительствами г осударств-участников Черноморского жономического сотрудничества о практическом взаимодействии в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природною и техногенного характера

Актуальным направ гением доюворно-правовой работы

являются межведомственные и межучрежденческие соглашения. В >юм сиучае есть возможность закрепить достигнутые результаты по конкретным проектам и программам, сформировать более широкие партнерские связи па взаимовыгодной основе. Примером этого могут служить меморандумы и соглашения с УВКБ ООН 1993 года, НАТО

1996 юда. гуманитарными структурами Норвегии 1995 года, Всемирной Продовольственной Программой 1996 года, Организацией Африканскою Гдинства 1996 года и другие акты

Следует заметить, что в соответствии с основными направлениями концепции развшия международных отношений МЧС России акшвизировадо деятельность по совершенствованию международного гуманитарного права в области сотрудничества при чрезвычайном планировании и реагировании г)та деятельность Росстат в сфере развития международного гуманитарною гграва опирается на уже накопленный опыт i уманитарных операций.

1аким образом. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области гуманитарного реагирования и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с зарубежными странами и международными организациями на двусторонней и многосторонней оснеье

Нормативно-правовой базой этого сотрудничества являются международные договоры, соглашения, меморандумы, протоколы и другие нормативные акты. Г.сли международными договорами Российской Федерации установлены иные правила чем те. которые содержатся в законодательстве страны в области шшиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гуманитарною реагирования, то применяются правила международных договоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.