Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в транспортной системе Республики Татарстан'

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в транспортной системе Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ЗАКОН / ЭКОНОМИКА / REGULATORY AND LEGAL REGULATION / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / TRANSPORT SERVICES MARKET / REPUBLIC OF TATARSTAN / LAW / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахимов А.Р.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса о нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в области транспорта. Территорией исследования выбрана в Республика Татарстан, который входит в состав Российской Федерации, и на территории которого действует как федеральные, так и региональные законы и нормативно правовые акты, принимаемые региональным парламентом. В исследовании указана и рассмотрена основная региональная программа развития предпринимательской деятельности в области транспорта Республики Татарстан «Развитие чем еще транспортной как заказ системы Республики Татарстан чем еще на 2014-2020 гг.». Проведён анализ уровня развития деятельности автомобильного, железнодорожного, авиационного, водного транспорта в Республике Татарстан. Исследован и определён уровень значения, как заказ для или доход регулирования или доход предпринимательской как заказ деятельности или доход в области чем еще транспорта, Закона Республики Татарстан от 26 как заказ декабря 2015 года N 107-ЗРТ «О или доход реализации федерального закона «Об организации или доход регулярных или доход перевозок или доход пассажиров или доход и багажа автомобильным чем еще транспортом или доход и городским чем еще наземным электрическим чем еще транспортом или доход в или доход российской федерации или доход и о или доход внесении или доход изменений или доход в отдельные законодательные акты или доход российской федерации»». Определён уровень важности предпринимательской деятельности в транспортной области для развития экономики Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE TRANSPORT SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of legal regulation of entrepreneurial activity in the field of transport. The research territory was chosen to the Republic of Tatarstan, which is part of the Russian Federation, and in whose territory both federal and regional laws and regulatory legal acts adopted by the regional parliament are in force. The study indicates and reviews the main regional program for the development of entrepreneurial activity in the field of transport of the Republic of Tatarstan "Development of what else transport as an order of the system of the Republic of Tatarstan than in 2014-2020." The analysis of the level of development of the activities of road, rail, aviation, water transport in the Republic of Tatarstan. The level of value is investigated and defined as an order for either regulatory income or entrepreneurial income as an activity order or income in the field of transport, the Law of the Republic of Tatarstan of 26 as order of December 2015 N 107-LRT “On or income of the implementation of the federal law“ On organization or regular income or income of transportation or income of passengers or income and baggage by automobile than by transport or income and by urban than by land electric than by transport or income to or income of the Russian Federation or income and or income or making changes in income or income to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, or income. "" The level of importance of entrepreneurial activity in the transport field for the development of the economy of the Republic of Tatarstan is determined.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в транспортной системе Республики Татарстан»

«шушетим-^шгмаь^ш«,!!» / economic sciences

УДК 33

Рахимов А.Р.

Генеральный директор группы компаний «Ак Буре Групп» (Казань)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10659 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Rakhimov A. R.

Groups of the Ak Bure Group Company (Kazan)

LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE TRANSPORT SYSTEM OF

THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract:

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of legal regulation of entrepreneurial activity in the field of transport. The research territory was chosen to the Republic of Tatarstan, which is part of the Russian Federation, and in whose territory both federal and regional laws and regulatory legal acts adopted by the regional parliament are in force. The study indicates and reviews the main regional program for the development of entrepreneurial activity in the field of transport of the Republic of Tatarstan - "Development of what else transport as an order of the system of the Republic of Tatarstan than in 2014-2020." The analysis of the level of development of the activities of road, rail, aviation, water transport in the Republic of Tatarstan. The level of value is investigated and defined as an order for either regulatory income or entrepreneurial income as an activity order or income in the field of transport, the Law of the Republic of Tatarstan of 26 as order of December 2015 N107-LRT "On or income of the implementation of the federal law " On organization or regular income or income of transportation or income of passengers or income and baggage by automobile than by transport or income and by urban than by land electric than by transport or income to or income of the Russian Federation or income and or income or making changes in income or income to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, or income. "" The level of importance of entrepreneurial activity in the transport field for the development of the economy of the Republic of Tatarstan is determined.

Аннотация.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса о нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в области транспорта. Территорией исследования выбрана в Республика Татарстан, который входит в состав Российской Федерации, и на территории которого действует как федеральные, так и региональные законы и нормативно - правовые акты, принимаемые региональным парламентом. В исследовании указана и рассмотрена основная региональная программа развития предпринимательской деятельности в области транспорта Республики Татарстан - «Развитие чем еще транспортной как заказ системы Республики Татарстан чем еще на 2014-2020 гг.». Проведён анализ уровня развития деятельности автомобильного, железнодорожного, авиационного, водного транспорта в Республике Татарстан. Исследован и определён уровень значения, как заказ для или доход регулирования или доход предпринимательской как заказ деятельности или доход в области чем еще транспорта, Закона Республики Татарстан от 26 как заказ декабря 2015 года N 107-ЗРТ «О или доход реализации федерального закона «Об организации или доход регулярных или доход перевозок или доход пассажиров или доход и багажа автомобильным чем еще транспортом или доход и городским чем еще наземным электрическим чем еще транспортом или доход в или доход российской федерации или доход и о или доход внесении или доход изменений или доход в отдельные законодательные акты или доход российской федерации»». Определён уровень важности предпринимательской деятельности в транспортной области для развития экономики Республики Татарстан.

Ключевые слова: нормативно - правовое регулирование, предпринимательская деятельность, рынок транспортных услуг, Республика Татарстан, закон, экономика.

Key words: regulatory and legal regulation, entrepreneurial activity, transport services market, Republic of Tatarstan, law, economics.

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере транспорта в Республики Татарстан вписывается в общую концепцию организации функционирования транспортной системы и транспортного законодательства страны.

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года[1] (далее - Транспортная стратегия) справедливо отмечается, что эффек-

тивное функционирование транспортного комплекса страны во многом зависит от качественного правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе его деятельности и системы транспортных услуг.

Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем правоприменения, складывающихся в транспортной сфере, обусловлена обновлением транспортного законодательства

ЕСОШМГС БСТЕЖЕБ / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#2Щ44)),2(0]9

и преобразованием транспортного комплекса России, она связана также с обсуждением концепции Транспортного кодекса Российской Федерации, его рамок и границ. Проблема качественного правового регулирования деятельности автомобильного транспорта.

Особенности нормативного регулирования предпринимательской деятельности в области транспорта в Республике Татарстан определяются общими планами развития транспортной системы, которые представлены в документе «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2020 гг.», утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1012 от 20.12.2013 г. (далее - Программа)[2].

Целью программы является обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики и опережающего развития общественной инфраструктуры в Республике Татарстан.

Программой определяется, что роль грузового транспорта в социально-экономическом развитии республики обозначена рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания. Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри республики и за ее пределами. Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологич-ностью функционирования транспортной системы. Рост скорости доставки грузов дает ощутимый экономический и социальный эффект. Таким образом, грузовой транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития Республики Татарстан, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение грузового транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

На наш взгляд, именно вышеуказанное направление оказывает решающее значение на динамику развития предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг.

Программой предусматривается структурная реформа на железнодорожном транспорте, которая определяет поэтапное дерегулирование деятельности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, совершенствование государственного регулирования естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте и обеспечение не дискриминационного доступа пользователей к его инфраструктуре.

Это требует согласованного государственного регулирования тарифов, условий перевозок и требований к безопасности перевозочного процесса со стороны государственных регулирующих органов.

Отметим то, что основными направлениями развития железнодорожного транспорта являются:

1. Обеспечение роста объемов грузовых перевозок в связи с ростом объемов производства, реализацией инвестиционных проектов по строительству и реконструкции производственных мощностей, увеличением объемов поставки топливно-энергетических ресурсов.

2. Совершенствование системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки.

3. Создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов с использованием современных технологий.

4. Расширение комплекса сервисных услуг с учетом возрастающих требований потребителей к качеству, организация системы фирменного транспортного обслуживания.

5. Обновление вагонного и локомотивного парка, введение в эксплуатацию новых современных тепловозов, пополнение подвижного состава.

6. Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры Камского железнодорожного узла.

Интересным являются также перспективы развития рынка авиаперевозок грузов связаны с повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний.

Согласно Программе основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.

На сегодняшний день основными направлениями развития воздушного транспорта являются: 1. Сохранение и дальнейшее развитие внутренних и международных авиационных перевозок пассажиров и грузов. (п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 23.06.2016 N 429) 2. Обновление и реконструкция технического оснащения аэродромной сети, внедрение современных технологий. 3. Повышение эффективности деятельности аэропортов. 4. Создание условий для привлечения авиакомпаний на рынок оказания грузовых авиаперевозок. 5. Повышение качества перевозок, безопасности и регулярности полетов.

В условиях социально-экономических преобразований значимость грузового автомобильного транспорта в транспортной системе Республики Татарстан постоянно возрастает. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптированностью к рыночным условиям.

Однако процесс автомобилизации противоречив. Способствуя развитию рыночной экономики, автомобилизация сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта, проблемой утилизации автотранспортных средств и рядом

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®I44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES

других факторов. В результате реализации основных направлений развития автомобильного транспорта будет складываться эффективно функционирующий и развивающийся автотранспортный комплекс, удовлетворяющий потребности населения и экономики в перевозках.

Программа также определяет направления развития автомобильного грузового транспорта, а именно:

1. Создание условий по предоставлению транспортных услуг населению, направленных на снижение издержек и обеспечение рентабельности грузовых перевозок.

2. Создание условий для привлечения бизнес-структур в развитие автомобильного транспорта и обустройство дорожного сервиса для обслуживания транзитных и междугородных перевозок.

3. Создание автотранспортных терминалов, обеспечивающих комплексную переработку и экспедиционное обслуживание грузов.

4. Создание систем комплексного транс-портно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев с учетом выбора экономически рациональных маршрутов перевозок в городском и местном сообщении.

5. Развитие взаимодействия с другими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки грузов).

6. Широкое внедрение информационно-телекоммуникационных и навигационных систем и электронизации транспортного процесса с учетом необходимости формирования единого информационного пространства на основе комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации грузового автотранспортного рынка.

7. Совершенствование дорожной сети, транспортной и сервисной инфраструктуры, устранение диспропорции и «узких мест» в их развитии.

8. Обновление и модернизация структуры парка грузовых автомобилей с учетом требований рынка и современных международных стандартов.

9. Повышение безопасности перевозок грузов (дорожной, экологической и криминогенной).

10. Развитие системы контроля и надзора за автотранспортной деятельностью, совершенствование системы выявления правонарушений в сфере грузовых автомобильных перевозок.

Важнейшим требованием к системе управления внутренним водным транспортом является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства. При этом направлениями развития водного транспорта можно обозначить:

1. Сохранение и развитие пассажирских перевозок, в том числе социально значимых пассажирских перевозок пригородного значения, включая меры государственной поддержки;

2. Содержание внутренних водных путей, проведение дноуглубительных работ внутренних водных путей;

3. Восстановление и создание инфраструктуры речного транспорта (причалы, порты, причальные

сооружения);

4. Создание условий для обновления речного флота.

Большое значение для регулирования предпринимательской деятельности в области транспорта имеет Закон Республики Татарстан от 26 декабря 2015 года N 107-ЗРТ О реализации федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» (далее - 3акон)[3].

В целях реализации Федерального закона, от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», региональный Закон устанавливает полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в сфере организации регулярных перевозок, порядок установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок, ведения реестров маршрутов регулярных перевозок и иные организационные основы осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Законом определено, что правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В сфере непосредственного осуществления предпринимательской детальности по перевозке интересна статья 7 Закона.

Так, выдача и прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и выдача карт соответствующего маршрута свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты[4].

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом.

Уровень правого регулирования транспортной сферы показывает, что транспорт в Республике Татарстан определяется как важнейшая составная часть социальной и производственной инфраструк-

ECONOMIC SCIENCES / <<Ш1ШМУМ~^©иГМа1>#2Щ44)),2(0]9

туры одна из базовых отраслей. Система транспортных коммуникаций - важное условие территориальной целостности региона и единства республиканского экономического пространства. Транспортная система связывает Татарстан с другими российскими регионами, а также с мировым сообществом, представляя собой основу для обеспечения интеграции региона в мировую экономическую систему.

О роли транспорта в жизнедеятельности Татарстана свидетельствует его существенный удельный вес в основных производственных фондах республики (12,9% в 2017 году), значительная доля транспортных услуг в ВВП (6,2% в 2017 году), в инвестициях на развитие экономических отраслей (15,3% в 2017 году) и численности занятых работников (6,1% в 2017 году)[5].

Все эти факторы позволяют отнести транспорт в Республике Татарстан к числу наиболее приоритетных отраслей экономики.

Дорожное хозяйство и транспортная отрасль республики оказывают серьезное влияние на качество жизни населения Татарстана, формирование среднего класса, инновационное развитие экономики, размещение производительных сил, а также тарифную и ценовую политику государства.

Следует учесть, что грузопоток, идущий через Республику Татарстан, растет быстрее развития транспортной инфраструктуры региона, поэтому необходимо уделить особое внимание участкам тех дорог, состояние которых не соответствуют задачам и стандартам международных транспортных коридоров.

Значением транспортного комплекса Татарстана, его ролью в транспортной системе России и мира определяются задачи его развития, ориентированные на развитие инновационной экономики и потребительского сектора. Для этого необходимо обеспечить повышение надежности, качества, ритмичности, мобильности, а также повсеместную доступность обслуживания, полное удовлетворение потребностей предприятий и населения в транспортных услугах. Приоритеты в развитии должны получить грузовой и пассажирский автотранспорт, системы высокоскоростных грузопассажирских перевозок, комплекс транспортно-логистического обслуживания.

В регионе развитие транспортной инфраструктуры будет направлено на совершенствование технических характеристик всех видов транспорта

и повышение пропускной способности транспортной сети, строительство обходов мегаполисов и основных транспортных коммуникаций, развитие аэропортов, возведение новых скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, в том числе платных. Станет более существенной роль речного транспорта в обеспечении внутренних и внешнеторговых грузоперевозок, а также транспортировки пассажиров, в основном, в туристических и рекреационных целях.

Изложенное обосновывает неоспоримый факт того, что развитие транспорта и транспортной системы в РТ является главным элементом модернизации экономики с целью ее дальнейшего экономического роста.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2008, N 50, ст. 5977.

2. "Об утверждении Государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (ред. от 25.12.2017) // Постановление КМ РТ от 20.12.2013 N 1012

3. Закон Республики Татарстан. от 26 декабря 2015 года N 107-ЗРТ О реализации федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от от 20.07.2017) // [Электронный ресурс] URL: http://aius.ta-tarstan. ru/zrt-107. html

4. Закон Республики Татарстан. от 26 декабря 2015 года N 107-ЗРТ О реализации федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от от 20.07.2017) // [Электронный ресурс] URL: http://aius.ta-tarstan. ru/zrt-107. html

5. Ишбулдин Д.А. Транспортная логистика в Республике Татарстан. Казань. Изд-во «Аякс». 2016. С.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.