Научная статья на тему 'Нормативно-подушевое финансирование учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности'

Нормативно-подушевое финансирование учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-подушевое финансирование учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности»

bined with passing through old paths that usually go across areas of natural beauty with interspersed cultural monuments. This helps the athlete feel the necessary calmness and tranquility providing physiotherapeutic and relaxing services to the athletes.

CONCLUSIONS

The combination of agro tourism with athletic tourism will either produce new employment posts, or it will support-maintain the already existent ones, and therefore it will safeguard and in-crease the local population's incomes. Moreover it will improve considerably the life quality of those residents, since it will upgrade the infrastructures and the rendering of services (roads, transportation, Health Centers, etc.). To some specialized professionals who are associated with sports and athletes, it will provide them with the potential to develop their basic professional skills regarding their basic occupation. Even the classic professions which are not related now with agro tourism can acquire new dimensions, so as to differentiate and develop new touristy products of high added value. Psychologists e.g. can organize relaxation and meditation centers.

In order to achieve this aim there must be a collaborations with Local Authorities, public and private authorities and also with international and national agro tourism organizations with the ulterior purpose to show off the cultural characteristics and the solution of serious economic and social problems in the countryside.

REFERENCES

1. Michalko G. (2000): Changing Spatial Pattern Of Tourism In Hungary, Studies in Geography in Hungary 31, Geographical Research Inst. Has, Budapest 2000, pp. 241-256

2. Getz Donald & Carisen Jack (2005): Family Business In Tourism: State of the Art, Annals of Tourism Research, Vol. 32, №m. 1, 2005

3. Edvard Singourindis & Anestis Fotiadis (2005). Social-psychological influence of Agro tourism at local communities, Вестник Балтийской Педагогической Aкадемии, Вып. 63. - 2005

НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПОРТИВНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

В.А. Чистяков

Основной целью внедрения нормативно - подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставленных услуг.

Нормативно-подушевое финансирование (НПФ) невозможно без определения так называемой базы подушевого финансирования. Это значит, что ее нужно оценить по объективным критериям. Нужно заранее понять, что будет с этой базой происходить по мере ее внедрения в практику, с тем, чтобы она не уменьшалась и не ухудшалась, с тем, чтобы мы полностью исключили, какие

бы то ни было искушения властей по мере внедрения системы постоянно эту базу уменьшать».

В этом контексте статья Н. Типенко [6] (автора существующей методики нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений) представляется не обосновано оптимистической. У существующей методики достаточно много как союзников, так и противников. На наш взгляд это связано с тем, что в образовательных учреждениях до настоящего времени не сформирован объективный критерий качества оказываемых образовательных услуг.

Совершенно другая ситуация складывается в образовательных учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности. Так как спортивные школы призваны:

а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;

б) формировать у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по виду спорта.

Т.е. объективным критерием качества работы служит уровень спортивного мастерства, достигнутого учеником.

Последнее означает, что, установив надбавки за качество профессиональной деятельности можно объективно оценивать деятельность тренера преподавателя.

Существующие методические рекомендации НПФ затрагивают только фонд оплаты труда, что совершенно недостаточно при рассмотрении учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, в которых в норматив необходимо заложить и обеспеченность занимающихся спортивной формой и инвентарем и участие в соревнованиях.

Нами был проведен экспертный анализ вопросов внедрения НПФ среди двадцати директоров ДЮСШ и СДЮШОР Северо-запада.

Обобщенные мнения экспертов (требования к методике подушевого финансирования):

1. Не противоречить федеральному и местному законодательству.

2. Соответствовать проекту Росспорта (по возможности) методических рекомендаций организации деятельности спортивных школ Российской Федерации.

3. Учитывать участие в местных соревнованиях + 40% в областных и республиканских.

4. Все табличные коэффициенты должны проходить утверждение в законодательных органах власти.

5. Реализация методики, как блока в системе бухгалтерского учета

(1С).

Существующая нормативно-правовая база позволяет сформулировать

алгоритм формирования норматива подушевого финансирования, представляющий собой сумму трех составляющих:

НПФ = НПФ, + НПФд + НПФ

з/ п од сор

?

где

НПФ• п - составляющая фонда оплаты труда;

НПФд - составляющая обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем;

НПФ

сор - составляющая затрат на участие в соревнованиях

Входная информация по типу школы и этапу подготовки:

Методика использует входную информацию, содержащуюся в формах 5-ФК и 5-ФК (сводная):

Культивируемые виды спорта и уровень подготовки;

I. Численность занимающихся

II. Тренерско-преподавательский состав

III. Административные работники и специалисты

IV. Спортивные сооружения

V. Финансовая деятельность школы за год

Вопросы оплаты труда

В настоящее время при формировании штатных нормативов используются!:

Ставка заработанной платы тренера-преподавателя, работающего в группах спортивно-оздоровительных и начальной подготовки устанавливается за 18 часов в неделю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191.

Рекомендуемые надбавки (например, Таблица 1 проекта Росспорта) вопросов и замечаний не вызывают.

Составляющая норматива подушевого финансирования, исходя из фонда оплаты труда НПФз,п, подсчитывается по формуле, аналогичной формуле Н. Типенко, но с коэффициентами, учитывающими уровень подготовки и группу видов спорта.

Обеспечение спортивной одеждой, обувью, инвентарем

В 2004 году, в целях совершенствования материально-технического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, Госкомспортом принят известный приказ № 190/л «Об утверждении табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» спортивных школ (СДЮШОР, ДЮСШ, ШВСМ). В методических рекомендациях, утвержденных этим же приказом, подробно описан порядок планирования и распределения расходов на приобретение спортивной одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования по экономическим статьям сметы доходов и расходов. Данный приказ позволяет вычислить норматив подушевого финансирования по обеспечению спортивной одеждой, обувью и инвентарем

НПФд .

Участие в соревнованиях

Данная составляющая норматива подушевого финансирования НПФсор требует соответствующих дополнительных законодательных решений. Существующая в настоящее время практика выделения фиксированной суммы на

участие в соревнованиях явно занижена (по мнению экспертов в 2-4 раза). В то же время возможна аналогия с командировочными расходами на служебные командировки (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета"). Для определения этой составляющей норматива необходимо знать величину суточных, умножить ее на количество соревнований в год (календарный план соревнований) и среднего количества дней на одно соревнование.

Предложенная ниже методика формирования норматива подушевого финансирования была апробирована нами в нескольких спортивных школах Северо-запада и показала свою объективность и эффективность. Однако для ее массового внедрения необходимо проведение пилотных экспериментов в более широких масштабах и законодательного утверждения.

МЕТОДИКА

Нормативно-подушевого финансирования обучаемых в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности2

1. Основные определения

Нормативно - подушевое финансирование подразумевает возмещение расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Учреждение дополнительного образования детей3: тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга.

Учреждения дополнительного образования детей спортивной на-правленности4

К данным учреждениям относятся: Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные, спортивно - технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно - технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), далее -спортшколы.

Многолетняя спортивная подготовка - единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организацион-

ных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов обучения, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в соответствии с возрастными периодами развития детей и подростков.

Таблица 15

Этапы многолетней подготовки обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Этапы подготовки Период подготовки (лет) Виды спортивных школ

ДЮКПФ ДЮСШ СДЮШОР ШВСМ

Спортивно-оздоровительный Весь период + х

Начальной подготовки 2 - 3 года х + х

Учебно-тренировочный 4 - 5 лет х + +

Спортивного совершенствования 3 года х + +

Высшего спортивного мастерства 3 - 5 лет + +

+ - основная функция; х - по решению учредителя;

* - в неспециализированных отделениях СДЮШОР

2. Формирование базы нормативно-подушевого финансирования учреждений общего образования

«Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

* стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

* нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

* нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

* расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

* коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;

* норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.

Для расчета стандартной стоимости педагогической услуги применены

показатели, формирующие «минимальную» величину норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта, исходя из норм, ссылки на которые есть в федеральном законодательстве.

В основе расчета стоимости педагогической услуги лежат учебные часы по Базисному учебному плану, в то время как стоимость услуги непедагогического персонала определяется как доля от общей стоимости услуги».6

3. Формирование базы нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности

Основные отличия учебных планов учреждений дополнительного образования детей от учебных планов учреждений общего образования детей.

1. В учреждении дополнительного образования детей спортивной направленности в типовой учебный план входит проведение учебно-тренировочных сборов для подготовки к соревнованиям. (в учебных планах общего образования детей этот пункт отсутствует).

Для спортивных школ:

к областным, краевым республиканским, городов Москвы и Санкт-Петербурга продолжительностью до 12 дней;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к всероссийским и международным соревнованиям до 18 дней.

Примечание: 40% участников региональных соревнований направляются на всероссийские и международные соревнования.

Группы высшего спортивного мастерства работают в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в сборную команду области, края, республики, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в основной, резервный и молодежный составы сборной команды Российской Федерации.

2. Учебно-тренировочные занятия, в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха. (в учебных планах общего образования детей этот пункт отсутствует).

3. Обеспечение спортивной одеждой, обувью, инвентарем.

В 2004 году, в целях совершенствования материально-технического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, Госкомспортом принят известный приказ № 190/л от утверждении табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" спортивных школ (СДЮШОР, ДЮСШ, ШВСМ). В методических рекомендациях, утвержденных этим же приказом, подробно описан порядок планирования и распределения расходов на приобретение спортивной одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования по экономическим статьям сметы доходов и расходов.

4. В отличие от общеобразовательной школы в спортивной школе на-

полняемость класса (Таблица 2) напрямую зависит от решаемой педагогической задачи (см. Таблицу 1).

Таблица № 2

Наполняемость класса в зависимости от этапа подготовки

Максимальный количественный состав группы (чел) Максималь-

Этапы подготовки Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп (чел.) ный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.)

Спортивно-оздоровительный весь период 15 30 до 6*

Начальной подготовки первый год 15 30 6

второй год 12 30 9

третий год 12 30 9

первый год 12 20 12

Учебно-тренировочный второй год 10 20 14

третий год 10 16 16

четвертый год 10 16 18

пятый год 8 16 20

Спортивного со- до года 8 14 24

вершенствования свыше года 6 12 28

Высшего спортив- весь период 4 8 32

ного мастерства

Условные обозначения: * - В группах спортивно-оздоровительного этапа с целью большего охвата занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки на группу в неделю может, быть ниже. В других группах объем учебно-тренировочной группы не подлежит изменению.

Примечания:

Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.

Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %.

В случае наличия в учебной программе по виду спорта, утвержденной федеральным органом управления физической культурой и спортом других параметров по минимальной наполняемости групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки применяются последние.

В разрабатываемых, в настоящее время Росспортом, Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, рекомендуется использовать следующие показатели при расчете

заработанной платы тренеров-преподавателей принимается:

Нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту за подготовку одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы) на этапах спортивной подготовки устанавливаются в соответствии с таблицей №. 3

Таблица 3.

Надбавки к з/п тренеров-преподавателей по спорту в зависимости от этапа подготовки и группы видов спорта

Этапы подготовки Период обучения (лет) Норматив оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку одного занимающегося (в % ставки)

Группы видов спорта*

I II III

Спортивно- оздоровительный Весь период 2.2 2,2 2,2

Начальной подготовки 1 год обучения 2,2 2,2 2,2

Свыше 1 года обучения 3,6 3,6 3,6

Учебно-тренировочный 1 - 2 год обучения 6 5 4

Свыше 2 лет обучения 15 10 8

Спортивного совершенствования До года 20 17 15

Свыше года 30 25 20

Высшего спортивного мастерства Весь период 40 35 30

Примечание: Норматив оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% за каждые два года обучения под руководством одного тренера.

Виды спорта распределяются по группам в следующем порядке:

а) К первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта, кроме игровых.

б) Ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта).

в) К третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта, включенные во Всероссийский реестр видов спорта.

4. Порядок расчета норматива расходов на реализацию образовательного стандарта дополнительного образования детей спортивной направленности

Порядок расчета использует входную информацию, содержащуюся в формах 5-ФК и 5-ФК (сводная):

I. Численность занимающихся

II. Тренерско-преподавательский состав

III. Административные работники и специалисты

IV. Спортивные сооружения

V. Финансовая деятельность школы за год Вопросы оплаты труда

Базируются на типовом штатном расписании, утвержденным соответствующим Постановлением о штатных нормативах для государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется по основным этапам подготовки (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане- БУП) и группы видов спорта исходя из следующих показателей:

-количество обучающихся в классе - (см. Таблицу 2); -количество часов по программе при 6-дневной рабочей неделе; -ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников.

Доля расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала устанавливается законодательными актами регионального уровня от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения.

Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.

Нормативы расходов на реализацию образовательного стандарта дополнительного образования в расчете на одного обучающегося для каждого исчисляются по формуле:

= ЗШ + Ручеб

где

пяп

- расходы по заработной плате на реализацию образовательного стандарта дополнительного образования в расчете на одного обучающегося по группам спорта (8) и по этапам подготовки (п).

Ручеб - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

З'" - определяется по формуле:

- X Ь х 1,262 X у х1,33 х12

З" = ^-х1,43 х w х Я

т

а - количество часов по БУП;

d - количество часов за ставку заработной платы. Для тренерско-преподавательского состава она установлена 18 часов;

Ь - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС(В данных рекомендациях она взята на уровне 30% от общего ФОТ).;

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

у - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.; (Этот коэффициент должен рассчитываться на основе Таблицы 3, отметим, что в большинстве существующих рекомендаций он принимается равным 1,02.)

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок (заслуживает корректировки);

12 - количество месяцев в году; m - нормативная наполняемость классов;

1.43 - коэффициент увеличения ФОТ на административно -управленческий персонал;

w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов

R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.

Расходы на обеспечение образовательного процесса Р>™е определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов. В расходы на обеспечение образовательного процесса мы включаем: Расходы на проведение учебно-тренировочных сборов и расходы на

R

обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием форма Таким образом:

Р = R + R

учеб сбор форма

Rc6V вычисляется как произведение расходов на проживание и питание

г„рож,пшш одного человека в день на количество дней сборов Ксбор. Количество дней сборов определяется по формуле:

тт Кб = 12 + 0,4 х 18;

Для спортивных школ сбор

ТТ ишгл! К б = 100 + 0,4х 250; Для ШВСМ с бор

^рш определяется на основе Табеля обеспечения в зависимости от вида спорта.

Литература

1 ПРИКАЗ Госкомспорта РФ от 28.06.2001 N 390 "Об утверждении типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР)".

ПИСЬМО ГКФТ РФ от 25.01.1995 N 96-ИТ, Минобразования РФ от 01.02.1995 N 03-М "О сборнике нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации"

ПРИКАЗ ГК РФ по ФКС от 30 ноября 1995 г. N 325 О рекомендуемых штатах физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений

ПИСЬМО КФК РФ от 15 марта 1994 г. N 203-ит "О норме учебно-педагогической нагрузки на ставку и форме оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту"

ПИСЬМО КФК РФ от 15 марта 1994 г. N 204-ит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год

2 Данная методика разрабатывалась на основе существующих методик расчета нормативно-подушевого бюджетного финансирования для образовательных учреждений общего образования и различных образовательных программ

3 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49)

4 ПРИКАЗ ГК СССР по ФКС от 9 апреля 1987 г. N 228 "О введении в действие положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта"

Положение об училище олимпийского резерва (Утверждено Приказом Госкомспорта России от 5 марта 2004 г. N 194)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 175 "О внесении дополнений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам профессионального образования"

ПРИКАЗ Госкомспорта РФ от 28.06.2001 N 390 "Об утверждении типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР)"

5 ПИСЬМО ГКФТ РФ от 25.01.1995 N 96-ИТ, Минобразования РФ от 01.02.1995 N 03-М "О сборнике нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации"

6 Школу спасут... условные ученики. Как снизить риски при переходе на нормативное финансирование. «Учительская газета» № 17 (10098) 2006-04-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.