Научная статья на тему 'Ноксологические аспекты гуманизации образования'

Ноксологические аспекты гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУК / БЕЗОПАСНОСТЬ / НОКСОЛОГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / HUMANIZATION OF EDUCATION / INTEGRATION OF SCIENCES / SAFETY / NOXOLOGY AS A SCIENCE / NOXOLOGICAL COMPETENCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девисилов Владимир Аркадьевич

В статье рассмотрены ноксологические аспекты гуманизации образовании, показана необходимость образования в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Noxological aspects of education humanization

The noxological aspects of education humanization are considered. The necessity of education in the field of safety and of forming the noxological competences of future specialists for sustainable development of society is shown.

Текст научной работы на тему «Ноксологические аспекты гуманизации образования»

Обсуждаем проблему

129

Ноксологические аспекты гуманизации образования

В.А. ДЕВИСИЛОВ, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

В статье рассмотрены ноксологические аспекты гуманизации образовании, показана необходимость образования в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума.

Ключевые слова: гуманизация образования, интеграция наук, безопасность, ноксо-логия, устойчивое развитие.

Традиционная система социогуманитар-ной подготовки в высшей школе в последние годы претерпевает значительные изменения. Это связано, в частности, с тем, что высшее образование вне зависимости от выбранной области знаний и профиля подготовки должно сегодня готовить студентов к эффективному включению в систему институтов и норм, соответствующих стремительным изменениям среды обитания человека, приобщать к знаниям о человеке и обществе.

После эпохи идеализации научно-технического прогресса в середине прошлого века к началу XXI в. проявилось все более осторожное отношение к науке и разуму. Вместе с ним пришла озабоченность масштабностью глобальных потрясений,кото-рые все чаще и все с большей силой обрушиваются на человечество. Катастрофы, аварии, несчастные случаи, гибель людей занимают ведущее место в информационной сети, а значит, и в сознании людей. В современном мире, характеризующемся высоким уровнем использования информационных технологий и технических средств, возрастает роль человеческого фактора в формировании антропогенных опасностей техносферы. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что в рамках постиндустриального общества формируется общество риска. Стремительный темп технологического прогресса увеличивает глобальный разрыв между языком квантифицируемых рисков, с помощью которого мы мыслим и действуем, и миром неквантифицируемой неопределенности, который мы порождаем [1].

Преодоление в обществе технократических тенденций и становление гуманитарного сознания - настоятельная необходимость современности. Широкий взгляд на мир с позиций единства естественно-научного и гуманитарного способа его познания формирует человека, способного не только адекватно мыслить, но и чувствовать, что является залогом устойчивого развития социума [2].

В настоящее время формируется новая научная парадигма, объектом исследований которой являются быстроразвивающиеся системы. Главной особенностью этих систем является их «человекоразмерность », то есть изучение комплексов, включающих в качестве компонента человека. Человеко-размерная модель предусматривает необходимость соединения когнитивныхи ценностных параметров науки и образования. Междисциплинарная, аксиологически ориентированная человекоразмерная картина мира отражает реалии формирующегося общества риска. С этих позиций антропологический подход должен стать стержнем современного образования любого уровня.

Элементы знаний о человеке и характере его взаимодействия со средой обитания даются во многих дисциплинах, часто имплицитно и понемногу, а вот систематические знания по этому вопросу преподаются крайне редко. Особенно печальная картина наблюдается в системе профессионального образования. Надеяться на то, что можно создать такую дисциплину, которая могла бы синтезировать весь массив общественных знаний и представлений о месте человека в мире, - наивно. Однако есть по-

130

Высшее образование в России • № 1, 2011

требность в формировании концептуальной базы для новой предметной области знаний, которая могла бы стать фундаментом социокультурного образования в современном технократичном мире, инструментом для изучения человека и современного постиндустриального общества при опоре не только на традиционные предметы и дисциплины, но и на более широкую межпредметную интеграцию [3-5].

Антропоцентрический способ обучения возможен только на основе разветвленных интегративных связей при широком использовании современных гуманитарных технологий обучения. Как только ставится задача дать целостное представление о современном обществе, которое представляет собой систему «человек - машина - среда обитания», возникает необходимость интеграции гуманитарных, естественно-научных и технических знаний. Говоря же об образовательном процессе, нужно, чтобы за научной интеграцией следовал процесс педагогической интеграции. Ведь перед системой высшего образования стоит задача формирования целостной системы знаний как одной из составляющих мировоззрения.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой новую научно-образовательную область, которая требует масштабной интеграции разносторонних сведений об окружающем мире и включает со-циогуманитарные, естественно-научные и технико-технологические знания. Только их совокупность может дать представление о взаимодействии человека с окружающей средой, о механизмах формирования различного рода опасностей и о причинно-следственных связях, определяющих уровни риска.

Итак, современные исследования в области безопасности жизнедеятельности характеризуются высокой степенью интеграции разнообразных наук, описывающих природу, технику и человека, которые, не теряя своей самостоятельности, формируют системные методы анализа риска и обес-

печения безопасности человека. Споры о том, станет ли безопасность жизнедеятельности самостоятельной наукой или останется всего лишь комплексной научной проблемой, до сих пор продолжаются. Однако реальности формирующегося общества риска убеждают, что в настоящее время идет формирование новой науки - учения об опасностях окружающего мира, исследующего процессы генерации и локализации опасностей, их свойства и характеристики, методы снижения рисков. Как будет называться эта наука - ноксология или безопасность жизнедеятельности, не имеет особого значения, но для ее становления и признания необходимо формирование системного категориального базиса, логической структуры, методологии и методов научных исследований.

Ноксология как наука и безопасность жизнедеятельности как образовательная область представляют собой уникальное явление. Выполненный автором анализ эволюции понятия «безопасность жизнедеятельности» показал, что ноксологические знания чрезвычайно разнообразны и многослойны - от конкретных сведений, необходимых в повседневной практике, до фи-лософско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности функционирования и тенденции развития техносферы и человеко-машинных систем. Это требует привлечения разнообразных и во многом разноплановых исследований, что актуализирует проблему определения их оптимального сочетания, обеспечивающего новое качество для решения прагматических задач по обеспечению устойчивого функционирования социума в процессе модернизационных технических и информационных изменений формирующегося общества риска.

Решение этой проблемы представляет собой сложную методологическую задачу. Ведь естественные и технические науки базируются на детерминированных природных процессах, в то время как для гуманитарных и социальных наук характерен, как

Обсуждаем проблему

131

правило, индетерминизм. Поэтому и при разработке ноксологии, и при обучении безопасности жизнедеятельности приходится отказываться от однозначных причинно-следственных связей, характерных для большинства точных наук, и переходить к вероятностно-статистическим методам, к рассмотрению теоретических и методологических альтернатив в обучении.

Размывание жестких границ между гуманитарными и техническими науками и знаниями формирует основу комплексного подхода к безопасности жизнедеятельности. Синтез наук формирует новый методологический подход в научных исследованиях и технологиях обучения, который можно назвать ноксологическим. Его характерными особенностями являются:

• структурирование разнообразных материальных объектов, социальных субъектов и процессов на базе свойства «опасность» и состояния «безопасность»;

• оптимизация темпов развития социума, техносферы и изменений в биосфере на основе рационализации вещественно-энергетических процессов для обеспечения устойчивости цивилизации в обществе риска;

• исключительно высокая значимость аксиологических и культурологических факторов в научных исследованиях и методиках обучения;

• комплементарность научных исследований, превращающих «Безопасность жизнедеятельности » в метадисциплину.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время формируется новая научная картина мира, которая должна стать основой ноксологического мировоззрения и риск-ориентированного мышления.

Глобализация мира интернационализирует риски и усиливает ноксологическую компоненту мировоззрения, что обеспечивает таким наукам, как ноксология, риско-логия и т.п., лидирующую роль в науке и практической деятельности людей, а «Безопасности жизнедеятельности » - содержательно-дидактическую нишу в системе

непрерывного многоуровневого образования.

В принципах проектирования системы образования в области безопасности [6] и разработанной на их основе новой примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » [7] реализована идея интеграции социогуманитарного и профессионального технократического образования в той степени, которая возможна на нынешнем этапе формирования науки о безопасности.

Фактом исключительной важности нок-сологической компетентности любого человека вне зависимости от вида его деятельности является признание «Безопасности жизнедеятельности» в качестве обязательной дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов нового поколения. В образовательную программу вводятся новые понятия: ноксологическая компетентность и нок-сологические компетенции - аналогично уже устоявшимся понятиям экологической компетентности и экологических компетенций.

Автор обращается к руководству вузов запланировать в новых учебных планах предусмотренную примерной программой трудоемкость, ибо только в этом случае можно говорить о возможности приобретения выпускниками полноценных компетенций.

Литература

1. Степин В.С, Горохов В.Г, Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гарда-рики, 1999. 400 с.

2. Девисилов В.А. Ноксологическая культу-

ра как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2010. № 11.

3. Кубрушко П.Ф, Девисилов В.А. Концепту-

ально-дидактические основания национальной системы ноксологического образования // Вестник МГАУ им. В.П. Горяч-кина. Теория и методика профессионального образования. 2010. № 3(42). С. 11-15.

132

Высшее образование в России • № 1, 2011

4. Девисилов В.А. Концептуальные основы

образования в области безопасности // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 27-31.

5. Девисилов В.А. О концепции националь-

ной образовательной политики в области безопасности // Безопасность в техносфере. 2008. № 4. С. 49-58; № 5. С. 56-64.

6. Девисилов В.А. Методология и содержа-

ние высшего профессионального образования в области безопасности // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 3-11; Девисилов В.А. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в системе

высшего профессионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2009. № 5. С. 91-104; Девисилов В.А. Принципы проектирования примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технология обучения // Безопасность в техносфере. 2009. № 4.

7. Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность в техносфере. 2010. № 1. С. 48-62; № 2. С. 52-64.

DEVISILOVV. NOXOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION HUMANIZATION The noxological aspects of education humanization are considered. The necessity of education in the field of safety and of forming the noxological competences of future specialists for sustainable development of society is shown.

Keywords: humanization of education, integration of sciences, safety, noxology as a science, noxological competence, sustainable development.

Л.В. МОСИЕНКО, доцент Оренбургский государственный университет

Молодежная субкультура и диалог

В статье раскрыта социально-аксиологическая и образовательная роль диалога в молодежной субкультуре. Диалог в пространстве культуры рассмотрен во взаимосвязи общепринятой культуры и молодежной субкультуры, представителей молодежных субкультур между собой и в отношении к самой молодежной субкультуре.

Ключевые слова: аксиология, диалог, педагогическая сущность диалога, молодежная субкультура.

В имеющейся литературе по теме существует значительная терминологическая неясность. Можно встретить следующие категории: «молодежная культура», «частичная культура», «молодежная субкультура», «молодежные субкультуры», «неформальные молодежные объединения» и т.п. [1]. Понятие «молодежнаякультура» употребляют, с одной стороны, как собирательное для обозначения феноменов молодежной субкультуры и молодежной контркультуры, а с другой - для выделения «частичной, относительно когерентной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей,

норм и форм поведения, отношение к моде и т.д.» [2, с. 3]. У одних авторов эти термины носят синонимичный характер, у других обозначают различные, соподчиненные друг другу социокультурные явления. Довольно часто в современной литературе термин «молодежная субкультура» жестко связывается с понятием «антикультура», которое используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре конкретной эпохи. Близкими по смыслу выступают такие конструкты или категории, как «неформалы», «андеграунд», «девианты», «экстерналы» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.