Научная статья на тему 'Философия безопасности мировоззренческая основа ноксологического развития человека'

Философия безопасности мировоззренческая основа ноксологического развития человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / НООСФЕРА / НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / НОКСОЛОГИЯ / НОКСОСФЕРА / SOCIETY / EDUCATION / WORLD VIEW / PHILOSOPHY OF SAFETY / NOOSPHERE / NOOSPHERE CONCEPTION / ACTIVITY / DANGER / NOXOLOGY / NOXOSPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пупова Юлия Александровна

Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования ноксологического мировоззрения учащейся молодежи посредством изучения предмета «философия безопасности». Выделены такие понятия как «мировоззрение», «опасность», «безопасность», «философия безопасности», «ноосфера», «ноксосфера», «ноксология». Особое внимание в статье уделено термину «опасность», но не в качестве противопоставления понятию безопасность, а в виде одной из составляющих детерминант новой предметной области в системе образования ноксологии. Автором раскрыто ноксологическое видение предмета философия безопасности исходя из представления о выделении из ноосферы особой оболочки ноксосферы, которая предстаявляет собой сферу современных опасностей. В статье определена актуальность преподавания дисциплины «философия безопасности» в условиях рискогенности жизни и деятельности современного общества. Автором использован аксиологический подход к рассмотрению философии безопасности, описаны его ключевые особенности, а также выявлена связь ноосферной концепции В.И. Вернадского с основными функциями и задачами философии безопасности как предмета. Работа соответствует заявленным требованиям: обозначено введение, основная часть и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of safety the world view basis of noxological development of a person

The article is studying the appearance of the question of formation of noxological world view for the students by study “philosophy of safety”. Allocated such concepts as “danger”, “safety”, “philosophy of safety”, “noosphere”, “noxosphere”, “noxology”. Special attention is given to the term "danger" (but not as opposing the concept of safety) as a component of the determinants of the new domain in the system of education noxology. Author revealed the noxological vision of the subject “philosophy of safety” and this vision based on the idea that noxosphere is a sphere of modern dangers and it is allocated from noosphere. During this study, was discovered the topicality of teaching this kind of subject especially in conditions of risk taking life and activity of the modern society. The author used the axiological approach to the consideration philosophy of safety, also described key features and found an association Vernadsky’s noosphere concept with the basic functions and tasks of the philosophy of safety as a subject. The work meets the stated requirements: indicated introduction, main parts and findings.

Текст научной работы на тему «Философия безопасности мировоззренческая основа ноксологического развития человека»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015

Ä0 25-28. Ю. А. Пупова

Философия безопасности - мировоззренческая основа ноксологического развития человека

Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования ноксологического мировоззрения учащейся молодежи посредством изучения предмета «философия безопасности». Выделены такие понятия как «мировоззрение», «опасность», «безопасность», «философия безопасности», «ноосфера», «ноксосфера», «ноксология». Особое внимание в статье уделено термину «опасность», но не в качестве противопоставления понятию безопасность, а в виде одной из составляющих детерминант новой предметной области в системе образования - ноксологии. Автором раскрыто ноксологическое видение предмета философия безопасности исходя из представления о выделении из ноосферы особой оболочки - ноксосферы, которая предстаявляет собой сферу современных опасностей.

В статье определена актуальность преподавания дисциплины «философия безопасности» в условиях рискогенности жизни и деятельности современного общества. Автором использован аксиологический подход к рассмотрению философии безопасности, описаны его ключевые особенности, а также выявлена связь ноосферной концепции В.И. Вернадского с основными функциями и задачами философии безопасности как предмета.

Работа соответствует заявленным требованиям: обозначено введение, основная часть и сделаны выводы.

Ключевые слова: общество, образование, мировоззрение, философия безопасности, ноосфера, ноосферная концепция, деятельность, опасность, ноксология, ноксосфера

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

I U . A. P U POVA

Philosophy of safety - the world view basis of noxological development of a person

The article is studying the appearance of the question of formation of noxological world view for the students by study "philosophy of safety". Allocated such concepts as "danger", "safety", "philosophy of safety", "noosphere", "noxosphere", "noxology". Special attention is given to the term "danger" (but not as opposing the concept of safety) as a component of the determinants of the new domain in the system of education - noxology. Author revealed the noxological vision of the subject "philosophy of safety" and this vision based on the idea that noxosphere is a sphere of modern dangers and it is allocated from noosphere.

During this study, was discovered the topicality of teaching this kind of subject especially in conditions of risk - taking life and activity of the modern society. The author used the axiological approach to the consideration philosophy of safety, also described key features and found an association Vernadsky's noosphere concept with the basic functions and tasks of the philosophy of safety as a subject.

The work meets the stated requirements: indicated introduction, main parts and findings.

Keywords: society; education; world view; philosophy of safety; noosphere; noosphere conception; activity; danger; noxology; noxosphere

НачИе XXI векРмасЯТабы Щреб'бра-зующей деятельности человека приобрели гигантские размеры. Произошел небывалый рост уровня использования ¡информационных технологий и технических средств, которые стали более энергонасыщенными и автоматизированными. Кроме того, увеличилась социальная мобильность людей, отразившаяся на качестве их жизни и потребовавшая повышения знаний и навыков в новых областях. Параллельно этим событиям проявились негативные стороны трансформации: резко выросло количество аварий на производстве, обострился чрезвычайный характер ситуаций в городах, ухудшилась общая экологическая обстановка. Пытаясь осмыслить произошедшие изменения, историки, экономисты, социологи, политики и другие ученые ищут альтернативные пути решения вопроса гармоничного суще-сйвования составляющих «человек — природа — общество».

Отнеся в обозначенных условиях постоянной рискогенности жизнедеятельности человека образование к числу государствообразующих систем, а его качество к условиям выживания российского общества на пути повышения конкурентоспособности нашей страны на мировой арене, важно отметить, что современный образовательный процесс должен быть направлен на построение личности нового типа. Такая личность, по мнению представителей зарубежной и отечественной педагогики и психологии, обязана владеть не только информационными технологиями и обширными знаниями в определенной профессиональной области, но также уметь воспроизводить оригинальные проекты, а что еще более важно — видеть связь между своим отношением к работе, окружающей действительностью и моральным обликом личности. Данная связь составляет основу мировоззрения индивида в области безопасности, где человек одновременно выступает в роли субъекта и объекта этой безопасности. Формирование мировоззрения в указанной области является содержательной целью предмета «философия безопасности» и строится путем привития учащимся совокупности норм и установок, «выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения» не только в профессиональной, но и в повседневной жизнедеятельности.

Философия безопасности — это ценностные взгляды человека на личную и коллективную безопасность. Центральное место для философии безопасности имеет вопрос об отношении человека к миру, т.е. этическая идея ответственности каждого перед природой и социумом, в Цоторых он живет. Уже это делает картину мира с точки зрения философии безопасности акси-ологически нагруженной. Отнеся философию безопасности к разряду педагогических наук, важно отметить, что аксиологический подход в

педагогике подразумевает человека современного как образованного, а современное образование как человечное. Идея гуманизации, которую преследует данная теория ценностей, распространяется на всех людей и на все социальные системы и образованность в данном контексте должно понимать «не столько как просвещенность, обладание определенными знаниями, культурным капиталом, но как личностное качество, характеризующееся умением человека использовать имеющиеся знания для всеобщего блага». [7, с.57].

«Осмысливая современные научные достижения, глобальные проблемы современности» [3, с.31], философия безопасности призвана преодолеть антропоцентризм в содержании образования и построить картину мира, исключающую «враждебное противостояние человека и природы» [3, с.30]. Данной характеристике соответствуют основные положения ноосферной концепции, которую создал крупнейший методолог XX века В.И. Вернадский. По мысли ученого, «ноосфера — это царство разума» [6, с.1577], продукт эволюции биосферы, где важнейшим опосредующим звеном является сознание человека. Понимая под биосферой «живое вещество планеты» [6, с.1578] в форме органических соединений и «энергетических потоков, занимающих пространство вплоть до стратосферных слоев» [6, с.1578], Вернадский подчеркивал неизбежность прихода ноосферы в качестве новой траектории взаимодействия общества и природы, «где человеческая деятельность становится определяющим фактором развития» [7, с.13]. Вернадский верил в разум человека, в возможность решения проблемы урегулирования отношений человека с природой и человека с человеком, а также в отведение каждой личности роли не только «наблюдателя, активатора, эрудита» [4, с.139], но и «планировщика» [4, с.139] в вопросах своей жизни и деятельности. Придя к мысли о вечности жизни во Вселенной, ученый подчеркивал важность осознания человечеством цели своего существования. Появление самого человека он видел «не проявлением слепой случайности, а частью грандиозного плана эволюции материального мира. Эта эволюция сопровождается, в конечном счете, эволюцией человеческого сознания, без которого невозможна никакая свобода» [6, с.1578]. Данная свобода проявляется в постоянном взаимодействии различных форм жизни человеческого общества, и достичь ее наивысшей точки возможно только путем работы людей на общее благо. Таким образом, В.И. Вернадский пришел к выводу о том, что «только от самих людей зависит дальнейшая судьба человечества и всей планеты» [6, с.1579]. Настоящая свобода человека, по мнению исследователя, должна координироваться со свободой других людей и общества в целом, что, в полной мере отвечает запросам безопас-

26 ^^ 2307-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)

нЬгш^оеуЩестйования человеческих индивИДств современности.

Осуществляя теоретическое планирование сосуществования социума в безопасных и мирных условиях, философия безопасности как одна из составляющих науки философии не должна быть лишена научного понимания реальности. Философия безопасности может влиять не только на мировоззрение учащихся, но также на ход научной деятельности. Для подтверждения данного пояснения необходимо выделить функции философии безопасности как предмета:

1. мировоззренческая — помогает человеку сформировать представления об окружающем мире, месте в нем отдельной личности;

2. аксиологическая — заключается в оценке мира явлений окружающей действительности с точки зрения ценностей нравственного, социального, этического характера;

3. критическая — ускоряет модернизацию знаний в области безопасности в соответствии с событиями, происходящими в мире, расширяет границы этих знаний;

4. воспитательно-гуманистическая — состоит в укреплении морального облика молодого человека, привитию ему гуманистических ценностей и идеалов;

5. социально-прогностическая — оказывает профоиентационное влияние на выбор дальнейшей занятости, а также показывает возможные пути совершенствования социума в зависимости от личного вклада каждого индивида.

Исходя из списка данных функций предмета «философия безопасности» строится представление о том, что состояние защищенности нужно формировать и что безопасность — это результат деятельности общества и в первую очередь это задача института образования. Однако, обращая внимание на понятие «безопасность», важно отметить, что данный феномен «не может существовать без опасности» [2, с. 19]. Более того, «сведение безопасности к отсутствию опасности фактически приводит к отрицанию развития, которое с точки зрения функционирования (воспроизводства) системы можно рассматривать как опасность» [2, с.19]. Именно поэтому современное понимание безопасности заставляет нас обратить внимание на значение термина опасности, но не в качестве противопоставления понятию безопасность, а в виде одной из составляющих детерминант новой предметной области в системе образования — ноксологии (от лат. noxius — вредный, наносящий ущерб и греч. logos — учение) [5, с. 30].

Ноксологическое видение предмета философия безопасности исходит из представления о выделении особой оболочки из ноосферы — ИЩЦЦры, которая являет собой сферу со-

временнЫХ опасНоСТеи (п@Ю — с даЯт. опаснОСтЦ [1, с.14]). Учитывая отмеченный факт невозможЦ ности сведения к нулю вероятности возникновения опасностей различного характера, отметим, что дефиниция «ноксосфера» поддается стащи нации, и возможность осуществления данного процесса лежит в круге следующих принципов ноксологии:

1. принцип отрицания абсолютной безопасности (любая деятельность человека потенциально опасна);

2. принцип антропоцентризма в логике оптимальности и гармоничности по отношению к природе; приоритетна та деятельность, которая содействует сохранению жизни и здоровья человека;

3. принцип природоцентризма — непосредственно связан с первым принципом, главной идеей данного принципа является сохранение природной среды, так как именно она «служит необходимой сферой обитания человека и источником нужных ему ресурсов» [1, с.33];

4. принцип возможности возникновения потенциальной опасности (учитывается временной, человеческий и др. факторы);

5. принцип эвентуальности создания для человека комфортной среды обитания (при соблюдении некоторых норм и правил поведения, в том числе и профессиональных, а также при работе человека над созданием данных комфортных условий);

6. принцип «роста защищенности жизни человека будущего» [1, с.34] (этот принцип связан со всеми предыдущими принципами, является итоговым и носит прогрессивный характер: от роста знаний каждого индивида в области предотвращения опасностей и применения мер по снижению социальной напряженности зависит безопасное будущее социума в целом).

Теоретическое и познавательное значение представленных принципов состоит в том, что с их помощью строится мировоззренческое развитие человека в рамках ноксологических норм, отражающих многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек — природа — общество». Опираясь на данные принципы, философия безопасности получит новый толчок к развитию в качестве учебной дисциплины, носящей опережающий характер по сравнению с миром опасностей, с которым человек сталкивается каждый день. Таким образом, понимание вопроса обучения в сфере философии безопасности не просто как освоения учащимися знаний, а как процесс развития личности и обретения нравственных ценностей, поможет подготовить уверенный фундамент для дальнейшего самоопределения молодых людей как социально, так и профессионально.

pnojournal.wordpress.com 27

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремов С.В. Ноксология. Санкт - Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. 370 с.

2. Соколова С.Н. Феноменология безопасности современного общества. Пинск: Полесский государственный университет,

3. Мороз Е.Ф. Модернизация образования в системе становления просвещенного общества (социально - философский анализ): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2005. 138 с.

4. Басилаиа М.А. В.И. Вернадский как новатор ноосферной мысли: когнитивный аспект // Современные наукоемкие технологии: материалы конференции, 2011. № 1. С. 137-140.

5. Девисилов В.А. Об основаниях ноксологического образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина», 2011. № 4. С. 30-36.

6. Каримов А.В. В.И. Вернадский о ноосфере как факторе эволюции свободы // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2012. Т. 17 (выпуск 6). С. 1577-1579.

7. Чепеленко К.О. Аксиологический подход: социокультурное измерение // Журнал «Образование в современном мире», 2011. № 6. С. 56-59.

1. Efremov S.V. Noksologiia [Noxology]. Saint-Petersburg, Polytechnic University of Saint-Petersburg Publ., 2012. 370 p.

2. Sokolova S.N. Fenomenologiia bezopasnosti sovremennogo obshchestva [Phenomenology of safety in the modern society]. Pinsk, Polessk State University, 2013. 183 p.

3. Moroz E.F. Modernizatsiia obrazovaniia v sisteme stanovleniia prosveshchennogo obshchestva (sotsialno - filosofskii analiZ) [Modernization of education in the formation of an enlightened society (social - philosophical analysis)]. PhD dissertation (Pedagogy). Krasnoyarsk, 2005. 138 p.

4. Basilaia M.A. Vernadskiy as an innovator of noosphere thoughts: cognitive aspect. Sovremennye naukoemkie tekhnologii: materialy konferentsii - Modern high technologies: materials of conference, 2011, no.1. pp.137-140 (in Russian).

5. Devisilov V.A. Foundation of noxological education. Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet imeni V.P. Goriachkina» - Goryachkin Moscow State Agroengineering University Herald, 2011, no.4. pp.30-36 (in Russian).

6. Karimov A.V. V.I.Vernadsky'sconception about noosphere as a factor of evolution off freedom. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina - Bulletin of the Derzhavin Tambov State University, 2012, Vol.17 (no.6). pp.1577-1579 (in Russian).

7. Chepelenko K.O. Axiological approach: socio-cultural dimension. Zhurnal «Obrazovanie vsovremennom mire» - Education in the modern world, 2011, no.6. pp. 56-59 (in Russian).

2013. 183 с.

REFERENCES

Информация об авторе

Пупова Юлия Александровна

(Россия, Санкт-Петербург) Аспирант второго года обучения Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: pupa2487@mail.ru

Information about the author

Pupova Iuliia Aleksandrovna

(Russia, Saint-Petersburg) Postgraduate student of the second year of education in social safety department The Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: pupa2487@mail.ru

28 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.