Научная статья на тему 'Незаконные финансовые потоки и национальное антикоррупционное законодательство'

Незаконные финансовые потоки и национальное антикоррупционное законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ILLICIT FINANCIAL FLOWS / NATIONAL ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / NATIONAL INTERESTS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Инна Юрьевна, Асриев Сергей Алексеевич

Мировое сообщество обеспокоено серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз, которые подрывают демократические институты и моральные ценности, наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Среди коррупционных преступлений незаконный оборот капитала является наиболее значимой проблемой во всех странах мира. В этих условиях существует настоятельная необходимость последовательного и системного изучения сущности и форм проявления коррупции, а также методов и способов борьбы на основе зарубежного опыта. Основной целью исследования является изучение современных методов противодействия коррупции в отдельных государствах, выявление наиболее эффективных законодательных механизмов в борьбе с коррупцией по защите национальных интересов. В статье с помощью диалектического, эмпирического, сравнительно-правового методов проанализированы основные направления совершенствования национального законодательства по противодействию коррупции в зарубежных странах на примере Дании, Великобритании, США и других стран. Борьба с коррупцией зависит от специфики страны, уровня социально-экономического развития, политических, исторических, географических, культурных факторов. Исследование межгосударственных особенностей в сфере противодействия коррупции направлено на снижение уровня коррупции и использование современных антикоррупционных методов, наработанных мировым сообществом. Сделан вывод о том, что проблема низкой эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции является следствием слабой законотворческой деятельности государства и отсутствием широкого антикоррупционного правового просвещения гражданского общества. Экстерриториальное действие антикоррупционного законодательства (на примере США и Великобритании) позволяет более эффективно бороться с транснациональной коррупцией и возвращать похищенные активы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illicit financial flows and national anti-corruption legislation

The world community is concerned problems of corruption that undermine democratic institutions and the moral values. Among the crimes of corruption illicit financial flows is the great importance problem for the all countries of the world. There is need for a systematic study of the nature and forms of corruption, the foreign experience of fighting corruption. The main purpose is research of modern methods of combating corruption in individual countries, identifying the most effective legal mechanisms to fight corruption to protect national interests. Using dialectical, empirical, comparative legal methods in the present work, we analyzed the main directions of combating corruption in foreign countries. We carried out classification of modern methods of combating corruption by the example of Denmark, the UK, the US and other countries. Fighting corruption depends on the socio-economic, political, historical, geographical and cultural factors. The research is needed to reducing the level of corruption and the use of the foreign anti-corruption methods. We concluded that low efficiency of state anti-corruption policy is a consequence of the weak state legislative activities and the lack of a broad anti-corruption legal education of civil society. If the government has the political will, the problem of corruption may be decided on the basis of the effective national anti-corruption legislation. Extraterritorial effects of anti-corruption legislation (for example, the US and the UK) allows more effectively combat transnational corruption and recover stolen assets.

Текст научной работы на тему «Незаконные финансовые потоки и национальное антикоррупционное законодательство»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 328.185, 330.16 ББК 66.3, 67

НЕЗАКОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ И НАЦИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ИННА ЮРЬЕВНА ТИМОФЕЕВА,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

директор Смоленского филиала, доктор экономических наук E-mail: innatimoff@mail.ru; СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ А СРИЕВ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Смоленского филиала РАНХиГС,

кандидат педагогических наук E-mail: mail@smol.ranepa.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Мировое сообщество обеспокоено серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз, которые подрывают демократические институты и моральные ценности, наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Среди коррупционных преступлений незаконный оборот капитала является наиболее значимой проблемой во всех странах мира. В этих условиях существует настоятельная необходимость последовательного и системного изучения сущности и форм проявления коррупции, а также методов и способов борьбы на основе зарубежного опыта.

Основной целью исследования является изучение современных методов противодействия коррупции в отдельных государствах, выявление наиболее эффективных законодательных механизмов в борьбе с коррупцией по защите национальных интересов.

В статье с помощью диалектического, эмпирического, сравнительно-правового методов проанализированы основные направления совершенствования национального законодательства по противодействию коррупции в зарубежных странах на примере Дании, Великобритании, США и других стран. Борьба с коррупцией зависит от специфики страны, уровня социально-экономического развития, политических, исторических, географических, культурных факторов. Исследование межгосударственных особенностей в сфере противодействия коррупции направлено на снижение уровня коррупции и использование современных антикоррупционных методов, наработанных мировым сообществом.

Сделан вывод о том, что проблема низкой эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции является следствием слабой законотворческой деятельности государства и отсутствием широкого антикоррупционного правового просвещения гражданского общества. Экстерриториальное действие антикоррупционного законодательства (на примере США и Великобритании) позволяет более эффективно бороться с транснациональной коррупцией и возвращать похищенные активы.

Ключевые слова: незаконные финансовые потоки, национальное антикоррупционное законодательство, национальные интересы, зарубежный опыт.

Abstract. The world community is concerned problems of corruption that undermine democratic institutions and the moral values. Among the crimes of corruption illicit financial flows is the great importance problem for the all countries of the world. There is need for a systematic study of the nature and forms of corruption, the foreign experience of fighting corruption.

The main purpose is research of modern methods of combating corruption in individual countries, identifying the most effective legal mechanisms to fight corruption to protect national interests. Using dialectical, empirical, comparative legal methods in the

present work, we analyzed the main directions of combating corruption in foreign countries. We carried out classification of modern methods of combating corruption by the example of Denmark, the UK, the US and other countries. Fighting corruption depends on the socio-economic, political, historical, geographical and cultural factors. The research is needed to reducing the level of corruption and the use of the foreign anti-corruption methods.

We concluded that low efficiency of state anti-corruption policy is a consequence of the weak state legislative activities and the lack of a broad anti-corruption legal education of civil society. If the government has the political will, the problem of corruption may be decided on the basis of the effective national anti-corruption legislation. Extraterritorial effects of anti-corruption legislation (for example, the US and the UK) allows more effectively combat transnational corruption and recover stolen assets.

Keywords: illicit financial flows, national anti-corruption legislation, national interests, foreign experience.

Признательность. Статья выполнена в рамках государственного задания РАНХиГС по научному направлению «Государственная служба: обзор международного опыта и предложения для России» в части проведения научно-исследовательской работы по теме «Международный опыт противодействия коррупции и его адаптация к российским условиям».

Acknowledgments. The article was supported by the RANEPA in a scientific direction «Civil Service: a review of international experience and proposals for Russia» in the part of the research activities on the subject of «International experience of combating corruption and its adaptation to Russian conditions».

Мировое сообщество обеспокоено серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз, которые подрывают демократические институты и моральные ценности, наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В связи с этим с середины ХХ века передовые страны в составе Организации

Объединенных Наций, будучи преисполнены решимости более эффективно предупреждать, выявлять и пресекать коррупционные правонарушения, стали проводить согласованную политику в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, укреплять международное сотрудничество, разрабатывать международные правовые нормы, направленные на защиту общества от коррупции. Среди коррупционных преступлений проблема незаконного вывоза капитала имеет огромную значимость во всех странах мира. Точную стоимость похищенных активов из разных стран определить невозможно. Согласно доклада Всемирного банка «Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004—2013» [1], опубликованного в декабре 2015 года, развивающиеся страны потеряли 7,8 трлн долл. от незаконных финансовых операций в период с 2004 по 2013 годы. Незаконный оборот финансов увеличивается в среднем на 6,5% в год — почти вдвое быстрее, чем рост мирового ВВП. Выборки проводилась по пяти укрупненным группам (см. табл. 1): 45 стран Южной Африки,

Таблица 1

Незаконный оборот капитала в развивающихся странах мира за 2004—2013гг (в миллиардах долларов США)

регионы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Итого сумма Доля в %

Юж. Африка 32,5 51,0 56,4 77,0 78,6 85,0 78,0 74,3 66,7 74,6 675,0 8,6

Азия 174,6 191,9 209,1 236,5 277,5 277,1 381,7 361,1 456,7 482,0 3048,3 38,8

Развивающиеся страны Европы 107,3 118,4 133,8 190,6 233,8 204,9 221,8 295,5 242,5 250,4 1998,9 25,5

Ближ. Восток, Сев. Африка, Афганистан, Пакистан 29,9 31,0 33,3 57,4 80,3 51,9 53,0 81,1 68,2 70,3 556,5 7,1

Юж. Америка 120,9 131,4 111,0 137,7 157,8 128,1 172,0 195,8 201,8 212,8 1569,3 20,0

Все развивающиеся страны 465,3 524,6 543,5 699,1 828,0 747,0 906,6 1007,7 1035,9 1090,1 7847,9

25 стран Азии, 24 развивающихся государств Европы (в т.ч. Россия), 22 страны Ближнего Востока, 33 страны Западного полушария (страны Южной Америки).

Следует отметить, что государства с развитой экономикой (в т.ч. США, Япония, Австралия, страны Евросоюза) в исследовании не учитывались. Вместе с тем, в современной нестабильной политической и социально-экономической ситуации на мировой арене актуальной задачей является проведение сравнительного анализа незаконных финансовых потоков в развитых странах мира в сопоставлении с развивающимися странами, что к сожалению не нашло своего отражения в исследованиях Всемирного банка. По нашему мнению, именно показатели этих стран представляют определенный научный интерес для определения и оценки эффективности методов борьбы с коррупцией.

Как показало исследование, самая большая доля незаконного оборота капитала за 10 лет в размере 3 048,3 трлн долл. или 38,8% от общего незаконного

финансового потока приходится на страны Азии, к которым исследователи Всемирного банка относят Китай, Индию, Казахстан и др. На втором месте 25,5% по незаконному обороту капитала стоят развивающиеся страны Европы, в т.ч. Россия, что наглядно представлено на рис. 1.

Наименьший удельный вес по незаконным финансовым операциям в размере 7,1% приходится на группу стран, включающих страны Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистан и Пакистан, и 8,6% показывают государства южной Африки.

В таблице 2 отражен рейтинг 10 стран с наибольшей суммой незаконного финансового оборота.

В течение исследуемого периода наибольший незаконный оборот капитала наблюдается в двух странах: Китае — в сумме 1 392,3 млн долл., в России — на 342,4 млн долл. меньше — 1 049,8 млн долл. В два раза меньше незаконных финансовых потоков в Мексике и Индии.

Как сообщает Следственный комитет Российской Федерации ущерб от коррупции в 2013 году

Рис. 1. Удельный вес незаконного финансового оборота по группам развивающихся стран за 2004—2013 гг.

страны 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Итого сумма

Китай 81,5 82,5 88,4 107,4 104,98 138,9 172,4 133,8 223,8 258,6 1392,28

Россия 46,06 53,3 66,3 81,2 107,8 125,1 136,6 183,5 129,5 120,3 1049,8

Мексика 34,2 35,4 40,4 46,4 51,5 38,4 67,5 63,3 73,7 77,6 528,4

Индия 19,4 20,3 27,8 34,5 47,2 29,2 70,3 85,6 92,9 83,0 510,3

Малайзия 26,6 35,3 36,6 36,5 40,8 34,4 62,2 50,2 47,8 48,3 418,5

Бразилия 15,7 17,2 10,6 16,4 21,9 22,1 30,8 31,1 32,7 28,2 226,7

Юж. Африка 12,1 13,6 12,9 27,3 22,5 29,6 24,6 23,0 26,1 17,4 209,2

Тайланд 7,1 11,9 11,4 10,4 20,5 14,7 24,1 27,4 31,3 32,9 191,8

Индонезия 18,5 13,3 15,9 18,4 27,2 20,6 14,7 18,3 19,3 14,6 180,7

Нигерия 1,7 17,9 19,2 19,3 24,2 26,4 19,4 18,3 4,9 26,7 178,1

всего 262,9 300,6 329,5 397,9 468,6 479,3 622,4 634,5 682,1 707,8 4885,7

Таблица 2

Страны с наибольшей суммой незаконного финансового оборота за 2004—2013 гг (в миллионах долларов США)

вырос в 7 раз и превысил 10 миллиардов рублей [2]. При этом, средний размер взятки в 2013 году в нашей стране составил 145 тысяч рублей [3], в 2010 году 23—25 тысяч рублей, а в 2011 году — более 61 тысячи рублей [4]. Средний размер взятки в 2015 году составил 172,9 тысячи рублей [5], что в

7 раз больше, чем в 2010 году. Эти результаты в очередной раз доказывают, что в современной России проблема низкой эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции имеет высокую актуальность.

Борьба с коррупцией и незаконным оборотом финансовых потоков на всех уровнях требует комплексного междисциплинарного подхода и является одной из приоритетных задач каждого государства, так как коррупция является серьезным препятствием для эффективной мобилизации и распределения ресурсов, для искоренения бедности и устойчивого развития экономики. В этих условиях существует настоятельная необходимость последовательного и системного изучения сущности и форм проявления коррупции, а также методов и способов борьбы с ней на основе зарубежного опыта. В мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. Яркий пример успешной борьбы с коррупцией продемонстрировали следующие страны, показавшие по данным международного рейтинга восприятия коррупции в 2015 году [6] высокие результаты: в течение 2011—2015 гг. Дания стабильно занимает 1 место, Финляндия — 2 место, Швеция — 3 место. Среди лучших из первой десятки такие страны, как: Норвегия, Сингапур, Канада, Германия, Англия. Ухудшили свои показатели Испания, Австралия, Ирак, Ангола и др. США находится на 16 месте (в 2012 г. — 24 место). Россия занимает 119 место, поднявшись со 133 места в 2012 году. Казахстан, который пытается предпринимать активные меры по противодействию коррупции, занимает 123 строчку рейтинга, улучшив свои показатели на 10 пунктов (в 2012 г. — 133 место). Польша находится на 30 месте, улучшив свои результаты по сравнению с 2013 годом на

8 пунктов.

Опыт различных государств показывает, если у государства есть определенные рычаги, а у руководства страны есть политическая воля и четкая цель, то практически любую проблему внутри государ-

ства, в том числе проблему коррупции и незаконного финансового оборота, можно решить на основе разработки эффективного и качественного национального антикоррупционного законодательства.

Последние 10 лет Дания возглавляет список наименее коррумпированных стран мира. Благополучное состояние Дании подтверждаются показателями и опросом общественного мнения, отраженного в Барометре мировой коррупции (Global Corruption Barometer) и Мировом индексе взяточников (Global Briber Index). Реализация государственной антикоррупционной политики обеспечивается эффективностью национального законодательства и правосознанием гражданского общества. Так, в соответствии со ст. 144 Уголовного кодекса Дании «любое лицо, которое в процессе осуществления государственных полномочий или функции, незаконно получает, требует или принимает обещание о получении в дальнейшем вознаграждения или какой-либо иной выгоды, наказывается штрафом или лишением свободы на срок до 6 лет» [7]. Члены парламента Дании, общественность и СМИ тщательно отслеживают возможные коррупционные нарушения. В соответствии с п. 20 Конституционного регламента парламента «член датского парламента может запросить у министра правительства информацию по любому вопросу, находящемуся в компетенции последнего». Согласно датскому законодательству любой гражданин имеет право, в том числе анонимно, обратиться в правоохранительные органы с просьбой о проведении проверки по факту того или иного нарушения. Ежегодно в полицию поступает более 35 тыс. заявлений в связи с возможными нарушениями антикоррупционного законодательства, однако крайне редко проверка заканчивается возбуждением уголовного дела [8].

Активнее всего возможностями борьбы с коррупцией через свое национальное законодательство пользуются Соединенные Штаты. Они являются пионерами в деле принятия антикоррупционного законодательства. В 70-х гг. XX века в США был принят свод законов — RICO. Он представляет собой набор жестких правовых инструментов борьбы с организованной преступностью и коррупцией, предусматривающий совокупность эффективных мер, включая ликвидацию созданных мафиозными структурами предприятий, конфискацию любой

прибыли и собственности, полученных преступными сообществами и отдельными их членами, и т.п. Правовая модель законов RICO положена в основу конвенций ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности. Закон США «О коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA), являющийся первым в мире законом о запрете подкупа иностранных должностных лиц, вступил в силу в 1977 году, но до последнего времени применялся достаточно редко [9]. При этом чтобы действия расценивались как противозаконные, их целью должно быть:

• оказание влияния на действия, решения должностного лица (партии и т.д.);

• склонение его к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей;

• получение ненадлежащих преимуществ;

• склонение должностного лица (партии и т.д.) к использованию своего влияния на иностранное правительство или его органы для оказания влияния на решения или действия такого правительства,

• чтобы оказать содействие в завязывании или сохранении деловых отношений либо в получении возможностей для совершения выгодных деловых операций.

Кроме того, этот закон FCPA на сегодняшний день является наиболее известным нормативным правовым актом по вопросам противодействия коррупции, имеющими экстерриториальное действие. Закон признает противоправным использование почты или других средств и инструментов трансграничной торговли в коррупционных целях в поддержку предложения, выплаты, обещания произвести выплату или разрешения на передачу денег, предложений, подарка, обещания предоставить или разрешения на предоставление чего-либо, имеющего ценность:

• иностранному должностному лицу;

• иностранной политической партии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост;

• лицу, которое осведомлено о том, что все или часть этих денег или имеющие ценность вещи будут предложены, переданы или обещаны, прямо или опосредованно, иностранному должностному лицу, иностранной политической пар-

тии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост; • в целях оказать влияние на действие указанных лиц и склонить к совершению действия или бездействия в нарушение его официальных обязанностей или обеспечить ненадлежащее преимущество, или склонить к использованию влияния для оказания содействия в приобретении или сохранении деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом или предоставления какому-либо лицу возможности вести деловые отношения.

В качестве наказания за совершение указанных коррупционных правонарушений закон устанавливает следующие меры ответственности:

Эмитенты подлежат штрафу в размере до 2 млн долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл. Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента или акционер, действующий от лица эмитента, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента или акционер, действующий от имени эмитента, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл.

Отечественные предприятия подлежат штрафу в размере до 2 млн долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл. Физическое лицо, являющееся должностным лицом, директором, работником или представителем предприятия, или акционером, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно).

Юридическое лицо подлежит штрафу в размере до 2 млн долл. Юридическое лицо также подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл.

В Законе установлены требования к ведению финансового учета. Так, все записи должны вестись аккуратно и в полном объеме. Должен осуществляться полноценный учет получаемых и расходуемых наличных средств, а их использование

необходимо свести к абсолютному минимуму. Благотворительные пожертвования не должны нести личную выгоду должностному лицу или использоваться не по назначению. Взаимоотношения с посредниками не должны содействовать неправомерным платежам.

Помимо этого, указанный закон устанавливает ряд норм, касающихся бухгалтерского учета эмитентов ценных бумаг и направленных на обеспечение его прозрачности и осуществление должного контроля. В частности, каждый эмитент, имеющий определенный класс ценных бумаг, должны:

• создавать и хранить бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумной степени детализации точно и честно отражают сделки и размещение активов эмитента; и

• разрабатывать и поддерживать систему внутреннего бухгалтерского контроля, достаточную для обеспечения обоснованной убежденности в том, что:

• сделки осуществляются с общего или специального разрешения руководства;

• сделки документируются так, чтобы было возможно подготовить финансовую отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета или иными критериями, применимыми к такой отчетности, и обеспечивать учет активов;

• доступ к активам разрешен только в соответствии с общим или специальным разрешением руководства;

• документируемый учет активов сравнивается с имеющимися активами через разумные интервалы времени, и соответствующие действия предпринимаются в случае выявления расхождений.

Закон устанавливает, что ни одно лицо не должно сознательно обходить или сознательно не реали-зовывать систему внутреннего бухгалтерского контроля или сознательно фальсифицировать бухгалтерские книги, записи или счета, описанные выше. За исключением этого случая уголовная ответственность за нарушение изложенных выше требований не предусмотрена.

За различные виды коррупционных преступлений в США предусмотрены штрафы и лишение

свободы. Так, за получение взятки сумма штрафов составляет трехкратный размер взятки. Максимальный срок тюремного заключения составляет 20 лет при отягчающих обстоятельствах.

Отличным примером применения Соединенными Штатами своего антикоррупционного законодательства являются крупные скандалы с участием крупных немецких компаний Siemens в 2008 году и Daimler в 2010 году. В конце 2008 года Министерство юстиции США и американская Комиссия по ценным бумагам оштрафовали немецкий концерн Siemens на 800 миллионов долларов за дачу взяток по всему миру [10]. В ходе расследований выяснилось, что концерн Siemens с середины 1990-х годов систематически выплачивал взятки за получение заказов. Были обнаружены случаи причастности концерна к коррупции в Ираке в период осуществления программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», а также в таких странах, как Венесуэла, Бангладеш, Аргентина, Франция, Нигерия, Турция, Италия, Китай, Израиль, Вьетнам, Россия и Мексика. У Всемирного банка появились претензии к дочернему предприятию германского концерна Siemens в России (Limited Liability Company Siemens) в связи с тем, что компания в ходе реализации проекта «Развитие транспортной инфраструктуры в Москве» была уличена в причастности к «коррупционной практике и финансовым махинациям». По имеющимся данным, в 2005 и 2006 году в качестве взяток было выплачено около 3 миллионов долларов. Пытаясь урегулировать конфликт, Siemens предложил Всемирному банку в течение 15 лет выделять ежегодно пять миллионов евро на борьбу с коррупцией [11].

Борьба с коррупцией в США показывает свои положительные результаты и в том, что в США практические отсутствуют иммунитеты для должностных лиц. К уголовной ответственности за коррупцию может быть привлечен любой гражданин от президента и конгрессменов, до рядового государственного чиновника.

Великобритания является одной из первых стран, которая приняла закон «О предотвращении коррупции». Основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. и

законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 гг. Любые денежные выплаты, подарки или вознаграждения государственным служащим от частного лица или организации, исполняющих государственный контракт или стремящихся получить таковой, будут рассматриваться в суде как факт коррупции, если иное не будет доказано. По правилам, принятым в Великобритании, все подарки, предлагаемые служащему в связи с исполнением официальных обязанностей, должны им отвергаться. Исключение делается для рождественских подарков, если они «представляют собой календари, записные книжки, предметы канцелярского обихода скромной стоимости и имеют на себе название или знак компании, что делает возможным рассматривать их в качестве рекламных материалов». С 1 апреля 2011 года в Великобритании вступил в силу британский закон «О взяточничестве» (Bribery Act 2010), который регулирует вопросы противодействия коррупции в целом [12]. За нарушение закона установлена уголовная ответственность Максимальный срок лишения свободы за взятки увеличен с 7 до 10 лет. Верхний предел по штрафам отсутствует. В этом законе речь идет как о взяточничестве внутри страны, так и за рубежом. Понятие «взяточничество» включает как дачу, так и получение взятки. Британский закон имеет экстерриториальное действие и распространяется на все случаи коррупции независимо от того, где имели место такие действия. В соответствии с законом, наказуемыми признаются следующие действия:

• предложение или дача взятки;

• вымогательство или получение взятки;

• подкуп иностранного должностного лица;

• неисполнение организацией обязанности по принятию мер для противодействия взяточничеству.

При этом вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц посвящена статья 6 данного Закона, согласно которой лицо, дающее взятку иностранному должностному лицу, виновно в преступлении, если в намерения этого лица входило намерение повлиять на иностранное должностное лицо в его качестве иностранного должностного лица. Данное лицо также должно намереваться приобрести или сохранить деловые отношения или преимущество в ведении деловых отношений. Под

иностранным должностным лицом при этом понимается лицо, которое:

• замещает законодательную, административную или судебную должность любого рода, замещаемую как по назначению, так и в результате выборов, страны или территории за пределами Соединенного Королевства (или части такой страны или территории);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализует публичную функцию в интересах или от имени страны или территории за пределами Соединенного Королевства (или части такой страны или территории) или для публичного агентства или публичного предприятия этой страны или территории (или ее части); или

• является должностным лицом или представителем общественной международной организации.

Индивид, виновный в подкупе иностранного должностного лица, несет следующие формы ответственности (статья 11):

• при осуждении в порядке суммарного производства, подлежит заключению на срок, не превышающий 12 месяцев, или штрафу, не превышающему законодательно установленного максимума, или тому и другому наказанию одновременно;

• при осуждении за преступление, вмененное по обвинительному акту, подлежит лишению свободы на срок, не превышающий 10 лет, или штрафу или тому и другому наказанию одновременно.

В случае, если коммерческая организация признается виновной в неспособности предотвратить взяточничество, осуществляемое в ее интересах или от ее имени, она подлежит, штрафу.

Нормативные правовые акты зарубежных государств, имеющие экстерриториальное действие, следует учитывать, прежде всего, компаниям, действующим в России, которые имеют определенную юридическую связь с этими зарубежными государствами (например, учреждены и (или) зарегистрированы в этих государствах), а также российским и зарубежным компаниям, хотя бы частично осуществляющим свою деятельность в этих зарубежных государствах (например, размещающим ценные бумаги на биржах этих государств). Несоблюдение организациями, работающими на российских рынках,

и их сотрудниками положений нормативных правовых актов зарубежных государств, имеющих экстерриториальное действие, в ряде случаев связано с существенным риском применения к организациям и их сотрудникам весьма чувствительных санкций, в том числе значительных штрафов.

Таким образом, анализ национального антикоррупционного законодательства показывает, что расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Тенденции развития в мировой политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной из наиболее глобальных форм которой является транснациональная коррупция и незаконный оборот капитала. Антикоррупционное законодательство ряда зарубежных государств имеет экстерриториальное действие. Это означает, что санкции за совершение коррупционных правонарушений могут быть применены государством за преступление, совершенное вне его пределов. Наиболее очевидно экстерриториальность проявляется в отношении подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д. Экстерриториальное действие антикоррупционного законодательства (на примере США и Великобритании) позволяет более эффективно бороться с транснациональной коррупцией и возвращать похищенные активы, что находит свое отражение в международных исследованиях восприятия коррупции.

Литература

1. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004—2013. Dev Kar, Joseph Spanjers, December 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.gfintegrity. org/report/illicit-financial-flows-from-developing-countries-2004-2013/ (дата обращения 15.02.2016г.)

2. Иван Егоров. Лукавые взятки — сложные схемы // Российская газета. 04.12.2013 г. № 6250 (274).

3. Колокольцев В.А. Средняя взятка в России составляет 145 тысяч рублей // Российская газета. 21.03.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.rg.ru/2014/03/21/vzjatka-anons.html (дата обращения 02.06.2014 г.).

4. Иван Егоров «Разрешение на взятку» // Российская газета. 01.03.2011 г. № 5418 (42).

5. МВД назвало средний размер взятки за 2015 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tvrain.ru/news/mvd-399805/ (дата обращения 02.03.2016 г.).

6. Международный рейтинг восприятия коррупции — 2015 // Transparency International [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.transparency.org/cpi2015 (дата обращения 25.03.2016 г.).

7. Кодекс Дании [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://web1.law.edu.ru/norm/ (дата обращения 15.06.2014 г.).

8. О мировой практике применения ст. 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sartraccc.ru/i. php/ (дата обращения 27.03.2012 г.).

9. Foreign Corrupt Practices Act — FCPA [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. justice.gov/criminal/ fraud/fcpa/ (дата обращения 15.06.2013 г.).

10. Концерн Siemens оштрафован в Германии и США // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dw-world.de/dw/0,,3876216,00.html. (дата обращения 03.01.2013 г.).

11. Степовик М. Всемирный банк наказал российский филиал Siemens за коррупцию // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dw-world. de/dw/0,,4953213,00.html. (дата обращения 03.01.2013 г.).

12. Закон Великобритании «О взяточничестве» (Bribery Act 2010) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.complianceofficer.ru/FCPA. php (дата обращения 17.06.2014 г.).

References

1. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004-2013. Dev Kar, Joseph Spanjers, December 2015 [Electronic resource]. Mode of

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

access: URL: http://www. Gfin tegrity.org/report/illicit-financial-flows-from-developing-countries-2004-2013/ (15/02/ 2016).

2. Ivan Egorov. Crafty bribes — complex circuits // Rossiyskaya Gazeta. 12.04.2013. № 6250 (274).

3. Kolokoltsev V.A. Average bribe in Russia amounts to 145 thousand rubles // Rossiyskaya Gazeta. 21.03.2014g. // [Electronic resource]. Mode of access: URL: www.rg.ru/2014/03/21/ vzjatka-anons.html (02/06/2014).

4. Ivan Egorov. Permission to bribe // Rossiyskaya Gazeta. 01.03.2011. № 5418 (42).

5. The interior Ministry called the average size of bribes for 2015 [Electronic resource]. Mode of access: URL: https://tvrain.ru/news/mvd-399805/ (02/03/2016).

6. Transparency International — 2015// Transparency International [electronic resource]. access mode: URL: http:// www.transparency.org/cpi2015 (25/06/2014).

7. Danish Criminal Code [electronic resource]. Mode of access: URL: http: //web1.law.edu.ru/norm/ (15/06/2014).

8. About world application of Art. 20 of the UN Convention against Corruption [electronic resource]. Mode of access: URL: http://sartraccc.ru/i.php/ (date of circulation 27.03.2012).

9. Foreign Corrupt Practices Act — FCPA [electronic resource]. Mode of access: URL: http:// www.justice.gov/criminal/ fraud/fcpa/ (15/06/2013).

10. Siemens AG was fined in Germany and the US // Deutsche Welle [electronic resource]. Mode of access: URL: http://www.dw-world.de/dw/0,,3876216,00. html. (03/01/2013).

11. Stepovyk M. The World Bank has punished the Russian branch of Siemens Corruption // Deutsche Welle [electronic resource]. http://www.dw-world.de/ dw/0,,4953213,00.html. (03/01/2013).

12. Bribery Act [electronic resource]. Mode of access: URL: http://www.complianceofficer.ru/ FCPA. php (17/06/2014).

УЧЕБНИК

ПОД РЕДАКЦИЕЙ

ИМ СЫДОРУКА АВ.ЕНДОЛЬЦЕВОЙ О.Д. ЖУКА

ПРАВО

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ДЕСЯТОЕ ИЗДАНИЕ

Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Гриф Минобрнауки РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 463 с.

В учебнике рассмотрены вопросы правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации и правоприменительных органов зарубежных стран.

Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации представлены с учетом положений таких доктринально-кон-цептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция общественной безопасности Российской Федерации и др.

Вопросы судоустройства в Российской Федерации рассмотрены с учетом последних изменений и дополнений, касающихся введения с сентября 2015 г. в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства.

Для бакалавров и магистров, изучающих основы правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.