Научная статья на тему 'Коррупция - серьезная проблема для глобального бизнеса'

Коррупция - серьезная проблема для глобального бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRUPTION / BUSINESS / FOREIGN COMPANIES / BRIBE / FCPA / USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калибаева Наталья Сергеевна

В статье утверждается, что коррупция является серьезной проблемой для глобального бизнеса, особенно на развивающихся рынках. Иностранное юридическое взяточничество влияет на саму стабильность бизнеса за рубежом. Иностранные корпоративные взятки также влияют на внутреннюю конкурентную среду, уничтожая здоровую конкуренцию при ведении бизнеса. Если акции компании котируются на фондовой бирже США и / или она находится в США, а ее представители были уличены во взяточничестве в сфере бизнеса во время посещения США, то это может повлечь их уголовное преследование в рамках Закона о коррупции за рубежом (FCPA). Автор отмечает, что в России необходимо разработать руководство для компаний в сфере организации деятельности по противодействию транснациональной корпоративной коррупции. Статья подготовлена на основе доклада на Всероссийской научной конференции «Моисеевские чтения» (Москва, 26 мая 2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калибаева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a Serious Challenge for Global Business

The article argues that corruption is a severe problem for global business, especially in emerging markets. Foreign legal bribery affects the very stability of business abroad. Foreign corporate bribes also have impact on domestic competitive environment, destroying healthy competition in business. If companies are listed on the U.S. stock exchange and / or located in the USA, and their representatives have been caught in bribery cases in business while visiting the U.S., such companies may be subject to criminal prosecution under the Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). The author notes that it is necessary to develop guidelines for Russian companies in the field of combating transnational corporate corruption. The article comprises the main points of the report presented at the all-Russian conference “Moiseev Readings” (Moscow, May 26, 2018).

Текст научной работы на тему «Коррупция - серьезная проблема для глобального бизнеса»

DOI: 10.17805/ggz.2018.4.9

Коррупция — серьезная проблема для глобального бизнеса

Н. С. Калибаева Московский гуманитарный университет

В статье утверждается, что коррупция является серьезной проблемой для глобального бизнеса, особенно на развивающихся рынках. Иностранное юридическое взяточничество влияет на саму стабильность бизнеса за рубежом. Иностранные корпоративные взятки также влияют на внутреннюю конкурентную среду, уничтожая здоровую конкуренцию при ведении бизнеса. Если акции компании котируются на фондовой бирже США и / или она находится в США, а ее представители были уличены во взяточничестве в сфере бизнеса во время посещения США, то это может повлечь их уголовное преследование в рамках Закона о коррупции за рубежом (FCPA). Автор отмечает, что в России необходимо разработать руководство для компаний в сфере организации деятельности по противодействию транснациональной корпоративной коррупции.

Статья подготовлена на основе доклада на Всероссийской научной конференции «Моисеевские чтения» (Москва, 26 июня 2018 г.).

Ключевые слова: коррупция; бизнес; иностранные компании; взятка; FCPA; США

Corruption as a Serious Challenge for Global Business

N. S. Kalibaeva Moscow University for the Humanities

The article argues that corruption is a severe problem for global business, especially in emerging markets. Foreign legal bribery affects the very stability of business abroad. Foreign corporate bribes also have impact on domestic competitive environment, destroying healthy competition in business. If companies are listed on the U.S. stock exchange and/ or located in the USA, and their representatives have been caught in bribery cases in business while visiting the U.S., such companies may be subject to criminal prosecution under the Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). The author notes that it is necessary to develop guidelines for Russian companies in the field of combating transnational corporate corruption.

The article comprises the main points of the report presented at the all-Russian conference "Moiseev Readings " (Moscow, June 26, 2018).

Keywords: corruption; business; foreign companies; bribe; FCPA; USA

Коррупция является серьезной проблемой для глобального бизнеса, особенно на развивающихся рынках. США стали первой страной, в которой официально установили уголовную ответственность за участие в деятельности иностранной коррупционной организации (Федеральный закон США о коррупции за рубежом — Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977 г.). Начиная с конца 1990-х гг. международные организации (ООН, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития) разрабатывают законодательство по противодействию коррупции. За последние три десятилетия количество действий, прописанных в антикоррупционных законах, было увеличено. В настоящее время запрещена не только активная, но и пассивная коррупция (Букарев, Трунцевский, Шулепов, 2007: 55). Впоследствии к нарушениям были отнесены коррупционные действия, совершенные за пределами страны гражданства обвиняемого, частные коррупционные преступления и коррупционные схемы, реализуемые через посредников. Ужесточалось антикоррупционное законодательство отдельных стран, причем некоторые национальные законы сделали возможным обеспечение принципа экстерриториальности. Таким образом, деятельность международных компаний контролируется не только региональными законами, но также и законами других стран, особенно американским FCPA и законом Великобритании «О борьбе с взяточничеством».

За последние десять лет наблюдается всплеск преследований по FCPA, рост индивидуальной ответственности руководителей корпораций и значительное увеличение суммы штрафов и пени, взимаемых с корпораций. Также увеличились стоимость и объем корпоративных антикоррупционных программ. Тем не менее, многонациональные компании (Кафтайлова, Ручкин, Трунцевский, 2010: 22) часто имеют неполноценные инструменты для оценки бизнес-рисков взяточничества; они часто полагаются на совокупные показатели, общие коррупционные индексы, которые не могут предоставить сведения для принятия решений.

Отсутствие достоверной информации о риске взяточничества может привести к нарушению антикоррупционных законов или к применению чрезмерно агрессивного и дорогостоящего подхода. Например, для оценки риска взяточничества для бизнеса был разработан индекс TRACE Matrix (Stanley et al., 2014: 1), который имеет много преимуществ по сравнению с существующими альтернативами. Данный индекс предназначен для быстрого

обеспечения компаний, работающих за рубежом, полезной и детальной информацией, которая позволяет компаниям принимать обоснованные решения.

Существует много видов коррупции (Ищук, 2018: 46-47). Формы коррупции, касающиеся государственных служащих, включают: взяточничество, сделки в собственных интересах, хищение, откаты, вымогательство, мошенничество, отмывание денег, панибратство, семейственность, патронаж ^га§е, 2007: 12). Например, если чиновник владеет акциями компании и направляет в эту компанию контракты из-за собственного интереса, то он совершает сделку в личных интересах. Если должностное лицо направляет контракты в компанию после снижения ее стоимости, скорее всего, имеет место сделка в личных интересах или хищение. Если чиновник призывает государственных подрядчиков заключить договор с его компанией, то он ведет переговоры о взятке, а если угрожает тем, кто отказывается сотрудничать с его компанией, то он является виновным в вымогательстве. Транснациональные компании должны вести оценку бизнес-рисков взяточничества и создавать комплаенс-программы (Трунцевский, Карпович, 2013: 23-25), учитывающие специфику данной страны.

Тип коррупции, который создает риск для бизнеса компаний в рамках FCPA, объясняется в Справочном руководстве к FCPA и относится к «предложению платить, оплате, обещанию заплатить или разрешению платежа деньгами или чем-нибудь ценным для иностранного чиновника, чтобы влиять на любое действие или решение должностного лица в пределах его или ее возможностей или для обеспечения любого другого неправомерного преимущества в целях получения или сохранения бизнеса» (БСРЛ, 2012: Электронный ресурс; здесь и далее перевод с англ. наш. — Н. К.).

Взяточничество многолико. Например, платеж чиновника в школу с целью обеспечения своих детей возможностью учиться в ней или взятка полицейскому, чтобы игнорировать правила дорожного движения, — но они не относятся к типам взяточничества в рамках FCPA. Опасность для американских компаний представляют взятки, выплаченные «иностранным должностным лицом в его или ее официальном качестве» с намерением «получить или сохранить бизнес». Руководство Министерства юстиции США описывает это как «тест бизнес-целей». Александра Врейдж в своей книге «Взяточничество и вымогательство: подрыв бизнеса, правительства и безопасности» ^га§е, 2007) объясняет, что взятка не всегда подразумевает передачу денег. Это может быть, например, покупка офисной мебели, путешествия первым классом, ювелирных изделий, катера, снегохода, дорогого вина, политические взносы или пожертвование в благотворительный фонд чиновника.

Положения FCPA широко применяются для трех категорий физических и юридических лиц: (1) для «эмитентов» и их должностных лиц, директоров, сотрудников, агентов и акционеров; (2) для «внутренних компаний» и их должностных лиц, директоров, сотрудников, агентов и акционеров; (3) для «других физических и юридических лиц, действующих на территории Соединенных Штатов». В принципе, если акции компании торгуются на фондовой бирже США и / или она находится на территории США, а ее сотрудники нарушили антикоррупционное законодательство в сфере бизнеса во время посещения США, то это может стать предметом для уголовного преследования по FCPA.

Проблема заключается в том, что взяточничество иностранных чиновников запрещено FCPA и другими международными антикоррупционными законами, но компании применяют неполноценные меры для оценки этого риска на основе особенностей той или иной страны (Ларичев, Трунцевский, Баграев, 2007: 34). В ответ на обвинения о широко распространенном подкупе иностранных должностных лиц американскими компаниями Конгресс США и принял в 1977 г. FCPA. Закон был предназначен для того, чтобы остановить коррупцию, создать равные условия для честных предприятий и восстановить доверие общественности к целостности рынка.

Сенат США в 1977 г. постановил следующее: «Корпоративный подкуп — плохой бизнес. В нашей системе свободного рынка основным является принцип, согласно которому продажа продукции должна осуществляться на основе цены, качества и сервиса. Корпоративный подкуп в корне разрушает этот основной принцип. Корпоративный подкуп иностранных должностных лиц имеет место главным образом для оказания помощи корпорациям в осуществлении бизнеса. Таким образом, подкуп иностранных корпораций влияет на стабильность зарубежного бизнеса. Взятки иностранных корпораций также влияют на наш внутренний конкурентный климат, когда отечественные фирмы прибегают к такой практике в качестве замены здоровой конкуренции при ведении бизнеса за рубежом» (FCPA, 2012: Электронный ресурс; см. также: Трунцевский, 2010; 2011). Чтобы помочь компаниям, стремящимся соблюдать законодательство, Министерство юстиции США в 2012 г. опубликовало руководство к Закону о коррупции за рубежом. В нем отмечается, что комплаенс-программы, которые не сосредоточены на областях наибольшего риска, т. е. на многомиллионных финансовых операциях, являются неэффективными (Трунцевский, 2017: 45).

В России необходимо также разработать руководство для компаний в сфере организации деятельности по противодействию транснациональной корпоративной коррупции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Букарев, В. Б., Трунцевский, Ю. В., Шулепов, Н. А. (2007) Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. № 4. С. 53-64.

Ищук, Я. Г. (2018) Коррупция: вопросы теоретического осмысления // Академическая мысль. № 1 (2). С. 45-50.

Кафтайлова, Е. В., Ручкин, О. Ю., Трунцевский, Ю. В. (2010) Реорганизация юридических лиц (правовые основы) : науч.-практич. пособие. М. : Из-дат. группа «Юрист». 120 с.

Ларичев, В. Д., Трунцевский, Ю. В., Баграев, С. П. (2007) Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования) : монография. М. : Издательский дом Шумиловой И. И. 184 с.

Трунцевский, Ю. В. (2010) Российское уголовно-превентивное право: признаки отрасли // Российский криминологический взгляд. № 3. С. 165-173.

Трунцевский, Ю. В. (2011) О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. № 4. С. 20-24.

Трунцевский, Ю. В. (2017) Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплайнса) хозяйствующими субъектами // Журнал российского права. № 4. С. 45-55.

Трунцевский, Ю. В., Карпович, О. Г. (2013) Due diligence — правовой аудит хозяйствующих субъектов // Безопасность бизнеса. № 4. С. 22-25.

FCPA (2012) : A resource guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act. By the Criminal Division of the U.S. Department of Justice and the Enforcement Division of the U.S. Securities and Exchange Commission. 121 p. [Электронный ресурс] // U.S. Securities and Exchange Commission. URL: https://www. sec.gov/ spotlight/fcpa/fcpa-resource-guide.pdf [архивировано в WaybackMachinel (дата обращения: 20.06.2018).

Stanley, K. D. et al. (2014) Business bribery risk assessment / K. D. Stanley, E. N. Loredo, N. Burger, J. N. V. Miles, C. W. Saloga. Santa Monica, CA : Rand Corporation. x, 65 р.

Wrage, A. A. (2007) Bribery and extortion: Undermining business, governments and security. Westport, CT ; L. : Praeger Security International. xii, 162 p.

Дата поступления: 10.07.2018 г.

Калибаева Наталья Сергеевна — заведующая учебным кабинетом кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-73-80. Эл. адрес: kafedraup@ mosgu.ru

Kalibaeva Natalia Sergeevna, Chief, Training Room, Department of Criminal, Legal and Special Disciplines, Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-73-80. E-mail: kafedraup@mosgu.ru

Для цитирования:

Калибаева Н. С. Коррупция — серьезная проблема для глобального бизнеса [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 4. С. 159-164. URL: http://j ournals.mosgu.ru/ggz/article/view/851 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2018.4.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.