Научная статья на тему 'New Concept of Civil Procedure in a Policivilization World'

New Concept of Civil Procedure in a Policivilization World Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Association Ukraine-EU. / Civil Procedure / regional rules of civil procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Izarova Iryna Oleksandrivna

The article devoted to the new concept of civil procedure and its determining factors. Current stage of development of civil procedure codification changes with the new paradigm of modern society. The interstate organizations and unions became more powerful and influences on the approval of such human and civilization values as the supremacy of law, access to judicial remedy. Now we need to pass to the next stage — regional rules of civil procedure, which could guaranted effective protection of the rights of the participants of the economic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «New Concept of Civil Procedure in a Policivilization World»

Section 13. Science of law

Section 13. Science of law

Bykov Audrey Viktorovich, Head of the Russian Federal Penitentiary Service PKU Research Institute, Doctor of Law, Professor

Novikov Alexey Valer’evich, Chief Researcher of the Russian Federal Penitentiary Service PKU Research Institute, Doctor of Sciences (D.Se.), Doctor of Philosophy (Ph. D.) in Law, Academician E-mail: novikov.pravo @ mail.ru

Applied value foreign experience penitentiary for improvement penal system Russia

Abstract: Based on historical materials and official statistics considered practical value and the possibility of practical use of foreign experience in prison work the penal system of Russia.

Keywords: prison policy, the correctional system, foreign prison system, convicted, detention.

Быков Андрей Викторович, начальник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

Новиков Алексей Валерьевич, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, доцент E-mail: novikov.pravo @ mail.ru

Прикладное значение зарубежного пенитенциарного опыта для совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы России

Аннотация: На основе исторических материалов и официальных статистических данных рассматривается прикладное значение и возможность практического использования зарубежного пенитенциарного опыта в деятельность уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: пенитенциарная политика, уголовно-исполнительная система, иностранные тюремные системы, осужденные, содержание под стражей.

Изучение зарубежного опыта исполнения наказаний и международной пенитенциарной мысли оказывает непосредственное влияние на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Формирование пенитенциарной политики европейских стран в XIX в. происходило под влиянием сочинений выдающегося английского ученого-пенитенциариста Джона Говарда [7]. Выдвинутые им идеи об отмене пыток и жестоких наказаний, о гуманных условиях исполнения лишения свободы имели огромный резонанс в Европе и стали толчком к тюремной реформе сначала в Англии, а затем

и во многих европейских государствах. При этом следует сказать, что в свое время зарубежные тюремные системы в своем развитии не избежали тех же недостатков, что и российская: теснота помещений, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия содержания, совместное содержание несовершеннолетних и взрослых [12].

Переходу дореволюционной России к гуманистическим принципам содержания заключенных во второй половине XIX в. способствовали как либеральные настроения в нашей стране в начале XIX в., так и позитивный зарубежный пенитенциарный опыт.

194

Applied value foreign experience penitentiary for improvement penal system Russia

Большую работу по анализу зарубежной практики исполнения наказаний в целях использования в России провела правительственная комиссия по тюремному преобразованию при подготовке реформы 1879 г. Членами комиссии были изучены тюремные системы большинства стран Европы и США, поскольку проведение любой реформы немыслимо без анализа и обобщения опыта аналогичных иностранных органов исполнительной власти. Поэтому обращение российских пенитенциарных реформаторов к зарубежным достижениям при решении многих вопросов, в том числе в части либерализации условий содержания заключенных, не было случайным.

Отечественные ученые и практики не только изучали иностранные тюремные системы, но и выявляли наиболее приемлемые для России элементы организационно-правовых основ их деятельности. После отмены крепостного права правительство в лице Министерства юстиции и Главного тюремного управления не просто старалось демонстрировать свою приверженность к передовым достижениям западноевропейской пенитенциарной науки, одной из первостепенных задач было присоединение России к международному пенитенциарному сообществу и регулярное участие в международных тюремных конгрессах.

Гуманизация пенитенциарной политики Российской Империи нашла отражение в Общей тюремной инструкции 1915 г. [13], которая сконцентрировала в себе весь предшествующий отечественный и зарубежный передовой опыт и была весьма прогрессивной для своего времени.

Изоляция от внешнего мира и перегибы в карательной политике советского периода не позволили отечественной исправительно-трудовой системе продолжать эволюционное развитие в сторону гуманизации. В то время как демократические страны на уровне ООН и Совета Европы вырабатывали международные стандарты обращения с заключенными, основанные на признании равных и неотъемлемых прав каждого человека [1], в Советском Союзе имели место (особенно в 1922-1953 гг.) нарушения прав и свобод человека в местах лишения свободы. До начала 90-х годов прошлого века международные стандарты обращения с заключенными открыто не издавались в Советском Союзе и не освещались в учебниках по уголовно-исправительному праву [11].

При этом следует не забывать положительный отечественный опыт: в советском государстве проблемы труда в исправительно-трудовых учреждениях рассматривались не как проблемы ведомственные, а на государственном уровне. Это позволило в 1979 году полностью обеспечить работой 88,4 %, а в 1989 году — 91,9 % осужденных в местах лишения свободы [8]. Труд, как основное средство исправления, позволял осужденным не только покрывать расходы на содержание и погашать иски, но и материально помогать семье, давал им возможность получать рабочие профессии, а значит быть востребованным после освобождения. В настоящее время вывод осужденных на

оплачиваемые работы составляет: в 2012 г. — 35,6 % [9], в 2013 г. — 37 %, в 2014 г. — 40 % [10].

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Это дало возможность уголовно-исполнительной системе России продолжить прерванный на 70 лет путь к цивилизованному исполнению уголовных наказаний. В этом процессе Россия ориентируется на передовой пенитенциарный опыт, учитывает интересы и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Европейское сообщество активно стремится к всестороннему сотрудничеству государств в деле борьбы с преступностью и применения наказания к лицам, совершившим преступление. В связи с этим особую значимость приобретает соответствие российского уголовно- исполнительного законодательства и пенитенциарной системы международным стандартам в области исполнения наказаний, в частности нормативным актам Совета Европы.

Основанный в 1949 году Совет Европы, старейшая на континенте международная политическая организация, был создан для защиты прав человека, укрепления демократии и обеспечения верховенства права. Российская Федерация получила официальный статус члена Совета Европы в феврале 1996 г. При обсуждении вопроса о принятии России в эту организацию были учтены не только происшедшие в стране позитивные процессы в политике, экономике, праве, но и готовность России в дальнейшем следовать по пути интеграции в европейское сообщество. Одним из показателей степени такой интеграции является состояние современного российского законодательства, в том числе относящегося к деятельности уголовно-исполнительной системы, что нашло свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1996 г. Ратифицировав в 1998 году Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия подтвердила приверженность принципам гуманизма и демократии.

За последние 20 лет нашей стране удалось существенно снизить количество лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет сокращения применения лишения свободы в качестве меры пресечения и наказания, а также расширения альтернативных наказаний.

Проделана большая работа по приведению условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными через организацию помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора, расширение действующих следственных изоляторов и строительство новых, соответствующих международным стандартам. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» [3] с 2007 по 2014 годы введено в эксплуатацию 10 209 мест в следственных изоляторах, в том числе построено 9 новых следственных

195

Section 13. Science of law

изоляторов. Сегодня в Российской Федерации функционирует 219 следственных изоляторов и 108 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в которых содержится 117 402 человека, при лимите наполнения 124 909 человек. Таким образом, средняя фактическая наполняемость составляет 93,99 %, средний размер площади камер, приходящийся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, на 01.01.2015 составляет 4,3 кв. метра [4].

В целях повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития 14 октября 2010 г. утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5].

Концепцией поставлена задача изменения структуры уголовно- исполнительной системы, создания новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказа от коллективной формы содержания осужденных. В настоящее время образована межведомственная рабочая группа по выработке

предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции [6].

Следует сказать, что изучение и применение иностранного опыта происходит не только в нашей стране и странах постсоветского пространства. Европа не менее внимательно изучает многолетний российский опыт исполнения лишения свободы в колониях различных видов режимов, где осужденные имеют относительную свободу передвижения внутри учреждения [2]. Применение подобного опыта может помочь решить общую для Европы проблему перенаселенности пенитенциарных учреждений.

России, как демократическому государству, свойственны универсальные тенденции в формах и методах борьбы с преступностью, в том числе и в пенитенциарной сфере.

Выявление положительной зарубежной практики и сравнительный анализ пенитенциарного законодательства ведущих демократических стран мира должны быть направлены на решение приоритетных задач и совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы России.

Список литературы:

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.//Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году.

2. 13-я Конференция директоров пенитенциарной администрации, Страсбург, 6-8 ноября 2002 г.; 15-я Конференция директоров пенитенциарной администрации, Эдинбург, 9-11 сентября 2009 г.

3. Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 «О Федеральной целевой программе «Развитие уголовноисполнительной системы (2007-2016 годы)».//Собрание законодательства РФ, 25.09.2006, № 39, ст. 4075.

4. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 1616-р.

7. Говард Дж. Записка относительно состояния русских тюрем./Дж. Говард//Тюремный вестник - 1894. - № 1.

8. Детков М. Г., Шамсунов С. Х. и др. Уголовно-исполнительная система. 130 лет. - М., 2009. - С. 199.

9. Доклад директора ФСИН России Г. А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьй:р://фсин.рф/пете-$

10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в 2014 г. -М.: ФСИН России, 2015. - С. 11.

11. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века/учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.

12. Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России. - С.-Пб.: Тип. МВД, 1865. - С. 1.; Фойниц-кий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - М.: Добросвет-2000, Городец, 2000. - С. 288.

13. Пертли Л. Ф. Общая тюремная инструкция 1915 года как историко-правовая основа пенитенциарного законода-тельства.//Вестник Владимирского юридического института. - 2012. - № 2. - С. 199-206.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.