Научная статья на тему 'Нереализованные конкурсы 1920-1930-х гг. В контексте развития архитектурного процесса'

Нереализованные конкурсы 1920-1930-х гг. В контексте развития архитектурного процесса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
794
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС / ARCHITECTURAL COMPETITIONS / КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ / CONCEPTUALITY / РЕАЛИСТИЧНОСТЬ / ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ / GENERATION OF IDEAS / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT EVALUATION / КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА / COMPETITION PROGRAMME / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / REALIST / DEVELOPMENT OF FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дудка Елена Николаевна

Проведен анализ методов организации и практики проведения творческих конкурсов 1920-1930-х гг., оценки результатов их проведения, выявлены их роль и место в развитии архитектурного процесса, определена их историко-культурная и социально-идеологическая обусловленность. В ходе обзора исторического опыта конкурсного проектирования обосновано влияние конкурсной практики и ее значимость для развития архитектурной теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNREALIZED COMPETITIONS OF THE 1920-1930ies IN THE CONTEXT OF THE ARCHITECTURE DEVELOPMENT PROCESS

Analysis of organizational and methodical issues associated with architectural competitions of the 1920-1930ss and evaluation of their results are provided in the article. The role of the architectural development and historical, cultural, social and ideological backgrounds of the architectural competitions are also covered by the author. The review of architectural competitions makes it possible to identify their impact produced on the development of the theory and practice of architecture. The period between 1920 and 1930 was marked by a quantitative and qualitative boom of architectural design competitions. Analysis of the practice of architectural competitions makes it possible to identify periods of revolutionary transformations. The most prominent buildings that date back to these periods include theatre buildings in Kharkov, Rostov-Don, Sverdlovsk; a competition for the architectural design of the Gosprom Building in Kharkov; a competition for the architectural design of the Palace of Soviets in Moscow, etc. These competitions have shaped up new approaches to volume and space-related solutions as well as architectural forms. Research of the integral process of development of approaches and/or methods of organization of architectural design competitions make it possible to identify their role as effective catalysts of architectural theory and practice.

Текст научной работы на тему «Нереализованные конкурсы 1920-1930-х гг. В контексте развития архитектурного процесса»

УДК 72.03

Е.Н. Дудка

ХНАГХ

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ КОНКУРСЫ 1920—1930-х гг. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЦЕССА

Проведен анализ методов организации и практики проведения творческих конкурсов 1920—1930-х гг., оценки результатов их проведения, выявлены их роль и место в развитии архитектурного процесса, определена их историко-культурная и социально-идеологическая обусловленность. В ходе обзора исторического опыта конкурсного проектирования обосновано влияние конкурсной практики и ее значимость для развития архитектурной теории и практики.

Ключевые слова: архитектурный конкурс, концептуальность, реалистичность, генерирование идей, экспертная оценка, конкурсная программа, формообразование.

На протяжении всего развития архитектуры и градостроительства одними из наиболее актуальных задач были достижение наибольшей выразительности сооружения и поиск новых форм как предпосылки развития архитектуры. Одним из действенных катализаторов этого процесса служат творческие конкурсы на разработку конкретных сооружений и типологических образцов архитектурных объектов, предназначенных для тиражирования с конкретными изменениями.

Архитектурные конкурсы 1920—1930-х гг. — интереснейшее явление, в котором развитие архитектурного процесса является наиболее наглядным, поскольку каждое конкурсное соревнование предполагает выбор между несколькими проектами, выполненными по одной программе. Важно, что выбор этот осуществляли не только архитекторы, но и представители различных творческих объединений, которые своим сформированным авторитетом определяли идеологию целого периода [1]. Это, кстати, отличает конкурсы данного периода от предыдущих конкурсных соревнований, когда выбор лучших проектов был обусловлен в основном приоритетами самих заказчиков. При изучении архитектурных конкурсов (реализованных и нереализованных) важны не только проекты, но и различные документы, публикации в периодических изданиях, материалы профессиональных дискуссий и общественных обсуждений, дающие возможность более детально проанализировать механизмы проведения конкурсов, мотивы выбора лучшего конкурсного варианта и методы организации конкурсов.

Рассматривая конкурсы, важно понимать их классификацию. По уровню проведения архитектурные конкурсы бывают международного, национального, регионального, местного и локального значения. По цели и задачам — реальными, концептуальными, бумажными, программными и учебными. По форме проведения — открытые, закрытые, смешанные и заказные. важно и то, что архитектурные конкурсы, имеющие специфические цели и задачи, а также особые приемы и методы организации, значительно влияют на взаимозависимость между практическим опытом проведения (реализованные конкурсы) и теоретическим наследием в виде генерирования конкурсных идей (нереализованные конкурсы) [2].

В ходе ретроспективного анализа практики проведения конкурсов важно отметить, что активизация конкурсной деятельности чередовалась с пассивными периодами ее развития. В результате периода активизации конкурсной практики возникали и развивались прогрессивные архитектурные движения, стили, направления и т.д. [2, 3]. Именно с периодами активизации конкурсного проектирования связано

© Дудка Е.Н., 2012

11

вестник 6/2012 6/2012

формирование и развитие национальных и региональных архитектурных движений, а также возникновение различных творческих союзов и экспериментальных групп.

одним из первых известных в истории творческих конкурсов был заказной конкурс на вторые двери флорентийского баптистерия сан джованни (1401 г.), который значительно повлиял на дальнейшее развитие европейского искусства.

Практика проведения именно архитектурных конкурсов ознаменовалась заказным конкурсом на реконструкцию лондона после большого пожара (1666 г.), где среди представленных на конкурс проектов следует выделить проект к. рена с идеей создания регулярной планировочной композиции центра города. ретроспективный анализ европейской конкурсной практики позволяет особо выделить концептуальные «наполеоновские» конкурсы XVШ — нач. XIX вв., целью которых был поиск новейших идей европейской архитектуры. следует отметить и заказной конкурс на застройку рингштрассе в вене (XIX в.), когда практически впервые был проведен конкурс не только на отдельные здания, но и на застройку всей улицы, что значительно повлияло на практику проведения именно архитектурно-градостроительных конкурсов.

отечественный опыт проведения архитектурных конкурсов ведет свое начало с XVIII в.: заказной конкурс на разработку генплана с.-Петербурга (1763 г.) и первый открытый градостроительный конкурс на реконструкцию дворцовой площади в с.-Петербурге (1779 г.). интересно, что уже во время его проведения были использованы приемы, значительно повысившие качество конкурсных результатов: была проведена общедоступная выставка конкурсных проектов; организовано общественное обсуждение результатов конкурса; в состав жюри конкурса были включены не только профессионалы, но и представители от общественности города.

При проведении конкурса на проект казанского собора в Петербурге (1797 г.) впервые было сформулировано требование к архитектурно-художественному решению объекта (обязательным прототипом был выбран собор св. Петра в риме). во время проведения конкурса на проект исаакиевского собора (1809—1816 гг.) впервые был создан специальный комитет для корректирования проекта в ходе его реализации. Первый концептуальный конкурс на проект храма христа спасителя в Москве (1813—1830 гг.) — яркий пример генерации новых подходов к формообразованию в архитектуре.

характерным примером новой, поэтапной схемы организации и проведения является конкурс на проект здания исторического музея в Москве (1874 г.). сначала были созданы научная комиссия в составе известных историков, этнографов и географов и специальная строительная комиссия. затем была четко разработана развернутая программа проектирования музея, определен художественный образ (по мотивам русского зодчества XVI в.), и только после этого последовало объявление о конкурсе, в котором приняли участие 8 проектов. Выявление лучшей работы осуществлялось научной и строительной комиссиями с широким обсуждением в печати.

с середины XIX в. архитектурные конкурсы становятся почти обязательными при возведении наиболее важных зданий в крупных центрах российской империи. При этом было осознано, что залогом успеха при проведении конкурсов являются профессиональная разработка целей и задач конкурса, определение оптимального состава жюри, обсуждение и профессиональная оценка результатов с реализацией лучшего проекта и аккумулированием новейших идей для развития теории и практики.

В начале XX в. архитектурная деятельность максимально индивидуализируется, архитектор работает в основном с частными заказами, и лишь система экспертиз, общественных обсуждений и творческих конкурсов продолжает направлять развитие архитектуры. Архитектурным конкурсам в этот период обязано своим рождением и целое художественное направление — украинский архитектурный модерн [3, 4].

В послереволюционный период, в новых социально-экономических условиях в архитектурной практике происходил активный процесс становления и развития нового организационного структурирования различных архитектурных организаций. Важно, что актуализация конкурсной практики была обусловлена социально-идеологическими и общекультурными факторами, а также действием профессиональных механизмов. В 1920-х гг. именно конкурсы способствовали формированию новых идей и выдвижению лидеров. В творческой борьбе идей и мнений складывались представления о путях развития новой советской архитектуры, были сформированы архитектурные школы.

Большой вклад в процесс становления конкурсного проектирования внесли представители творческих организаций ОСА, АСНОВА, ВХУТЕМАС, МАО и др., теоретики и мастера архитектуры, своеобразные «конденсаторы эпохи», Н.А. Ладовский, М.Я. Гинзбург, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, И.А. Голосов, А.К. Буров, братья Веснины и др. [2, 5]. Они участвовали в различных конкурсных соревнованиях не только для поиска новых типов архитектурно-градостроительных объектов, но и для пропаганды своих идей в студенческой архитектурной среде с целью привлечения их к конкурсной деятельности [2]. В этих конкурсных работах архитектура была разнообразной, но остро чувствовалось противоречие между грандиозными проектными предложениями и реально строящимися объектами. Руководством страны предлагались идеи социального мифа, прогресса, светлого будущего, и архитекторы проектировали дома-коммуны, театры массовых действ, залы общественных собраний, дворцы культуры для новой советской молодежи. Об этом ярко свидетельствует далеко не полный тематический список архитектурных конкурсов, проведенных в эти годы: экспериментальные проекты «Коммунальный дом» (1920 г.) и «Город на рессорах» (1921 г.) — не реализованные; проекты показательных домов для рабочих (1922 г.) — не реализованные; Дворец труда в Москве (1923 г.); Московское отделение газеты «Ленинградская правда» (1924 г.) — не реализованный; Народный дом в Иваново-Вознесенске (1924 г.); здание акционерного общества «Аркос» в Москве (1924 г.); Дворец труда для Днепропетровска (1924 г.); Дом текстилей в Москве (1925 г.); Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде (1925 г.); хлебозавод в Ленинграде (1926 г.); Дом государственной промышленности в Харькове (1925 г.); здание «Оргметалла» в Москве (1926 г.); Библиотека им. Ленина в Москве (1928 г.); Дом правительства в Минске (1929 г.); Дом правительства в Харькове (1929 г.); Дом промышленности в Москве (1930 г.); Театр МОСПС в Москве (1931 г.); Дворец Советов в Москве (1932 г.); Правительственный центр в Киеве (1933 г.); Наркомтяжпром на красной площади в Москве (1934 г.) и др. Столь высокая конкурсная активность не только явилась катализатором развития архитектурного процесса, но и компенсировала дефицит реальной архитектурной практики таким талантливым молодым архитекторам, как И.И. Леонидов и др.

Изучение и анализ практики проведения творческих конкурсов 1920—1930-х гг. дают возможность выделить некоторые из них как этапные, т.е. те, что обеспечивали революционные изменения в архитектурном формообразовании. К таким конкурсам следует отнести конкурсы на проекты театральнго здания в Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске, здания Госпрома в Харькове, Дворца Советов в Москве и др.

Одним из интереснейших является международный конкурс на проект Театра массового музыкального действа на 4000 зрителей в Харькове (1930 г.), к сожалению, нереализованный проект. В программе этого конкурса было четко указано, что решение должно быть действительно новое и оригинальное, что в полной мере отображает идеологическое значение театра в развитии советской культуры, учитывая вместе с тем новые тенденции советских и иностранных театров относительно формы и характера зала и сцены [2, 3]. Таким образом, были четко определены цели и задачи.

вестник 6/2012 6/2012

На конкурс было представлено около 143 проектов, почти две трети из которых от иностранных архитекторов из Германии, Швеции, сША, Японии, Франции. важно, что такого количественного и качественного размаха конкурсных проектов до этого времени почти не было. Большинство проектов было выполнено в господствующих тогда формах конструктивизма, но некоторые проектные решения отличались чрезвычайно интересными новаторскими подходами с использованием внешнего и внутреннего пространства театральной среды.

Победителем конкурса был признан проект братьев Весниных, в котором пространство театра решалось в виде единого объема, сцена трансформировалась для различных театральных и массовых постановок, а вместимость зала увеличилась с 4000 до 6000 зрителей. кстати, сами авторы определяли проект харьковского театра массового музыкального действа как одну из своих лучших творческих работ [6].

детальный анализ конкурсных работ свидетельствует, что в них был представлен весь спектр как традиционных, так и новейших подходов к реализации поставленной конкурсной цели. Одновременно с этим было проведено еще несколько конкурсов на проект театральных зданий, которые значительно повлияли на дальнейшее развитие отечественной театральной архитектуры [2, 6]. Важно подчеркнуть взаимосвязь конкурсной практики, когда опыт проведения каждого конкурса учитывался в последующих конкурсах.

стоит выделить и конкурс на проект синтетического театра для свердловска на 8000 зрителей (1931 г.) как наиболее последовательный относительно конкурсных требований. Программой конкурса предполагалась новая идея создания целой системы специальных помещений и лабораторий для воспитания массового зрителя. но этот конкурс вобрал в себе нереальность многих условий и задач и не был реализован.

следует отметить также конкурс на проект дворца советов в Москве (1932 г.), когда еще до его проведения впервые объявили предварительный конкурс, целью которого было профессиональное обоснование самой программы открытого конкурса. Более того, материалы предварительного конкурса были поданы в специальном бюллетене без всяких комментариев с целью поиска профессионально-графической подосновы к строительству. Только после опубликования результатов предварительного конкурса и сделанных после него четких государственных указаний был проведен грандиозный конкурс на проект дворца советов, который показал нереальность многих концепций. После опыта его проведения было резко изменено дальнейшее направление отечественной архитектуры. именно тогда было заложено в основу выработки новых форм советской архитектуры, наряду с научно-техническими достижениями того времени, изучение, освоение и использование самых ярких примеров искусства и архитектуры прошлого.

таким образом, на этапе становления новой советской архитектуры 1920— 1930-х гг. формирующие процессы развивались в своеобразных конкретно-исторических условиях. Происходит бурный рост новых идей, соединяются общестилевые и социальные новаторские поиски. Именно в 1920-е гг. сссР стал одним из центров формирования не только регионального, но и глобального стилевого направления, наряду с германией, францией и голландией. А творческие движения и направления советской архитектуры 1920—1930-х гг. (конструктивизм, формализм, рационализм и т.д.) значительно повлияли на всю мировую архитектуру XX в. [5, 6].

В ходе анализа нереализованного архитектурного наследия 1920—1930-х гг. и выявления их роли и места в развитии архитектурного процесса определено, что весь багаж нереализованного творчества стал надежным фундаментом нового направления, которое постепенно вводилось в научный и творческий оборот. новейшие идеи этого периода опирались прежде всего на научно-технические достижения и логическое объяснение. Важно и то, что в современных научных публикациях тема истории

архитектурных конкурсов рассматривается в интересном ракурсе, когда анализируются изобретения формы с точки зрения философии архитектуры [7]. В этом смысле архивы конкурсов — банк самых разнообразных архитектурных форм, где интересны именно конкурсные идеи и проекты 1920—1930-х гг., а авангардные решения были высказаны авторами тогда, когда они рассматривали собственную творческую идею совместно со средой и в среде.

В мировой архитектурной практике конкурсная система остается наиболее репрезентативным подходом к решению как конкретных, так и концептуальных архитектурных и градостроительных задач.

Библиографический список

1. Басс В. Г. Петербургская неоклассика 1900—1910-х гг. Архитектурные конкурсы: зодчий, цех, город. СПб. : ИПК «НП-Принт», 2005. 157 с.

2. ДудкаЕ.Н. Взаимовлияние творческих конкурсов в архитектурном процессе 1920—1930-х годов // Проблемы теории и истории архитектуры Украины. 2010. № 10. С. 229—237.

3. Кодин В.А. Роль архитектурных конкурсов в развитии архитектурной теории и практики // Проблемы теории и истории архитектуры Украины. 2007. № 7. С. 23—268.

4. Линда С.М. Неоклассицизм как «интернациональный стиль 20—30-х гг. XX века // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Макеевка : ДонНАСА, 2006. № 3. С. 89—93.

5. Майдурова М.Д. Актуальность использования идейного и образного потенциалов «бумажной» архитектуры первой трети XX века // Архитектон. 2005. № 10. С. 34—37.

6. Хан-Магомедов С.О. В поисках нереализованного наследия // Архитектура СССР. 1989. № 5—6. С. 57—61.

7. Юзбашев В.Г. Конкурс: инструкция [Электронный ресурс] // Архитектурный вестник. 2007. № 1 (94). Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/894. Дата обращения: 15.02.2012.

Поступила в редакцию в мае 2012 г.

Об авторе: Дудка Елена Николаевна — кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного и ландшафтного проектирования, Харьковская национальная академия городского хозяйства (ХНАГХ), 61002, Украина, г. Харьков-002, ул. Революции, д. 12, 050-401-96-43, dud-kaelena.kh@yandex.ua.

Для цитирования: Дудка Е.Н. Нереализованные конкурсы 1920—1930-х гг. в контексте развития архитектурного процесса // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 11—16.

E.N. Dudka

UNREALIZED COMPETITIONS OF THE 1920—1930ies IN THE CONTEXT OF THE ARCHITECTURE DEVELOPMENT PROCESS

Analysis of organizational and methodical issues associated with architectural competitions of the 1920-1930ss and evaluation of their results are provided in the article. The role of the architectural development and historical, cultural, social and ideological backgrounds of the architectural competitions are also covered by the author. The review of architectural competitions makes it possible to identify their impact produced on the development of the theory and practice of architecture. The period between 1920 and 1930 was marked by a quantitative and qualitative boom of architectural design competitions. Analysis of the practice of architectural competitions makes it possible to identify periods of revolutionary transformations. The most prominent buildings that date back to these periods include theatre buildings in Kharkov, Rostov-Don, Sverdlovsk; a competition for the architectural design of the Gosprom Building in Kharkov; a competition for the architectural design of the Palace of Soviets in Moscow, etc. These competitions have shaped up new approaches to volume and space-related solutions as well as architectural forms.

Research of the integral process of development of approaches and/or methods of organization of architectural design competitions make it possible to identify their role as effective catalysts of architectural theory and practice.

Key words: architectural competitions, conceptuality, realist, generation of ideas, expert evaluation, competition programme, development of forms.

BECTHUK R/9nl9

6/2012

References

1. Bass V. G. Peterburgskaya neoklassika 1900—1910-kh gg. Arkhitekturnye konkursy: zodchiy, tsekh, gorod [Petersburg Neoclassics of 1900-1910. Architectural Competitions: Architect, Workshop, City]. St.Petersburg, НP-Print Publ., 2005, 157 p.

2. Dudka E.N. Vzaimovliyanie tvorcheskikh konkursov v arkhitekturnom protsesse 1920—1930-kh godov [Mutual Influence of Creative Competitions in the Architectural Process of the 1920-1930ies]. Problemy teorii i istorii arkhitektury Ukrainy [Problems of Theory and History of Architecture of the Ukraine]. Оdessa, Аstroprint Publ., 2010, no. 10, pp. 229—237.

3. Kodin V.A. Rol' arkhitekturnykh konkursov v razvitii arkhitekturnoy teorii i praktiki [Role of Architectural Competitions in Development of Architectural Theory and Practice]. Problemy teorii i istorii arkhitektury Ukrainy [Problems of Theory and History of Architecture of the Ukraine]. Оdessa, Аstroprint Publ., 2007, no. 7, pp. 236—268.

4. Linda S.M. Neoklassitsizm kak «internatsional'nyy stil' 20—30-kh gg. KhKh [Neo-classicism as the «International» Style of the 20-30ies of the XXth Century]. Vestnik Donbasskoy natsional'noy akademii stroitel'stva i arkhitektury [Vestnyk DonNACEA]. Makeevka, DonNACEA, 2006, no. 3, pp. 89—93.

5. Maydurova M.D. Aktual'nost' ispol'zovaniya ideynogo i obraznogo potentsialov «bumazhnoy» arkhitektury pervoy treti XX veka [Relevance of Employment of the Ideological and Imaginative Potential of the Paperwork Architecture in the First Decades of the 20th Century]. Arkhitekton Publ, 2005, no. 10, pp. 34—37.

6. Khan-Magomedov S.O. V poiskakh nerealizovannogo naslediya [In Search for the Unrealized Heritage]. Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1989, no. 5—6, pp. 57—61.

7. Yuzbashev V.G. Konkurs: instruktsiya [Competition: Instruction]. Arkhitekturnyy vestnik [Architectural Bulletin], 2007, no. 1 (94). Available at: http://archvestnik.ru/ru/magazine/894.

About the author: Dudka Elena Nikolaevna — Candidate of Architectural Sciences, Senior Lecturer, Kharkov National Academy of Municipal Economy (KNAME), 12 Revolyutsii St., Khar'kov-002, 61002, Ukraine; dudkaelena.kh@yandex.ua; +380 (050) 401-96-43.

For citation: Dudka E.N. Nerealizovannye konkursy 1920—1930-kh gg. v kontekste razvitiya arkhitekturnogo protsessa [Unrealized Competitions of the 1920-1930ies in the Context of the Architecture Development Process]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 11—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.