Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации'

Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Т. Ю.

Представлены результаты проходивших 7-10 сентября в Республике Украина V Международных научных чтений «Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации», посвященных памяти академика РАО С.Я. Батышева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 96-98

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCSTION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY:

EXPERIENCE, PROBLEMS, WAYS OF REALIZATION

Ломакина Т.Ю.

Заведующая лабораторией УРАО «Институт теории и истории педагогики», директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, доктор педагогических наук, профессор E-mail:sasa-82@mail.ru

Lomakina T.Yu.

Head of the laboratory of the Institute of theory and history of pedagogics,

Director of National UNESKO/UNEVOK center in Russian Federation Doctor of Science (Education)

Professor

Аннотация. Представлены результаты проходивших 7-10 сентября в Республике Украина V Международных научных чтений «Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации», посвященных памяти академика РАО С.Я. Батышева.

Annotation. Results of the V International scientific readings «Continuous professional education in the conditions of an information society: experience, problems, ways of realization» passing on 7-10th of September, in the Republic of Ukraine, are presented, devoted to memory of the Russian Academy of Education academician Baty’shev S.Ya.

Научные чтения проводились под эгидой Национальной академии педагогических наук Украины и Российской академии образования. Регламент работы предусматривал два этапа:

Первый - 7-8 сентября 2011 г. - в г. Киеве, где участники посетили Национальный университет государственной налоговой службы, Институт профессионально-технического образования НАПН Украины, Киевский профессионально-педагогический колледж им. А. Макаренко и Национальный транспортный университет;

Второй - 9-10 сентября 2011 г. - в г. Николаеве на базе Николаевского национального университета им. В.О. Сухомлинского.

В работе конференции с украинской стороны приняли участие: В.Г. Кремень, Президент Национальной академии педагогических наук Украины; В.В. Супрун, директор Департамента профессионально-технического образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины;, Н.Г. Ничкало, академик-секретарь Отделения профессионального образования и образования взрослых НАПН Украины, действительные члены НАПН Украины, руководители профессиональных образовательных учреждений Украины,

С российской стороны участвовали: Б.П. Мартиросян, зам. президента РАО; С.Н. Чистякова, академик-секретарь Отделения профессионального образования Президиума РАО; С.В. Иванова, директор Института теории и истории педагогики; В.С. Лазарев, директор Института инновационной

деятельности в образовании; И.И. Соколова, директор Института педагогического образования; А.С. Батышев, консультант Федерального центра подготовки руководителей правоохранительных органов; Т.Ю. Ломакина, зав.лабораторией ИТИП РАО; А.К. Орешкина, зав. лабораторией ИТИП РАО; М.Б. Яковлева, директор Центра профессионального образования им. С.Я.Батышева.

Первые два дня на пленарных заседаниях и круглом столе обсуждались актуальность творческого наследия С.Я.Батышева для решения современных проблем профессионального образования двух стран.

Открывал пленарное заседание Президент НАПН Украины В.Г.Кремень, который подчеркнул значимость Научных чтений для педагогической общественности Украины и рассказал о перспективах развития научных исследований в области профессионального образования.

С ответным словом выступил Зам. президента РАО Б.П. Мартиросян, который рассказал о направлениях деятельности РАО и задачах на ближайшую перспективу.

Н.Г. Ничкало, академик-секретарь отделения профессионального образования НАПН Украины в своем выступлении раскрыла методические аспекты профессиональной педагогики и педагогики труда в контексте теорий выдающихся ученых - С.Я. Батышева и Т.В. Новацкого и обосновала перспективы их развития в условиях глобализационных и интеграционных процессов.

С.И. Чистякова, академик-секретарь РАО проанализировала современные концепции профессиональной ориентации и становления учащихся молодежи в условиях рынка.

A.С. Батышев, член-корреспондент РАО теоретически обосновал актуальность проблемы смысла жизни в современной науке и предложил пути ее решения.

С.В. Иванова, директор ИТИП РАО проанализировала проблему создания внешней среды учреждений и организаций профессионального образования в современных условиях существования и общего состояния профессионального образования в РФ.

B.С. Лазарев, директор учреждения РАО «Институт инновационной деятельности в образовании» представил результаты исследований тенденций изменений в российской школе, готовности образовательных учреждений к инновационным изменениям, условий инновационной деятельности, факторов, способствующих и препятствующих распространению и освоению инновационных образовательных программ и технологий.

А.К. Орешкина, зав. лабораторией теоретико-методологических основ непрерывного образования Отдела теории непрерывного образования Учреждения РАО «Институт теории и истории педагогики» в докладе на тему: «К вопросу развития педагогического знания в рамках научной школы» осветила концептуальные основы становления теории и методологии непрерывного образования в рамках научной школы, как ведущей формы развития педагогических идей и актуализировала внимание на том, что сегодня особенно актуально рассматривать контекст идей С.Я. Батышева - основателя научной школы, положившей начало новому теоретическому направлению в педагогическом знании - профессиональной педагогике.

Ею было отмечено, что представление С.Я.Батышева о возможном и необходимом для отечественной системы профессионального образования новом подходе по подготовке специалистов сегодня согласуется с разработанной им в начале 50-х годов идеей создания научной базы для определения стратегии профессионально-технического образования в России.

В докладе было подчеркнуто, что проведение сопоставительного анализа подходов по реализации идеи подготовки профессиональных кадров с учетом отечественной истории профессиональнотехнического образования, а также особенностей становления идеи непрерывного образования в России и за рубежом обусловливает процесс целенаправленной разработки теоретико-методологических основ непрерывного образования в рамках научной школы С.Я. Батышева - А.М. Новикова «Профессиональная педагогика - Теория непрерывного образования». В развитие контекста профессиональной педагогики, теоретические основания которой были многоаспектно разработаны С.Я. Батышевым отмечено, что сегодня в теории и практике профессионального образования ведущими выступают идеи ученого об инновационной системе подготовки профессиональных кадров. Это согласовывается с новыми подходами, направленными на соответствующее обеспечение содержания, форм, методов, средств профессионального обучения.

Орешкина А.К. актуализировала прогностическое представление С.Я.Батышевым стратегии становления российского профессионального образования, что находит свое развитие в преемственности ведущих теоретико-методологических основ профессиональной педагогики С.Я. Батышева в рамках научной школы «Профессиональная педагогика-Теория непрерывного образования». Это согласуется с углублением концептуальных положений в контексте преемственности традиций и новаторства в педагогическом знании, направленных на разработку теории и методологии непрерывного образования.

Во время проведения 2-го этапа конференции участники поделились результатами проводимых научных и опытно-экспериментальных исследований в области непрерывного профессионального образования. В выступлениях был сделан акцент на подготовку профессиональных кадров и значимость профессий начального и среднего профессионального образования для развития экономики двух стран.

Т.Ю. Ломакина, зав.лабораторией ИТИП РАО раскрыла влияние тенденций мирового развития на реформирование национальных образовательных систем, раскрыв причины интенсификации интеграционных процессов в сфере профессионального образования.

И.И. Соколова, директор учреждения РАО «Институт педагогического образования» прокомментировала результаты научных исследований, которые позволили выявить социальные, психологические и профессиональные особенности педагогов и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, специфику изменений в их деятельности в условиях социальных, экономических и политических преобразований современного общества.

М.Б. Яковлева, директор Центра профессионального образования им. С.Я. Батышева проанализировала основные направления внедрения научного наследия академика С.Я. Батышева, обосновала перспективные направления их использования в профессиональной подготовке современного производственного персонала.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.