Научная статья на тему 'Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы'

Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ / С.Я. БАТЫШЕВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Т. Ю.

17 октября 2012 года в Москве в здании Президиума Российской академии образования (ул. Погодинская, д. 8) состоялись VI Международные научные чтения, посвященные памяти Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева на тему: «Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы». В работе конференции в очной и заочной формах приняли участие 86 человек из различных городов России и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

MODERNIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION: THEORY, EXPERIENCE, PROBLEMS

Ломакина Т.Ю.

Зав. лабораторией теории непрерывного образования ФГНу ИТИП РАО, доктор педагогических наук, профессор E-mail: lomakina@itiprao.ru

Lomakina T. Y.

Head ofthe Laboratory ofTheoryofContinuous Education of the FSSI Institute of Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Doctor of Sciences (Education), Professor.

E-mail: lomakina@itiprao.ru

Аннотация. 17 октября 2012 года в Москве в здании Президиума Российской академии образования (ул. Погодинская, д. 8) состоялись VI Международные научные чтения, посвященные памяти Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева на тему: «Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы». В работе конференции в очной и заочной формах приняли участие 86 человек из различных городов России и Украины. В настоящей статье предлагаем Вам обзор прошедшей конференции.

Annotation. On October 17, 2012, atthe presidium of the Russian Academy of Education (8 Pogodinskaya St.) the VI International scientific readings took place, which were dedicated to the memory of a Hero of the Soviet Union, Academician of the RAE Sergey Yakovlevich Batyshev. The main subject of the readings was “Modernization of Professional Education: Theory, Experience, Problems”. 86 participants from various Russian and Ukrainian cities took part in the conference. This article presents a review of the conference.

Ключевые слова: международные научные Key words: international scientific readings,

чтения, С.Я. Батышев, модернизация S. Y. Batyshev, modernization of professional

профессионального образования, конференция. education, conference.

Открыли конференцию и выступили с приветственными словами Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров и академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины, иностранный член РАО Н.Г. Ничкало. Они подчеркнули преемственность тематики конференции с предыдущими научными чтениями, которые проходили ежегодно в Украине и России, объяснив это актуальностью идей академика С.Я. Батышева для развития современного профессионального образования в наших странах.

Необходимость изучения и анализа научных разработок С.Я. Батышева отметил в своем выступлении академик РАО, советник Президиума РАО Г.Н. Филонов. Он также поделился воспоминаниями о совместной работе с С.Я. Батышевым в Президиуме РАО, обратив внимание на его личностные характеристики.

В выступлении Н.Г. Ничкало «Развитие человеческого капитала - стратегическая задача профессионального образования» подчеркнула исключительно важное значение теории человеческого капитала в современных социально-экономических условиях для изучения комплекса достаточно сложных вопросов обеспечения рациональной занятости различных категорий населения и оптимального функционирования рынка труда. Она отметила, что стремительное развитие глобализационных и интеграционных процессов обусловливает новые вызовы во всех сферах жизнедеятельности общества и прежде всего -в образовательной. Во всех цивилизованных странах осуществляется активный поиск новых моделей развития образования, нетрадиционных подходов к их внедрению на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

Остро стоят вопросы о взаимосвязи образовательных систем, развивающихся на разных континентах, их многообразии и сопоставимости, а также обеспечения взаимного признания их конечного результата - образовательного продукта. Этим образовательным продуктом является конкретный человек, подготовленный к активной высокопрофессиональной деятельности в различных отраслях промышленного, сельскохозяйственного производства и сферы услуг.

Речь идет о главном - человеческом капитале, от духовных, морально-этических и профессиональных качеств которого зависит будущее каждого государства. В контексте проблемы человеческого капитала особого внимания заслуживает теоретико-методологическое обоснование понятийно-терминологического аппарата исследований, связанных с проблемами профессионального образования и обучения.

Нынешний хаос, противоречия в определении сущности понятий и их некорректная подмена искажают их содержание, негативно влияют на качество исследовательской работы и научно-методической литературы, издаваемой по ее результатам. Н.Г. Ничкало отметила также, что этим негативным явлением обеспокоены и зарубежные ученые. Например, польский ученый Д. Клюс-Станська опубликовала результаты своего многолетнего исследования проблем дидактики в условиях хаоса понятий, в котором обосновывает положение относительно негативных последствий такого хаоса для педагогической науки. Н.Г. Ничкало предложила считать научные исследования по этим и другим направлениям актуальными и способствующими совершенствованию профессионального образования и подготовки компетентного производственного персонала.

В выступлении президента Академии профессионального образования, академика РАО Е.В. Ткаченко на тему «Федеральный закон «Об образовании» и проблемы начального и среднего профессионального образования» отмечалось, что нарастание проблем, вызванных невниманием к системе профессионального образования, сформировало ложное представление о снижении ее функции и значимости в общем процессе воспроизводства кадров.

Результатом явилось поспешное и ошибочное предложение Министерства образования и науки РФ об упразднении уровня начального профессионального образования, что зафиксировано в проекте нового закона «Об образовании в РФ» и вызвало широкое возмущение общественности. Начальное профессиональное образование новый законопроект оставляет только для мигрантов, причем в виде краткосрочных ускоренных курсов. Из мигрантов, а также из российских сирот и бедняков, будут формироваться полу-специалисты, недочеловеки.

Предлагаемая Минобрнауки РФ замена НПО так называемой «ускоренной подготовкой» противостоит основной концепции С.Я. Батышева, обосновавшего эффективность ступенчатой подготовки рабочих кадров. Руки работодателям полностью развязаны - теперь можно создавать видимость профессионального обучения. В то время как в развитых странах давно введен налог на квалификацию, обязывающий работодателя постоянно повышать квалификацию своих работников.

Возрастание экономического фактора при выборе профессии сегодня обусловлено не только рыночными условиями. Это общечеловеческий мотив, особенно обостренный для социально незащищенных семей, формируемый естественным стремлением обеспечить достаток и благополучие себе и своим близким. Факт приоритета материальных ценностей в профессиональном самоопределении личности требует своего признания.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

В ходе сравнительных всероссийских исследований было изучено отношение обучающихся к профессиональному образованию. Обнаружено некоторое повышение интереса к обучению. Снижение интереса в крупных и малых городах к практическому обучению можно объяснить резким ухудшением за последнее десятилетие их материальной базы, оснащенности учебных мастерских, отказами предприятий в организации производственной практики обучающихся.

Е.В. Ткаченко отметил, что проведенное исследование подтвердило ключевой вывод академика С.Я. Батышева: система начального и среднего профессионального образования была и остается необходимым фундаментом подготовки квалифицированных рабочих кадров, формирования в обществе среднего класса, а мотивация на получение рабочих профессий - одной из важнейших государственных задач.

Основные положения стратегии развития профессионального образования в России раскрыл член-корреспондент РАО, первый заместитель директора ФГАу «Федеральный институт развития образования» А.Н. Лейбович. В своем выступлении А.Н. Лейбович наметил основные проблемы системы профессионального образования - дефицит квалификаций, отсутствие выбора и поддержки профессиональной карьеры, низкая доступность качественных программ, несформированность фильтров в получении высшего образования и др., содержательно пояснил стратегию развития системы профессионального образования, направленную на подготовку кадров и формирование прикладных квалификаций, по таким направлениям, как: новое управление, кадровая политика, адресная поддержка студентов и новая инфраструктура.

О подготовке кадров в условиях информатизации образования рассказала академик РАО, Главный ученый секретарь Президиума РАО, директор ФГНу «Институт информатизации образования» РАО И.В. Роберт.

Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института профессонально-технического образования НАПН Украины В.Т. Лозовецкая выступила по теме «Компетентностный аспект совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов к современным условиям труда» и подчеркнула, что огромное значение в модернизации профессионального обучения имеют научные труды С.Я. Батишева, в частности, в развитии идей, касающихся непрерывного профессионального образования, использования инновационных технологий, личностно-ориентированного обучения, интеграции образования, науки и производства.

Рыночные условия предусматривают подготовку компетентных специалистов, способных к эффективной производственной деятельности, самостоятельному принятию профессиональных решений, прогностическому проектированию результатов труда. Как свидетельствуют результаты проводимых в Украине исследований, подавляющее большинство будущих специалистов не имеют требуемого уровня профессиональной компетентности, для них характерными остаются трудности в профессиональной адаптации к реальным условиям деятельности, в частности: низкий уровень мотивации к труду; неспособность к аналитическому осмыслению результатов профессиональной деятельности; непонимание необходимости системного овладения дополнительными знаниями, умениями и компетенциями; боязнь профессиональной ответственности; неготовность к эффективному использованию современных технологий; самостоятельному принятию соответствующих функциональных действий и решений.

Критериями готовности специалиста к современным условиям труда являются: способность к гибкому применению собственного профессионального потенциала; умение работать в группе, осознавая при этом роль личностного вклада в общие результаты профессиональной деятельности; готовность к принятию ответственности за результаты труда; способность к анализу и прогнозированию результатов профессиональной деятельности и др.

Актуальным в подготовке будущих специалистов к современным условиям труда является компетентностный подход к обновлению содержания и технологий обучения

в контексте обеспечения профессиональной самостоятельности будущих специалистов, их готовности к эффективному труду в реальных производственных условиях.

Основными задачами компетентностно-ориентированной подготовки будущих специалистов к современным условиям труда будут: формирование системы рыночных ценностей, соответствующих мотивационных и смысловых ориентиров; подготовка будущих специалистов к обретению личностного смысла в определенной области деятельности; формирование профессионального опыта, соответствующей системы знаний, умений и компетенций; определение целей, мотивов и этапов профессиональной деятельности личности; поиск возможных форм дальнейшего совершенствования уровня профессиональной подготовки в развитии профессиональной карьеры личности.

Стратегическим ориентирам модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва было посвящено выступление члена-корреспондента РАО, Президента ФГБу ВПО «Тюменский государственный университет» Г.Ф. Куцева. Он рассказал о характере и масштабах современного информационного взрыва, его последствиях для системы профессионального образования. Его предложения касались того, что профессиональное образование в современных условиях при нормальном выстраивании деловых связей учебных заведений с экономическими структурами должно обеспечить «сервисное обслуживание» выпускников.

Учебные заведения должны планировать использование части своего бюджета для такого целенаправленного сопровождения выпускников. Удельный вес финансовых затрат на такое дополнительное профессиональное образование может стать важнейшим показателем в рейтинге профессиональных учебных заведений. От законодательного и организационного решения этих вопросов в информационном обществе не уйти. Возможно, что для каждого выпускника должен формироваться и поддерживаться организационно и информационно индивидуальный план его профессионального роста и совершенствования.

Узкая специализация студентов, фиксируемая в момент поступления в вуз и практически не меняющаяся в процессе обучения, делает такую систему образования жесткой, слабо реагирующей на сигналы рынка труда и квалификаций, вызовам будущего. А это главная причина наметившейся некоторой дисфункциональности отечественного профессионального образования.

И.Н. Савченко, ученый секретарь Института профессонально-технического образования НАПН Украины отметила, что Сергей Яковлевич Батышев в своих научных трудах постоянно уделял большое внимание поиску эффективных методов повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих, которое и сегодня зависит от профессионализма руководителей ПТуЗ. Это объясняется необходимостью принятия решений директорами профессионально-технических учебных заведений в условиях цейтнота, жесткой образовательной конкуренции и вошедших прочно в образовательную среду рыночных отношений. Именно рыночная экономика в корне изменила требования к квалификации и компетентности управленческого персонала ПТуЗ, деятельность которого все больше ориентирована на результативно-целевую модель управления. Рассматривая проблему мониторинга качества профессионально-технического образования средствами инфор-

мационно-аналитической системы «ПРОФТЕХ» И.Н. Савченко представила особенности результатов эксперимента по внедрению современного программного продукта для оптимизации принятия управленческих решений и мониторинга эффективной деятельности профессионально-технических учебных заведений Украины - информационно-аналитической системы ПРОФТЕХ в 2009-2012 гг.

О проблемах сохранения и развития единого образовательного пространства в Дагестане рассказала член-корреспондент РАО, заместитель директора ФГНу «Институт национальных проблем в образовании» РАО Н.О. Омарова, подчеркнув, в силу деструктивных этнополитических процессов, происходящих на Северном Кавказе, актуальность и необходимость выстраивания инновационной системы непрерывного образования в регионах в ходе ее реструктуризации и при эффективном взаимодействии науки, образования и производства.

В выступлении директора государственного автономного образовательного учреждения СПО «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбург О.В. Кручининой был раскрыт опыт формирования конкурентноспособности будущих рабочих в постиндустриальном обществе, который включал авторскую методику формирования конкурентноспособности будущих секретарей в условиях техникума. Сочетание компетентностного и аксиологического подходов к организации образовательного процесса будущих секретарей позволило построить теоретическое и производственное обучение, модернизировать производственную практику и тем самым повысить конкурентноспособность выпускников экспериментальных профессиональных учебных заведений за счет повышения качества научно-методической работы в целом.

Руководитель Центра современных профессий и технологий обучения Института профессионально-технического образования НАПН Украины Ю.И. Кравец рассказал о компетентностном подходе к разработке государственных стандартов профессионально-технического образования нового поколения. Стандарты разрабатываются на основе Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, и включают: пояснительную записку; образовательно-квалификационную характеристику выпускника; требования к результатам обучения и критерии их оценки; типовой учебный план профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии; типовые программы базового блока и учебных модулей, которые разрабатываются на основе профессионального стандарта и содержат совокупность необходимых профессиональных и ключевых компетентностей, структурированных в учебные модули. Успешное завершение каждого учебного модуля предусматривает выдачу документа - сертификата, после овладения всеми учебными модулями выдается государственного образца диплом квалифицированного работника.

Свое выступление зав. кафедрой Хмельницкого национального университета И.Е. Каньковский начал со слов С.Я. Батышева, что подлинный ход педагогического процесса зависит не только от логики предмета, но и от условий, в которых проходит учение. Выступающий представил авторскую модель образовательной среды, подчеркнув, что развитие человека в процессе его обучения необходимо рассматривать в контек-

сте «человек-окружающая среда». Рассмотрев различные модели образовательных сред, И.Е. Каньковский делает вывод, что образовательная среда - это совокупность учебных сред и постоянных учебных и воспитательных воздействий, необходимых для достижения студентом конкретного уровня профессиональной компетентности и качеств личности будущего специалиста. Он предлагает в своей модели для формирования компетенций базового уровня использовать информационную учебную среду, а для компетенций основного и аккумулятивного уровней - клиническую учебную среду.

Директор Колледжа прессы и телевидения г. Николаев Г.А. Головченко подчеркнул, что ежегодно специалисты по профессиональной педагогике России и Украины собираются на уже ставшие традиционными Международные научные чтения памяти Героя Советского Союза академика С.Я. Батышева. Историю «Батышевских чтений» можно разделить на несколько этапов.

Этап 1 - это восстановление исторической справедливости и возвращение имени Сергея Яковлевича на актуальном периоде развития стран бывшего СССР (проведение мероприятий в Николаеве). Результатом стало активное обращение к трудам и наследию Сергея Яковлевича Батышева.

Этап 2 - проведение научных чтений становится плановым организационно-методическим событием педагогических Академий двух стран. Проведение в Москве и в Киеве с участием руководителей Национальных Академий сделали Научные чтения действительно важнейшим научным мероприятием и событием для систем образования наших стран. Результат - перезагрузка и модернизация научной школы С.Я. Батышева. Актуализация тематики развития профессионального образования.

Этап 3 - в задачу этого этапа входит обратить внимание ведущих ученых профессиональной педагогики на вызовы сегодняшнего дня. А сегодня важно обсудить проблематику развития научной тематики, чтобы сформулировать необходимые задачи в условиях информационного общества. Г.А. Головченко рассказал об особенностях развития современного образования в контексте тенденции развития медиа-образования США и Канады и создании плана действии на Украине и в России. Он подчеркнул, что развитие средств массовой коммуникации сегодня требует активного включения в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения и профессионального повышения квалификации взрослого населения. Сегодня исследователи активно используют термины - «медиа-педагогика» и «медиа-образование». И если «педагогика - наука про воспитание, образование и обучение», а образование - это совокупность знаний, полученных в процессе обучения, то вероятно оба эти термина имеют право на существование. Педагогическая наука, по всей видимости, обогащается новым направлением - медиапедагогика, которая состоит из медиа-воспитания, медиа-образования и медиа-обучения и обслуживается соответствующими технологиями. И эту задачу решают педагоги многих стран. От профессионально-технического к профессиональному информационному образованию - вот, на наш взгляд, магистральный путь развития профессиональной педагогики сегодня.

Директор Крымского республиканского профессионального государственного учебного заведения «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанно-

го сервиса и туризма» М.И. Пальчук подчеркнула в своем выступлении международное признание трудов С.Я. Батышева, в частности, коллеги из Польши чтят его память и используют его труды в своих исследованиях.

Профессор Московского государственного инженерного университета им. В.П. Горячкина Г.Н. Стайнов раскрыл некоторые аспекты педагогики высшей школы на основе модели образовательного пространства. На основе элементов образовательного процесса, базовых моделей системного педагогического проектирования и принципов построения модели образовательного процесса он раскрыл основные составляющие блоки модели: целевой, содержательный, деятельностный и управляющий. Подробно был представлен дидактический аспект образовательного процесса.

Итоги конференции подвел Президент РАО Н.Д. Никандров, подчеркнув значимость и актуальность идей С. Я. Батышева для современного образования.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.