Научная статья на тему 'Необходимость новой модели непрерывного профессионального образования в агропромышленном комплексе и проблемы его становления'

Необходимость новой модели непрерывного профессионального образования в агропромышленном комплексе и проблемы его становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШЕЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / TRAINING / HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION / BUILD MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ираида Валериановна

Проведен сравнительный анализ тенденций развития отечественной и мировой системы образования и выявлены недостатки существующей системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. На основе проведенного исследования предложены новые шаги в развитии непрерывного образовательного процесса в условиях уровневой подготовки специалистов, учитывающие потребности сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ираида Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Need for a New Model of Continuing Professional Education in Agriculture and Problems in its Development

In the article the comparative analysis of development trends in the domestic and world educational system and identified the shortcomings of the existing system of training specialists with higher professional education. On the basis of the research the author offered new steps in the development of continuous education process in a tiered training tailored to the needs of today.

Текст научной работы на тему «Необходимость новой модели непрерывного профессионального образования в агропромышленном комплексе и проблемы его становления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 15 (344). Экономика. Вып. 45. С. 49-53.

УДК 338.436.33:331.108.4 ББК 65.240

НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

И. В. Григорьева

ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», Чебоксары, Россия

Проведен сравнительный анализ тенденций развития отечественной и мировой системы образования и выявлены недостатки существующей системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. На основе проведенного исследования предложены новые шаги в развитии непрерывного образовательного процесса в условиях уровневой подготовки специалистов, учитывающие потребности сегодняшнего дня.

Ключевые слова: подготовка кадров, высшее сельскохозяйственное образование, модель построения образовательного процесса.

Анализ современного состояния сельскохозяйственного образования в России показывает, что основная проблема подготовки и обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) квалифицированными кадрами заключается в устаревшей системе образования и практически полном неучастии работодателей в подготовке нужных специалистов для своей отрасли. При всем этом сегодня для всех участников образовательного процесса уже становится понятным основное требование, предъявляемое к специалистам АПК — конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны [1-3].

Необходимо признать, что сложившаяся за десятилетия российская система аграрного образования в целом была ориентирована на подготовку специалистов необходимого уровня квалификации в четко сегментированной сфере профессиональной деятельности и она успешно справлялась с поставленными задачами до конца 1980-х гг. Но глубокие преобразования в общественно-политической системе страны, да и естественное развитие мировой педагогической мысли подталкивают российскую экономическую науку к необходимости принятия компетентностного подхода в качестве ведущей стратегии профессионального образования.

В новых условиях основным результатом деятельности вуза должны стать профессиональная компетентность выпускника, уровень развития его профессиональной культуры и наличие определенного практического личностного опыта,

полученного в результате обучения, воспитания и самообразования. Здесь стоит отметить, что процесс образования, учебный план и программа обучения в сельскохозяйственной отрасли, как и в любой другой, предполагают тесную взаимосвязь с особенностями и потребностями региона, характером инноваций и научных исследований в региональном АПК.

Все это требует внедрения в этапы формирования профессиональной компетентности специалистов сельского хозяйства новых педагогических технологий, технических средств обучения, реализуемых в условиях интеграции образования, науки и производства. Отсюда и вытекают новые требования к специалисту: владение современными информационными технологиями, иностранным языком для приобретения (на первом этапе обучения и прохождения практики) и обмена опытом, способность предвидеть и эффективно разрешать появляющиеся проблемы, умение работать в коллективе, конкурентоспособность на мировом рынке труда. Согласно классификации компетенций (классификация проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning») их можно объединить в группу инструментальных компетенций, которые и определяют когнитивные, или умственные способности человека, выступающие в качестве условий для дальнейшего развития его умений и приобретения знаний. Они закладываются на ранних этапах обучения и выступают как базовые, общие знания в различных областях науки, включая основы профессиональных знаний.

На этапе получения высшего профессионального образования инструментальные компетенции дополняются следующими способностями, умениями и навыками: понимание и манипулирование идеями и мыслями; понимание и управление окружающей средой; организация времени и выстраивание стратегии обучения; принятие решения и разрешение проблемы; работа на компьютере; владение навыками управления информацией; устная и письменная коммуникация на родном языке и владение иностранным языком [1-3].

Разработчики представленной системы исходили из следующих принципов (требований):

- индивидуального подхода, предполагающего добровольность, равный доступ и равные и справедливые условия для всех граждан, уважение частных дел и прав граждан;

- обязательства заинтересованных сторон в использовании соответствующих механизмов обеспечения качества (например, для работодателей — участие в руководстве, проведении консультаций в образовательном процессе, предоставление технических средств обучения).

Эти требования продиктованы прежде всего научно-технической революцией, которая, ускоряя социальные перемены в обществе, вовлекает в процесс изменений и систему образования.

К сожалению, в России система образования, вступив на европейский путь преобразований, до сих пор переживает период стагнации, который вырос до уровня национальной безопасности, обусловливая низкий уровень экономической, военной и технологической безопасности. Этот тезис может быть подтвержден падением индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающего не только уровень образования, но и ожидаемую продолжительность жизни и реальный валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.

Если по данному показателю в 1994 г. Россия занимала 52-е место (0,849) среди 174 обследованных стран, то уже спустя пять лет она оказалась на 119-м месте, и такая динамика сегодня сохраняется, хотя и проявляется в последние годы в меньшей степени. Она указывает на значительное сокращение ожидаемой продолжительности жизни, реального ВВП на душу населения и снижение показателя образования.

При изучении проблемы жизнеспособности различных наций и государств специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения оценили на четыре балла (по пятибалльной

шкале) жизнеспособность Бельгии, Голландии, Дании, Исландии, Швеции; на три балла — Германии, США, Японии и многих других промышленно развитых государств; на 1,4 балла — России. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация. Об этом свидетельствует и финансовая политика в отношении социальной сферы вообще и образования в частности.

По данным Всемирного банка, доля расходов на образование в ВВП составляла в СССР в 1970 г. около 7 %, в России к 1994 г. сократилась в два раза (3,4 %), и этот процесс сохраняет практически необратимый характер. Сегодня доля расходов на образование в России ниже, чем в Великобритании, Франции, США и других развитых странах в два и более раза [1-3].

В нынешней реальности система непрерывного образования должна стать важнейшим социальным фактором подготовки личности к творческой самореализации. При этом возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении. В этой связи должна измениться и сама модель образования в целом.

«...Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»,— сказал в своем выступлении по этому поводу Президент России В. В. Путин.

Надо признать, что отсутствие ясной общероссийской системы непрерывного образования не стало препятствием для появления инициативных проектов в регионах. Так, в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (АОИППКРО) реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием Ш;ете^ресурсов и тьюторско-го сопровождения, которая включает в себя четыре элемента [1-3].

Первый элемент модели предполагает авторизацию специалиста образовательного учреждения, решившего повышать свою квалификацию по ИОП, регистрацию и авторизацию на сайте; второй — «диагностика» — включает в себя материалы, позволяющие слушателю оценить

свою профессиональную компетентность, после чего он выбирает проблемное поле и формулирует образовательные задачи на повышение квалификации; третий элемент модели — это непосредственное обучение после выбора актуальной для себя образовательной модели, оформления индивидуальной образовательной программы и составления индивидуального образовательного маршрута; четвертый элемент модели предполагает анализ и описание собственного эффективного педагогического опыта, выявленного по результатам самодиагностики и размещенного на персональной странице на сайте АОИППКРО. Далее результаты работы слушателя размещаются в базе «Материалы для общественной экспертизы», которая также находится на сайте «Обучение по ИОП», где работники образования Архангельской области имеют возможность познакомиться с представленным педагогическим опытом и оценить его.

Указанный положительный опыт организации непрерывного образования здесь стал возможен благодаря интеграции всех заинтересованных сторон и звеньев образовательного процесса и прежде всего консолидации усилий со стороны разных министерств — образования и науки, а также сельского хозяйства.

В Чувашской Республике этот процесс пока находится на начальной стадии становления. Процесс включения Чувашского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК в состав факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Чувашской государственной сельскохозяйственной академии стал первым шагом в данном направлении. Следующим шагом должно было стать присоединение сельскохозяйственных техникумов (Вурнарского, Цивильского и Алатырского) к академии, но в силу объективных и субъективных причин этот процесс затянулся и не нашел своего разрешения до сих пор. Неясно и будущее профессиональных училищ, готовящихся кадры для села.

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, переняв функции организации непрерывного аграрного образования в Чувашской Республике, осуществляет свою деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов АПК по двум программам профессиональной переподготовки (объемом свыше 500 ч) и трем направлениям повышения квалификации (объемом

от 72 до 500 ч); по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов по безопасности дорожного движения; по подготовке водителей транспортных средств категорий В и ВС.

Факультет осуществляет образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с Департаментом научно-технологической политики и образования Минсельхоза России и на основе заявок отделов Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики проводит обучение специалистов АПК, а также арбитражных управляющих в рамках ежегодных соглашений о сотрудничестве с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ.

Для организации учебного процесса приглашаются специалисты Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике, Россельхозцентра по Чувашской Республике, Госветслужбы Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Это один из немногих примеров консолидации органов исполнительной власти республики в области политики образования.

Лишь за 2011 г. на факультете прошли обучение 688 специалистов, в том числе на бюджетной основе — 512 человек (100 % плана), из них по программам профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза — 39 человек (менеджмент — 12 слушателей, оператор по искусственному осеменению животных и птицы — 27); по программам повышения квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза — 473 человека; по программе «Антикризисное управление» — 25 человек.

На хозрасчетной основе прошли обучение 176 человек, в том числе в соответствии с республиканской целевой программой дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 г. были проведены курсы повышения квалификации через центры занятости населения Батыревского, Козловского, Урмарского,

Чебоксарского, Ядринского и Янтиковского районов по опережающему профессиональному обучению работников производственной сферы (84 человека) и находящихся под угрозой увольнения (12 человек), а также по профессиональному обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (16 человек).

За период с января по декабрь на курсах подготовки, переподготовки руководителей и специалистов по безопасности дорожного движения водителей автотранспортных средств обучены и аттестованы 220 человек, по программе ежегодного повышения квалификации — 25 водителей.

Кроме факультета повышения квалификации и переподготовки кадров за тот же период преподаватели академии повысили квалификацию по различным программам в других профильных учебных заведениях РФ: Институте дополнительного профессионального образования ВШУ АПК РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана, Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова, Орловском аграрном университете, Марийском государственном техническом университете, Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова, Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева.

В целом в течение 2011 г. повысили свою квалификацию 83 преподавателя академии, в том числе 53 человека с ученой степенью и/или званием, из них 11 человек с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора. В пер-

спективе планируется прохождение повышения квалификации и стажировки преподавательского состава академии, кроме вышеуказанных образовательных учреждений, в центрах повышения квалификации преподавателей подведомственных образовательных учреждений (в Воронежском государственном аграрном университете им. К. Д. Глинки, Государственном университете по землеустройству, Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина), в ведущих образовательных и научных учреждениях Минобрнауки России, странах ближнего зарубежья и СНГ.

Надо признать, что все вышеперечисленные шаги к переходу на систему непрерывного образования носят несколько хаотичный характер ине соответствуют поставленной цели и задачам, стоящим перед высшей школой. Практически не включены в этот процесс начальные и средние профессиональные образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля; в стороне остаются и Министерство образования и науки Чувашской Республики со сложной системой ступенчатого образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским; предприятия и организации АПК. Это еще одно свидетельство того, что без руководящей и консолидирующей роли государства и исполнительных органов государственной власти, и прежде всего Минобрнауки и Минсельхоза РФ, и регионов невозможно решить задачи перехода к непрерывному аграрному образованию в рамках нового закона об образовании, принятого в канун 2012 г.

Список литературы

1. Мкртчян, Г М. Школьное экономическое образование как основное звено непрерывного экономического образования [Электронный ресурс] / Г. М. Мкртчян, Е. Г Лиманова // Система образования Новосибирской области. URL: http://www.websib.ru/noos/economy/eduinstit/konfngu.htm

2. Перфильева, О. В. Международные стратегии непрерывного образования: роль и опыт вузов [Электронный ресурс] / О. В. Перфильева. URL: http://www.logosbook.ru/V0S/10_2008/4_11.pdf

3. Пунтус, Е. В. Инструментальные компетенции в системе аграрного колледжа при изучении гуманитарных дисциплин: принципы формирования / Е. В. Пунтус // Молодой ученый. 2011. № 6, т. 2. С. 155-157.

Сведения об авторах Григорьева Ираида Валериановна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, Чебоксары, Россия. Irina.ira4@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 15 (344).

Economy. Issue. 45. P. 49-53.

THE NEED FOR A NEW MODEL OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN AGRICULTURE AND PROBLEMS IN ITS DEVELOPMENT

I. V. Grigorieva

Candidate of Economic Sciences, the associate professor managing chair of accounting, the analysis and audit, the Chuvash state agricultural academy, Cheboksary, Russia. Irina.ira4@mail.ru

In the article the comparative analysis of development trends in the domestic and world educational system and identified the shortcomings of the existing system of training specialists with higher professional education. On the basis of the research the author offered new steps in the development of continuous education process in a tiered training tailored to the needs of today.

bywords: training, higher agricultural education, build model of the educational process.

References

1. Mkrtchan, G. M. Shkolnoe ekonomicheskoe obrazovanie kak osnovnoe zveno nepreryvnogo ekonomi-cheskogo obrazovanija [School economic education as the major element of continuous economic education] [Elektronnyj resurs] / G. M. Mkrtchjan, E. G. Limanova // Sistema obrazovanija Novosibirskoj oblasti. URL: http://www.websib.ru/noos/economy/eduinstit/konfngu.htm

2. Perfileva, O. V. Mezhdunarodnye strategii nepreryvnogo obrazovanija: rol’ i opyt vuzov [International strategy of continuous education: the role and experience of higher education institutions. State University — higher school of Economics] [Elektronnyj resurs] / O. V. Perfileva. URL: http://www.logosbook.ru/ VOS/10_2008/4_11.pdf

3. Puntus, E. V. Instrumental’nye kompetencii v sisteme agrarnogo kolledzha pri izuchenii gumanitarnyh disciplin: principy formirovanija / E. V. Puntus [Instrumental competence in the system of agricultural College in the study of humanitarian subjects: principles of formation] // Molodoj uchenyj. 2011. № 6, t. 2. S. 155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.