Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям'

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1596
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынник Е.

В статье рассмотрены роль, состояние и перспективы развития системы подготовки кадров для отраслей сельского хозяйства и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий и смежных отраслей АПК. Проанализированы вопросы организации и дальнейшего усиления консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, создания системы сельскохозяйственного консультирования. Предложены необходимые мероприятия по сохранению системы высшего аграрного образования в ведении Минсельхоза России, проведению мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений, а также созданию федерального аграрного университета и национальных исследовательских университетов аграрного профиля в федеральных округах Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

5 (62) - 2010

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям

е. скрынник,

министр сельского хозяйства Российской Федерации E-mail: info@gov. mcx. ru

В статье рассмотрены роль, состояние и перспективы развития системы подготовки кадров для отраслей сельского хозяйства и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий и смежных отраслей АПК. Проанализированы вопросы организации и дальнейшего усиления консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, создания системы сельскохозяйственного консультирования. Предложены необходимые мероприятия по сохранению системы высшего аграрного образования в ведении Минсельхоза России, проведению мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений, а также созданию федерального аграрного университета и национальных исследовательских университетов аграрного профиля в федеральных округах Российской Федерации.

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, консультационная помощь, информационная система, телекоммуникационные технологии, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс.

В статье «Россия, вперед!» Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул: «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [3]. Достижение этих амбициозных целей невозможно без новых подходов в сфере образования, обеспечения

конкурентоспособности специалистов, способных к эффективному освоению и внедрению прогрессивных методов и технологий.

Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса невозможно без развития ресурсных возможностей отрасли. Одной из важнейших составляющих ресурсных возможностей АПК является кадровый потенциал.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в агропромышленном комплексе России функционируют более 48 тыс. крупных, средних и малых сельхозорганизаций. Кроме того, насчитывается более 250 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 32 тыс. индивидуальных предприятий [1]. Численность работающих тогда составляет около 3,5 млн человек (табл. 1).

Кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций оценивается в первую очередь образовательным уровнем руководителей и специалистов. В сельхозорганизациях работают более 420 тыс. руководителей и специалистов, из числа которых 35 % имеют высшее образование, 52 % — среднее профессиональное образование, 13 % — не имеют профессионального образования. Среди руководителей сельхозорганизаций высшее образование имеют 70 %, среднее профессиональное — 24 %, остальные — практики. Среди главных специалистов 57 % имеют высшее образование, 39 % — среднее профессиональное, 4 % — практики, причем наиболее низкий удельный вес специалистов с высшим образованием среди главных инженеров — всего 52 %,

Таблица 1

Трудовые ресурсы сельского хозяйства

Наименование Численность организаций, тыс. Численность работающих, тыс. чел.

Крупные и средние сельскохозяйственные организации 27,8 2 677,6

Малые предприятия 20,4 232,4

Крестьянские (фермерские хозяйства) 253,1 505,9

Индивидуальные предприятия 32,0 81,9

Итого... 333,3 3 497,8

Источник: по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.

более высокий уровень специалистов с высшим образованием среди главных агрономов — 70 %.

Наиважнейшая роль в обеспечении инновационного развития агропромышленного комплекса в современных условиях, в формировании кадрового потенциала отрасли отводится учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования, а также центрам сельскохозяйственного консультирования.

В современных условиях стоит задача укрепить целостность непрерывного образования, обеспечить взаимосвязь образовательных учреждений всех уровней, начиная от профориентационной работы в школах и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.

система аграрного образования. В настоящее время система аграрного образования включает 59 вузов и 35 учреждений дополнительного профессионального образования, которые находятся в ведении Минсельхоза России, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Рособразования и субъектов Федерации. В числе вузов системы аграрного образования — 23 университета, 35 академий, один институт. В них обучаются 420 тыс. студентов (в том числе 245 тыс. очно), 7,5 тыс. аспирантов и докторантов.

Прием молодежи в последние годы составляет свыше 100 тыс. чел., в том числе 45 тыс. — за счет средств федерального бюджета. По очной форме проходят обучение 45 тыс. чел., в том числе за счет средств федерального бюджета — 30 тыс. чел.

Выпуск дипломированных специалистов вузами в 2008 г. составил 78,9 тыс. чел. За счет средств федерального бюджета по очной форме обучались 32,4 тыс. выпускников, более 70 % из которых трудоустроены в агропромышленном комплексе, а 10 % призваны для прохождения службы в Вооруженных Силах РФ.

В результате введения платного обучения общий прием в вузы Минсельхоза России существенно вырос за последние 10 лет. Вместе с тем на

бюджетные места прием сокращен на 10 %, на очное обучение за счет федерального бюджета он уменьшен на 18 % (рис. 1), главным образом ввиду сокращения приема на специальности экономического и гуманитарного профиля. Это связано с политикой Минобрнауки России, направленной на сокращение подготовки в аграрных вузах по непрофильным специальностям.

Среди студентов, зачисляемых на 1-й курс на обучение за счет средств федерального бюджета, более 60 % — жители сельской местности.

Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется по 107 специальностям. Самые распространенные специальности: «Экономика и управление на предприятии АПК» — 55 вузов, «Зоотехния» — 51 вуз, «Агрономия» — 50 вузов, «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» — 50 вузов, «Механизация сельского хозяйства» — 49 вузов.

Более 87 % от общего числа студентов проходят обучение по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные — по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Наибольший удельный вес в структуре приема на обучение за счет федерального бюджета занимают инженерные специальности — 28 %, зооветеринарные — 21 %, агрономические — 14 % (рис. 2).

37 П

37,5

30 -20 -10 0

1999 2004 2008 2009

□ Госбюджет □ С возмещением затрат

Рис. 1. Прием на очное обучение в вузы Минсельхоза России за период 1999—2009 гг., тыс. чел.

Мелиоративные - 5,2

Другие - 12,8

Технологические (переработка) -3,6

Землеустроительные - 5,7

Экономические -8,9

Инженерные 27,9

Зооветеринарные - 21,4

Агрономические - 14,4

Рис. 2. Структура приема на очную форму обучения в вузы Минсельхоза России за счет бюджета в 2009 г., %

Ежегодный выпуск специалистов, которые подготовлены за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения, составляет около 30 тыс. чел.

дополнительное профессиональное образование.

В современных условиях существенно возрастает значение дополнительного профессионального образования как «образования на заказ» по коротким программам, позволяющим пройти подготовку, переподготовку или получить дополнительную квалификацию за короткий период.

В ведении Минсельхоза России находятся 35 учреждений дополнительного профессионального образования (4 академии, 26 институтов, 3 школы и 2 учебных центра). Кроме того, переподготовку и повышение квалификации осуществляют 36 факультетов (институтов) в составе высших учебных заведений. Образовательные учреждения проводят, в частности:

• краткосрочное тематическое обучение по вопросам конкретного производства

• тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения,

• осуществляют профессиональную переподготовку для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.

В настоящее время разработаны и утверждены на секциях Научно-технического совета Минсельхоза России (НТС) 83 программы переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов сельскохозяйственных предприятий и консультантов по 10 направлениям деятельности. В

В

состав НТС входят специалисты министерства, представители аграрной науки и образовательных учреждений.

Постоянно проводится корректировка Перечня программ переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций с учетом потребности работодателей и отрасли в целом, а также обновление программ, прежде всего в содержательном аспекте, увязывание их с кадровыми возможностями образовательных учреждений и перспективами развития конкретных регионов.

соответствии с ежегодно утверждаемым планом-заданием переподготовку и повышение квалификации проходят более 66 тыс. чел., в том числе на факультетах дополнительного профессионального образования вузов — более 28 тыс. чел.; в учреждениях дополнительного профессионального образования — более 38 тыс. чел.

По инженерным, агрономическим, зоотехническим и ветеринарным специальностям повысили квалификацию более 30 тыс. чел. По программам повышения квалификации руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств прошли обучение 1,6 тыс. чел. Рядом образовательных учреждений ведется активная работа по обучению рабочих кадров по заявкам центров занятости населения.

Важную работу в области дополнительного профессионального образования проводят негосударственные образовательные учреждения.

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Важным звеном в продвижении прогрессивных технологий в АПК является своевременное информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи.

Система сельскохозяйственного консультирования — совокупность организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предназначенных для решения задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и районных (межрайонных) уровнях.

Основной целью системы сельскохозяйственного консультирования является повышение эффективности агропромышленного производства и уровня жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса, путем совершенствования механизмов консультационной деятельности, расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.

В настоящее время центры сельскохозяйственного консультирования работают в 58 субъектах Федерации. В частности, действуют 56 региональных центров (центров, на которые субъектами РФ возложены соответствующие функции). В двух регионах созданы только муниципальные центры. Районный уровень представлен 443 центрами различных организационно-правовых форм, из них в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» создано 262 центра в 29 субъектах Федерации [4].

Социальное развитие села ■

Альтернативная занятость сельского

- 7

Другие вопросы

Растениеводство - 13

Программное обеспечение - 3

Строительство

Экология - 2

Бухгалтерский учет - 14

Кредитование - 15

Маркетинг - 5

Рис. 3. Тематика консультационных услуг, оказываемых центрами сельскохозяйственного консультирования, %

ЛПХ, садоводы, огородники - 20

Другие - 5

Органы управления АПК - 9

Крестьянские (фермерские) хозяйства - 34

Рис. 4. Пользователи консультационных услуг, %

Большинство региональных центров сельскохозяйственного консультирования (22) организовано в форме государственных учреждений и предприятий, 15 центров созданы как структурные подразделения образовательных учреждений, в форме некоммерческих и коммерческих организаций (ассоциации, фонды и т. д.) создано 12 центров. В семи регионах функции региональных структур возложены на отделы органов управления АПК субъектов Федерации. Общее число консультантов составляет 2 530 и дает основание говорить о формировании в АПК России профессионального состава консультантов. В настоящее время в центрах работают консультанты различных специальностей: экономисты и бухгалтеры, агрономы, зоотехники, юристы, специалисты по информационным технологиям и т. д. (рис. 3). Такой кадровый состав соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основной контингент пользователей консультационных услуг составляют сельскохозяйственные товаропроизводители — 66 %, а также владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы и огородники — 20 %, специалисты органов управления АПК — 9 % (рис. 4).

Несмотря на динамичное развитие сельхозконсультирова-ния, не все категории сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют равный доступ к консультационным услугам. Центры работают с наиболее экономически эффективными и финансово благополучными сельскохозяйственными товаропроизводителями, уделяя меньше внимания товаропроизводителям малых форм.

Если говорить о востребованности консультационных услуг, то на первом месте стоят услуги в области экономики, кредитования и бухгалтерского учета, затем — в области технологии сельскохозяйственного производства, юриспруденции и, наконец, маркетинга. Кроме того, консультации оказываются по вопросам занятости сельского населения, экологии, программного обеспечения и другим проблемам производства и жизнеобеспечения.

- 5

Животноводство - 10

Механизация - 3

Первичная переработка -Экономика - 17

Сельскохозяйственные предприятия - 32

В то же время представители крестьянских (фермерских) хозяйств, а также владельцы личных подсобных хозяйств зачастую в большей степени нуждаются в консультационной поддержке, чем крупные сельскохозяйственные организации. Такая поддержка может и должна стимулировать участие представителей крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. [2].

В 2008 г. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в объеме 270 млн руб. направлены в 22 региона. В 2009 г. объем субсидий также составлял 270 млн руб. Соглашения были заключены с 31 субъектом Федерации.

Для систематизации деятельности центров сельскохозяйственного консультирования с участием Минсельхоза России подготовлены, изданы и направлены в органы управления АПК субъектов Федерации методические рекомендации по разработке региональных программ развития системы сельскохозяйственного консультирования, необходимые для эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов. Утверждены примерные нормативы трудоемкости оказания консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. Подготовлены методические рекомендации по планированию деятельности центров сельскохозяйственного консультирования.

Таким образом, осуществляемые Минсельхо-зом России мероприятия направлены на повышение качественного состава кадрового потенциала агропромышленного комплекса, обеспечивающего инновационное развитие отрасли.

Основные направления совершенствования кадрового обеспечения АПК. Минсельхоз России проводит работу по совершенствованию кадрового обеспечения АПК по трем основным направлениям:

1) развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики Российской Федерации;

2) совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования;

3) стимулирование закрепления молодых специалистов в аграрном секторе экономики России.

Рассмотрим подробнее реализацию и перспективы развития указанных направлений работы Министерства сельского хозяйства РФ.

6 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики Российской Федерации. В настоящее время оценка обеспечения сельхозорганизаций специалистами с высшим профессиональным образованием осуществляется на основе информации о численности, составе и движении кадров АПК, получаемой от органов управления АПК субъектов Федерации. Совершенствование системы мониторинга и управления кадровым обеспечением осуществляется посредством:

• организации регулярных мониторинговых исследований кадрового потенциала АПК;

• создания отраслевой электронной системы взаимодействия аграрных образовательных учреждений и работодателей;

• внедрения актуализируемых банков данных о состоянии сельского рынка труда и резерве управленческих кадров АПК;

• реализации региональных целевых программ по кадровому обеспечению АПК;

• совершенствования целевой подготовки специалистов.

Эта работа проводится в тесном взаимодействии руководителей образовательных учреждений аграрного профиля и органов управления АПК субъектов Федерации.

2. Совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования. Повышение качества кадров для АПК, подготовка конкурентоспособных на рынке труда специалистов — главная задача подведомственных Минсельхозу России высших учебных заведений.

Для решения этой задачи вузами проводится следующая работа:

• совершенствуется довузовская подготовка и профориентационная деятельность. Все аграрные вузы теснейшим образом сотрудничают со школами. В соответствии с заключенными договорами создаются ученические производственные бригады, школьные лесничества, профильные сельскохозяйственные классы, где со школьниками занимаются преподаватели вузов. Это способствует принятию в вузы молодежи, более подготовленной к обучению по программам высшего профессионального образования аграрного профиля, что положительно сказывается на качестве подготовки специалистов для АПК;

• укрепляется и модернизируется материально-техническая база и инфраструктура аграрных образовательных учреждений. В 2008/2009 учебном году в шести вузах были введены в

действие новые и реконструированные учебно-лабораторные корпуса общей площадью 41 тыс. м2, в двух вузах — библиотеки общим объемом в 1 млн томов, в которых функционируют электронные каталоги, компьютерные читальные залы, имеется выход в Интернет, а также два студенческих общежития на 636 мест и студенческая столовая;

• оптимизируются экономические условия функционирования аграрных образовательных учреждений , в том числе через разработку и внедрение механизма распределения бюджетного финансирования между аграрными вузами по результатам их работы;

• формируются и развиваются инновационные образовательно-научно-производственные структуры, аграрные технологические парки, демонстрационные площадки новой техники и технологий. Это позволяет повысить практическую подготовку студентов и готовность будущих специалистов использовать современные технологии сельскохозяйственного производства;

• совершенствуется деятельность по повышению квалификации преподавательского состава аграрных образовательных учреждений. В вузах Минсельхоза России сосредоточен значительный научно-педагогический потенциал: среди 24 тыс. научно-педагогических работников более 52 % — кандидаты наук, доценты и более 13 % — доктора наук, профессора. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (открыта во всех аграрных вузах) и докторантуре (открыта в 24 вузах);

• осуществляются фундаментальные и приоритетные прикладные научные исследования с привлечением студенческой молодежи. Аграрные вузы ежегодно увеличивают объемы финансовых средств, используемых на проведение научно-исследовательских работ. В 2008 г.

в целом по всем подведомственным вузам финансирование научно-исследовательских работ составило 1,7 млрд руб.; • усиливается работа по патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся, в том числе через организацию студенческих специализированных отрядов, поддержку художественной самодеятельности, спортивных секций, зимних и летних универсиад и т. п. 3. Стимулирование закрепления молодьж специалистов в аграрном секторе экономики России. В настоящее время трудоустройство молодых специалистов характеризуется следующими показателями: всего трудоустроено в агропромышленном комплексе России 70 % выпускников подведомственных вузов, обучавшихся за счет средств федерального бюджета по очной форме (табл. 2), из них 36 % — непосредственно в сельскохозяйственные организации. Стоит задача увеличить этот показатель до 55 %.

В целях решения этой задачи в каждом аграрном вузе созданы структуры, которые способствуют трудоустройству выпускников, занимаются сбором информации о вакантных местах в сельхозоргани-зациях, условиях приема на работу молодых специалистов. Внедрена целевая контрактная подготовка кадров на основании трехсторонних договоров (работодатель — вуз — студент), в соответствии с которыми вуз готовит специалиста требуемой специализации, а работодатель обязуется взять этого специалиста на работу на определенных условиях (в настоящее время более 54 тыс. студентов обучаются в рамках целевой контрактной подготовки). Между вузами и органами управления АПК субъектов Федерации подписаны соглашения, в которых предусматривается совместная реализация мероприятий по закреплению молодых специалистов в аграрном секторе экономики.

Минсельхозом России обобщен опыт 83 субъектов Российской Федерации по закреплению молодых специалистов в аграрных секторах эконо-

Таблица 2

Трудоустройство выпускников, обучавшихся за счет средств федерального бюджета по очной форме, %

Год Трудоустроено в агропромышленном комплексе Трудоустроено в не относящиеся к сфере сельского хозяйства организации Призвано в Вооруженные силы РФ Обучаются на следующем уровне или находятся в отпуске по уходу за ребенком Не трудоустроено

Всего В том числе

сельскохозяйственные организации другие организации АПК

2006 56,5 33,4 23,1 16,7 10,7 5,8 10,3

2007 62,1 35,8 26,3 16,4 9,7 5,8 6,0

2008 61,1 36,5 24,6 18,3 9,7 8,9 2,0

мики регионов. Основными направлениями этой работы являются следующие: единовременная поддержка молодых специалистов, ежемесячные денежные выплаты, субсидии на приобретение (строительство) жилья.

В настоящее время основными проблемами обеспечения агропромышленного комплекса высококвалифицированными специалистами являются:

• несоответствие современным требованиям системы мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики России;

• недостаток финансовых средств для обеспечения учебного процесса и практической подготовки студентов современным оборудованием, высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой;

• отсутствие достаточных экономических стимулов для закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве;

• недостаточное внимание со стороны аграрного бизнеса и субъектов Федерации вопросам подготовки кадров.

Для решения указанных проблем и совершенствования системы подготовки кадров для АПК Минсельхозом России планируется осуществление следующих мероприятий:

1) координация деятельности подведомственных вузов, органов управления АПК субъектов Федерации, работодателей по трудоустройству и закреплению молодых специалистов с высшим профессиональным образованием в аграрном секторе экономики;

2) переход подведомственных вузов Минсель-хоза России на двухуровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования нового поколения по направлениям «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Зоотехния», «Агроинже-нерия», «Землеустройство и кадастры», «Приро-дообустройство и водопользование», разработка которых осуществлялась с участием работодателей: бизнес-сообщества, союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей;

3) создание с участием работодателей системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования в сфере сельского хозяйства;

4) организация работы по созданию хозяйственных обществ при вузах, на базе которых будет

8 -

осуществляться практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности с участием студентов, аспирантов и выпускников вузов, а также широкое внедрение результатов научной деятельности.

Аграрные вузы должны не только обучать студентов, но и решать задачи по обеспечению отрасли кадрами, в том числе через организацию трудоустройства выпускников совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации. Вузы должны стать проводниками политики государства в аграрном секторе экономики.

Поэтому главным в оценке работы аграрных вузов будет трудоустройство их выпускников в агропромышленном комплексе. От этого показателя в значительной степени будет зависеть бюджетное финансирование вузов.

Кадровая политика в АПК: задачи на перспективу. В настоящее время заслуживает пристального внимания не только количество выпускников, но и качество подготовки специалистов.

За последние 10—15 лет мировое сельское хозяйство шагнуло на новый технологический и технический уровень. В сельском хозяйстве стали широко использоваться геоинформационные технологии, многооперационные энергосберегающие сельскохозяйственные агрегаты, ген-но-инженерно-модифицированные организмы, биологически активные кормовые добавки, новые лекарственные средства для животных, а также многое другое.

Все это требует коренным образом изменить практическую подготовку специалистов. С принятием поправок в действующее законодательство, позволяющих создание малых предприятий при вузах, появляется возможность более эффективно использовать земли, закрепленные за вузами, для организации практического обучения и продвижения научных разработок в производство. Минсельхозом России планируется проведение конкурса между аграрными вузами для создания на их базе демонстрационных площадок, лучшие из которых будут оснащены при содействии ОАО «Росагролизинг» новейшей сельскохозяйственной техникой.

Министерство сельского хозяйства РФ считает целесообразным сохранение системы высшего аграрного образования в своем ведении, проведение мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений, а также создание федерального аграрного университета и национальных исследовательских университетов аграрного профиля в федеральных округах Российской Федерации.

Дальнейший рост производительности труда в сельскохозяйственном секторе экономики, повышение культуры аграрного производства возможны только за счет активного внедрения современных наукоемких технологий. Поэтому агропромышленный комплекс России нуждается сегодня не только в государственных и частных инвестициях. Пополнение интеллектуального и кадрового ресурса важно не в меньшей степени. Агропромышленному комплексу нужны профессионалы нового типа, владеющие знаниями инновационных высокоэффективных технологий и умением организовать производство и реализовать произведенную продукцию.

Список литературы

1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. URL: http://www. gks. ru/news/ perepis2006/totals-osn. htm.

2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

3. Медведев Д. А. Россия, вперед! // Интернет-портал Президента Российской Федерации. 10.09.2009. URL: http://blog. kremlin. ru.

4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»: утверждена постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (с изм. от 31.01.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.