Научная статья на тему 'Некоторые вопросы терминологического сопровождения учения о следах'

Некоторые вопросы терминологического сопровождения учения о следах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРИЗНАКИ / СВЕДЕНИЯ / ДАННЫЕ / ФАКТЫ / ЗНАНИЯ / INFORMATION / SIGNS / DATA / FACTS / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карепанов Николай Васильевич

В статье авторы делают акцент на терминах, используемых для определения понятий, связанных с учением о следах. Важно, чтобы конкретные термины, слова и словосочетания, употребляемые учеными, имели единое значение, сущность, не трактовались по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Карепанов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Terminology Questions Accompany Teachings on the Tracks

In the article the authors focus on the terms used to define concepts related to teaching about the tracks. It is important that specific terms, words and phrases used by scientists, had a single value, the entity is not treated differently.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы терминологического сопровождения учения о следах»

УДК 343.9

Н.В. Карепанов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИЯ О СЛЕДАХ

В статье авторы делают акцент на терминах, используемых для определения понятий, связанных с учением о следах. Важно, чтобы конкретные термины, слова и словосочетания, употребляемые учеными, имели единое значение, сущность, не трактовались по-разному.

Ключевые слова: информация, признаки, сведения, данные, факты, знания.

N.V. Karepanov

SOME TERMINOLOGY QUESTIONS ACCOMPANY TEACHINGS ON THE TRACKS

In the article the authors focus on the terms used to define concepts related to teaching about the tracks. It is important that specific terms, words and phrases used by scientists, had a single value, the entity is not treated differently.

Keywords: information, signs, information, data, facts, knowledge.

Учение о следах включает в себя определение сущности понятий следов, их содержания, вопросы, связанные с их образованием, обнаружением и исследованием. Следы в процессе своего существования обретают разные формы, проходят определенные стадии, отделяются в иные категории, обозначаются другими словами и словосочетаниями, иногда параллельными, редко, пересекающимися. Сами следы есть продукт предшествующих образований, которые обозначены в языке по-разному.

Этих понятий много, они обозначаются разнообразными терминами, используются субъектами по-разному, порой не удачно, не верно. Необоснованно отождествляют их. Что в конечном итоге приводит к некой путанице, небрежности в обозначении тех или иных понятий, отражении конкретных процессов.

94

Одна из таких групп связана с содержанием следов. Основная категория этой группы термин «информация».

Существует множество определений и взглядов на понятие «информация»' Так, например, наиболее общее философское определение звучит следующим образом: «Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из основных универсальных свойств материи» [1, с. 132].

Определения термина «информация» разнообразны и порой противоречивы. Взгляды авторов часто зависят от сферы применения исследуемой категории. Известны две определяющие концепции подходов к определению слова «информация»: «атрибутивная концепция» (информация как неотъемлемое свойство материи) и «функционально-кибернетическая концепция» (информация как функция самоуправляемых технических, биологических и социальных систем).

В первую очередь обратимся к законодательной трактовке термина «информация». В ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Как любое формулирование понятий на уровне законотворчества, это слишком прагматично и необоснованно заужено.

Надо иметь в виду, что любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.

Заметим, что понятие «информация» определяется через слова: «сведения», «данные», «знания», «известия», «разъяснение», «ознакомление», «отражение», «сигналы», «звуки», «знаки». Все они, как основа понятия являются его частью, главным признаком и используются в соответствии с каким-то назначением.

В упрощенном виде «информация» - это сведения (данные, знания, факты) о каких-то явлениях (событиях, обстоятельствах, процессах, следах).

Поскольку основу системно образующего термина исследуемого раздела составляют названные слова, обратимся к их сущности и содержанию.

Начнем изучение первого термина с толкования его в словаре С.И. Ожегова. Мы видим три значения слова «сведения»: 1) знание, представление о чем-нибудь. Довести до всеобщего сведения (сделать что-нибудь известным всем); 2) познания в какой-нибудь области. Обладать большими сведениями; 3) известие, сообщение. Получить важные сведения о чем-нибудь. Представить сведения о чем-нибудь [2, с. 571].

В других толковых словарях слово «сведения» также имеет несколько значений они и представлено следующим образом: 1) известия, сообщения о чем-либо; 2) факты, данные, характеризующие кого-либо, что-либо; 3) познания в какой-либо области, осведомленность в чем-либо; 4) официальный отчет с цифровыми данными; 5) действие по глаголу свести [3; 4, с. 711].

В пограничном словаре термин сведения употребляется как первичные преобразованные сигналы и сообщения, полученные из различных источников [5, с. 625].

Нам представляется, что для настоящего исследования более приемлем самый первый вариант определения этого слова. Он соответствует словарному определению о фактах, данных, характеризующих кого-либо, что-либо.

Итог сравнительного исследования слов «информация» и «сведения» выглядит следующим образом. Сведения - это все первоначальные сигналы о событиях, явлениях, обстоятельствах, процессах.

Совсем другое значение придается, казалось бы, схожему термину, почти синониму: данные. Наверное, это понятие является основным в структуре категории информация.

Согласно толковым словарям данные - это сведения, обстоятельства необходимые или служащие для какого-нибудь вывода, решения [2, с. 123; 4, с. 127].

Термин данные определяет такие понятия как доказательства (по мнению процессуалистов) и информация, при разных, конечно, условиях.

Данные в современном словаре определяются как 1) факты и характеризующие их числовые, количественные показатели: имена, даты событий, сведения об экономических процессах, местах действия; 2) сведения, обработанные специальным образом для принятия решений, информация [6, с. 246].

Вот как определяет понятие данные С.В. Симонович: «Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает, и с чем мы сталкиваемся, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные» [7, с. 166].

Из всего многообразия подходов к определению понятия «данные» на наш взгляд справедливо то, которое говорит о том, что данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации [7, с. 166].

С.В. Симонович, там же представил свои соображения о взаимодействии двух исследуемых нами терминов: информация и данные. По его мнению, и мы с ним полностью согласны, станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия. То есть, чтобы извлечь из данных информацию необходимо подобрать соответствующий форме данных адекватный метод получения информации. Данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие адекватный метод получения этой информации. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом - она динамически меняется и существует, только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.

Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов.

По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналах, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

Таким образом, данные, как термин, диалектическая составная часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы. При этом физический метод регистрации может быть любым: механическое перемещение физических тел, изменение электрических, магнитных, оптических характеристик, химического состава и (или) характера химических связей, изменение состояния системы и многое другое.

Таким образом, данные как термин представляют собой опосредованные, переработанные сведения о чем-либо, подобранные для какой-то конкретной необходимости. Информация представляет собой обобщающий термин и включает в себя все разным способом переработанные сведения для всяких целей. В том числе и термин «данные».

Следующее, что нам предстоит исследовать это два других сопутствующих термина факты и знания.

Факт, есть достоверное знание о каком-либо объекте эмпирического уровня. События происходят в действительности, а факты являются адекватным отражением событий в нашем сознании.

Вместе с тем, понятия факт и знания не являются синонимами, это слова разного, хотя и схожего значения. Особо следует отметить, что термин знание - понятие более широкого смысла. Всякий факт это знание, но не любое знание представляется фактом.

Согласно мнениям некоторых экономистов, «знания есть факты плюс убеждения плюс правила» [8, с. 348].

Основываясь на приведенных выше трактовках рассматриваемых понятий, можно констатировать еще один пример оборота логики, что знание - это информация, но не всякая информация - знание. Информация выступает как знания, отчужденные от его носителей и обобществленные для всеобщего пользования. Другими словами, информация - это превращенная форма знаний, обеспечивающая их распространение и социальное функционирование. Получая информацию, субъект превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. Здесь мы имеем дело с так называемыми информационно-когнитивными процессами, связанными с представлением личностных знаний в виде информации и воссозданием этих знаний на основе информации.

В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

Если вернуться к термину факт, то мы используем для его определения существенное дополнение к слову знания, а именно, только достоверные знания образуют факты. Конечно, достоверность категория субъективная, неоднозначная, но это уже вопросы другого порядка.

Сейчас же, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что восприятие, фиксация объектов окружающего мира представляют собой сведения, данные, знания и факты.

При использовании их в процессе решения конкретных задач -появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания.

Следует, также, отметить, что информация со всеми своими проявлениями позволяют субъектам, созерцающим реальную действительность, воспринять и зафиксировать то самое главное, что отличает одно проявление реальности от другого, а именно их признаки. По мнению современных материалистов, признаки неотдели-

мы от своего носителя и не имеют самостоятельного существования, они могут рассматриваться отдельно лишь благодаря способности человеческого мышления к абстрагированию. Слово «признак» сейчас практически не употребляется; обычно говорят не о признаках, а о свойствах.

Подводя некоторый итог по исследованию терминов, мы может констатировать, что основополагающими понятиями следует определить слова информация и признаки (свойства). Именно они составляют содержание следов. И они неотделимы от объекта - следа. В то же время они не могут быть проявлены до того времени, пока субъект не применит какой-либо способ получения этой информации. Тогда такая уже полученная информация будет являться сведениями. Обобщая сведения, выделяя нужные для какой-то цели отдельные ее параметры можно образовать данные, из которых формируются знания и факты.

Список использованной литературы

1. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих / под ред. Д.А. Поспелова. - М., 1994. - 352 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М., 1988. - 750 с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М., 2000. - 1222 с.

4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - М., 2009. - 960 с.

5. Пограничный словарь. - М., 2002. - 260 с.

6. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., пере-раб. и доп. - М., 2007. - 495 с.

7. Информатика. Базовый курс : учеб. для вузов / С.В. Симонович [и др.]. - СПб., 1999. - 640 с.

8. Информационные системы в экономике / А.В. Хорошилов [и др.]. - М., 1998.

Информация об авторе

Карепанов Николай Васильевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра криминалистики, Уральский государственный юридический университет, 620137, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, e-mail: karepanovvv@gmail.com.

Information about the author

Karepanov, Nikolay V. - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Criminalistic, Ural state law university, 21, Komsomolskaya St., 620137, Ekaterinburg, Russian Federation, e-mail: karepanovvv@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.