Научная статья на тему 'Некоторые теоретико-методологические основания подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей'

Некоторые теоретико-методологические основания подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODOLOGY / COMPLEMENTORY EDUCATION OF CHILDREN / PROFESSIONAL PEDAGOGIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров сферы дополнительного образования детей. Автором обосновывается необходимость системной интеграции в данной подготовке актуальных методологических оснований, реализуемых в двух образовательных сферах – дополнительном образовании детей и профессиональном педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Theoretical Methodological Principlesof Training Students Future Teachers for Their Professional Workin the Sphere of Complementory Education of Children

The article considers modern methodological approachers to professional training pedagogic personnel for the sphere of complementory education of children. The author is based the necessity for systematic integration into preparation of actual methodological principles which is realized in two educational spheres – complementory education of children and professional pedagogic education.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретико-методологические основания подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей»

УДК 378.14.014.13

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

З. А. Каргина

Московский институт открытого образования E-mail: karginazoya@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров сферы дополнительного образования детей. Автором обосновывается необходимость системной интеграции в данной подготовке актуальных методологических оснований, реализуемых в двух образовательных сферах - дополнительном образовании детей и профессиональном педагогическом образовании. Ключевые слова: методология, дополнительное образование детей, профессиональное педагогическое образование.

Some Theoretical Methodological Principles of Training Students Future Teachers for Their Professional Work in the Sphere of Complementary Education of Children

Z. A. Kargina

The article considers modern methodological approachers to professional training pedagogic personnel for the sphere of complementary education of children. The author is based the necessity for systematic integration into preparation of actual methodological principles which is realized in two educational spheres - complementary education of children and professional pedagogic education. Key words: methodology, complementory education of children, professional pedagogic education.

Новым стимулом к развитию дополнительного образования детей стало включение в современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования1 внеурочной работы, одной из составляющих которой рассматриваются различные формы дополнительного образования2. Такая ситуация определяет представление о каждом педагогическом работнике общеобразовательного учреждения как о потенциальном участнике названного типа образования, что, в свою очередь, актуализирует необходимость его специальной подготовки.

В настоящее время подготовку студентов педагогических колледжей и вузов к организации дополнительного образования детей можно рассматривать скорее как перспективное направление, чем как сложившуюся массовую практику: опыт такой работы в стране пока единичен. Тем не менее педагогика дополнительного образования включена в новый образовательный стандарт

среднего профессионального образования (специальность 050148), что актуализирует необходимость формирования ее теоретико-методологических оснований3.

Базовым подходом формирования готовности студентов-педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей является системный, в контексте которого названный процесс определяется с двух позиций:

как самостоятельная образовательная система, имеющая собственные концептуальные и содержательные приоритеты;

как подсистема (необходимый элемент) более широкой системы общего и профессионального образования, что предопределяет необходимость соотнесения концептуальных и содержательных приоритетов системы и подсистемы.

Взаимодействие названных систем может быть представлено как определенная последовательность: актуальные содержательные и концептуальные приоритеты общего образования определяют его запрос на подготовку педагогических кадров, который в условиях профессионально-педагогического образования модифицируется в его собственные теоретические основания и содержание, что, в свою очередь, предопределяет направления подготовки кадров для различных сфер общего образования. Принятие априори необходимости наличия готовности к труду в сфере дополнительного образования детей в структуре профессиональной культуры будущего педагога актуализирует необходимость модификации общих подходов, реализуемых в условиях психолого-педагогической подготовки, в содержание и технологию специальной подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях дополнительного образования детей.

Рассмотривая формирование исследуемой готовности как части общего и профессионального образования, нужно выявить источники определения его приоритетов, базирующиеся на объективном анализе тех процессов, которые происходят во всех образовательных сферах.

© Каргина З. А., 2013

З. А. Каргина. Некоторые теоретико-методологические основания подготовки студентов

Первым источником является общее образование, включающее дошкольное, базовое (основное) образование (начальное, среднее и полное среднее), дополнительное образование детей. Все они взаимосвязаны, но не равнозначны:

дошкольное образование ориентировано на общее развитие ребенка и подготовку его к полноценному начальному;

начальное образование дает элементарные научные знания, выполняя роль пропедевтического этапа основного образования;

среднее и полное среднее образование позволяет ребенку получить базовые научно-теоретические знания, являясь пропедевтическим этапом профессионального;

дополнительное образование, будучи неотъемлемой составляющей всех элементов общего, позволяет детям практически применить полученные научно-теоретические знания, создает условия для преемственности всех образовательных сфер и уровней.

В объективный анализ общего образования должны быть, по нашему мнению, включены следующие позиции: а) его актуальные теоретические основания; б) содержательные тенденции (государственные стандарты) в этой сфере; в) типичные проблемы развития личности ребенка; г) современные требования к выпускнику общеобразовательного учреждения; д) современные требования к педагогу.

Вторым источником определения приоритетов формирования готовности будущих педагогов к работе в сфере дополнительного образования является профессиональное образование, включающее три уровня - среднее педагогическое, высшее педагогическое образование, дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Эти уровни взаимосвязаны и каждый из них выполняет определенную роль в совершенствовании профессиональной подготовки педагогических кадров:

в процессе среднего образования будущие педагоги получают начальную психолого-педагогическую и методическую подготовку;

в ходе высшего образования - базовую теоретико-методологическую, психолого-педагогическую, методическую и технологическую подготовку;

повышение квалификации ориентировано на актуализацию и обновление научно-теоретических и методических знаний.

Интеграция данных первого и второго источников предполагает их аналогию, что детерминировало включение в объективный анализ профессионально-педагогического образования следующих позиций: а) современные методологические подходы в данной образовательной сфере; б) содержательные тенденции (государственные стандарты); в) современные технологии

профессионального образования; г) актуальные требования к выпускнику учреждения профессионального образования; д) профессиональные проблемы педагогов-практиков.

Третий источник определения приоритетов -дополнительное образование детей, включающее получение такого образования детей в условиях специализированных учреждений; в условиях дошкольных и общеобразовательных учреждений; в учреждениях профессионального образования.

При сохранении единых теоретико-методологических подходов дополнительное образование в условиях разных типов образовательных учреждений имеет свои особенности и значение: в специализированных учреждениях (дополнительного образования детей) оно представляет собой относительно самостоятельный полноценно организованный образовательный процесс;

осуществляемое в дошкольных или общеобразовательных учреждениях является составляющей единого образовательного процесса;

в учреждениях профессионального образования создает условия для расширения профессионально-личностных возможностей будущего специалиста.

Необходимость интеграции данных третьего источника в процесс формирования готовности будущих педагогов предполагает включение в объективный анализ дополнительного образования детей: а) современных методологических подходов в данной образовательной сфере; б) ее актуальных содержательных приоритетов; в) организационных традиций и инноваций; г) требований к педагогу дополнительного образования; д) социального заказа и государственного задания на такое образование. Обобщение и анализ вышеперечисленного позволит сделать процесс формирования исследуемой готовности содержательно актуальным и организационно мобильным.

Методологические основания формирования готовности будущих педагогов к труду в сфере профессионального образования включают два основных аспекта - определение понятия данного процесса и его методологических подходов. С позиций системного подхода этот процесс должен рассматриваться как необходимый элемент дополнительного образования детей и профессионального педагогического образования, что предопределяет актуальность интеграции методологических оснований образовательных сфер.

Интегрируя современные методологические представления о дополнительном образовании детей и профессиональном педагогическом образовании, мы определяем формирование исследуемой готовности как:

необходимый элемент профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей в условиях среднего и высшего образования;

Педагогика

93

подсистему базовой психолого-педагогической подготовки всех категорий педагогических кадров;

целостный процесс подготовки специалистов дополнительного образования детей, предполагающий оптимальное сочетание процессов формирования необходимых профессиональных знаний, умений и навыков и развития личности педагога;

процесс интериоризации ценностей дополнительного образования детей в профессиональные ценности будущего педагога как основы осознания им своего места и роли в данной образовательной сфере;

условие стабильного функционирования и устойчивого развития государственной системы дополнительного образования детей.

Системный подход позволяет интегрировать методологические и теоретические подходы, реализуемые сегодня как в сфере дополнительного образования детей, так и в сфере профессионального педагогического образования, но данная интеграция будет иметь различный контекст:

а) теоретико-методологические подходы сферы дополнительного образования детей должны быть включены в содержание подготовки студентов педагогических специальностей;

б) методологические подходы сферы профессионального педагогического образования и современные требования (стандарты) к подготовке студентов педагогических специальностей составят методологические основания процесса формирования готовности студентов педагогических специальностей.

Обобщение современных исследований в области дополнительного образования детей и проблем подготовки студентов педагогических специальностей к организации внеучебной и воспитательной работы, дополнительного образования детей (Л. А. Акимова, Н. Н. Андрианова, Л. Г. Диханова, В. Г. Кочеткова, С. В. Обоева и др.) позволяет констатировать, что ряд методологических подходов (более десяти), реализуемых в сферах дополнительного образования детей и профессионального педагогического образования, тематически «пересекаются»4. Именно они оказывают наиболее значительное влияние на содержательные и организационные аспекты формирования исследуемой готовности. Рассмотрим несколько примеров.

В контексте аксиологического подхода базовой идеей содержания специальной подготовки студентов-педагогов становится формирование у них представлений о дополнительном образовании детей как образовательной системе, основанной на понимании личности ребенка. Тогда как в организации данной подготовки важным аспектом становится создание условий для осознания будущими учителями ценности (значи-

мости) названной сферы образования в развитии личности ребенка.

Деятельностный подход диктует необходимость в содержании процесса формирования исследуемой готовности реализовать представление о дополнительном образовании детей как системе практико-ориентированного образования, а организацию специальной подготовки рассматривать как совокупность практико-ориентированных учебных действий студентов.

С точки зрения компетентностного подхода основу содержания специальной подготовки составляет понимание дополнительного образования детей как сферы формирования жизненных компетенций ребенка, а организации данного процесса - как подсистемы формирования профессиональных компетенций студента.

Синергетический подход предопределяет содержательной основой формирования исследуемой готовности представление о дополнительном образовании детей как саморазвивающейся подсистемы образования, а организационной основой - процесс саморазвития студента.

С позиций акмеологического подхода ведущей идеей содержания рассматриваемого нами процесса становится понимание дополнительного образования детей как сферы личностных и специальных достижений ребенка, а его организационную основу составит представление о специальной подготовке как системе, ориентированной на профессиональные достижения студента.

В логике комплексного подхода в содержании процесса формирования исследуемой готовности базовой идеей является понимание дополнительного образования детей как системы комплексного развития личности ребенка, а в организации - понимание специальной подготовки как комплекса профессиональных воздействий на личность студента.

Многоуровневый подход актуализирует реализацию в содержании работы с будущими педагогами представлений о дополнительном образовании детей как системе непрерывного образования личности, а в организации учебного процесса - как поэтапного профессионального становления студента.

В контексте системного подхода содержание специальной подготовки определяет понимание дополнительного образования детей как самостоятельной образовательной системы и подсистемы общего образования, а организацию - представление специальной подготовки как подсистемы профессионально-педагогического образования.

Подводя итоги, мы можем сделать следующий вывод: интеграция методологических подходов, реализуемых в системе дополнительного образования детей и в системе педагогического образования, в процесс формирования готовности студентов педагогических специальностей к

94

Научный отдел

Т. В. Косолапова. Исследование проблем семейного воспитания

профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей позволяет сделать его максимально содержательным и мобильным, а, следовательно, максимально результативным и эффективным.

Примечания

1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 373. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 14.09.2011).

2 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 14.09.2011).

3 См.: Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования : приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности

УДК 37.018.1

Т. В. Косолапова

Восточно-Сибирская государственная академия образования E-mail: kcenianev@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния семейного воспитания. После определения задач воспитания и условий их исполнения был проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи при воспитании детей. Учитывая накопленный опыт, предложены пути преодоления этих проблем. Ключевые слова: семейное воспитание, воскресная школа, занятия по педагогике, совместные мероприятия.

Research of Problem of Family Upbringing. Ways of Their Overcoming Through Organization of Educational Work in Sunday School

T. V. Kosolapova

In the article is considered actual questions of condition of family upbringing. At first was defined problems of upbringing and conditions of their execution. Then was done analysis of problems, which families are faced in the time of upbringing of children. Ways of overcoming of this problems have been offered by taking into account cumulative experience.

при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» № 03-296 от 12.05.2011. URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/8498/11/05/12-metod.recom.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

4 См.: Акимова Л. А. Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 158 с. ; Андрианова Н. Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа : на примере квалификации «педагог дополнительного образования» в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 176 с. ; Диханова Л. Г. Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 240 с. ; Кочеткова В. Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2003. 190 с. ; Обоева С. В. Проектирование авторских учебных программ как основа подготовки педагогов дополнительного образования детей : проективный подход : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 180 с.

Key words: family upbringing, sunday school, training of pedagogy, joint activities.

Воскресная школа при храме Александра Невского в г. Иркутске действует более десяти лет. Одним из важных направлений деятельности школы является работа с родителями. На основе этой работы стало возможным проведение исследования проблем семейного воспитания. Результаты исследования помогли откорректировать формы и методы воспитательной работы, составить рекомендации для родителей и педагогов, что способствует укреплению семейных отношений и правильному воспитанию детей.

«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

© Косолапова Т.В, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.