Научная статья на тему 'Готовность будущего учителя к организации дополнительного образования детей как профессионально-педагогическое новообразование'

Готовность будущего учителя к организации дополнительного образования детей как профессионально-педагогическое новообразование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / COMPLEMENTORY EDUCATION OF CHILDREN / SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION AND HIGHER TEACHER TRAINING / READINESS / A TEACHER / PROFESSIONAL PEDAGOGIC NEW FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина З. А.

Данная статья представляет собой попытку систематизации и дополнения современных теоретических представлений о готовности будущих педагогов к организации дополнительного образования детей необходимой составляющей профессиональной подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргина З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF A FUTURE TEACHER TO ORGANIZE COMPLEMENTORY EDUCATION OF CHILDREN AS PROFESSIONAL PEDAGOGIC NEW FORMATION

The article is an attempt to systematize and supplement modern theoretical conceptions of readiness of future teachers for organizing complementory education of children an essential component of professional training for a future teacher now.

Текст научной работы на тему «Готовность будущего учителя к организации дополнительного образования детей как профессионально-педагогическое новообразование»

Bibliography

1. Geraimchuk, I.M. Philosophy of creativity. - Kiev: «ЭКМО», 2006.

2. Slavskaya, А.Н. The person as the subject of interpretation. - Dubna: Phoenix +, 2002.

3. Interpretation as an historical -scientific and methodological problem: collection of articles / Ed. by V.P. Goran. - Novosibirsk: Science, 1986.

4. Piazshe, Z. Psychology of intelligence. - St. Petersburg: Piter, 2003.

5. An esthetics: the Dictionary / Ed. by A. A. Belyayev, etc. - Moscow: Politizdat, 1989.

6. Djachenko, M.I. The short pedagogical dictionary: Personality, education, self-education, profession / M.I. Djachenko, L.A. Kandybovich. -

Minsk: Halton, 1998.

7. Merlin, V.S. Sketch of integrated research of individuality. - Moscow: Pedagogics, 1986.

8. Evlampiev, I.I. Two dimensions of interpretation // Metaphysical researches. - An access mode: www.belb.net/obmen /Evlampiev.pdf

9. Melnikov, V.P. Quality Management / V.P. Melnikov, V.P. Smolentsev, A.G. Shirtladze. - Moscow: Academa, 2005.

10. Selevko, G.K. The encyclopedia of educational technologies. - Moscow: Scientific research institute of school technologies, 2006. — Vol. 1.

Статья поступила в редакцию 12.03.11

УДК 378.14.014.13

Kargina Z.A. READINESS OF A FUTURE TEACHER TO ORGANIZE COMPLEMENTORY EDUCATION OF CHILDREN AS PROFESSIONAL PEDAGOGIC NEW FORMATION. The article is an attempt to systematize and supplement modern theoretical conceptions of readiness of future teachers for organizing complementory education of children - an essential component of professional training for a future teacher now.

Key words: complementory education of children, specialized secondary education and higher teacher training, readiness, a teacher, professional pedagogic new formation.

З.А. Каргина, соискатель ученой степени д-ра пед. наук МГПУ, г. Москва, E-mail: karginazoya@rambler.ru

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

Данная статья представляет собой попытку систематизации и дополнения современных теоретических представлений о готовности будущих педагогов к организации дополнительного образования детей - необходимой составляющей профессиональной подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, среднее и высшее педагогическое образование, готовность, учитель, профессионально-педагогическое новообразование.

В настоящее время среднее и высшее педагогическое образование очень разнообразно по содержанию и формам организации: помимо философско-методологической и психологопедагогической подготовки будущие педагоги изучают множество учебных предметов, каждый из которых ориентирован на формирование целостной педагогической готовности. Но, к сожалению, в этом ряду учебных предметов практически не нашлось места изучению проблем дополнительного образования детей (опыт такой подготовки в стране единичен). В то же время, готовность к организации данного типа образования является, на наш взгляд, необходимой составляющей профессиональной подготовки будущего учителя. Попробуем доказать свою позицию.

В условиях общеобразовательного учреждения невозможно сформировать систему дополнительного образования детей (далее по тексту ДОД) только за счет «приходящих» педагогов дополнительного образования (далее по тексту ПДО), поэтому в организацию данного типа образования, естественно, вовлекаются учителя и другие педагогические работники (воспитатели, социальные педагоги и др.). Но для того, чтобы ДОД стало полноценной составляющей единого образовательного процесса, необходимо, чтобы каждый педагог имел хотя бы начальные представления о данном типе образования, его содержательных и организационных особенностях.

Недостаточное внимание к названной проблемы предопределило и недостаточное внимание к ее научной разработке. Данная статья представляет собой попытку систематизации и дополнения современных теоретических представлений о готовности будущих педагогов к организации ДОД.

Первым аспектом исследования заявленной проблемы является определение понятия «готовность». Анализ современных исследований позволяет существующие подходы к

определению названного понятия распределить на четыре группы.

В первую группу могут быть включены понятия, определяющие готовность как личностное качество. Например, как: личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность личностных качеств и психологических свойств, обеспечивающих эффективность и результативность педагогической деятельности (Л.Ф. Алимская) [1]; сложное субъективное состояние личности, подготовленной к осуществлению профессиональной деятельности (Н.А. Порошина) [2]; и др.

Во вторую группу могут быть включены понятия, определяющие готовность как профессиональное качество. Например, как: совокупность педагогической грамотности и профильной компетентности (Н.А. Батчаева) [3]; состояние личности, позволяющее ей успешно войти в профессиональное сообщество и быстро развиваться в профессиональном отношении (С. Н. Фокеева) [4]; и др.

В третью группу могут быть включены понятия, определяющие готовность как психическое состояние. Например, как: особое психическое состояние педагога, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности (С. В. Бухалова) [5]; психическое состояние человека, выраженное на личностном уровне, и отражающее общий тип мышления и особенности менталитета педагога (И.Ф. Слепцова) [6]; и др.

В четвертую группу могут быть включены понятия, определяющие готовность как новообразование. Например, как: сложное интегральное профессионально-значимое новообразование, обеспечивающее оптимальное функционирование личности учителя в обществе (Л.М. Гура) [7]; целостное системное интегративное новообразование, определяющее личностный рост будущего педагога, обеспечивающее профессиональную адаптацию и способствующее успешной реализации (В.Н. Запорожец) [8]; и др.

Обобщая различные подходы к формулированию понятия «готовность» с позиций системного подхода, принятого нами в качестве методологического, готовность будущего педагога к организации ДОД может быть представлена как:

- промежуточное состояние между профессиональной подготовкой и реальной педагогической деятельностью в сфере ДОД, характеризующееся стремлением будущего педагога к активному участию в организации данного типа образования;

- психологическое состояние будущего педагога, понимаемое как потребность в организации ДОД;

- профессиональное новообразование в личности будущего педагога, соответствующее профессиографическим характеристикам ПДО;

- профессиональная характеристика будущего педагога, отражающая его теоретико-методическую подготовленность к организации ДОД.

Вторым аспектом исследования заявленной проблемы является изучение содержательной структуры готовности к организации ДОД. Обобщение научно-педагогических исследований по названной проблеме (О.А. Аяшев, Л.М. Гура, В.Н. Запорожец и др.) позволяет включить в структуру готовности следующие компоненты: 1. мотивационный; 2. когнитивный; 3. технологический; 4. рефлексивный; 5. психоло-го-педагогический; 6. эмоциональный; 7. волевой; 8. личностный; 9. социальный; 10. креативный [9; 7; 8].

Третьим аспектом исследования заявленной проблемы является определение конкретного содержательного наполнения названных компонентов. Анализ научнопедагогических исследований позволяет определить следующее.

Мотивационный компонент включает следующие элементы: а) профессионально-педагогическая направленность (устойчивая потребность в осуществлении педагогической деятельности, осознание ее важности и т.д.); б) заинтересованность в качестве и эффективности процесса ДОД (направленность на достижение конкретного педагогического результата, устойчивость и осознанность критериев педагогической деятельности); в) потребность в общении с детьми в сфере свободного времени (ориентация на организацию диалогического, творческого, личностно-ориентированного педагогического взаимодействия); г) потребность в совершенствовании профессиональной деятельности (увлеченность, целеустремленность, инициативность и т.д.); д) ценностная мировоззренческая установка (совокупностью социальных, психологических, педагогических ценностей).

Когнитивный компонент (интеллектуально-педагогическая готовность) предполагает наличие: 1) общетеоретической готовности (определенного объема теоретических знаний), способствующей формированию целостного взгляда на образовательный процесс как на интеграцию основного и ДОД; 2) технологической готовности (содержательнооперационных знаний в конкретной области предметной деятельности); 3) методологической готовности (знание философско-методологических основ ДОД); научно-мировоззренческой подготовки (понимания глубинного смысла педагогической деятельности в сфере детского досуга); общекультурной подготовки (знаний в области социологии, общественно-политических наук, эстетики); 4) методической готовности (знаний психолого-педагогических условий и средств реализации учебно-воспитательного процесса в условиях внеучеб-ной деятельности); 5) психологической готовности (знаний специфики проявления личности в разных социальных ситуациях развития); 6) специальных знаний в области ДОД (его сущности, особенностях организации, особенностях педагогического процесса).

Технологический компонент имеет следующие составляющие: а) проективные умения: ставить и эффективно ре-

шать стандартные и нестандартные педагогические задачи; создавать и реализовывать авторские образовательные проекты и программы; б) организаторские умения: инициативность, коммуникативность; умения реализовывать различные педагогические роли - консультанта, руководителя, участника и др.; в) методические умения: владение средствами личностноориентированного взаимодействия с ребенком; методиками творческого развития детей.

Рефлексивный компонент включает: 1) диагностические умения; умения использовать данные мониторинга для планирования и организации педагогической деятельности; 2) способность к критичному осмыслению различных аспектов собственной деятельности; 3) способность к осуществлению всестороннего анализа осуществленной педагогической деятельности; 4) склонность к объективной оценке собственных профессиональных возможностей.

Психологический компонент предполагает сформированном^ а) положительной мотивации профессиональной деятельности в сфере ДОД; б) способности сохранять самоконтроль и мобильно перестраивать свою деятельность; в) внутренних сил и психологического состояния личности, определяющих успешность взаимодействия с детьми в сфере свободного времени; г) уверенности специалиста в своих силах и возможностях, потребности педагога в персонализации.

Эмоциональный компонент - это комплекс высших чувств педагога, включающий: чувство ответственности; уверенность в успехе ребенка, воодушевление; эмоциональноценностный опыт.

Волевой компонент предполагает наличие: работоспособности, готовности жертвовать свободным временем; активности в управлении деятельностью учащихся - проявление воли, энергии действия, самостоятельности и активности.

Личностный компонент - это совокупность ряда личностных качеств: 1) личностной предрасположенности к профессиональной деятельности в условиях ДОД; сформиро-ванности особых черт характера; мобильности мышления и речи; 2) психолого-педагогического такта, способности делать образовательный процесс увлекательным; 3) нравственной культуры, эмпатии, педагогического оптимизма; 4) высокого уровня общей культуры, эрудиции; 5) мотивации на подлинное развитие личности учащегося и его творческого потенциала, готовности к дальнейшему развитию собственных творческих потенций; 6) ориентации на успешное сотрудничество с детьми в неформальной социальнопедагогической среде.

Социальный компонент включает следующие элементы: владение современной социально-педагогической ситуацией в системе ДОД; социальная активность; социальная адапти-рованность, способность осмысленно самоопределяться в социальной жизни; гражданское мировоззрение; социальная зрелость.

Креативный компонент - это совокупность следующих элементов: а) личной мотивационно-творческой активности и творческих способностей; б) готовности к самотворчеству, потребности в творческой самореализации; в) независимости в суждениях, находчивости и оригинальности в способах решения педагогических задач; г) инновационности педагогического мышления, авторского своеобразия профессиональной деятельности.

Аналитическое обобщение теоретических исследований проблем формирования готовности студентов педагогических специальностей к воспитательной, внеучебной работе и ДОД стало основой для разработанной нами «Модели готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей» (таблица).

Таблица

Модель готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей

Содержание профессиональной деятельности ПДО Компоненты-новообразования готовности будущего учителя

мотиваци- онный когни- тивный технологи- ческий рефлек- сивный психоло- гический эмоцио- нальный волевой личност- ный социаль- ный креатив- ный

способст- вование самореа- лизации личности ребенка потребность в организации индивидуализированного взаимодействия знание средств стимули- рования са- моразви-тия учащегося умение использовать свой предмет как средство развития обучаемого владение современ- ными способами оце-ночной деятельно- сти экстро- вертность уверенность в успехе способность к преодолению сомнений гумани- стическое мировоз- зрение, эмпатия ориентация на совместную работу с учащимися педагоги- ческая интуиция

развитие у школьников способности к самопониманию потребность в организации диалогического взаимодействия методоло- гическая подготов- ка умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты способности к анализу ситуации развития ребенка сензитив- ность эмоциональная поддержка ребенка в различных ситуациях способность к убеждению гумани- стическое мировоз- зрение, педагоги- ческий оптимизм аттарак- ция готовность к самотвор-честву

включение детей в активную предметную деятельность направленность на достижение конкретного пе-дагогиче-ского результата знание основных по- ложений теории деятель- ности практическое владение разнообразными средствами образования способность к анализу развития конкретного учащегося профес-сиональ-ная ответствен-ность, педагогический оптимизм эмоцио- нальное вооду- шевление организа- ционно- деятель- ностная актив- ность гуманистическое мировоззрение, доброжелатель-ность и чуткость ориентация на социальное общение, социальная ориентирован-ность личная мотивационно-творческая активность

вовлечение ребенка в культуро-творческую деятельность ориентированность в общечеловеческих и национальных ценностях знания базовых законо- мерностей творче- ской деятель- ности умение раскрыть перед ребенком перспективы его развития умения вариативно отбирать учебный материал педагоги- ческая интуиция, педагоги- ческая актив- ность способность к эмоциональному сопереживанию устойчивость ценностных убеждений качества, свойственные творческой личности ориентация на реализацию субъект- субъектных отношений самореализация через творческое само-совершенствование

помощь ребенку в саморазвитии его духовной, социальной и телесной культуры совокупность ценностей, включенных в целостный педагогический процесс знание структуры личности человека владение приемами содействия саморазвитию учащегося умения организо- вывать педагоги- ческий монито- ринг педагоги- ческая направ- ленность субъект- ность эмоционально-ценностный опыт самообла- дание гуманистическое мировоззрение, любовь к детям социальная ори-ентиро-ванность способность к присвоению об-щечелове-ческих ценностей

вовлечение ребенка в процесс само-структурирования собственной личности наличие установки на реализацию лично-стно-ориен-тированного взаимодействия знание условий и средств стимулирования саморазвития учащегося умение ставить и эффективно решать педагогические задачи способность к объективной оценке личности ребенка педагоги- ческая направ- ленность, субъект- ность создание ребенку ситуации эмо- циональ-ной рефлексии отказ от активного вмешательства в процесс формирования личности ребенка любовь к детям, гуманистическое мировоззрение социальная ори-ентиро-ванность, готовность к работе с различными категориями детей культура работы над собой как личностью, как специалистом

поддержка самораз- вития ребенка гуманистическая направленность педа-гогическо-го общения знание лично-стно-ориен-тированных педагоги-ческих технологий умения проектировать развитие личности, видеть перспективу способности к анализу эффективно-сти педагогической деятельности педагоги- ческий оптимизм, педагоги- ческая интуиция эмоционально-нравственная поддержка ребенка постоянный контроль педагогических действий гуманистическое мировоззрение, вера в силы подростка ориентация на реализацию субъект- субъектных отношений дивер- гентное мышление

организа- ция разнооб- разных образова- увлеченность целеустремленность, инициатив- базовые знания теоретических и методиче- профессио- нально- ориентиро- ванная методиче- объективность оценки собственной дея- педагоги- ческая направ- ленность, субъект- создание эмоцио- нального «фона» образова- работо- способ- ность инициа- тивность, коммуни- кативность социальная ори-ентиро-ванность авторское своеобра- зие

тельных ситуаций ность ских основ ДОД ская подготовка тельности ность тельного процесса

практиче- ская подготовка детей к жизни и профес-сиональ-ной карьере наличие мотива оптимального решения педагогической проблемы знания в области социологии умения реализовывать различные педагогические роли умения объективно оценивать социальный заказ в сфере ДОД профес-сиональ-ная ответствен-ность эмоциональная поддержка процесса жизненного само-определения ребенка энергич- ность, деятель- ность гумани- стическое мировоз- зрение, эмоцио- нальность ориентация на социальное общение, готовность к работе с различными категориями детей способность личности к присвоению и трансформации профес-сиональ-ных ценностей

вовлечение ребенка в совместную по-знава-тельную, творческую деятельность потребность в организации диалогического педагогического взаимодействия опреде- ленный объем теорети- ческих знаний интегра- тивного характера умения организовать общение и со-трудниче-ство с учащимися способность к безоценоч-ной творческой деятельности субъект-ность, профес-сиональ-ная ответствен-ность способность к импровизации в процессе педагогической деятельности мобилизация сил на решение различных педагогических задач гуманистическое целостное мировоззрение, вера в силы подростка ориентация на реализацию субъект- субъектных отношений инноваци- онность педагоги- ческого мышления

воспитание у ребенка культуры чувств и восприятия окружающей действительности ориентированность в общечеловеческих и национальных ценностях знания обще- культур- ного блока умение создать культуро- сообразную образова- тельную среду способность к пониманию внутреннего состояния ребенка педагоги- ческая интуиция, педагоги- ческая направ- ленность разви- тость высших чувств самокон- троль профес- сиональ- но- педагоги- ческого поведения гумани- стическое мировоз- зрение, эмоцио- нальность аттарак-ция, социальная проницательность способ- ность прелом- лять «профес- сиональ- ную» культуру в педагогические задачи

формиро- вание граждан- ского самосоз- нания личности совокупность ценностей знание основ социальной педагогики и психологии умение создавать условия для активной социальной деятельности обучающихся способность к анализу социальной значимости действий учащегося педагоги- ческая интуиция, педагоги- ческая направ- ленность сформирован-ность ответственности за результаты своей деятельности самостоятельность и активность социальная ориенти- рованность гуманно-демократический стиль работы и поведения способность преломлять социальные требования в педагогические

организа- ция взаимодействия полипро-фессио-нальных и поливоз-растных общностей мотивация на сотрудничество всех участников образовательного процесса знания теоретических и методических основ ДОД умение устанавливать социальное партнерство умения выявлять «точки взаимодей- ствия» участников образова- тельного процесса профес-сиональ-ная ответствен-ность, субъект-ность способность к организации эмо-циального общения всех участников образовательного процесса решимость в управлении деятельно-стью учащихся способность к взаимодействию с различными социальными категориями знание особенностей различных социальных групп оригинальность в способах решения педагогических задач

обобще- ние жизненного опыта ребенка совокупность ценностей знание основ возрастной и педагогической психологии умение вовлечь ребенка в рефлексивную деятельность способ- ность преломлять образовательные результаты в жизненно значимые для учащегося профес-сиональ-ная ответствен-ность, педагогическая направленность вовлечение ребенка в эмоциональное переживание различных жизненных ситуаций «дозиро- ванность» педагоги- ческих воздейст- вий гумани- стическое мировоз- зрение, коммуни- кабель- ность, инициа- тивность социальная ори-ентиро-ванность профес-сиональ-ная на-ходчи-вость

воспитание ребенка в единстве и согласии с природой иерархия представлений о педагогической деятельности знание особенностей индивиду-ально-личностного развития умение создавать природосо- образную образова- тельную среду умение анализировать влияние обра-зователь-ной среды на развитие ребенка педагоги- ческая интуиция, педагоги- ческая направ- ленность понимание «природы» детских эмоций «подчи- ненность» педагоги- ческих действий особенно- стям «детской природы» гуманистическое мировоззрение, качества, свойственные творческой личности гуманно-демократический стиль работы и поведения, атта-ракция способность к педагогическому проектированию

развитие образова- тельных профессио- нально- педа- духовно- познава- тельный владение средствами личностно- способность к объектив- субъект- ность, экстро- способность к эмо- стремление создавать усло- гумани- стическое мировоз- ориентация на реализа- художест- венно- творче-

потребностей и творческих способно- стей гогический интерес компо- нент ориентированного взаимодействия с ребенком ной оценке своих профес-сиональ-ных возможностей вертность и сензи-тивность циональ- но-му «сопере- живанию» творче- ского процесса вия для активной самостоятельной деятельности детей зрение, качества, свойственные творческой личности цию субъект- субъектных отношений ские способности

формирование базовых жизненных компетенций личности совокупность ценностей общефилософская и научно-мировоз-зренче-ская подготовка умение ориентироваться в различных педагогических концепциях способность к анализу с позиций их жизненной востребованности субъект- ность, педагоги- ческая направ- ленность способность к формированию эмоциональных компетенций ребенка стремление к развитию у ребенка различных жизненные компетенции гуманистическое мировоззрение, качества, свойственные творческой личности демокра-тичес-кий стиль работы и поведения, социальная ориентирован-ность способность преломлять жизненные компетенции в актуальные педа-гогиче-ские задачи

организация до-профес-сиональ-ной и начальной профес-сиональ-ной подготов- ки заинтересованность в качестве и эффективности образовательного процесса профес-сиональ-ные знания в конкретной области деятельности умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся способность к анализу развития конкретной области деятельности педагоги- ческая интуиция, педагоги- ческий оптимизм способность к «характеристике» различных профессий активность ориентации обучающихся в «мире профессий» гуманистическое мировоззрение, вера в силы подростка социальная ори-ентиро-ванность стремление к поиску новых форм работы с детьми

организа- ция содержа- тельного досуга детей увлечен- ность, целеуст- ремлен- ность, инициатив- ность знание закономерностей организации детского досуга владение техниками неформального взаимодействия способность к анализу актуальных потребностей детей в сфере досуга педагогический оптимизм, энергичность и целеустремлен-ность способность создать эмоциональный фон раз-лич-ных форм досуга устойчивое стремление сделать досуг учащихся содержательным и активным коммуни- кабель- ность ориентация на социальное общение способность к «продуцированию» новых идей

организа- ция социальных действий индивида совокупность социальных, психологических и педагогических ценностей знание специфики проявления личности в разных ситуациях развития умения координировать и компенсировать влияние различных факторов развития ребенка умение анализировать социальную эффективность образовательной деятельности экстро-вертность и сензе-тивность культура проявления социальных эмоций социальная активность коммуни- кабель- ность, инициа- тивность социальная ори-ентиро-ванность умение проявить независимость в суждениях

разработка программ индивидуального развития ребенка наличие установки на реализацию лично-стно- ориентиро- ванного взаимодей- ствия знания сущности, способов и средств педагогического проектирования умения создавать образовательные проекты и программы; индивидуальные образовательные маршруты умения использовать современные методы изучения индивидуальных особенностей ребенка профес-сиональ-ная ответствен-ность, педагогический оптимизм способность к эмоциональному переживанию любых достижений ребенка стремление создать условия для максимального развития каждого ребенка гуманистическое мировоззрение, вера в силы подростка аттарак-ция, социальная ориентирован-ность мобильность восприятия и мышления

Библиографический список

1. Алимская, Л.Ф. Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов,

2001.

2. Порошина, Н.А. Формирование готовности студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки: дис. ... канд. пед. наук. - Шадринск, 2000.

3. Батчаева, Н.А. Формирование общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов III курса очно-заочного отделений музыкального колледжа. - М.: Компания Спутник+, 2008.

4. Фокеева, С. Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 1997.

5. Бухалова, С. В. Формирование готовности будущего учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2007.

6. Слепцова, И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2007.

7. Гура, Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1994.

8. Запорожец, В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Запорожец. - Челябинск, 2001.

9. Аяшев, О.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя в воспитательной работе средствами физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук / О.А. Аяшев. - М., 1991.

Bibliography

1. Alimskaya, L.F. Forming of readiness of students to music pedagogic intercourse: dis. ... cand. of pedag. science. - Saratov, 2001.

2. Poroshina, N.A. Forming of readiness of students to aesthetic education of primary school children by means of music: dis. ... cand. of pedag.

science. - Shadrinsk, 2000.

3. Batchaeva, N.A. Forming of common pedagogic readiness of music college students to pedagogic activity: texs-book for the III course full-time -

postal tuition department of music college. - Moscow: Companiya Sputnik+, 2008.

4. Fokeeva, S.N. Forming of readiness to personal interaction in the process of training a primary school teacher in pedagogical college: dis. ... cand. of pedag. science. - Tyumen, 1997.

5. Bukhalova, S.V. Forming of readiness of a future teacher to realization personal approach to learners in out-of-school institutions: dis. ... cand. of pedag. science. - Samara, 2007.

6. Sleptzova, I.F. Forming of readiness of future educators to interaction with little children in the process of professional training: avtoreferat dis.

. cand. of pedag. science. - Moscow, 2007.

7. Gura, L.M. Pedagogical principles of forming social psychological readiness of students to professional activity: dis. ... cand. of pedag. science. - Irkutsk, 1994.

8. Zaporozhetz, V.N. Forming of readiness of teachers’ training institute students to social pedagogic activity at school providing general education: dis. ... cand. of pedag. science / V.N. Zaporozhezt. - Chelabinsk, 2001.

9. Ayashev, O.A. Forming of professional readiness of a future teacher in educational work by means of physical training: dis. ... cand. of pedag. science. - M., 1991.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 378.147

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolchikova N.L. ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS PECULIARITES OF KHAKASS STUDENTS. The article deals with the problem opf national self-consciousness of the personality including the interaction of structural components of personality's national personality self-consciousness of Khakass teenagers. The analysis of different approaches to the problem in Russian and foreign science is represented.

Key words: personality, ethnic, structure, identity, psihology, personality.

Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. кафедры литературы ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: pollik21@mail.ru

СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ХАКАСОВ

В данной статье рассматривается еще не достаточно изученная проблема национального самосознания учащихся-хакасов, в том числе взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности. Автор статьи опирается на различные подходы характеристики национального самосознания в отечественной и зарубежной науке.

В рамках данной статьи нас интересует изучение национального самосознания личности как носителя этнических свойств. Анализ литературы, посвященной исследованию национального самосознания, показал, что этот феномен достаточно хорошо изучен и относится к сфере компетенции этносоциологов, этнографов, историков. Тем не менее изучение личностных характеристик национального самосознания традиционно ведется психологами.

При этом отечественные авторы полагали, что развитие национального самосознания способствует воспитанию этнической (национальной) толерантности. Так, Н.А. Бердяев считал, что общечеловеческое проявляется через национальное: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» [1, с. 93]. Мысль об опасности национального обезличивания звучит в трудах И.А. Ильина. Единственно возможный путь к становлению духовности личности лежит через национальное воспитание. Родина (т.е. национальность) пробуждает в человеке духовность, которая может и должна быть оформлена как национальная духовность.

Прежде чем приступить к анализу проблемы национального самосознания личности, необходимо определить, что мы понимаем в данной работе под понятием «личность». Такие исследователи, как К. Роджерс, А.Г. Асмолов, В.В. Петухов утверждают, что сущность личности заключается в ее способности действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Именно этих представлений о личности мы будем придерживаться в настоящей работе.

Ядром личности выступает ее самосознание как сложная структура представлений человека о себе, отношений к самому себе, которые формируются в процессе социализации и становятся основой саморегуляции человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, в

общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее «образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности; с другой - в качестве внутреннего регулятора поведения самосознание является одним из необходимых внутренних условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами поведения. Составной частью самосознания личности является ее национальное самосознание.

Ведущим направлением в изучении национального самосознания личности в зарубежной психологии является теория социальной идентичности Г. Тэжфела и Дж. Тернера. Этническая идентичность в ней рассматривается как часть социальной идентичности личности, понимаемой как отождествление себя с той или иной социальной группой. Основные положения теории сводятся к следующему:

1) познание человеком собственной идентичности происходит через социальную категоризацию и социальное сравнение;

2) социальная идентификация - процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, а социальная идентичность - это итог процесса идентификации

- отождествление себя с группой;

3) в социальной идентичности выделяются три связанных между собой компонента: когнитивный - знание индивида о своей принадлежности к группе, ценностный - наличие позитивных или негативных коннотаций (оценок) принадлежности к группе, эмоциональный - принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основании первых двух показателей. Эмоциональный компонент заключается в переживании индивидом различных чувств: любви, гордости, ненависти и т.д.;

4) индивиды стремятся к положительному образу себя и той группы, к которой они принадлежат;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.