Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития современной музыкальной культуры'

Некоторые тенденции развития современной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1577
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МУЗЫКА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корсакова И.А.

В статье прослежены некоторые векторы развития современной музыкальной культуры: открытие новых тембров, синтез музыки с другими искусствами, трансформация музыкального языка, индивидуальный музыкальный синтаксис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития современной музыкальной культуры»

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Корсакова И.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье прослежены некоторые векторы развития современной музыкальной культуры: открытие новых тембров, синтез музыки с другими искусствами, трансформация музыкального языка, индивидуальный музыкальный синтаксис.

Ключевые слова искусство, музыка, современная культура, синтез искусств, музыкальная коммуникация.

ХХ век открыл миру возможность сосуществования в едином отрезке времени и пространства разнонаправленных художественных течений, век мятущийся, пронизанный диссонантным взаимодействием антитез, поли-фоничным единением несовместимостей, рождающий «кентавров» в области стиля и жанра, поставил музыканта-исследователя перед необходимостью поиска новых подходов, позволяющих осмыслить музыкальное пространство новейшего времени.

В современном искусстве художники вплотную подошли к «границам» творчества: с одной стороны, создается реальность, в которой не присутствует сам субъект (объектное искусство, «смерть субъекта»); с другой стороны - художник творит сам себя, изменяясь на всех уровнях - от физиологического (виртуальное искусство, интерактивные композиции) до мировоззренческого (концептуальное искусство). Самодостаточную спонтанную креативность субъективности назвали «машиной желания», реализуемой на индивидуальном и социальном уровнях.

Изменению облика современной музыкальной культуры во многом способствовало развитие техники и компьютерных технологий. Под влиянием техники происходит интеграция национальных информационных пространств в единое информационное пространство, т.е. интеграция культуры. Благодаря появлению телекоммуникационных сетей преодолевается пространственная изолированность отдельных культур и народов. Интернет выполняет функции глобальной коммуникационной системы, которая выполняет функции передачи, хранения, систематизации информации. С помощью средств массовой коммуникации передается социокультурный опыт и поддерживаются культурные традиции.

Открытие виртуальных реальностей изменило представление о сущности человека. В полной мере можно согласиться с мнением психологов о том, что виртуальность, способность пребывать во множестве реальностей

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры.

и порождать их есть имманентное свойство человека. Именно эта способность входит в механизмы развития самого человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. «Через возникновение виртуальной реальности человек становится полиреальным, а полиреальность есть конституирующее свойство человека в отличие от животных» [5].

С возникновением компьютерной техники открылась новая звуковая вселенная: тембры, не существующие в реальном звуковом пространстве. Воздействие этих звуков на человека открыло новые каналы чувственности, прежде всего, архетипический, связанный с медитацией (бессознательным слиянием с трансцендентным миром); с элементарными ощущениями (не выходящими на уровень «умных эмоций»); с расширением звукового пространства за пределы слышимого, а также в области, пограничные с звуковой сферой (основанными на эффекте синестезии).

В современной музыкальной культуре развиваются визуальные направления музыкального искусства с использованием цвета, света, графики. Следствием является жанровая диффузия. «Наиболее перспективной тенденцией в современной музыкальной культуре представляется образование визуальных, полисенсорных форм музыкального искусства (мультимедиа арт)» [6, с. 148].

Энергетический пласт современной музыкальной вселенной представлен синтезом различных искусств и псевдохудожественных практик, воздействующих на эмоциональную сферу субъекта коммуникации. Появляются новые звуковые сферы: композиции на стыке музыки и графики, музыки и пантомимы, графические композиции, использование инфра- и ультразвукового диапазона оказывает энергетическое воздействие, сопоставимое с древними ритуальными практиками, вводит в состояние сопричастности с единым энергетическим полем.

В середине ХХ века произошла трасформация музыкального языка. Структурные элементы музыкального языка (звук, интонация, мотив...) потеряли свой семиотический статус, что связано с «освобождением тембра». Музыка существует только в живом исполнении, не поддается письменной фиксации. В ней отсутствует нарративность, нарушены привычные отношения музыки и литературы, звукоперсонажи существуют наряду с героями. Понимание отдельных сочинений требует познаний в области алгоритмики, теории вероятности, математической статистики. Дискурс заменяется симу-лякром. Музыковед В. Чинаев пишет: «Нет и каких-либо привычных музыкальных идиом, за которые могло бы "зацепиться" слушательское внимание: мы погружаемся в состояние пустотного мига, что властвует над нами между бодрствованием и сном, - в состояние бессобытийности» [7, с. 24].

На концептуально-смысловом (трансцендентном) уровне современной музыки происходит модификация смысла. Изменился онтологический статус музыки: сегодня это феномен, который мы не столько слышим, сколько

понимаем как музыку. На сцене появились «интеллектуальные провокации». Особое смысловое поле создает современная рок-культура, одной из особенностей которой является чувство абсурда, относительности всего существующего, ощущаемое на глубоко подсознательном уровне.

Пространство лишается своего географического значения, объединяясь в единое метапространство компьютерной коммуникации, время лишается своего абсолютного статуса, поскольку возможно его программирование.

Большинство пространственных композиций основано на «эффекте Доплера»: звук понижается при удалении от источника, и соответственно повышается при приближении к нему.

Приведем несколько примеров.

Вначале исполнители на сцене держат динамики, каждый из которых издает один и тот же тянущийся звук. Потом они начинают двигаться, раскручивая динамики на длинных шнурах по различным траекториям. В совокупности изменение трех факторов (взаимное расположение динамиков, изменяющаяся длина шнуров и скорость вращения) создает пространственные эффекты во времени (т.е. своего рода музыкальную форму).

Другой пример. Олвин Люсьер - американский композитор, один из самых выдающихся новаторов в электроакустической музыке, создал пьесы для «препарированного рояля». Одна из них - записанная на магнитофон, транслируется через чайник. Открывая и закрывая крышку чайника, нажимая на педаль, композитор создает пространственные эффекты. Вторая пьеса «Модулированный Шопен»: произведения великого польского композитора, записанные на магнитофон, транслируются через раскручивающиеся динамики. Оригинальность полученного результата несомненна.

Еще одно явление - расширение пространства, вплоть до неба. «Верто-летно-струнный квартет» К. Штокхаузена предполагает исполнение произведения на открытом воздухе: исполнители в наушниках находятся в вертолетах, с земли исполнение управляется и координируется микшерным пультом; слушатели находятся на земле, на открытом воздухе [4, с. 304].

Синтез и интеграции являются приоритетными тенденциями на современном этапе развития науки и искусства. Искусство, отражающее жизнь человека, едино по своей природе, по своим истокам. В произведении искусства всегда отражается личность художника, его внутренний мир. От душевного богатства этого мира, от знаний художника, его общей культуры, глубины мыслей, многообразия чувств зависит ценность созданного им образа.

Синтез искусств находит свое выражение и в изменении структуры художественного мышления, в формировании глобального его характера. Умение масштабно мыслить - масштабно именно в творческом отношении -рождает необходимую свободу в эстетическом освоении жизненного материала, что ведет не только к созданию и познанию значительных художественных ценностей, но и ставит по-новому вопросы формирования совре-

менной эстетической реальности. Само мышление человека стало более синтетичным. Человек стал оперировать иными масштабами, его начали интересовать не просто явления жизни, а связи и отношения между ними, целостная картина мира.

В современной культуре появляются новые жанры, например, звукозрительные (или аудиовизуальные). Это результат взаимодействия музыкального и визуального, при котором они не совпадают и не иллюстрируют друг друга по содержанию. Эйзенштейн С. мечтал: «Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования» [8]. Сегодня это стало возможно. Бакши Л. выделяет две тенденции в развитии музыкального театра XXI в. 1) вижу одно - слышу другое (когда визуальный образ находится в нарочитом противоречии с музыкой; 2) контрапункт видимого и слышимого (когда зрелище и музыка взаимодополняют друг друга) [1, с. 48].

Идея «Театра звука» связана с именем Александра Бакши. Как говорит сам композитор, это «пространство диалога между музыкой и драмой, музыкой и кино, музыкой и живописью, а также музыкой европейских и неевропейских культур на подмостках сцены» [2, с. 151]. Принципиальные отличия нового театра в том, что: 1) в нем отсутствует нарративность, нет последовательно развивающегося сюжета; литература превращается в миф; 2) нарушены привычные отношения музыки и литературы - противопоставление или контрапункт; 3) использование пространственно-звуковой мизансцены (шумовые эффекты - шелест, покашливание и т.д. - разрабатываются как музыкальная партитура, часто выписана даже строчка в партитуре для ног); исполнители играют из разных точек зала, поэтому музыка окружает зрителя со всех сторон, он погружен в нее; 4) звукоперсонажи существуют наряду с героями - удары мяча, перестук швейной машинки, женский смех, вздох, поцелуй и т.д. («Сидур - мистерия» А. Бакши, режиссер В. Фокин).

Главная идея произведения А. Бакши «Полифония мира» - поиск общности между людьми разных культур, в этом спектакле авторская музыка сочетается с традиционной этнической, фольклором, джазом - «полифония мира», модель которой еще не сложилась, по словам самого композитора.

В качестве примера контрапункта видимого и слышимого Л. Бакши приводит спектакль «Из Красной книги» для Пианиста, Танцующей певицы, Виолончелиста, двух фольклорных музыкантов, куклы Петрушки и Художника. Рассматривать музыку отдельно невозможно. Сюжет возникает на стыке действия, музыки и зрелища, его не так просто прочитать и сформулировать.

Еще один пример синтеза музыки и живописи: Интерактивная выставка «Интеграция».

Проект «Интеграция» родился как творческий дуэт художника-экспериментатора Нила Эксколора и композитора Арсения Трофим. Как считают

сами авторы, интеграция - объединение, восстановление, осознание единства мира. Это не просто нужно видеть и слышать - это нужно чувствовать и понимать.

Проект представляет собой необыкновенный синтез классической выставки картин и интерактивного концерта. На концерте картины поочередно представлялись зрителям, сопровождаясь музыкальными произведениями, которые написаны специально к каждой из них, и живым общением. Художник Нил Эксколор рассказывает: «Ощущать настоящий мир. Заимствовать у него то, что актуально сейчас. Искусство - не искусственно. Оно даёт человеку возможность оставаться живым и помогает ему чувствовать. Ты всегда впитываешь то, что находиться вокруг тебя и всё больше начинаешь становиться частью этой среды. Через окно картины, мы видим только крохотную часть мира искусства - но это портал, поэтому каждый может отправиться туда, отправиться в путешествие». Композитор Арсений Трофим говорит: «Когда я впервые увидел картины художника Нила Эксколора в натуральную величину, меня захлестнули волны . воображение понесло меня куда-то глубоко внутрь этих работ ... куда-то в абсолютно новое пространство . и там . глубоко внутри . я услышал музыку . и, черт возьми, я в тот момент отчетливо понял - это звучит моя музыка!..» [3].

Характерной чертой современных композиций можно назвать индивидуальный музыкальный синтаксис, который проявляется во всех сферах музыкальной деятельности ХХ века. Проявлением диалогического стиля мышления, воплощением идеи полифонизма является использование цитат, всевозможных форм адаптации, аллюзий, коллажей, стилизаций.

Уже первая половина ХХ века показала миру возможность сосуществования множества оригинальных авторских миров, признала право художника на эксперимент, дала импульс к рождению, развитию и утверждению новых ценностей. Музыка ХХ века - это новые принципы диалогического мышления, новые условия художественного процесса, новое мышление, способное проникать в семиосферу творческого процесса, это «вечный» диалог культур, продолжающийся в пространстве и во времени. ХХ век показал, что каждый эксперимент - это вечный и постоянный процесс открытия все новых и новых «полей недостижимости» (А. Шнитке).

Итак, музыка - центральное звено музыкальной коммуникации - претерпела значительные трансформации в современной культуре. Необычные звучания, необычный язык, едва уловимый смысл - все эти новые черты музыки меняют отношение к ней как звуковой информации, транслируемой от композитора к слушателю, вызывающей эстетический отклик. Сегодня это более сложный феномен, требующий других коммуникативных взаимоотношений между участниками музыкального события и изменения самих участников музыкальной коммуникации.

Список литературы:

1. Бакши Л.С. Природа звукозрительных образов. Музыка и театр в XXI веке // Музыкальная академия. - 2011. - № 1. - С. 48-55.

2. Бакши Л.С. Театр звука // Антология музыкального театра московских композиторов (2-я половина XX века). Вып. 2. - М.: Композитор, 2006. -С. 151-169.

3. Интеграция. Интерактивные выставки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/integrationnow.

4. Катунян М.А. На границе реального и виртуального: хепененг, игровая структура, мультимедиа // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Сб. ст. - Ростов-н/Д, 2005. - С. 294-310.

5. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. - 1999. -№ 10. - С. 152-164.

6. Перцовская Р.Ф. Динамика художественной коммуникации в современной культуре (на примере музыки): дисс. ... кандидата культурологи. -М., 2003. - 234 с.

7. Чинаев В. Классика и авангард: актуальность иллюзии // Музыкальная академия. - 1992. - № 2. - С. 20-25.

8. Эйзенштейн С. Будущее звуковой фильмы. Изд «Сергей Эйзенштейн». OCR Владимир Янин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://read. newlibrary.ru/read/yeizenshtein_sergei/page0/avtobiografija.htmI. - (Избр. произв. в 6 тт. - М., 1968).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.