УДК 364.01
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ф.С. Файзуллин1, Л.Н.Сулейманова2
1ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
2ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются особенности современного развития социального обеспечения в Российской Федерации. Утверждается, что принятие Закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» далеко не решило всех проблем в социальном обеспечении населения в частности, в области здравоохранения. Так как эти проблемы весьма многогранны, авторы предполагают, что их решение возможно в первую очередь путем разработки, принятия и реализации отдельной целевой программы для отдельных категорий граждан.
Ключевые слова: социальное обеспечение, здравоохранение, население, регулирование, развитие.
Социальное обеспечение в России рассматривается как составная часть социальной работы. В настоящее время система социального обеспечения находится на стадии совершенствования, которая началась во второй половине 2000-х годов.
В этот период в действующий Закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» начинают вноситься крупномасштабные изменения, направленные на обновление основ социального, а также на выравнивание дисбаланса, создаваемого чрезмерными (по мнению экономистов) социальными обязательствами государства.
Однозначно оценить эти изменения нельзя, однако, безусловно, позитивным, считаем тот факт, что одной из основ реформ в сфере социального обеспечения в области здравоохранения стало не только «урезание» конкретных пособий и выплат, а также пересмотр категорий граждан, которым они были положены, но и внимание к качеству оказываемых гражданам социальных услуг.
Цель введения стандартов качества понятна — обеспечить рост уровня жизни семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов. Государство, согласно федеральному законодательству, поощряет развитие социальных служб негосударственных форм собственности. Однако любое предприятие, учреждение или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (независимо от формы собственности), какие бы виды социального обслуживания они не оказывали, должны в своей деятельности ориентироваться на государственные стандарты качества социальных услуг.
В настоящее время достаточно четко обозначены принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Законом были определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
Социальная служба разрабатывает и утверждает собственную систему качества в соответствии
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11
—--—
с национальными стандартами. Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых в частности, социально-медицинских услуг;
Однако одновременно были резко сокращены и формы социального обслуживания.
В новом законе прописано, что «социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме». Подобная формулировка, в меньшей мере способствует целям Российской Федерации как социального государства.
Однако в условиях политической и экономической нестабильности, характерного для современного периода развития российского государства, это может быть оправданно, тем более что государство в новом законе предлагает новую систему финансирования социального обеспечения.
При этом несмотря на определенные корректировки существующая в России система социального обслуживания граждан все так же ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории граждан.
Вместе с тем следует отметить, что в развитии социального обслуживания имеется целый ряд проблем, требующих своего решения. Это прежде всего проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал взаимного страхования.
Имеются проблемы социального обеспечения граждан, связанные с социальной защитой материнства и детства, воспитанием детей. Социальная политика государства по реализации прав матери и ребенка должна иметь широкую направленность и не только удовлетворять необходимые потребности человека, но и обеспечивать действительно достойный уровень жизни матерям и детям. И го-
сударство обязано приложить все усилия для достижения этой цели.
Необходимо отметить проблемы социального обеспечения в связи с болезнью или инвалидностью. Их суть, на наш взгляд, состоит в том, что после принятия действующего Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был сформирован новый порядок предоставления медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях. В частности, трудно разрешимые финансовые проблемы медучреждений допускается решать за счет граждан, а объем медицинской помощи, которую можно получить бесплатно, был сужен.
На наш взгляд, оптимизация деятельности государственной службы занятости должна идти в тесном взаимодействии с оптимизацией процедуры признания гражданина инвалидом, которая, на настоящий момент сильно бюрократизирована и уже не всегда отвечает требованиям текущего момента. Одним из аспектов решения этих вопросов можно отметить необходимость нормативного регулирования проведения общественных работ, трудоустройства инвалидов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современная система социального обеспечения в России, в том числе в области здравоохранения, несмотря на происходящие процессы ее реформирования, не лишена целого ряда проблем. Эти проблемы весьма многогранны, их решение видится в первую очередь путем разработки, принятия и реализации отдельной целевой программы по развитию системы социального обеспечения Российской Федерации в области здравоохранения.
Ряд из этих вопросов, имеющихся в анализируемой сфере, вполне можно решить в рамках регионального уровня полномочий. В большинстве регионов РФ к настоящему времени сформирован ряд интереснейших и эффективнейших практик социального обеспечения инвалидов, материнства и детства, которые вполне могут использоваться на федеральном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Файзуллин Ф.С., Сулейманова Л.Н. Некоторые проблемы развития социального обеспечения...
—----
SOME OF THE PROBLEMS OF SOCIAL SECURITY IN THE HEALTH CARE INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
F.S. Fayzullin1, L.N. Suleymanov2
1FGBOU VPO «Ufa State Aviation Technical University» Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation 2 VPO «Bashkir State University» Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation
Annotation. The article analyzes the features of the modern development of social security in the Russian Federation. It is argued that the adoption of the Law "On the basis of social services in the Russian Federation" is not solved all the problems in the social security of the population in particular in the field of public health. Since these problems are mul-tifaceted, the authors suggest that their solution is possible primarily through the development, adoption and implementation of specific target programs for certain categories of citizens.
Key words: social security, health, population, control, development.
REFERENCES (ed. by 04.06.2015). Meeting of the legislation of the Rus-
On the bases of the health of citizens in the Russian sian Federation. 28.11.2011. No. 48. Art. 6724.
Federation. Federal Law of 21.11.2011 number 323-FZ