Научная статья на тему 'Спорт высших достижений: проблемы государственного (законодательного) регулирования вопросов реабилитации спортсменов сборных команд Российской Федерации и ветеранов спорта'

Спорт высших достижений: проблемы государственного (законодательного) регулирования вопросов реабилитации спортсменов сборных команд Российской Федерации и ветеранов спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
512
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SPORTS / STATE (LEGISLATIVE) REGULATION / FIRST AID / PRIMARY HEALTH CARE / SPECIALIZED MEDICAL CARE / MEDICAL REHABILITATION / SOCIAL REHABILITATION / VOCATIONAL REHABILITATION / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яшина Е.Р., Лагуточкин С.А., Лагуточкин А.С.

В рамках существующего законодательства о физической культуре и спорте, охране здоровья спортсменов не решен ряд существенных проблем, касающихся, в частности, правового статуса спортсменов, тренеров, медицинских работников, что, естественно, требует разработки новых нормативных правовых документов. Анализ показывает, что в нормативном правовом регулировании процесса организации медицинской помощи, социальной и профессиональной реабилитации не определены вопросы по: межведомственному, межуровневому взаимодействию заинтересованных сторон; источникам финансирования социальной и профессиональной реабилитации; законодательному закреплению понятия «ветеран спорта» и его пенсионному обеспечению; научной платформе «Спортивная медицина»; регулированию рынка услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яшина Е.Р., Лагуточкин С.А., Лагуточкин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elite sport: problems of the state (legislative) regulation on rehabilitation of athletes of National Teams of the Russian Federation and sports veterans

Within the framework of the existing legislation on physical culture and sport, the athletes health not resolved a number of significant issues relating to, inter alia, the legal status of athletes, coaches, medical professionals, which, of course, requires the development of new legal documents. Their analysis shows that the legal regulation of processes of medical care, social and vocational rehabilitation has significant institutional and legal void to fill that need legislation to close the questions: on inter-agency, inter-layer interaction among stakeholders; by funding social and vocational rehabilitation; the legislative consolidation of the concept a veteran of sports, sports veterans pension; on scientific platform of “Sports Medicine”; on the service market regulation on the medical, social and vocational rehabilitation, sanatorium treatment, adaptive physical education.

Текст научной работы на тему «Спорт высших достижений: проблемы государственного (законодательного) регулирования вопросов реабилитации спортсменов сборных команд Российской Федерации и ветеранов спорта»

СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО) РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ВЕТЕРАНОВ СПОРТА

Е.Р. ЯШИНА, С.А. ЛАГУТОЧКИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК;

А.С. ЛАГУТОЧКИН, ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА

Аннотация

В рамках существующего законодательства о физической культуре и спорте, охране здоровья спортсменов не решен ряд существенных проблем, касающихся, в частности, правового статуса спортсменов, тренеров, медицинских работников, что, естественно, требует разработки новых нормативных правовых документов. Анализ показывает, что в нормативном правовом регулировании процесса организации медицинской помощи, социальной и профессиональной реабилитации не определены вопросы по: межведомственному, межуровневому взаимодействию заинтересованных сторон; источникам финансирования социальной и профессиональной реабилитации; законодательному закреплению понятия «ветеран спорта» и его пенсионному обеспечению; научной платформе «Спортивная медицина»; регулированию рынка услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре.

Ключевые слова: спорт высших достижений, государственное (законодательное) регулирование, первая помощь, первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь, медицинская, социальная и профессиональная реабилитация, государственное регулирование.

Abstract

Within the framework of the existing legislation on physical culture and sport, the athletes health not resolved a number of significant issues relating to, inter alia, the legal status of athletes, coaches, medical professionals, which, of course, requires the development of new legal documents. Their analysis shows that the legal regulation of processes of medical care, social and vocational rehabilitation has significant institutional and legal void to fill that need legislation to close the questions: on inter-agency, inter-layer interaction among stakeholders; by funding social and vocational rehabilitation; the legislative consolidation of the concept - a veteran of sports, sports veterans pension; on scientific platform of "Sports Medicine"; on the service market regulation on the medical, social and vocational rehabilitation, sanatorium treatment, adaptive physical education.

Keywords: Sports, State (legislative) regulation, first aid, primary health care, specialized medical care, medical rehabilitation, social rehabilitation, vocational rehabilitation, government regulation.

В связи с тем, что спорт высших достижений всегда сопровождается травмами и высоким риском развития профессиональных заболеваний, особое значение приобретает государственное регулирование всех этапов оказания первой помощи, медицинской помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, рынка данных услуг.

При проведении анализа процесса оказания первой помощи, играющей подчас решающее значение для сохранения жизни спортсмена, выявлено отсутствие ряда документов, без которых невозможно организовать в полной мере безопасный тренировочный процесс. В этих целях были разработаны проекты:

- программы обучения спортсменов и работников сборной команды по оказанию первой помощи при несчастных случаях;

- приказа «Об организации обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим»;

- договора на оказание услуг по обучению работников сборных команд и спортсменов первой помощи.

Уже сейчас очевидно, что много действующих нормативных правовых актов по организации первой помощи подлежат актуализации. Нами предложены проекты данных документов с изменениями и дополнениями.

Следует отметить, что при нынешнем состоянии функционирования рынка спортивного инвентаря тренерский состав, врач по спортивной медицине не могут в полной мере обеспечить безопасную эксплуатацию спортивного оборудования, так как не разработаны и не утверждены в установленном порядке:

- национальный стандарт Российской Федерации «Спортивный инвентарь. Общие требования безопас-

ности и методы испытаний. Механические и физические свойства»;

- технический регламент «О безопасности спортивного инвентаря».

В статье 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо указано, что социальная защищенность пациентов должна быть обеспечена за счет средств обязательного социального страхования, и не только в случае заболевания, но и состояния [1].

При наличии законодательно определенных источников финансирования у Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствуют реальные механизмы по реализации этого права в части страхования спортсменов. Так, в 2016 г. профицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируется в сумме 12 млрд руб. [2]. При таком профиците считаем, что финансовое обеспечение медико-санитарной помощи для членов сборных команд Российской Федерации на всех этапах, в том числе на этапах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации следует возложить на Фонд.

Этот Фонд - единственная структура, наделенная всеми возможностями по финансовому обеспечению всего спектра страховых случаев, имеющих место у спортсменов и ветеранов спорта:

• оказание первой помощи (превентивные мероприятия);

• оказание медицинской помощи, в том числе по медицинской реабилитации, санаторно-курортному лечению;

• проведение социальной реабилитации;

• проведение профессиональной реабилитации;

• в случае временной нетрудоспособности;

• в случае инвалидности.

Обеспечение по всему спектру обязательств Фонда в отношении спортсменов спортивных сборных команд позволит: на основании актуарных расчетов, разработанных стандартов и порядков оценить истинные затраты для организации всего комплекса мер по организации медицинской помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; создать систему полной социальной защищенности спортсменов и ветеранов; отработать новые механизмы реабилитации, в том числе вернуть хорошо зарекомендовавшую себя социальную технологию советского времени «долечивания» путем введения в законодательство понятий:

- производственно-обусловленная заболеваемость -заболеваемость общими заболеваниями, имеющая тенденцию к повышению числа случаев по мере увеличения стажа работы во вредных или опасных условиях труда;

- производственно-обусловленное заболевание - хроническое или острое общее заболевание застрахованного, возникшее в период работы по трудовому договору (контракту) во вредных или опасных условиях труда.

Приведение правоотношений всех структур в соответствие с законодательством позволит разработать

и утвердить в установленном порядке карты межведомственного и межуровневого взаимодействия.

Введение в правовое поле Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» всех травм и профессиональных заболеваний спортсменов даст возможность отработать правовые, экономические, организационные, медицинские, социальные и других меры, гарантирующие социальное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации.

Следует особо остановиться на ветеранах спорта. В нарушение статьи 55 «Конституции Российской Федерации» [3], запрещающей издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в отношении ветеранов спорта с принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [4] были существенно ухудшены условия реализации их права на пенсионное обеспечение, которое существовало в СССР.

Согласно п. 8 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 02.08.1988 № 945 «О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта» входившим в состав сборных команд СССР заслуженным мастерам спорта СССР, мастерам спорта СССР международного класса были установлены пенсии за спортивные достижения и выслугу лет при общем стаже работы не менее 20 лет [5].

В соответствии с указанным Постановлением был установлен «Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта СССР, мастерам спорта СССР международного класса - членам сборных команд СССР», согласно которому пенсии за спортивные достижения и выслугу лет назначались при общем стаже работы не менее 20 лет заслуженным мастерам спорта СССР и мастерам спорта СССР международного класса, состоявшим в штате команд мастеров не менее 10 лет, в т.ч. в сборных командах СССР, или не менее 6 лет в составе сборных команд СССР.

В целях восстановления прав ветеранов предлагается внести поправки в ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: добавить новый пункт 22: «Лица, осуществляющие спортивную деятельность на этапах высшего спортивного мастерства (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста» [4].

В связи с тем, что в современном законодательстве вообще отсутствует само понятие «ветеран спорта», предлагаем внести в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» [6] новую статью 7.1 «Ветераны спорта»:

1. Ветеранами спорта являются лица:

Олимпийские чемпионы, призеры Олимпийских игр, чемпионы мира в олимпийских дисциплинах, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации

или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации за заслуги в развитии спорта и продолжительную работу (службу) не менее 15-30 лет в сфере спорта (в зависимости от характера такой деятельности), с учетом времени подготовки в детском и юношеском спорте.

1.1. Порядок учреждения звания «Ветеран спорта» и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран спорта», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран спорта» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Важным разделом комплексного обеспечения деятельности сборных команд является медико-биологическое обеспечение, которое относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.

Следует отметить, что медицинское и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации в несоревновательный и учебно-тренировочный периоды ни на кого не возложено.

С этой целью разработаны поправки в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], где данная функция закреплена за исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разработаны также предложения по актуализации приказа Минздрава России от 14.01.2013 № 3н (ред. от 17.10.2014) «О медицинском и медико-биологическом обеспечении спортивных сборных команд Российской Федерации» [7].

Данный приказ определяет медицинское и медико-биологическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации как комплекс организационных мероприятий по обеспечению спортсменов сборных команд лекарственными препаратами, биологически активными добавками, медицинскими изделиями.

Предложено в трактовке этого приказа Минздрава России в понятие «медико-биологическое обеспечение сборных команд» добавить: «обеспечение безопасности и (или) безвредности для спортсмена мест проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований».

Врач по спортивной медицине, старший тренер должны располагать информацией о соблюдении санитарных правил и выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (исполнение плана производственного контроля на объекте, где проводят учебно-тренировочные занятия).

Сложная ситуация складывается с научно-методическим обеспечением, включающим в себя: систему обеспечения подготовки спортивных сборных команд РФ, спортивного резерва; организацию тестирования при проведении углубленных и этапных комплексных

обследований спортсменов; создание мобильных комплексных групп сопровождения для осуществления текущих обследований и обследований соревновательной деятельности; разработку программ подготовки по видам спорта; разработку методов социальной, профессиональной реабилитации спортсменов, которые осуществляют (осуществляли) спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства (спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» Минздраву России было поручено сформировать научные платформы по основным направлениям медицины и центры лидерства в стратегически важных и приоритетных областях медицинской науки [8].

В своем приказе Минздрав России от 30.04.2013 № 281 (ред. от 23.09.2015) «Об утверждении научных платформ медицинской науки» это научное направление не предусмотрел [9], в связи с этим нами были разработаны организационно-распорядительные документы по научной платформе «Спортивная медицина» с проектами поручений.

С целью сохранения в современных рыночных условиях организаций, занимающихся предоставлением услуг по медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, нами подготовлен проект Федерального закона «Государственное регулирование рынка услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В этом проекте предусматривается более активное участие государства в регулировании данного рынка услуг путем введения различных механизмов стимулирования рыночной системы сбыта.

Только в случае нарушения баланса предоставления и потребления услуг, а также невозможности реализации на рынке отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном законопроекте введены понятия:

- гарантированные цены, которые применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья непосредственно государству или при осуществлении доплат в сфере санаторно-курортного комплекса в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти Российской Федерации. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти;

Теория и методика спорта высших достижений

- целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения паритета цен, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками реабилитационного комплекса доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Разработанные нами предложения позволят создать: эффективный механизм социальной защиты прав

и интересов спортсменов; дополнительные стимулы к достижению самых высоких результатов на российских и международных соревнованиях и обеспечат адресность медицинской и социальной помощи; государственное регулирование рынка услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, санаторно-курортному лечению, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, № 48, ст. 6724.

2. Федеральный закон от 14.12.2015 № ЗбЗ-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год», «Собрание законодательства РФ», 21.12.2015, № 51 (часть III), ст. 7234.

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

5. Постановление Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 02.08.1988 № 945 «О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта

и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта».

6. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах» (http://rulaws.ru/laws/ Реаега1пуу-7акоп-оМ2.01.1995-М-5^/).

7. Приказ Минздрава России от 14.01.2013 № 3н (ред. от 17.10.2014) «О медицинском и медико-биологическом обеспечении спортивных сборных команд Российской Федерации» (вместе с «Порядком медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации», «Порядком медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации») (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.201 3, рег. № 28000), «Российская газета», № 89, 24.04.2013.

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года», «Собрание законодательства РФ», 14.01.2013, № 2, ст. 111.

9. Приказ Минздрава России от 30.04.2013 № 281 (ред. от 23.09.2015) «Об утверждении научных платформ медицинской науки».

References

1. Federal Law of 21.11.2011 No. 323-FZ (ed. from 03.07.2016) "On the basis of public health protection in the Russian Federation" (rev. And ext., Joined. In force since 01/01/2017) "Collection of laws RF", 28.11.2011, No. 48, Art. 6724.

2. The federal law from 14.12.2015 No. 363-FZ "On the Russian Federation, the Social Insurance Fund budget for 2016", "Collection of the legislation of the Russian Federation", 21.12.2015, No. 51 (Part III), Art. 7234.

3. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote 12/12/1993) (taking into account the amendments made to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 No. 6-ERPs from 30.12.2008 № 7-FCL, by 02.05.2014 No. 2 ERPs from 21.07.2014 № 11-FCL), "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, No. 31, Art. 4398.

4. Federal Law of 17.12.2001 No. 173-FZ (ed. by 12.28.2013, as amended. From 19.11.2015) "On labor pensions in the Russian Federation".

5. Resolution of Council of Ministers of the USSR Trade Unions, Central Committee of Komsomol of 2/8/1988

No. 945 "On improvement of football management, and other competitive sports and other measures to regulate the content of the teams and athletes in major sports".

6. Federal Law of 12.01.1995 No. 5-FZ (ed. from 03.07.2016) "On veterans" (http://rulaws.ru/laws/ Federalnyy-zakon-ot-12.01.1995-N-5-FZ/).

7. Order of the Russian Ministry of Health of 14/1/2013 No. 3n (ed. of 10.17.2014) "On the medical and biomedical support sports of Russian national teams" (with the "Order of the sports medical support Russian national teams", "Order Medical-biologicheskogo provide sports teams of the Russian Federatio") (Registered in the Ministry of Justice of Russia 05.04.2013 No. 28000), "Rossiyskaya Gazeta", of No. 89, 24.04.2013.

8. Regulation of the RF Government of 28.12.2012 No. 2580-p "On approval of the Strategy of development of medical science in the Russian Federation for the period till 2025", "Collection of the legislation of the Russian Federation", 01.14.2013, No. 2, Art. 111.

9.The Ministry of Health of Russia Order of 30.04.2013 No. 281 (ed. from 23.09.2015) "On approval of the scientific platform of medical science".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.