Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами'

Некоторые проблемы правового регулирования создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / военно-техническое сотрудничество / международная кооперация / вооружение / военная техника / Совместные предприятия / Иностранные инвестиции / legal regulation / Military-technical cooperation / international cooperation / armament / military equipment / joint ventures / foreign investments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липей Светлана Игоревна

В современных условиях значимость совместных проектов по созданию вооружения и военной техники, в том числе пятого поколения, для обеспечения интересов Российской Федерации и ее стратегических партнеров неоспорима. В статье дается теоретический анализ актуальных проблем правового регулирования создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Освещен ряд вопросов, касающихся историко-правовых аспектов создания указанных категорий организаций. Автор подчеркивает необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significancy of the joint projects on a topic of the armament and military equipment development, including the fifth generation, for the insuring of the interests of Russia and its strategic partners is incontestable. The article gives the theoretical analysis of actual problems of insufficient legal regulation of creation of joint ventures in the field of military-technical cooperation of the Russian Federation with the foreign states, necessity of perfection of the legislation for the specified sphere of legal relationship is underlined, and also some question, concerning history-legal aspects of creation of the specified categories of the organizations.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»

Липей С.И.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

Источник: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N114-ФЗ

В условиях появления на рынке новых производителей и продавцов оружия и военной техники и роста конкуренции усилия мировых экспортеров вооружений направляются на поиски новых механизмов международного сотрудничества. Этому способствуют глобализация мировой экономики, сокращение спроса на целый ряд видов вооружений, потребность в разработке продукции военного назначения (ПВН) нового поколения, осуществить которую без кооперации становится все сложнее.

Реализация совместных проектов в области высоких технологий в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), в том числе создание совместных предприятий (СП), является эффективным направлением деятельности государства. «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире» - обозначил приоритеты и задачи нашей страны для обеспечения лидерских позиций в мире Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию Российской Федерации в 2009 г. [9].

Россия пока находится вне общемировых тенденций расширения международной кооперации при создании вооружений и военной техники (ВВТ). Опыт в этом направлении в основном относится к области создания СП по модернизации и ремонту ПВН, ранее поставленной иностранным заказчикам (сервисные центры, материально-технические центры, ремонтные предприятия и т.п.). Совместные предприятия с участием российских субъектов ВТС немногочисленны. Например,

в 1990-е гг. созданы авиационные сервисные технические центры по организации технического обслуживания и ремонта авиатехники российского производства (МиГ-29) в Германии, Индии, Малайзии. Примером успешной реализации СП в области ВТС можно назвать совместную российско-индийскую организацию «Брахмапутра-Москва» («БраМос) по разработке и производству ракетных комплексов с противокорабельной ракетой, неудачным - попытку создания российско-украинского среднего транспортного самолета Ан-70. Однако в последнее время процесс создания СП активизировался. В начале текущего года Россией и Индией согласован проект создания истребителя пятого поколения, в сентябре создано авиастроительное СП по разработке и производству многофункционального военно-транспортного самолета. Летом 2010 г. Госкорпорация «Ростехнологии» и компания «Боинг» подписали соглашение, предусматривающее создание СП в области дистрибьюции и сервисного обслуживания самолетов «Боинг». Планируется создание СП с Республикой Армения [1], Казахстаном [5], Израилем [10].

Вместе с тем, несмотря на потенциальные возможности СП, процесс их создания продвигается достаточно трудно, при этом политические и экономические проблемы тесно сопряжены с проблемами правового характера.

Правовое регулирование создания указанных категорий СП осуществляется нормами международного права (заключение международных соглашений в области ВТС) и национальным законодательством государства, в котором создается СП1. Таким образом, СП для образования стратегического партнерства и/или реализации совместного проекта по разработке и производству ПВН, созданные на территории Российской Федерации, подпадают, соответственно, под юрисдикцию законодательства Российской Федерации, а СП, созданные на территории другой страны - под юрисдикцию страны учреждения.

Первые документы, регулирующие совместное предпринимательство российских и иностранных хозяйствующих субъектов в нашей стране, появились в начале 20-х гг. прошлого столетия. В Декрете СНК РСФСР от 23 ноября 1920 г. практической проблемой в целях восстановления России и развития производительных сил было обозначено привлечение технических сил и материальных средств промышленно развитых государств [7, ст. 481].

1 Статья 1214 ГК РФ определяет, что к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждение юридического лица. - С.Л.

Собственно термин «совместное предприятие» впервые в истории отечественного права появился в 1986 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 августа 1986 г. № 992 «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами» одной из форм сотрудничества устанавливало СП, создаваемые на территории СССР или других стран содружества [12, с. 50].

В январе 1987 г. был принят ряд документов, предполагающих расширение сферы иностранного капитала и широкие льготы СП по налогообложению и таможенным сборам: указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. № 6362-Х1 [12], постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987г. № 48 [12] и № 49 [12]. В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 17 сентября 1987 г. № 1074 была объявлена задача, активно создавать СП со всеми заинтересованными странами как наиболее эффективных форм хозяйственного взаимодействия [12].

СП представляло первую экономическую форму иностранного инвестирования и первую юридическую форму хозяйственного взаимодействия российских юридических лиц с иностранными инвесторами [6].

В законе термин «совместное предприятие» впервые был употреблен в 1987 г. Закон «О государственном предприятии (объединении)» предусматривал создание СП с фирмами иностранных государств [11].

Первые попытки законодательного определения понятия «СП» были сделаны в связи с развитием специального инвестиционного законодательства. В «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР» (1991) под предприятиями с иностранными инвестициями понимались предприятия с участием иностранных инвесторов и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам [3, ст. 880]. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991) оперировал в качестве синонимов двумя терминами - «предприятие с долевым участием иностранных инвестиций» и «совместное предприятие» [2, ст. 1008].

Впервые на нормативном уровне вопросы, связанные с созданием собственно СП в сфере ВТС, стали регулироваться с момента вступления в силу Федерального закона от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее - Закон о ВТС) [8], являющегося основополагающим законодательным актом в данной об-

ласти. Более подробное развитие означенная тема получила в указе Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военнотехнического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (далее - Указ 1062) [4, ст. 3800].

Ранее правовое регулирование создания СП осуществлялось и другими федеральными законами (ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [15, ст. 3493] (далее - Закон об иностранных инвестициях)), однако в последнее время наметилась тенденция к определению специфики аспектов указанного вопроса непосредственно в специальном законодательстве, нормы которого имеют приоритет по отношению к общегражданским. Так, согласно норме ст. 2 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области ВТС, регулируются в соответствии с законодательством РФ о ВТС [21, ст. 1940], в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особенности регулирования внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) в отношении ПВН устанавливаются законом о ВТС и ФЗ «Об экспортном контроле» [19, ст. 4850].

В целом существующие нормы права позволяют России создавать СП в области ВТС, однако практика применения действующего законодательства свидетельствует о недостаточности развития существующего правового механизма, регулирующего данную сферу.

Получить иностранным инвесторам четкое представление об условиях и особенностях регулирования данной сферы правоотношений серьезно затрудняет отсутствие единого нормативного правового акта, комплексно регулирующего вопросы создания СП в области ВТС. Существенно осложняют развитие данной формы взаимоотношений несовершенство понятийного аппарата, неопределенность, неясность и двусмысленность используемой терминологии. Это снижает эффективность реализации правовых актов, их корреляции друг с другом и со всей системой российского права. Например, даже наименование понятия «совместное предприятие» в разных правовых актах различны, что не обеспечивает его однозначного понимания всеми участниками ВТС. В статье 1214 ГК РФ употреблен термин «юридическое лицо с иностранным участием» [17, ст. 4552], в законе об иностранных инвестициях - «коммерческая организация с иностранными ин-

вестициями» [15, ст. 3493], в Законе о ВТС - «организация с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения» [8], в указе № 1062 - «совместные с иностранными заказчиками предприятия (организации), занимающиеся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) ПВН, включенной в список №1» [4, ст. 3800]. Следует отметить, что, оперируя указанными понятиями, их дефиниции законодательство не содержит.

Представляется, что законодательство в области ВТС должно различать типы и виды СП, определять условия и особенности их создания, регистрации такого вида организаций, формирования и размера уставного капитала, формулировать цели и принципы деятельности СП, определять момент получения коммерческой организацией статуса СП, объем правоспособности данного вида СП, а также содержать четкий порядок создания СП и участия в них субъектов ВТС, финансирования совместных проектов со стороны организаций, участвующих в нем, и т.п. Однако в настоящее время специальное законодательство указанные вопросы практически не регулирует. Так, не предусмотрено различий между СП, целенаправленно создаваемыми с иностранными партнерами для реализации взаимовыгодных проектов, и СП, образуемыми в результате скупки иностранными инвесторами, руководствующимися специфическими (в т.ч. недружественными) интересами, акций (долей уставных капиталов) стратегических предприятий. Кроме того, действующее законодательство в области ВТС ставит в ряде случаев неоправданные барьеры деятельности СП на территории России, что приводит к вынужденным поискам путей обхода норм права.

Самыми общими вопросами ограничиваются нормы специального законодательства и в части вопросов, связанных с условиями и порядком создания СП. Создание совместных предприятий осуществляется в разрешительном порядке. В соответствии со ст. 1 Закона о ВТС создание организаций с иностранными инвестициями на территории России по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения отнесено к понятию ПВН [8]. Согласно п. 2 «Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» Президент РФ утверждает список ПВН, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1), и список государств, в которые разрешена продажа продукции из этого списка (список №2). На основании решений Правительства РФ осуществля-

ется создание в установленном порядке СП, занимающихся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) ПВН, включенной в список №1. В случае, если ПВН, создаваемая СП, не включена в список №1 (это в основном касается НИОКР), то решение о создании такого СП должно приниматься Президентом РФ [4, ст. 3800].

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что российская организация, участвующая в создании СП, должна быть только государственным посредником (субъектом ВТС), который имеет право ВТД в отношении ПВН, предоставленное решением Президента РФ в соответствии с его указом от 18 января 2007 г. № 54 «О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» [20, ст. 492]. СП, созданное для производства ПВН на территории Российской Федерации, должно получить в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [16, ст. 3430] и постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 889 «О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники» [16, ст. 5834] лицензию на разработку, производство, ремонт или утилизацию ПВН.

Правом ВТД в отношении ПВН должно обладать и СП, реализующее кооперационный проект создания и продвижения на рынки вооружений совместного продукта. Однако получить такое право СП не может в принципе, поскольку по действующему законодательству такое право может быть предоставлено только акционерному обществу, не менее 51% акций которого закреплено в собственности Российской Федерации. Более того, для субъектов ВТС участие иностранных государств и иностранных юридических лиц в их акционерном капитале законодательно запрещено. Экспорт производимой таким предприятием ПВН может осуществляться исключительно госпосредником ФГУП «Рособоронэкспорт».

Уместно отметить, что специальное законодательство не различает категории иностранных участников, не определяет требований к иностранным участникам, не содержит нормы, регулирующей участие иностранных инвесторов в СП в области ВТС, за исключением предприятий авиационной промышленности. В этой же отрасли тотальное ограничение иностранной доли уровнем 25% создает проблемы для функционирования СП.

Даже в том случае, если сотрудничающие государства договорились о закреплении определенных пакетов акций создаваемого СП в государственной соб-

ственности, то в соответствии с действующим законодательством, такое СП не сможет ни привлечь инвестиции путем размещения допэмисии, ни вовлечь в проект нового стратегического партнера, что может стать необходимым условием для обеспечения продаж в третью страну. Федеральные законы «Об акционерных обществах». [13, ст. 1] и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» [18, ст. 251] запрещают размывать пакет акций, принадлежащих Российской Федерации.

Существенное значение имеет вопрос о соответствии требований Федерального закона «О государственной тайне» [14, ст. 8220 - 8235] и допуска иностранных лиц в органы управления СП, а также связанный с этим вопрос о пределах контрольных функций государства.

Существует проблема обеспечения гарантий государствами, совместно создающими образцы вооружений, закупки этих образцов для собственных национальных государственных нужд. Требования Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [13, ст. 6] и постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники» [22, ст. 5834] фактически исключают государственные закупки ВВТ, разработанные и/или произведенные силами СП.

Не решен законодателем вопрос распределения прав на интеллектуальную собственность. Существующие нормы априори предполагают, что вооружения для удовлетворения государственных нужд создаются только за счет государственного бюджета и все права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) принадлежат государству. Однако участники совместных проектов не будут вкладывать собственные средства, если за ними не будут закреплены права на РИД пропорционально их финансовому участию и, соответственно, их права на участие в распределении доходов.

Необходимо отметить, что если по созданию СП на территории России правовая составляющая более-менее определена, то в случае создания СП на территории иностранного государства, например, путем приобретения пакета акций, возникает много вопросов. Согласно ст. 1 Закона о ВТС указанная деятельность субъекта ВТС относится к услугам инвестиционного характера и включена в понятие «ПВН», на реализацию которой организация, приобретающая пакет акций, должна получить разрешение на совершение ВТО. При этом услуги инвестиционного характера отдельным пунктом не включены в утвержденный Президентом

РФ список ПВН № 1, что не позволяет однозначно определять уровень принятия решения (Президент РФ, Правительство РФ, ФС ВТС).

Сегодня уже стал совершенно очевидным тот факт, что для успешной разработки и производства ПВН на экспорт необходимо расширять сотрудничество и кооперацию с иностранными фирмами. Необходимым условием для этого и является совершенствование законодательства в данной сфере правоотношений.

* * *

1. Арташес Гегамян: Протокол № 5: безопасность Армении против предательства национальных интересов // ИА «КЕСКОМ» [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.regnum.ru/news/fd-аЬгоаё/агтеша/1320721.кш1 (дата обращения: 07.10.2010).

2. Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 29.

3. Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 31.

4. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: указ Президента РФ от 10 сентября 2006 г. № 1062 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 38.

5. Казахстан и Россия создадут СП по ремонту авиационных двигателей самолетов СУ-24, СУ-27 и Миг-29 // КазТАГ [электронный ресурс]. ЦКЬ: // http://www.kaztag.kz/ru/node/26406 (дата обращения: 07.10.2010).

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть общая) / под. ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. М.: Контракт; Инфра-М, 2004.

7. Общие экономические и юридические условия концессий: декрет Совнаркома Р.С.Ф.С.Р. от 23 ноября 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 91.

8. Российская газета. 1998. 23 июля.

9. Российская газета. 2009. 13 ноября.

10. Россия и Израиль могут создать СП по производству беспилотников // РИА «Новости» [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.rian.ru/defense_safety/20100421/225004443.htm1. (дата обращения: 21.04.2010).

11. Свод законов СССР. 1990. Т. 5.

12. Свод законов СССР. 1990. Т. 9.

13. Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.

14. Собрание законодательства РФ. 1997. № 41.

15. Собрание законодательства РФ. 1999. № 28.

16. Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ч.1.

17. Собрание законодательства РФ. 2001. № 49.

18. Собрание законодательства РФ. 2002. № 4.

19. Собрание законодательства РФ. 2003. № 50.

20. Собрание законодательства РФ. 2007. № 4.

21. Собрание законодательства. 2008. № 18.

22. Собрание законодательства РФ. 2008. N° 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.