ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
Олещенко Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента
Некоторые проблемы охраны наследственного имущества в гражданском законодательстве
Один из разделов третей части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) посвящен правовой регламентации наследственного права и является логическим продолжением и развитием двух предыдущих частей и, конечно же, Конституции Российской Федерации.
Позитивный характер нового наследственного законодательства очевиден. Институт охраны наследственного имущества представляет собой совокупность норм,направленных на обеспечение законных интересов предполагаемых наследников.
Характерно, что нормы об управлении наследственной массой присутствовали всегда в российском законодательстве. Так, ГК РСФСР 1922 г. предусматривал назначение по суду особо ответственного попечителя над наследственным имуществом по представлению государственного органа, ведающего соответственными предприятиями и заведениями. В ГК РСФСР 1964 г. такое лицо именовалось опекуном наследственного имущества (ст. 556) и назначалось нотариальной конторой либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов при наличии в составе наследства имущества, требующего управления, а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками.
Отводит определенное место охране наследственного имущества и управлению им и Гражданской кодекс Российской Федерации (ст. ст. 1171 - 1174 ГК РФ).
Необходимость включения норм об охране наследственного имущества в третью часть Гражданского кодекса РФ обусловлена тем, что в течение определенного периода времени после
открытия наследства и вплоть до его принятия возможна ситуация, когда круг наследников еще не определен наверняка, а душеприказчик в завещании не назначен. При таких обстоятельствах возникает задача заместить собственника фигурой не зависимой от воли наследников. Как правило, в такой ситуации нотариус, принимает по своей инициативе меры для обеспечения сохранности наследственного имущества. В этих целях он может заключать договор хранения или договор доверительного управления таким имуществом.
После заключения договора доверительного управления имуществом ответственность за сохранность наследственного имущества возлагается на доверительного управляющего.
Существует, на наш взгляд, справедливое мнение, относительно ошибочной позиции законодателя, который отождествляет понятия «опека над лицами» и «доверительное управление имуществом»1. Как доказательство приводится Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2005 г.) «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 37), где в качестве законного представителя наследника называется опекун, назначенный для охраны наследственного имущества и управления им. Очевидно, что для управления наследством назначается управляющий, а не опекун. Если обратиться к определению сущности опеки, то можно отметить, что она как юридический термин применяется в качестве одной из форм осуществления государственной защиты личности2, способа восполнения дееспособности граждан3, устройство лица, устройство и его судьбы, и судьбы его имущества4. Основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных
1 Михеева Л.Ю. Вопросы охраны наследственного имущества и управления им // КонсультантПлюс. Раздел комментарии законодательства.
2 Гражданское право: В 2. Т. I: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 143.
3 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 493.
4 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М., 2004. С. 103. _
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1
слоев населения. Следовательно в наследственных правоотношениях можно говорить только о доверительном управлении имуществом, но не об опеке. В интересах унификации терминологии необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
С позиции действующего ГК РФ принятие нотариусом мер по охране наследственного имущества и управлению им начинается с принятия заявления одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества (п. 1 ст. 1171 ГК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 1171 порядок охраны наследственного имущества и управления им, в том числе порядок описи наследства, должен определяться законодательством о нотариате. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. (в редакции от 01 июля 2005 г.) в части регулирования отношений по охране наследства и управлению им вступают в противоречие с положениями части третьей ГК РФ.
Статья 64 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате допускает принятие нотариусом указанных мер по своей инициативе. Следует со всей очевидностью признать противоречие этого положения ст. 1171 ГК Российской Федерации. В силу этого противоречия ст. 64 Основ не подлежит применению, а следовательно имущество умершего остается без охраны а. интересы предполагаемых наследников без защиты.
Кроме этого, нотариус об открытии наследства может и не знать, поскольку сведения о государственной регистрации смерти в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»1 сообщаются руководителем органа записи актов гражданского состояния в налоговые и иные органы власти, но не нотариусу. Предшествующее законодательство в этой части устраняло такой пробел. Закон РСФСР «О государственном нотариате» 1974 г2. возлагал обязанность на все организации, а также на граждан, которым стало известно о факте смерти физического лица, сообщать об этом в нотариальную контору и, более того, самостоятельно предпринять меры к сохранности имущества умершего (ст. 56).
Итак, с позиции действующего законодатель-
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС ства бремя заботы о наследственном имуществе возлагается прежде всего на тех, кто заинтересован в его принятии.
К сожалению, в настоящее время закон не позволяет нотариусам по собственной инициативе принимать меры по охране наследства (п. 2 ст. 1171 ГК РФ). Ситуацию спасает лишь то, что «право требовать принятия мер охраны наследства предоставлено законом весьма широкому кругу лиц», а «заявления, поданные нотариусу о принятии мер охраны наследства и управления им, обязательны для исполнения...»3.
Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает в данном случае подачу заявления о принятии мер к охране наследства, а не заявления наследника о принятии наследства. Второй вид волеизъявления упоминается в других положениях Кодекса (например, в ст. 1153) и направлен на достижение иных юридических последствий - на вступление в наследственные права.
В соответствии с п. 4 ст. 1171 ГК меры по охране и управлению наследственным имуществом ограничены весьма незначительным сроком. Подача лицом заявления о принятии наследства исключает необходимость принятия нотариусом мер по охране наследства, так как принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (п. 4 ст. 1152 ГК). Бремя содержания в этом случае несет собственник имущества.
Современной нотариальной практике пока почти неизвестны заявления о принятии мер по охране наследственного имущества. Большинство потенциальных наследников предпочитают сразу заявить о принятии наследства, опасаясь пропуска срока для подачи такого заявления и стремясь заранее «зарезервировать» свои права. Тем самым создается довольно опасная для их интересов ситуация, в которой нотариус не считает себя обязанным предпринимать меры по охране наследства.
По действующему законодательству соответствующие меры может принять либо нотариус, либо исполнитель завещания. Оба этих лица замещают собственника имущества на известный период правовой неопределенности.
Нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа
1 Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-Ф3 (ред. от 08.12.2003) «Об актах гражданского состояния».
2 Ведомости ВС РСФСР 1974. № 32. Ст. 852.
3 I
1 Комментарий к части третьей ГК РФ / Под ред. Л.П. Ануфриевой. М., 2004.
71
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества. В случае, когда назначен исполнитель завещания (ст. 1134 ГК РФ), нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания.
Следует, однако, отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации содержит весьма неясные правила о соотношении полномочий душеприказчика и нотариуса. В соответствии с п. 2 ст. 1171 нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания. В то же время душеп-
риказчик меры по охране наследства принимает самостоятельно. Это должно означать, что право принятия мер по охране наследства и управлению им предоставляется нотариусу исключительно с согласия душеприказчика. Законодатель предоставляет физическому лицу при составлении завещания исключить привлечение нотариуса к охране наследства и управлению им и возложить эти обязанности на иное лицо.
Изложенное показывает, что гражданское законодательство об охране и управлении наследственным имуществом нуждается в совершенствовании.
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
2009 • № 1