Научная статья на тему 'Некоторые подходы к оценке функций менеджмента в организации'

Некоторые подходы к оценке функций менеджмента в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1347
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА / MANAGEMENT FUNCTIONS / EVALUATION OF THE MANAGEMENT EFFICIENCY / INDICATORS OF AN ASSESSMENT OF MANAGEMENT FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова С.В.

В статье рассмотрены теоретические подходы к функциям управления с позиции функционального менеджмента. На основании сферы деятельности организации, ее целей и имеющихся ресурсов, освещены различные точки зрения на показатели и критерии оценки эффективности менеджмента компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT FUNCTIONS

The article deals with theoretical approaches to management and highlight different perspectives on indicators and criteria of their evaluation.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к оценке функций менеджмента в организации»

Проблемы экономики и менеджмента

С.В. Титова

канд. пед. наук, доцент, кафедра менеджмента, ЧОУВПО «Институт экономики, управления и права»

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к функциям управления с позиции функционального менеджмента. На основании сферы деятельности организации, ее целей и имеющихся ресурсов, освещены различные точки зрения на показатели и критерии оценки эффективности менеджмента компании.

Ключевые слова: функции менеджмента, оценка эффективности управления, показатели оценки функций менеджмента.

S.V. Titova, Institute of Economics, Management and Law

SOME APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT FUNCTIONS

Abstract. The article deals with theoretical approaches to management and highlight different perspectives on indicators and criteria of their evaluation.

Keywords: management functions, evaluation of the management efficiency, indicators of an assessment of management functions.

Современная организация представляет собой сложную систему, которая включает особые специализированные виды управленческой деятельности - функции менеджмента. По мнению Короткова Э.М., функция - это «работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели» [3, с. 96]. Подобную трактовку разделяет и Разу М.Л.: Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль... Менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ - функций менеджмента [7, с. 72].

Тейлор Ф. в своей работе «Научная организация труда» пишет, что «осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива, будь то патриархальная община или современная корпорация, требует управленческого регулирования в четырех его главных ипостасях: планирование, организация, руководство, контроль» [11]. Фай-оль А. в своем главном труде «Общее и промышленное управление» отмечает, что управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [13]. За прошедший век концепция Файоля А. подвергалась многочисленным попыткам изменения и совершенствования, что приводило к появлению новых предлагаемых функций управления, или к замене одних функций другими. Количество функций колеблется от трех (Бернард Ч.) до сорока пяти (Разу М.П.).

Анализ функциональной картины современного менеджмента провели Салихов Ю.А., Сироткина Н.В. и Салихова Е.Ю. в одноименной статье. Авторы проанализировали мнение более сорока авторов и определили двадцать шесть категорий, рассматриваемых различными авторами в качестве управленческих функций. Были учтены

46

№ 10 (50) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

мнения как зарубежных авторов, таких как Бреддик У., Десслер Г., Мескон М. и др., так и отечественных: Виханский О.С., Кабушкин Н.И., Румянцева З.П. и др. Авторы исследования пришли к выводу, что все современные представления о функциональной картине менеджмента всецело базируются на концепции Файоля А.; что вне конкуренции и практически без какой-либо смысловой корректировки остаются четыре функции с максимальным рейтингом: планирование, организация, мотивация, контроль [10].

Основополагающее значение такой классификации доказывают Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Робинс С., Коултер М., да практически все мировые авторитеты в области управления [6].

Подробный анализ современных функций менеджмента провели Тимиря-сов В.Г., Тишкина Т.В. и Рабинович Л.М. в монографии «Система менеджмента предприятия: оценка эффективности» в 2009 году и пришли к таким же выводам [12]. Характеризуя подходы к анализу функций, автор особо выделяет подход В.Ш. Рапопорта, чьи труды по управлению, написанные в 80-90-е годы XX века незаслуженно игнорируются [9]. Рапопорт разделяет все функции деятельности на четыре класса: функции производственно-продуктовые; функции обеспечения; функции развития; функции управления. Класс функций управления имеет сложную внутреннюю структуру, в которой различаются: элементарные функции; интегральные функции; подсистемные функции; общесистемные функции. Подсистемные и общесистемные функции управления подразделяются на аспектные и комплексные [10, с. 44].

Маслов Д.В. совместно с профессором Ватсоном П. и доктором Чилиши Н. из Великобританского университета Шеффилд Халам разработали функциональную модель оценки менеджмента (ФМОМ), предназначенную для диагностики и совершенствования системы управления организацией с целью повышения конкурентоспособности бизнеса [4, с. 46].

Подход к оценке менеджмента, предлагаемый функциональной моделью, предполагает определение уровня развития системы управления организацией, который выражается общей оценкой менеджмента (оценкой критерия «коммуникация»). Впервые шкала зрелости менеджмента предложена Ф. Кросби. Уровни зрелости Кросби (maturity levels) представляют собой оценочную схему, включающую пять стадий с соответствующим описанием состояния системы менеджмента. Оценка системы менеджмента в рамках функциональной модели предполагает анализ пяти управленческих функций (прогнозирование/планирование, организация, мотивация, контроль, координация) и двадцати пяти оценочных категорий [11].

Каплан Р. и Нортон Д. предложили систему сбалансированных показателей, суть которой состоит в том, что измерение эффективности должно происходить в четырех областях: финансовая эффективность; технологическая и операционная эффективность; степень удовлетворенности клиентов (потребителей); обучение и инновации [2, с. 10].

В рамках подхода Каплана и Нортона Тимирясов В. Г. совместно с Тимкиной Т.В. и Рабиновичем Л.М. предложили по каждой области оценок двадцать четыре показателя [12].

№ 10 (50) - 2015

47

Проблемы экономики и менеджмента

Егоршин А.Л. для оценки эффективности управления организацией предлагает тридцать пять показателей в шести областях:

- экономическая эффективность;

- социальная эффективность;

- организационная эффективность;

- оценка по конечным результатам производства;

- управление производительностью труда;

- качество трудовой жизни [1].

Все авторы считают, что использование предложенной ими сбалансированной системы показателей позволит оценить эффективность менеджмента любого предприятия с использованием экономико-статистических моделей, а также прогнозировать возможное стратегическое развитие компании.

Сегодняшний российский бизнес, особенно малый и средний, продолжает демонстрировать некомпетентность, а зачастую и профанацию в понимании современных подходов к менеджменту. Отсутствие стратегического видения, неумение выделить факторы успеха, отсутствие ориентации на потребности потребителя, отсутствие социальной ответственности - это далеко не полный перечень бед кадрового управленческого персонала. Проблемы эффективности управления являлись предметом исследования очень многих теоретиков и практиков, определивших самые различные подходы к оценке эффективности управления. В то же время все авторы признают, что единого подхода к оценке бизнеса, и тем более к оценке управления бизнесом, пока не выработано. Очень широк спектр предлагаемых методик оценки эффективности систем менеджмента, разнообразен и неоднороден перечень критериев оценки.

Тимирясов В.Г. выделяет четыре основных направления имеющихся методик оценки эффективности систем менеджмента:

- используются показатели деятельности управляемой, производственной подсистемы;

- используются системы показателей, характеризующие как управляющую, так и управляемую подсистемы;

- основой оценки эффективности менеджмента является достижение целевой функции и определение целевой эффективности;

- оценка эффективности систем менеджмента строится на определении эффективности управленческих решений [12].

Разу М.Л. считает, что основные направления анализа функций управления предполагают изучение:

- соответствия целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;

- содержания работ по каждой функции по уровням управления;

- распределения прав и обязанностей внутри аппарата управления;

- распределения функций управления по подразделениям;

- связи и взаимозависимости функций управления [7, с. 79].

48

№ 10 (50) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Таким образом, в современной науке отсутствует единая точка зрения на проблему оценки функций менеджмента в организации. В зависимости от целей исследования, уровня подготовки исследователя, ресурсов организации следует использовать определенные группы показателей оценки эффективности функций управления.

Список литературы:

1. Егоршин, А.П.Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин. -Нижний Новгород: НИМБ, 2010. - 320 с.

2. Kaplan, R.S. The Balanced Scorecard - Measures then drive Performance / R.S. Kaplan, D.P. Norton // Harvard Business Review. - 1992. - Vol. 70, № 1. - P. 71-79.

3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - 640 с.

4. Маслов, Д.В. Функциональная модель оценки менеджмента как инструмент совершенствования системы управления / Д.В. Маслов // Управление качеством. -2007. - № 1. - С. 32-37.

5. Матвеев, В.А. Резервы повышения эффективности управления промышлен-

ными предприятиями: автореф. дис. ... канд. экон. наук (08.00.05) / Матвеев Виталий Александрович; ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-

экономический университет». - Саратов, 2011. - 24 с.

6. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Э.Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1998. - 800 с.

7. Менеджмент: учебник / кол. авт.; под ред. М.Л. Разу. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2011. - 480 с.

8. Менеджмент: учебное пособие / кол. авт.; под. ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. - М.: Кнорус, 2010. - 496 с.

9. Рапопорт, В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации / В.Ш. Рапопорт. - М. Экономика, 1988. - 127 с.

10. Салихов, Ю.А. Анализ функциональной картины современного менеджмента / Ю.А. Салихов, Н.В. Сироткина, Е.Ю. Салихова // Управление персоналом. - 2008. -№ 17. - С. 44-46.

11. Тейлор, Ф.У. Научная организация труда / Ф.У. Тейлор. - М.: НКПС - Транспечать, 1924.

12. Тимирясов, В.Г. Система менеджмента предприятия: оценка эффективности / В.Г. Тимирясов, Т.В. Тишкина, А.М. Рабинович. - Казань: Познание, 2009. - 182 с.

13. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. - М.: Контроллинг, 1992. - 111 с.

№ 10 (50) - 2015

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.