Научная статья на тему 'Некоторые особенности профилактики лесных пожаров и ответственность за их возникновение'

Некоторые особенности профилактики лесных пожаров и ответственность за их возникновение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности профилактики лесных пожаров и ответственность за их возникновение»

5. Сорокина Ю. Н. Влияние структуры молекулы на показатели пожаро-опасности азотсодержащих органических веществ / Ю. Н. Сорокина, Т. В. Черникова, А. В. Калач, Е. В. Калач, А. В. Пищальников // Пожаровзрывобезопас-ность. - 2013. Т.22, № 11. С.12 — 16.

Некоторые особенности профилактики лесных пожаров

и ответственность за их возникновение

Спичкин М. Ю., БрянцеваЛ. В.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Российская Федерация обладает огромными запасами минерально-сырьевых ресурсов и значительную часть бюджета пополняет именно за счет их добычи и переработки. Именно поэтому проблема сохранения и грамотного использования природных ресурсов страны входит в число наиболее актуальных.

Россия обладает значительными лесными ресурсами и все чаще сталкивается с проблемами незаконного оборота древесины и лесных пожаров. Каждый год от нелегальных рубок и пожаров уничтожаются миллионы гектаров леса, что в свою очередь приводит к огромным убыткам экологического и экономического характера в различных регионах страны.

В соответствии с Лесным кодексом России право распоряжения лесом передано в субъекты Российской Федерации [1]. Таким образом, именно регионы обязаны следить за лесами, в том числе и оберегать от пожаров. Однако недостаточное финансирование и слабое материально-техническое оснащение подразделений, призванных бороться с лесными пожарами и их предупреждать, привело в том числе и к тяжелым последствиям 2010 г.

Как показывает практика, 9 из 10 лесных пожаров возникают по вине человека. Усугубляясь природными и погодными условиями в ряде территорий, они наносят существенный ущерб природе и населению.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах законодательством предусмотрена административная ответственность. Так, ст. 8.32 КоАП РФ [2] устанавливает, что:

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 7 тыс. до 12 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 120 тыс. руб.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 12 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц — 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб.

Помимо административной ответственности, за подобного рода противоправные деяния предусмотрена еще и уголовная ответственность. В соответствии со статьей 261 уголовного кодекса РФ [3] уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 261 УК РФ).

Те же деяния с причинением крупного ущерба могут караться лишением свободы на срок до 4 лет. (ч.1 ст. 261 УК РФ).

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом, в размере от 250 тыс. до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет, со штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч.3 ст.261 УК РФ).

И, наконец, те же деяния, если они причинили крупный ущерб (свыше 50 тыс. руб.), наказываются штрафом в размере 350 — 500 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере 100 — 300 тыс. руб. (ч.4 ст. 261 УК РФ).

Как мы видим, в зависимости от квалифицирующих признаков, данное деяние может относиться как к преступлениям небольшой тяжести, так и к тяжким преступлениям. Однако, несмотря на довольно строгую ответственность за подобные деяния, острота проблемы не снижается. С наступлением весенне-летнего периода в ленте новостей все чаще появляются сообщения о степных и лесных пожарах. Продолжаются неконтролируемые сельскохозяйственные палы, сжигание мусора на приусадебных и дачных участках, да и просто «детские шалости», перерастающие в огненные смерчи, уничтожающие многие тысячи гектаров лесов и полей, сметающие населенные пункты и даже приносящие человеческие жертвы. При этом практически отсутствует информация о привлечении к ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений, да и выявляются они весьма нечасто [4].

Во многих регионах органы местного самоуправления становятся главными зачинщиками выжигания сухой травы. Массовые весенние выжигания, поощряемые государственными организациями и органами местного самоуправления, уже стали практически привычными, и население относится к ним как к норме.

В настоящее время основные функции по управлению лесами осуществляют субъекты РФ, получая на эти цели субвенции из федерального бюджета. Новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами. Это привело к ослаблению контроля над лесами, максимально упростило доступ частников к этому природному ресурсу [4].

В подобной ситуации следовало бы четко регламентировать обязательность неукоснительного соблюдения всех экологических норм, а также продумать механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом. Но пока это проблематично, так как в последние годы была практически разрушена система охраны лесов — исчезли лесхозы, в Лесном кодексе отсутствует упоминание о лесной охране, существовавшей в России более 200 лет.

Безусловно, на местах следует усиливать профилактику природных пожаров. Важнейшее значение должно уделяться правовой пропаганде и разъяснительной работе среди населения об опасности проведения палов сухой растительности и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, прежде всего — в лесах и на земельных участках, непосредственно к ним примыкающих. Лишь с решением изложенных выше проблем можно будет рассчитывать на наведение порядка в лесу. Кроме того, на должном уровне он может быть поддержан на ответственности собственников и государственном контроле.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.1996 № 63-ФЗ.

4. Бородуля Е. В. Природные пожары: некоторые аспекты ответственности за их причинение и отдельные вопросы профилактики //Российский следователь. 2012. N 13.

Экологические аспекты тушения пожаров

на радиационно-загрязненных территориях

Халапсиина Т. И., Загор В. В.,

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Гомель

Авария на чернобыльской АЭС в значительной степени определяет проблему радиационной безопасности Республики Беларусь, охрану здоровья и жизни людей.

Опыт ведения хозяйства на территориях, загрязненных радионуклидами показал, что независимо от уровней загрязнения не может полностью прекращаться хозяйственная, лесохозяйственная и природоохранная деятельность. На наиболее загрязненных территориях хозяйственная деятельность минимизиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.