Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации'

Некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INFLUENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ржепянская Ирина Вячеславовна

В статье анализируются проблемы формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации. В данном аспекте культура как национальная идея и народное творчество как содержание образования рассматриваются как основополагающие факторы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of formation of moral culture of the personality in the conditions of entry of modern education into globalization process are analyzed. In the given aspect culture as a national idea and folklore as the content of education considered as fundamental factors.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации»



сю

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

^НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

УДК 008:1-027.21

И. В. Ржепянская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются проблемы формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации. В данном аспекте культура как национальная идея и народное творчество как содержание образования рассматриваются как основополагающие факторы.

Ключевые слова: нравственная культура, личность, поведение, педагогическое воздействие, образовательный процесс, народное творчество.

In article problems of formation of moral culture of the personality in the conditions of entry of modern education into globalization process are analyzed. In the given aspect culture as a national idea and folklore as the content of education considered as fundamental factors.

Keywords: Moral Culture, personality, behavior, pedagogical influence, educational process, folklore.

Проблема формирования «нравственной культуры личности» всегда волновала человечество, но предметом особого анализа она традиционно становилась в переломные моменты жизни общества, так как отражала внутреннее состояние его духа. Общественная значимость проблемы определила и широкий спектр научного интереса к ней — философии, социологии, культурологии, этики, педагогики, психологии и др. наук, каждая из которых рассматривала свой аспект «нравственного», решая специфические задачи, соответствующие предмету исследования. Постепенно из общего потока проблем нравственного порядка выделились две основные: «как должно поступать человеку», или путь к формированию нравственной культуры личности (этика, педагогика, психология), и вопросы гносеологического порядка (философия, культурология, социология).

В философии «нравственное» рассматривается с точки зрения ценностно-смыслового и познавательного понятия, в этике — как путь к формированию нравственной личности (ее счастливой жизни и реализации), в педагогике — как процесс, направленный на формирование личности (включает самовоспитание, самосовершенствование и пр.), в психологии этот процесс связывается с формированием Я-концепции («личностного Я» и ценностно-смысловой сферы в направленности действий), в культурологии и социологии с нравственными основаниями связываются существование и развитие общества, а также сам процесс взаимодействия человеческих отношений. Таким образом, нравственная культура личности получает развитие в русле не только философско-этичес-кой, но и педагогической проблематики.

Как сложное неоднозначное понятие «нравственная культура личности» охваты-

122 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 122-126

^ Социально-культурная деятельность

вает внутренний мир человека, сферы его жизнедеятельности и отношение к реальной действительности, поэтому в его основе есть две составляющие: «нравственное» и «культура [поведения] личности». Они также требуют отдельного рассмотрения.

Поведение личности строится на основе установок (стереотипных правил), запас которых с возрастом все увеличивается и становится более устойчивым [2, с. 832].

Внутренняя установка личности с точки зрения психолого-педагогической науки рассматривается как готовность и предрасположенность человека к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении. «Нормы поведения» — это их соответствие «нравственным» установкам определенного общества. «Нарушение норм поведения закрепляется в языке как нравственная ограниченность человека... К синонимам же нравственного величия обычно относят: величие души, великодушие, благородство, возвышенность и бескорыстность» [3, с. 389—390]. Таким образом, «безнрав-Ф ственность» становится синонимом поведе-

ния, нарушающего нормы морали, принятые в обществе, а «нравственность» — понятием близким к «нормам поведения».

«Культура личности» — понятие, характеризующее духовную сферу жизнедеятельности и поведенческое соответствие человека нормам общества. Каждый человек как представитель конкретного общества является носителем определенного социокультурного опыта — ценностей, нравственных и эстетических идеалов, норм поведения, национальных традиций и пр., — одним словом, того, что имеет историко-культурную значимость. За существование общества и его сохранность отвечают следующие структурные компоненты: единая система ценностей (воспринимаемая всеми членами общества, не подлежащая критике, придающая смысл человеческому существованию и позволяющая, объединившись, слаженно действовать), набор правил взаимодействия между людьми и формы стандартного поведения. Социокультурный опыт проявляется в си-

стеме регулятивных установлений — обычаях, законах, этикете, канонах морали и нравственности. Преемственность — необходимое условие его существования: транс-лируясь от поколения к поколению, социокультурный опыт всегда целенаправленно воспроизводится и становится содержательной основой особого «культурного кода», получая интерпретацию в «культурных текстах» (философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе и искусстве, общественной мысли, праве и идеологии, обрядах, ритуалах и пр.) [4, с. 124].

В педагогике этот процесс называется социализацией. Его цель как педагогического процесса — выполнение социально-образовательного заказа общества в опоре на предшествующий опыт. Показателем воспитанности и образованности служит уровень освоения морально-нравственных принципов, существующих в обществе.

Современная система образования, подвергаясь реформированию и модернизации, увлекаясь западными моделями обучения и воспитания, стремится сформировать нового человека — конкурентоспособного в современном мире, но она не всегда учитывает российский менталитет и исторический опыт. Вхождение в мировое международное пространство действительно необходимо, но оно не должно разрушать традиционные для существующего общества ценностно-смысловые основания формирования личности. Важным аспектом современного образовательного процесса должно стать не только наращивание профессионализма, но и сохранение опыта прошлых поколений. Сегодня, как никогда ранее, образование (профессиональное образование) должно рассматриваться как инструмент творческого развития нового пространства культуры и определяться как некое интегрирующее начало, в котором происходит духовно-нравственное становление личности.

В современную эпоху человечество входит в единую систему социокультурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений, и потому многие

$

123

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости формирования нового планетарного стиля мышления. Данная парадигма уже заложена в педагогических системах многих стран. Но расширение сферы социально-исторического действия человека требует и расширения горизонтов осознания им ответственности, ведь принципиально новая система связана общей судьбой, а значит, и формируется новая педагогическая стратегия: воспитание гражданина всего мира.

Но как стать гражданами мира, не утратив «собственных корней», и как сохранить независимость в диалектической связи со свободой и развитием других? В докладе Международной комиссии по образованию XXI века «Образование: сокрытое сокровище» подчеркивается, что противоречие между глобальным и локальным: этическими и культурными аспектами образования — едва ли не главная проблема ближайшего будущего. Для ее преодоления «следует начать с того, чтобы научиться понимать самих себя» [1].

Люди, образовавшие конкретное общество в преемственности поколений, всегда стремились четко отделить себя от остальных. Это составляло неповторимое своеобразие культуры этого общества, бережно охраняемое и наследуемое: сохранение себя в некоем постоянном виде (в качестве образца). Это основная функция всякого человеческого сообщества вообще. Культура как национальная идея выражала традиционные для общества смыслы (сложившуюся систему ценностей). Нарушение трансляции этнокультурного опыта вело к прерыванию этнической идентификации, а значит, и истории этнического социума — главного условия его развития. Результатом данного процесса, как правило, была демонстрация национального безразличия и нигилизма.

На уровне личности социокультурный кризис всегда выступает как кризис идентичности граждан со своей страной, со своим этносом, что чревато потерей самоуважения и постепенной утратой самобытности.

По мнению многих отечественных философов, социологов, психологов (Н. Бердяев, Ю. Бромлей, А. Никишенков, С. Чешко), апелляция к этническому самосознанию народа в культуре общества становится особенно заметной в кризисные периоды его развития, когда разрушается система устоявшихся стереотипов, ценностей, социальных структур. На эту проблему указывал еще К.Д. Ушинский, сходную проблему отмечают и многие современные педагоги (И.Ф. Гончаров, В.А. Кобылянский, Т.И. Рассадина, В.Ю. Троицкий, В.Ю. Хотинец и мн. др.).

Таким образом, культура как национальная идея должна стать краеугольным камнем в здании мирового социума. А образование видится в качестве стабилизирующего фактора, объединяющего в своей диалектической сути идеалы предшествующих поколений (историческая традиция) с новыми социальными представлениями (принятие нового образа жизни и новых идеологических воззрений, формирование образа будущего). Именно образование должно помочь молодому поколению адаптироваться к новым жизненным условиям и культурным изменениям, происходящим в обществе (механизм достижения цели).

Отсюда и новые требования к системе образования, процессу формирования личности (модель): в ней должны гармонически сочетаться нравственная культура, высокая степень социальной ответственности и предельная компетенция в своей специальности. На это направлено системное, комплексное использование методологических средств познания (аксиологического, деятельностно-го, личностного, инструментального и др.), отображающих в своем единстве многоаспектное видение идеальной модели формирования личности.

Система образования должна инициировать и подготовку кадров, способных содействовать целостному формированию аксиологического мышления общества.

Новая система образования должна изменить и ценностно-смысловые начала современного общества, но, к сожалению,

$

124

^ Социально-культурная деятельность

одного осознания данной проблемы недостаточно. Приходится констатировать, что сегодня система образования в целом не реализует формирование нравственно-аксиологического мышления нового поколения, потому что эта цель не заложена ни в структуре, ни в сути самой педагогической деятельности. Цель достигается тогда, когда есть совершенный образец, к которому нужно стремиться, и четко, грамотно продуманный механизм достижения этой цели (следует отметить, что такой совершенный образец есть в национальной культуре каждого народа — в его народном творчестве).

Стремительное развитие современного технологического производства требует и иного взаимодействия человека с окружающей средой: создавая материальные предпосылки для удовлетворения своих потребностей, он все чаще попадает в бесконечный многообразный круг зависимости от них. Но распространение идеологии потребительства не может обеспечить достойное будущее человеку. Такое будущее ему могут дать Ф только изменения в самом себе, его духов-

ное совершенствование; и через этот процесс станет реальностью совершенствование самого общества.

Многие современные мыслители выход из этой ситуации усматривают в принятии идеологии «нового аскетизма»: переориентации людей с мирских ценностей на духовные, такие как восстановление связи с Богом, традициями, вечными человеческими ценностями. Поэтому и внимание студенческой молодежи все чаще обращается на духовный опыт прошлого, на этические проблемы.

Анализ тенденций, происходящих сегодня в образовании, дает основание говорить о том, что поиск новых и уникальных путей развития общества всегда опирался одновременно и на традиции, и на новации, но успешность их становления определялась фундаментальными духовными основаниями и приобщением к культурным традициям и ценностям своего общества, а это всегда подразумевает педагогический процесс. Педагогический процесс

должен быть направлен на формирование гражданственности, коммуникативно-нравственной культуры, устремленности к высшим духовно-нравственным идеалам; он должен опираться на воспитательный потенциал народного искусства, способный сформировать у нового поколения стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, любовь и уважение к отечеству и существующим в его культуре традициям, этическим нормам, творческое отношение к окружающей действительности.

Стремительная перестройка экономики и усиление требований к ее конкурентоспособности обусловили радикальный характер реформы образования. Но невозможно создать современную инновационную экономику, минуя личность человека: успешность перемен, темп и характер их развития ставятся в зависимость от жизненных приоритетов, гражданской позиции каждого человека. Мы не вполне осознаем, что все наши сегодняшние поступки и дела найдут свое отражение в будущем, но это так. Следующее поколение будет жить в условиях и по правилам, написанным обществом сегодня, и от каждого человека зависит, каким будет завтрашний день. Для счастливого будущего недостаточно выдающихся научных открытий. Они ничто, если общество не живет по нравственным законам. Чтобы иметь цель и смысл жизни, сегодня каждому нужно начать руководствоваться в своих действиях правилами морали, голосом совести, нравственными традициями своего народа. Поэтому в числе прочих в основах законодательства Российской Федерации к культурным ценностям причисляются нравственно-эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции, обычаи и фольклор. Народное творчество несет в себе незыблемые ценности традиционной культуры: ценность окружающего мира (мира природы и человеческих отношений), ценность семьи и труда, ценность Родины. Эти понятия формируют ценностное отношение человека к жизни, формируют потребность творить и

$

125

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

совершенствоваться, а это есть важнейшее условие успешного развития России.

Поэтому нравственная культура личности выдвигается в качестве важнейшего, основополагающего компонента цели и содер-

жания современного образования. Именно от нравственных устремлений человека зависит не только его собственное настоящее и будущее, но и настоящее и будущее всего общества.

Примечания

1. Жак Делор. Образование: сокрытое сокровище [=Learning: The Treasure Within] : основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / Жак Делор // Информация для всех [Электронный ресурс] / Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО. — 2007. — Режим доступа: <http://www.ifap. ru/library/index.htm>

2. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск : Современное слово, 2001. — 928 с.

3. Соловьев, Вл. Отрицательные идеи нравственности. Идея сверхчеловека / Вл. Соловьев // Сочинения : в 2 т. — Москва : Правда, 1989. — Т. 2. — 735 с. — С. 389—390.

4. Флиер, А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1997. — № 2. — С. 124.

Д

ЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 070

О. Е. Коханая

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье автор анализирует творческую и коммуникативно-игровую функции детской журналистики как самобытного российского явления, рассматривает журналистику для детей как инструмент развития творческой личности.

Ключевые слова: журналистика, дети, творчество, игра.

The author analyzes creative and communicative-playing function of journalistic for children as independent Russian phenomenon, gives a view on journalistic for children as a tool of development creative person.

Keywords: journalistic, children, creation, playing.

$

То, что детская журналистика — это творчество, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнения. Чтобы найти общий язык с детьми и подростками, нужно самим взрослым перевоплотиться, встать на место своих подопечных, чтобы общаться с ними на одном языке. Размышляя о творческой составляющей детской журналистики, в первую очередь, видимо, необходимо выделить:

а) собственно содержание и художествен-

ное оформление детской периодики как результат творческого процесса создателей детских СМИ, как взрослых, так и детей;

б) функционирование детских самодеятельных объединений — студий, «школ» журналистики (в редакциях СМИ, во внешкольных учреждениях, в школах) как творческий процесс приобщения к журналистской профессии;

в) создание условий для творческого про-

126

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 126-130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.