Научная статья на тему 'Некоторые эквиваленты русских фразеологизмов в поэме «Шахнаме»'

Некоторые эквиваленты русских фразеологизмов в поэме «Шахнаме» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
649
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЗМ / ПОСЛОВИЦА / ПОГОВОРКА / ПЕРЕВОД / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК / PHRASEOLOGICAL UNIT / PROVERB / SAYING / TRANSLATION / RUSSIAN / TAJIK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гулзода Н.Д.

В статье рассматриваются языковые проблемы в тексте поэмы Фирдоуси «Шахнаме», а именно сходства и различия между фразеологизмами пословицами и поговорками в таджикском и русском языках, а также возможности сохранения смысловых оттенков в процессе их перевода. Приводятся примеры сопоставительного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some equivalents of Russian phraseological units in «The Shahnameh»

The article focuses on linguistic problems in the text of the epic poem Shahnameh by Ferdowsi, i. e. on the similarities and differences between Russian and Tajik phraseological units proverbs and sayings, as well as on possible methods for reproducing shades of meaning of such units in translation. There are a lot of examples of comparative nature in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые эквиваленты русских фразеологизмов в поэме «Шахнаме»»

УДК81'255:81'373 Н. Д. Гулзода

канд. филол. наук, директор Центра таджикского языка и культуры МГЛУ; e-mail: gulzod49@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ РУССКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ПОЭМЕ «ШАХНАМЕ»

В статье рассматриваются языковые проблемы в тексте поэмы Фирдоуси «Шахнаме», а именно - сходства и различия между фразеологизмами - пословицами и поговорками в таджикском и русском языках, а также возможности сохранения смысловых оттенков в процессе их перевода. Приводятся примеры сопоставительного характера.

Ключевые слова: фразеологизм; пословица; поговорка; перевод; русский язык; таджикский язык.

N. D. Gulzoda

Candidate of Philology (PhD); Director, the Centre for the Tajik Language and Culture, MSLU; e-mail: gulzod49@mail.ru

SOME EQUIVALENTS OF RUSSIAN PHRASEOLOGICAL UNITS IN «THE SHAHNAMEH»

The article focuses on linguistic problems in the text of the epic poem Shahnameh by Ferdowsi, i. e. on the similarities and differences between Russian and Tajik phraseological units - proverbs and sayings, as well as on possible methods for reproducing shades of meaning of such units in translation. There are a lot of examples of comparative nature in the article.

Key words: phraseological unit; proverb; saying; translation; Russian; Tajik.

В далекие времена в Тусе жил некий поэт Абулкасым, который спустя столетие стал известен под именем Фирдоуси благодаря своему тридцатилетнему труду «Шахнаме».

Завершив тысячу лет назад свой труд, поэт осознавал, что не золото от временщика Махмуда будет для него настоящей наградой. Вот как заканчивается «Шахнаме»:

Намирам аз ин пас, ки ман зиндаам, Ки тухми суханро парокандаам. Бад-ин нома бас умрх,о бигзарад. Бихонад, х,ар он кас, ки дорад хирад [12].

Я не умру вовек! Жить буду снова Во всходах мной посеянного слова! И тот, кто свет ума и веры чтит, Мой величавый подвиг восхвалит.

«Шахнаме» Фирдоуси («Книга царей») - это чудесный поэтический эпос, состоящий из 55-60 тыс. бейтов (двустиший) (а по некоторым данным, до 80 тыс.), в которых причудливо переплелись в извечной борьбе темы славы и позора, любви и ненависти, света и тьмы, дружбы и вражды, смерти и жизни, победы и поражения. Это повествование мудреца из Туса о легендарной династии Пишдадидов (Пешдодиен) и перипетиях истории Каянидов, уходящее вглубь истории Ирана через мифы и легенды [3].

Для создания поэмы в качестве источников автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, на которых опирался иранский трон в эпоху династии Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.), реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского.

Абулькасим Фирдоуси работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 401 г. хиджры, т. е. в 1011 г.

О значимости и важности «Шахнаме» сказано уже немало. О месте этого произведения в мировой литературе по сей день много пишут, и, несомненно, изучение ее наследия будет продолжаться. Поэма «Шахнаме» подобна океану, в котором можно постоянно искать жемчужины, и каждый раз находить все лучше и лучше. Великий ученый таджикского народа Б. Гафуров, вспоминая о «Шахнаме», говорил: «Я помню, еще ребенком наблюдал, как простые крестьяне с любовью слушали чтеца "Шахнаме" в моем родном кишлаке в Таджикистане. Чтение "Шахнаме" проводилось в чайхане, в чайном доме, и всюду, где собирались люди и где находился чтец. И сейчас "Шахнаме", или, как называют ее в народе, "Книга о Рустаме", исключительно популярна среди широчайших народных масс. В Иране и в Афганистане Фирдоуси остается величайшим поэтом. Почти в каждом населенном пункте в Иране можно найти людей, которые зовутся «Шах-намехон» (т. е. чтец "Шахнаме"), с большим успехом декламирующие эту поэму. В этой связи я позволю себе процитировать строки, написанные выдающимся деятелем современной иранской культуры, профессором Саидом Нафиси в дни празднования тысячелетия со дня рождения Фирдоуси: "Он повсюду - этот певец Ирана. Всюду, где Гомер, Вергилий, Шекспир, Сервантес, Шиллер и Лермонтов, - всюду он рядом с ними. Тысячу лет назад, оставаясь в своем деревенском углу, в окрестностях Туса, он направился

на завоевание мира. Но среди всех стран, через которые он прошел, в ряде горячих встреч, которые ему были оказаны, есть страна, где он был понят лучше, чем где-либо, почти так же хорошо, как на своей родине ... Кто лучше русского уловит это состояние спокойного блаженства, это великолепие отречений, эту тишину мучений и захватывающую гиперболичность, присущую гению таких поэтов, как Рудаки, Дакики, Фирдоуси..."»1.

В «Шахнаме» окончательное торжество всегда на стороне добра. В этом плане интересен конец произведения: иранское государство рухнуло под сокрушительным ударом арабских войск, величие Ирана повергнуто в прах. Но идейный смысл «Шахнаме», все призывы автора, помыслы изображенных им героев направлены на прославление своей страны. И поскольку падение Ирана изображено ретроспективно, как факт, который имел место несколько веков назад, само произведение Фирдоуси служит предостережением от повторения прежних ошибок, приведших к поражению.

Это справедливые слова. Фирдоуси - слава и гордость всей мировой культуры - близок и дорог всем народам нашей планеты. Национальная гордость иранского народа, он является и великим поэтом таджиков, входящих в братскую семью Востока. Все народы, населяющие нашу страну, знают и любят гениального создателя образов Рустама, Сухраба, кузнеца Кавы, зачитываются волнующими эпизодами «Шахнаме». Любовь к Фирдоуси и его творчеству стала ярким проявлением дружественных и сердечных чувств к нашему южному соседу - иранскому народу, внесшему бесценный и неповторимый вклад в сокровищницу всемирной цивилизации [2].

Изучение языковых проблем в тексте «Шахнаме» откроет для нас другие положительные стороны неповторимого эпоса.

Как известно, таджикско-персидский язык является одним из уникальных языков мира, словарный состав которого в течение тысячелетий почти не изменился, лишь значительно обогатился. Поэтому каждому грамотному таджикскому читателю язык «Шахнаме» доступен и понятен.

«Шахнаме» Фирдоуси является героическим эпосом персоязыч-ных народов, который от начала до конца состоит из многочисленных фразеологических единиц, метафорических выражений, иносказаний

1 Цит. по: [2, с. 12].

и, конечно, пословиц и поговорок. Редко встречаются бейты без фразеологических оборотов или мысли, высказанные не в переносном значении. Превосходство поэзии Фирдоуси заключается еще и в том, что не могут сравниться с поэзией других классических поэтов его аллегории, выражения и лексические обороты. Некоторые из них в переносном значении характерны только для языка «Шахнаме». Еще в прошлом столетии, говоря «Об отношение языка «Шахнаме» к таджикскому языку», основоположник современной таджикской литературы Айни заметил: «Если нам в языке "Шахнаме" не учитывать такие слова, как: мубад (зороастрийский жрец), пизишк (врач; доктор), ромишгар (певец; музыкант), даж / диж (крепость), - которые остались от древнеперсидского языка..., то он понятен для масс таджикского населения...» [1].

В тексте «Шахнаме» довольно часто встречаются пословицы и поговорки. Например, русская пословица беречь собственную шкуру или заботиться о собственной шкуре в «Шахнаме» употреблена в следующей лексической конструкции:

Туро кехтари кор бастан накует, «Нигах доштан бар тани хеш пуст» [5; ч. 2, с. 152].

Лучше бы тебе не знатным оказаться, Чтобы о собственной шкуре заботиться.

Или фраза (не) хватать звезд с неба использована в такой конструкции:

Ба бозу кавию ба тан зурманд, «Ситора барорад зи чархи баланд» [5; ч. 2, с. 253].

Могучий плечами и телом силен, Хватает звезду с неба он.

Фраза высказывать глубокие мысли в небольшом количестве слов, была в центре внимания классиков, особенно поэтов. Появление русского оборота чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно в русском языке связывают с поэзией Некрасова. Но до Некрасова мы встретим подобное выражение в «Шахнаме» [3]:

Дигар гуфт: «Равшан равон он касе, Ки кутох гуяд, ба маънИ басе» [11; ч. 8, с. 166].

И еще сказал: «Просвещенный тот, Кто, укорачивая речь, за мысль берет».

Поэты во все времена были недовольны политикой той или иной государственной структуры. Поэтому мечтали об улучшении жизни

и быта народа. Они идеализировали дружбу представителей различных слоев населения, используя многочисленные выражения, которые дошли до наших дней как устойчивые речевые обороты и в дальнейшем стали употребляться в качестве пословиц и поговорок, например в отношении Султана Махмуда, который изначально был рабом, а не выходцем из династии царей, и не оценил тридцатилетнего труда поэта, с ненавистью говорится:

Зи нопокзода мадоред умед, Ки зангй ба шустан нагардад сафед [11, с. 63].

Не ждите от незаконнорожденного добра,

Все равно, не отмыть мавра добела.

Или:

Ч,авонро бувад рузи пирй умед, Нагардад сиях муйи гашта сафед [4, с. 15].

Мечтая о старости, не ведает молодой, Что смолью уж не станет волос седой.

Мы часто находим в «Шахнаме» эквиваленты русских пословиц и поговорок и других фразеологических единиц, например ложка дегтя в бочке меда:

Бад-у гуфт, к-ин чист, к-ангехтй, «Ки бо шахд ханзал биомехтй» [4, с. 444].

Что за глупость, ты натворил, Что меда с ядом соединил?

Или один в поле не воин. В «Шахнаме» есть выражение ба тан-хотан у худ яке лашкар аст, которое по значению схоже с русским один в поле не воин. На основе этого выражения можно образовать вариант и один в поле воин:

Ба танхотан у худ яке лашкар аст, Чдхонгиру бедору кундовар аст [12, с. 67 (8)].

Он и один стоит целого войска, Покоритель мира, мудрый и отважный воин.

Например, или грудь в крестах, или голова в кустах:

Чунин аст оини гардандадахр, Гахе нуш бор оварад, гох захр [12, с. 61, (2)].

Таков обычай вращающегося небосвода,

Иногда дадут яда, иногда меда.

Сопоставим другие варианты данного бейта: когда Рустам спит, его Рахша уводят Саманганцы. Проснувшись, он не находит коня и, поднимая седло, говорит:

Хамин аст расми сарои дурушт, Гахе зинсавору гахе зин ба пушт [4, с. 368, (6)].

Чунин аст расми сарои фиреб, Гахе бар фарозу гахе бар нишеб [7, с. 202, (11)].

Чунин буд то буд гардонсипехр, Гахе чанг захр асту гах нушу мехр [7, с. 202, (12)].

Бибошед, то ман дар ин размгох, Агар сар дихам, гар ситонам кулох [9, с. 262, (4)].

В другом варианте встречается:

Яке кор дорам туро бимнок, Агар тахт ёбй, агар тира хок [12, с. 218, (11)].

Таков закон дворца, где правит зло: То ты в седле, то на тебе седло.

Таков закон у этого обманчивого мира То возвышает тебя, то насыпает беду.

Таким был всегда этот вращающийся мир:

Иногда ссоры и печаль, а иногда любовь и пир.

Ждите, что я в этом бою, Или побеждаю или умру.

Скажу все, что думаю я о тебе Не важно, обретешь ли ты трон или уйдёшь в сыру землю.

В данном бейте таджикское выражение «агар тахт ёбй, агар тира хок» употреблено во втором лице и переводится на русский язык следующим образом: если станешь повелителем или встретишь смерть.

Из грязи да в князи - эта поговорка в «Шахнаме» имеет множество вариантов, отличающихся друг от друга своей конструкцией при сохранении одного и того же значения. Приведем несколько примеров:

Одного низвергаешь ты с луны

Якеро зи мох андарорй ба чох,, Якеро зи чох андарорй ба мох [12, с. 203, (2)].

Якеро барориву шохй дихй, Якеро ба дарё ба мохй дихй [12, с. 203, (3)].

в темницу,

Другого из темницы возвышаешь до луны.

Одному почитаешь быть султаном, Другому - в море кормом для рыб.

Якеро барорй ба чархи баланд, Якеро кунй хору зору нажанд [12, с. 203, (1)].

Одного поднимаешь до небосвода, Другого подвергаешь унижению.

Выражение не числом, а умом популярно в русском языке, его эквиваленты в «Шахнаме» таковы:

Агар сад саворанду гар сад хазор, Фузунии лашкар наояд ба кор [5, с. 145].

Пароканда лашкар наояд ба кор, Дусад марди чангй бех аз сад хазор [5, с. 163].

Будь их хоть сто всадников, хоть сто тысяч,

Не имеет значения число войска.

Бесполезно беспорядочное войско, Двести хороших воинов лучше ста тысяч плохих.

Важное значение в «Шахнаме» имеет употребление таджикско-персидских пословиц и поговорок, мы приведем их эквиваленты на-русском языке:

Фиристода гуфт: «Эй худованди Рахш,

Ба дашт охуи ногирифта мабахш» [7, с. 201].

Посланный сказал: «О, владец Рахш, Не дари непойманной газели».

Данная пословица в таджикском языке имеет другие варианты. Например:

бача дар шиками модар, номаш Музаффар (не родившегося мальчика назвали Музаффаром);

хурдагихо пушаймон, нохурдахо дар армон (те, кто пробовали, раскаиваются, а те, которые нет, мечтают).

А в русском языке абсолютным эквивалентом данной пословицы является делить шкуру неубитого медведя.

У всех народов довольно много поговорок об умении сохранить тайну или не распространять тайну о том, что должен знать один человек и не должны знать другие. Это не оставило равнодушными поэтов. Вот как выражает Фирдоуси это значение:

Агар роз хохй, ки пинхон бувад, Чунон кун, ки пайванд бо чон бувад [10, с. 200].

Если хочешь сохранить тайну, сделай так,

Чтобы она срослась с твоей душой.

Или:

Сухан то нагуянд, пинхон бувад, Чу гуфтанд, хар чо фаровон бувад [10, с. 200].

Тайно то, что не высказано, А сказали, оно станет широко известным.

Данная пословица в русском языке встречается в разных конструкциях: говорить по секрету, а выйдет по всему свету; знает кума -знает полсела; знала бы наседка, узнает и соседка; петух скажет курице, а она всей улице; что не должен знать враг, не говори другу.

Тема «быть непобежденным, не подчиняться врагу, быть непокорным» в таджикско-персидской классической литературе является одной из тех, которой уделяли довольно большое внимание все классики, в том числе Фирдоуси:

Ба номи наку кушта гаштан ба чанг, Бех аз зиндагонй ба айбу ба нанг [6, с. 115].

Чунин гуфт мубад, ки мурдан ба ном,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бех аз зинда - душман бар у шодком [10, с. 116].

Быть убитым в бою с добрым

именем лучше,

Чем жить в позоре и стыде.

Мудрец сказал так: лучше умереть со славой,

Чем жить в позоре на радость врагу.

В русских пословицах это значение передается так: жизнь на коленях позорнее смерти; лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор; лучше смерть в бою, чем позор в строю; лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

В «Шахнаме» трудно найти двустишие без фразеологической единицы или без пословицы и поговорки. В сравнении с другими произведениями по богатству языка поэма «Шахнаме» занимает заметное место. Великий Фирдоуси из любви и уважения к своему языку отдал все силы, чтобы его «Шахнаме» была без чужой лексики, особенно арабских слов. В очень большой по объему эпопее употреблена лишь одна тысяча заимствованных слов. Основу этой традиции заложил великий Рудаки, в стихах которого мы редко встречаем заимствованные слова. Умение употреблять фразеологические единицы, пословицы и поговорки в составе различных языковых структур говорит о том, что поэт, вне всякого сомнения, заслуживает высокого звания «мастера словесности», как о нем и говорят на Востоке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айнй С. Образцы таджикской литературы. - М., 1926. - 130 с.

2. Гафуров Б. Г. Таджики. - Кн. 1-11. - Душанбе : Ирфон, 2009. - 864 с.

3. Мулокандов Э. Забон дар тули замон. - Душанбе : Ирфон, 1985. - С. 5-36.

4. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч,. 1. - Душанбе : Адиб, 1987. - 480 с.

5. Фирдавсй А. Шохдома. - Ч. 2. - Душанбе : Адиб, 1987. - 320 с.

6. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 3. - Душанбе : Адиб, 1988. - 528 с.

7. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 4. - Душанбе : Адиб, 1988. - 408 с.

8. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 5. - Душанбе : Адиб, 1989. - 496 с.

9. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 6. - Душанбе : Адиб, 1989. - 552 с.

10. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 7. - Душанбе : Адиб, 1989. - 656 с.

11. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 8. - Душанбе : Адиб, 1990. - 612 с.

12. Фирдавсй А. Шохнома. - Ч. 9. - Душанбе : Адиб, 1991. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.