Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Финляндии'

Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
661
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИНЛЯНДИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION / FINLAND

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бальчюнене Наталья Ильинична

Рассмотрен опыт Финляндии при формировании государственной политики в области создания системы развития адаптивной физической активности, системы многоуровневой подготовки кадров для работы со специальными группами населения, а также организации научных исследований в этой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the development of adaptive physical education in Finland

The Finnish experience in government policy in the field of system development adaptive physical activity, multilevel system of training to work with special populations, as well as the organization of scientific research in this field.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Финляндии»

Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Финляндии

Н. И. Бальчюнене

В последние годы в России активно изучается опыт Финляндии в развитии инноваций, науки и образования [1 - 6] и др. В то же время, недостаточно внимания уделяется опыту Финляндии в сфере создания системы развития адаптивной физической активности и организации соответствующего мониторинга. Учитывая серьезное внимание к проблеме развития адаптивной физической культуры в России и за рубежом [7 - 9], в настоящей статье рассмотрен опыт Финляндии в этой сфере.

В специальные группы в Финляндии входит около 10 % населения Финляндии (примерно 500 тыс. чел.). В дополнение к инвалидам и лицам с различными хроническими заболеваниями этот процент расширяется при включении и некоторых пожилых людей, нуждающихся в услугах в сфере физической активности. В Финляндии с точки зрения физической тренировки выделяются три специальные группы инвалидов, имеющих ограничения движения по инвалидности, сенсорную инвалидность и интеллектуальную инвалидность ( умственную отсталость). Следующая группа - это хронически больные люди (сердечно-сосудистые заболевания, ревматизм, астма и респираторные заболевания, психические расстройства, эпилепсия, заболевания мышц и др. В группу пенсионеров входят пенсионеры по старости и пенсионеры по инвалидности.

Финские специалисты отмечают, что активизация физической активности для всех этих групп населения с помощью спортивных клубов ограничена, а специалисты, работающие с ними, должны иметь специальные знания и навыки.

В 1982 году Международный симпозиум ЮНЕСКО по видам спорта для инвалидов в качестве четырех центральных принципов работы для адаптированной физической активности определил: 1 - традиции реабилитации; 2 - традиции физического образования; 3 - традиции соревновательных видов спорта; 4 - традиции досуга. В Финляндии эти принципы реализуются через следующие меры: 1 - ввод физиотерапевтов в систему ухода в рамках развития реабилитационной физической активности; 2 - подготовка учителей физкультурного образования и развитие адаптивного физкультурного образования для качественного обучения учеников с ограниченными возможностями; 3 - увеличение финансирования спортивных организаций инвалидов; 4 - найм спортивных инструкторов для особых групп и введение физкультурных программ на муниципальном уровне.

Из числа работников, развивающих адаптивную деятельность в Финляндии, почти 100 работает на муниципальном уровне, около 100 - в учреждениях для инвалидов, 30 - в спортивных организациях для инвалидов, около 30 - в специальных школах, остальные в различных других организаций.

Адаптированные физические нагрузки охватывают реабилитационные упражнения, рекреационную деятельность и конкурентоспособность, а также спортивную деятельность мирового класса. По мнению финских специалистов, если общество осуществляет финансовую поддержку спорта и отдыха, то, как правило, часть этой помощи должна быть направлена на осуществление адаптированной физической активности.

Поддержка спорта для инвалидов направлена на получение ими равного статуса в физической культуре; развитие самомотивации через физическую активность; получение экономического эффекта (снижение потребности в дорогих учреждениях); решение проблем транспортировки инвалидов, обеспечения их поддерживающим оборудованием и др. В Финляндии 80-90 спортивных инструкторов для специальных групп, которые контролируют и организуют тренировки для инвалидов, хронически больных и пожилых

граждан. Эта деятельность на муниципальном уровне дополняется спортивными организациями для инвалидов. В муниципалитетах функционирует около 3000 групп для адаптированной физической активности. Наибольшее количество групп существуют для пенсионеров, а затем лиц с нарушениями движения, умственно отсталых и сенсорных инвалидов, астматиков и детей-инвалидов. В качестве физических упражнений в большинстве случаев используется гимнастика, различные игры с мячом, или водные виды спорта и плавание. В дополнение к фактическому обучению, работа инструкторов включает в себя предоставление информации, обучение, планирование деятельности со школами, органами социального обеспечения и здравоохранения и финансовое планирование.

Из примерно 600000 детей, посещающих финские школы, около 50 000 по-разному ограничены или хронически больны. Наиболее распространенными видами инвалидности и болезнями являются астма, минимальная мозговая дисфункция, умственная отсталость, детский церебральный паралич, сахарный диабет и инвалидность чувств и конечностей. Функционируют специальные школы для инвалидов. Большинство учащихся с ограниченными возможностями посещают обычные школы.

Ранее некоторые ученики-инвалиды были освобождены от физкультуры. В настоящее время от такого подхода почти полностью отказались, так как администраторы поняли, что упражнения необходимы для таких учеников.

В течение долгого времени, одной из самых больших проблем в адаптированной физической активности был отказ в разработке доступных для инвалидов спортивных и развлекательных центров (узкие двери, отсутствие подъемников). С 1979 года законодательство о строительных нормах потребовало, чтобы общественные здания быть свободными от препятствий к движению. Для проектировщиков потребовалось некоторое время, чтобы научиться брать во внимание потребности инвалидов в движении.

В 1987 году Министерство образования Финляндии опубликовало перевод книги Совета по Европейской хартии по спорту на благо всех инвалидов, которое предусматривает улучшение доступа инвалидов в спортивные и рекреационные объекты. Книга была распространена среди всех муниципалитетов Финляндии. Цель состояла в том, чтобы сделать как можно больше мест спорта и отдыха доступными для инвалидов. Это требует, в частности, адекватно широкие двери, подъемники, в дополнение к лестницам, туалеты для пользователей с ограниченными возможностями, достаточные пандусы, адекватно читаемые знаки, правильно подобранные строительные материалы.

В Финляндии бассейны важны для упражнений инвалидов, поэтому особое внимание было направлено на реконструкцию плавательных залов. Отдельные пешеходные тропы были подготовлены для использования инвалидами.

В Финляндии ведутся дополнительные учебные курсы для преподавателей, работающих в сфере адаптивного физического воспитания, от двух до пяти дней. В программе обучения физкультурного образования учителей в университете Ювяскюля каждый студент завершает базовый курс адаптированной физической культуры. Дополнительное обучение учителей физкультуры происходит в Ювяскюля; спортивных инструкторов - в спортивных институтах; физиотерапевтов - в медицинских училищах; учителей специального образования- в университетах. Некоторые от 20 до 30 краткосрочных курсов проводятся каждый год в области адаптивной физической деятельности. Каждый курс длится от двух до пяти дней. Есть и курсы продолжительностью от 4-9 месяцев. Спортивные организации инвалидов могут участвовать в планировании курсов и отправлять собственных представителей для участия в них.

Спортивные инструкторы для специальных групп проходят через свои собственные ежегодные курсы. Инструкторы, работающие в психиатрических

больницах, поддерживают собственные связи в сети, как спортивные инструкторы для умственно отсталых лиц. Каталоги дополнительных учебных курсов публикуются ежегодно в журнале «ЬикиП;а ]айеёе» («Спорт и наука)» [10].

Особую роль в реализации рассматриваемых задач в Финляндии имеют научные исследования и образование в сфере спорта и физического воспитания. В последние годы было предусмотрено около 15 разных исследовательских проектов по адаптированной физической активности. Наиболее важные направления исследований: физические нагрузки для пожилых людей, профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний с помощью упражнений, использование физических упражнений в профилактике и лечении диабета, совершенствование физического воспитания и других школьных спортивных мероприятий для детей-инвалидов. Точки исследовательского внимания, включают: 1 - физические нагрузки для лиц с тяжелыми формами инвалидности; 2 - физическое образование детей-инвалидов; 3 - физическая активность для улучшения психического здоровья: 4 - улучшение социального положения особых групп.

Учитывая все это Министерство образования Финляндии ежегодно финансирует научно-исследовательские проекты, наиболее важные их направления: физические нагрузки для пожилых людей, влияние упражнений на профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, использование физических упражнений для профилактики и лечения сахарного диабета, улучшение физического воспитания и различные школьные спортивные мероприятия для детей-инвалидов [11].

Рассмотренный опыт Финляндии может быть учтен в России для повышения результативности государственной политики в области создания системы развития адаптивной физической активности, системы многоуровневой подготовки кадров для работы со специальными группами

населения, а также организации научных исследований в этой сфере деятельности.

Список литературы:

1. Бальчюнене, Н.И. К вопросу разработки профессиональных русско-финских (финско-русских) словарей [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2014. № 1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2257 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Бальчюнене, Н.И. Русский язык в Финляндии: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2014. № 1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2233(доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Воронин, А.В., Шегельман, И.Р. Зарубежный опыт интеграции университетов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013. - № 2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642 (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Рудаков, М.Н., Шегельман, И.Р. Природные ресурсы Арктики и экономические интересы Финляндии [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2014. № 1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2410 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Шегельман, И.Р., Гладков, С.С. Трансформация делового климата в Финляндии при вступлении в ВТО: мнение финских специалистов [Текст] // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 8(26). - С. 165-167.

6. Шегельман, И.Р., Воронин, А.В. Финский опыт управления наукой и инновациями [Текст] // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 6(27). - С. 78-80.

7. Балашова, В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре [Текст]: Монография / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2008. - 150 с.

8. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт [Текст]: Монография / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316с.

9. Прокопьева, А.Н. Педагогические условия становления специалиста по адаптивной физкультуре [Текст] // Наука и современность. - 2011. - № 13-2. - С. 51-55.

10. Koivumaki K. Foundations of adapted physical activity in Finland. Url: http://www.kuleuven.be/thenapa/pdfs/FOUNDATIONS_OF_ADAPTED_PHYSICA L.pdf.

11. Research on Adapted Physical Activity. Url: http://www.sportscience.fi/Sport%20Science%20in%20Finland/research-adapted-physical-activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.