Научная статья на тему 'Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности'

Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оптимизация / формирование диалогической речи / слабослышащие учащиеся / внеурочная деятельность / optimization / the formation of dialogical speech / hard-of-hearing students / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Анна Владимировна

Раскрываются концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предполагающие развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями общества, обеспечение их успешной социализации. Отмечается, что речевое диалогическое общение присутствует во всех компонентах социализации и в полной мере обеспечивает её успешность. Общеизвестные особенности устной коммуникации слабослышащих школьников обусловливают значимость работы по оптимизации процесса формирования их диалогической речи с целью успешной социализации этих детей в среде нормально слышащих людей. Широкие возможности для совершенствования устной коммуникации слабослышащих школьников открываются во внеурочной деятельности. Материалы и методы. Произведён обзор литературы по проблемам диалога в специальной педагогической литературе, осуществлено изучение навыков диалога у слабослышащих учащихся; определены потенциальные возможности внеурочной деятельности для совершенствования их коммуникативных умений. Результаты исследования. Статья содержит общую уровневую характеристику диалогической речи слабослышащих учащихся; изложены некоторые аспекты содержания и организации работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности, а также соответствующие методические рекомендации для педагогов. Обсуждение и заключения. Материалы статьи могут быть использованы в практике работы сурдопедагогов, учителей-дефектологов, а также при подготовке бакалавров, студентов, магистров, аспирантов системы высшего образования по дефектологическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Forming the Dialogical Speech of Hard-of-Hearing Students in Extracurricular Activities

Introduction. The paper describes the conceptual provisions of the Federal State Educational Standard for Students with Disabilities, providing the personal development of hard-of-hearing and deafened students in accordance with the society requirements, and their successful socialization. It is noted that dialogical communication is a part of all components of socialization that fully ensures its success. The well-known features of oral communication of hard-of-hearing schoolchildren determine the significance of the work on optimizing the process of forming their dialogical speech in order to be successfully socialized in the environment of normal hearing people. Extensive opportunities for improving oral communication of hard-ofhearing students are in extracurricular activities. Materials and methods. A literature review on the problem of dialogical speech and the research of dialogical speaking skills hard-of-hearing students has been carried out. The author identified the potential opportunities for extracurricular activities for improving their communicative skills. The results of the study. The article contains the general characteristics of hard-of-hearing students’ dialogical speech; outlines some aspects of the content and organizing the work on teaching the dialogical speaking skills of hard-of-hearing students while extracurricular activities, as well as the guidelines for teachers. Discussion and conclusion. The materials of the article can be used in the practice of teachers of hard-of-hearing, speech pathologists as well as for the teaching bachelors, masters and postgraduates on defectologic specialties.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / SPECIAL PEDAGOGY

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.912

Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности

А. В. Демина

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация.

Введение. Раскрываются концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предполагающие развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями общества, обеспечение их успешной социализации. Отмечается, что речевое диалогическое общение присутствует во всех компонентах социализации и в полной мере обеспечивает её успешность. Общеизвестные особенности устной коммуникации слабослышащих школьников обусловливают значимость работы по оптимизации процесса формирования их диалогической речи с целью успешной социализации этих детей в среде нормально слышащих людей. Широкие возможности для совершенствования устной коммуникации слабослышащих школьников открываются во внеурочной деятельности. Материалы и методы. Произведён обзор литературы по проблемам диалога в специальной педагогической литературе, осуществлено изучение навыков диалога у слабослышащих учащихся; определены потенциальные возможности внеурочной деятельности для совершенствования их коммуникативных умений. Результаты исследования. Статья содержит общую уровневую характеристику диалогической речи слабослышащих учащихся; изложены некоторые аспекты содержания и организации работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности, а также соответствующие методические рекомендации для педагогов. Обсуждение и заключения. Материалы статьи могут быть использованы в практике работы сурдопедагогов, учителей-дефектологов, а также при подготовке бакалавров, студентов, магистров, аспирантов системы высшего образования по дефектологическим специальностям.

|Г№ДПО ИРОГ

Ключевые слова:

оптимизация, формирование диалогической речи, слабослышащие учащиеся, внеурочная деятельность.

Для цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 16 января 2019 г.

Демина А. В. Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 69-78. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-69-78.

Введение. Современный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации [4]. Речевое диалогическое общение присутствует во всех компонентах социализации и в полной мере обеспечивает её успешность.

Общеизвестные особенности устной диалогической речи детей с нарушениями слуха существенно ограничивают их коммуникативный потенциал. Процесс общения затрудняют различные дефекты голоса и произношения; качество диалогической речи снижает также обеднённый словарный запас; устные высказывания богаты аграмматизмами и очень часто бывают оторваны от контекста; в ситуациях речевого общения наблюдается пассивная позиция и т. д. У ребёнка с нарушенным слухом речевое недоразвитие приводит, прежде всего, к нарушениям социального поведения. Эти и другие особенности устной коммуникации слабослышащих школьников обусловливают значимость работы по оптимизации процесса формирования их диалогической речи с целью успешной социализации этих детей в среде нормально слышащих людей. В процессе социализации личности следует ведущую роль отвести диалогу и речевому взаимодействию. В основу адаптированных образовательных программ обучающихся с нарушениями слуха, формируемых на основании ФГОС, положены такие важные принципы, как максимальное обогащение речевой практики слабослышащих и позднооглохших обучающихся и обеспечение их взаимодействия (в том числе речево-

го) с нормально развивающимися сверстниками [4]. Полноценная реализация этих задач невозможна без использования системы внеурочных занятий. Благоприятные возможности для реализации этих и других принципов создаются во внеурочной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. При этом, основываясь на концептуальных положениях ФГОС, под внеурочной деятельностью мы понимаем все виды деятельности школьников (кроме деятельности на уроках), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В связи с вышеизложенным нами была сформулирована цель исследования -определить и описать некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Обзор литературы. Внеклассная работа расширяет возможности детей в освоении социального опыта. Это особенно важно по отношению к детям, имеющим вследствие слухового дефекта ограниченные социальные навыки. В трудах А. Г. Зикеева, Т. С. Зыковой, М. И. Никитиной, Л. В. Никулиной, Л. Г. Парамоновой, Г. Н. Пенина, Е. Г. Речицкой, Н. Ярошевич и др. рассматривается проблема организации коррекционно-развивающей работы и жизнедеятельности учащихся с нарушенным слухом вне класса [2; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. В исследованиях подчёркивается, что внеурочное время создаёт благоприятные условия для формирования у слабослышащих учащихся коммуникативных умений, обогащения их разговорной речи, расширения круга их общения.

А. Г. Зикеев и др. отмечают, что «.. .развитие диалогической речи слабослышащих учащихся происходит и вне класса: во время прогулок, экскурсий, наблюдений за сезонными изменениями в природе, за сезонными работами в саду и на огороде; при просмотре фильмов, чтении литературы; при работе с мозаикой, бумагой и в процессе других видов деятельности» [3, с. 109]. Чаще всего это диалоги, связанные с самообслуживанием (правила уборки классного помещения, ухода за одеждой, правила личной гигиены и т. д.), с той или иной работой (общение при работе в кружках, факультативах и пр.), с покупкой или поездкой в общественном транспорте.

В современной сурдопедагогике отмечается, что воспитательная работа в таких образовательных учреждениях, как школа-интернат, предполагает развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанников, адекватную требовательность к личности ребёнка без скидок на его дефект. Е. Г. Речиц-кая отмечает, что эффективность этой работы зависит от учёта воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей каждого воспитанника [6; 7]. Особенно подчёркивается, что в основе достижения развивающего эффекта должны лежать внутренние мотивы учеников, основанные на овладении социальным нравственным опытом в непосредственном единстве с развитием словесной речи.

Одной из важнейших сфер жизнедеятельности слабослышащих воспитанников в школе-интернате является коммуникативная деятельность, которая осуществляется различными формами речи (словесной, дактильной, жесто-вой). Через общение школьники осваивают нормы социального поведения, общения со слышащими окружающими. В процессе коммуникативной деятельности формируется их самооценка, происходит познание себя.

В сурдопедагогической литературе отмечается, что общение в интернате между плохо слышащими воспитанниками происходит в двух основных видах: межличностном (свободном) и межролевом (деловом). В межролевое общение воспитанники вступают в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной, трудовой. При этом реализуется потребность в ориентации в создавшейся ситуации, активной деятельности, познании. Межличностное общение, в свою очередь, способствует реализации потребности детей во взаимопонимании, поддержке, признании, дружбе. Исследователями Е. Г. Речиц-кой, К. И. Туджановой и др. подчёркивается, что межличностное общение слабослышащих учащихся в интернате между собой ведётся преимущественно жестовой речью, а с учителями и воспитателями - словесно. В таком случае осуществление слабослышащими воспитанниками свободного общения при помощи словесной речи в любой ситуации возможно в результате длительного педагогического воздействия и при наличии у них богатого опыта словесного общения.

Материалы и методы. Был проведён констатирующий эксперимент по изучению диалогической речи слабослышащих учащихся 4-7 классов. Анализ результатов изучения общения слабослышащих учащихся 4-7 классов позволил выделить три уровня их речевой коммуникации: относительно высокий, средний и низкий. Больше половины всех слабослышащих участников эксперимента (54 %) составили группу с низким уровнем речевой коммуникации. Они не проявляли активность в общении, участвовали в нём по инициативе других, плохо понимали обращённую к ним речь, контакт с собеседниками для них был затруднён, они не могли последовательно излагать свои мысли, практически не пользовались формами речевого этикета, имели невнятную речь, малопонятную собеседникам, сопровождали или заменяли реплики диалога жестовой речью или дактилированием.

Полученные результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость специальной организации целенаправленной работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Современная сурдопедагогика ставит перед воспитателями интернатов для слабослышащих детей ряд задач по речевому развитию обучающихся. Перечислим основные из них:

- обучение слабослышащих учащихся нормам речевого общения, принятым среди слышащих;

- формирование навыков ведения диалога с любым членом общества, в том числе и со слышащими людьми;

- развитие общительности и преодоление страха общения;

- формирование потребности в общении со взрослыми, сверстниками, в том числе и слышащими.

Формирование речевой коммуникации достигается путём организации различных видов деятельности. В них участвуют дети различных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими людьми. Для этого рекомендуется организовывать масштабные продолжительные общешкольные дела, такие как шефство, субботники, участие в работе кружков, выполнение общественных

поручений и др.

Широкие возможности для формирования словесного общения слабослышащих учащихся появляются во время их участия в таких видах деятельности, как экскурсия, игровая деятельность, кружковая работа с использованием предметно-практической деятельности. У школьников происходит обогащение словарного запаса, уточняется значение и произношение некоторых слов и фраз, отрабатываются грамматические конструкции, в том числе характерные для неформального общения, развиваются различные коммуникативные качества, такие как самостоятельность, находчивость, любознательность, смелость и т. п.

Особое значение для развития диалогической речи слабослышащих учащихся имеют сюжетно-ролевые и речевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение действительности. Поэтому в процессе такой игры слабослышащие дети могут приобрести знания о многих сферах жизнедеятельности человека, познать особенности его поведения в различных коммуникативных ситуациях. Основной мотив сюжетно-ролевой игры - ролевое общение. Следовательно, формирующаяся диалогическая речь слабослышащих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность. Эти игры решают ряд задач речевого развития, из которых наиболее важной является задача развития словесного общения и умения использовать усвоенный словарь в связи с сюжетом игры.

Речевые игры связаны с восприятием и анализом словесного материала. Они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоение значений слов, овладение грамматическими формами и синтаксисом родного языка. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха во внеурочное время организуются следующие речевые игры: на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов; на составление предложений, пословиц, поговорок из деформированного текста; на составление связного текста из словосочетаний. Зачастую организуется отгадывание ребусов. Эта работа обогащает словарь слабослышащих детей, расширяет их кругозор, развивает у них сообразительность. В результате использования во внеклассной работе речевых игр слабослышащие дети овладевают умениями формулировать чёткие суждения и определения, строить умозаключения, делать выводы и т. д.

Е. Г. Речицкая отмечает, что благоприятные возможности для развития словесного общения слабослышащих школьников создаются в рамках кружковой работы в интернате, которая организуется с использованием предметно-практической деятельности [6; 7]. В кружковой работе решаются такие задачи речевого развития, как уточнение и расширение словарного запаса; развитие коммуникативных навыков; отрабатываются грамматические конструкции высказываний, обслуживающих совместную деятельность; развивается умение вступать в общение со взрослыми и детьми, поддерживать разговор в соответствии с предметной ситуацией; повышается мотивация словесного общения.

Результаты исследования. Проведённые нами теоретическое и эмпирическое исследования данной проблемы позволили определить и сформулировать педагогические условия, реализация которых делает работу по развитию диалогической речи у слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности более эффективной [1]. Перечислим основные из них.

Работу по развитию диалогической речи следует рассматривать в непосредственной взаимосвязи с такими сторонами речевого развития слабослышащих учащихся, как обогащение словарного запаса, соответствующего определённой ситуации общения, формирование грамматического строя речи и правильного грамматического оформления высказываний, совершенствование навыков произношения.

Учащиеся подросткового возраста интересуются событиями современной жизни. В связи с этим необходимо расширить содержание программного раздела «Развитие речи» темами, которые отражают интересы и предполагаемые ситуации общения слабослышащих школьников. В частности, следует обсуждать такие темы, как «Увлечения», «Я играю в компьютерные игры», «В кафе», «Путешествия», «Явления природы» и т. п.

Чрезвычайно важным условием для развития диалогической речи детей с нарушенным слухом является мотивация общения. Её повышение в первую очередь следует осуществлять за счёт проведения так называемых часов общения со слышащими сверстниками и взрослыми людьми. Организовать их можно по окончании изучения определённой темы по развитию речи. На этих встречах со слышащими гостями организуется совместная деятельность (просмотры фильмов и телепередач с комментированием и последующим обсуждением, рассматривание фотографий, проведение экскурсий, ролевых игр, интервью, изготовление поделок и т. п.). Встречи со слышащими гостями в рамках часа общения должны быть наполнены живым общением, оказывать большое позитивное влияние на приобретение коммуникативного опыта со слышащими собеседниками. На этих встречах слабослышащие учащиеся имеют возможность речевые умения, полученные на занятиях, отработать в общении, в ходе которого школьники с нарушенным слухом узнают различные варианты высказываний, у них совершенствуется навык восприятия устной речи другого человека. Речевой материал, используемый в рамках часа общения (в том числе и при организации ролевых игр со слышащими), должен отражать реальные ситуации общения и обязательно содержать вводные фразы, речевые обороты и слова этикета.

Повышение мотивации общения также необходимо осуществлять и в процессе использования наглядных средств, отражающих коммуникативную активность учащихся класса. Таким средством может послужить доска коммуникативной активности «Какой ты собеседник?». Она должна находиться на видном месте в классе. Каждый ребёнок должен был хотя бы один раз в день подойти к воспитателю класса и обратиться по любому вопросу, соблюдая правила ведения диалога. Коммуникативная активность каждого ученика отмечается определённым символом, который помещается напротив фамилии и имени ребёнка. Количество символов соответствует количеству речевых инициатив ребёнка в течение определённого дня. Стимулом к повышению коммуникативной активности является то, что в конце каждой недели воспитателем класса подводятся итоги и определяются наиболее и наименее общительные ученики. Данное наглядное средство способствует стимуляции речевого поведения учеников и мотивирует их инициативность в диалоге за счёт присутствующего соревновательного элемента.

Важное значение в формировании диалогической речи слабослышащих

учащихся во внеурочной деятельности имеют коммуникативные разминки, которые необходимо проводить в начале каждого воспитательского занятия (2-5 минут) с целью повышения речевой активности и инициативности слабослышащих учащихся в общении. В методике развития речи слабослышащих уже предусмотрены так называемые речевые зарядки. Однако, как показывают результаты наших наблюдений, содержание этих зарядок, как правило, ограничивается работой над отдельными произносительными навыками (чтение слогов, слов, словосочетаний) или отработкой фраз организационного характера.

Такие речевые зарядки, как правило, включают в себя речевой материал урока или хорошо знакомые традиционные, привычные вопросы педагогов, в которых учащиеся, как правило, свободно ориентируются. Коммуникативные разминки, разработанные нами, решают другие задачи, актуальные для развития устной коммуникации. Их применение в дополнение к фонетическим зарядкам существенно обогащает диалогические умения у слабослышащих учащихся. Например, воспитателям следует начинать занятие с фразы или реплики, требующей встречного вопроса со стороны учащихся, например: «Ребята, вчера был день рождения...» или «Сегодня мы будем готовиться к празднику...». В подобных ситуациях у учащихся возникает интерес к заявленной педагогом теме разговора и, как следствие, желание спросить о дальнейшем ходе событий. Содержание разминок может касаться ежедневных событий из жизни учеников, самого воспитателя, а также тем, представляющих наибольший интерес для учащихся [1]. При этом в помощь детям целесообразно предлагать перфокарты с различными вариантами ответов и вопросов, которые следует закрепить на видном месте, например, на каждой парте учеников.

Кроме коммуникативных разминок со слабослышащими учащимися следует ежедневно организовывать тренировочные диалоги с использованием картинок, комиксов в ходе сюжетно-ролевых игр. Цель проведения этих тренировочных диалогов - подготовка детей к непосредственному общению со слышащими собеседниками, например, на тему похода на школьную дискотеку или посещения спортивной секции.

Формирование диалогической речи должно осуществляться во всех видах внеурочной деятельности (внеклассное чтение, сюжетно-ролевые, речевые, дидактические и подвижные игры, тематические беседы, самоподготовка, режимные моменты, прогулка, спортивные секции и т. д.). Например, в ходе кружковой работы с конструктором используются традиционные формы организации работы учащихся (парами, бригадами, тройками, по конвейеру, под руководством «маленького учителя»), что способствует общению учащихся. В ходе разнообразных диалогов отрабатываются различные варианты реплик-стимулов и реплик-ответов, школьники тренируются в умении кратко отвечать на вопрос собеседника, пользоваться речевым этикетом и т. д.

При организации сюжетно-ролевых игр следует обращать внимание на использование разговорно-обиходных фраз диалога. У учащихся целенаправленно формируются такие речевые умения, как использование реплик-стимулов и реплик-ответов побуждающего характера, умение приветствовать других и общаться с людьми с помощью слов и фраз речевого этикета и т. п.

На занятиях по внеклассному чтению в процессе работы с текстом воспитатель должен обращать внимание учащихся на некоторые диалоги литера-

турных персонажей, которые могут служить образцом для построения общения слабослышащих учащихся между собой и со слышащими окружающими людьми. С целью закрепления подобных вариантов общения учащиеся читают по ролям, инсценируют отрывки. При чтении различных произведений внимание учащихся акцентируется на речевом общении героев рассказа, отрабатывается речевой материал их разговорных реплик. Организуются инсценировки, чтение по ролям на основе прямой речи. При этом у детей формируются такие речевые умения, как использование восклицательных и вопросительных реплик, короткого ответа, умение задавать встречный вопрос собеседнику. На основе прочитанного отрывка организуется общение учащихся между собой на подобную тему, отрабатываются различные диалоги по материалам произведений художественной литературы.

Кроме того, особую роль в процессе совершенствования диалогической речи слабослышащих детей может играть работа с комиксами. Вначале слабослышащие школьники знакомятся с готовыми комиксами, в которых они могут наблюдать структуру диалога, последовательность реплик, поведение участников (сказочных персонажей, героев анимационных фильмов и пр.). Затем школьники составляют диалоги, восполняют отсутствующие реплики в комиксах по аналогии с уже знакомыми. Уделяется внимание адресности высказываний и реплик диалога. Отрабатываются вводные слова и фразы речевого этикета и обиходного характера, такие как обычно, скажите, пожалуйста, и т. д. С целью повышения познавательной активности в диалоге слабослышащие учащиеся самостоятельно составляют диалоги на основе комиксов.

В режимных моментах в различных видах внеурочной деятельности воспитателем должна проводиться работа по привлечению внимания слабослышащих детей к ситуациям общения в жизни человека, к характерным для таких ситуаций фразам и словам речевого этикета.

Для наиболее эффективной реализации предложенной модели совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся важна грамотная организация соответствующей работы во внеурочное время. При планировании занятий воспитателю важно учитывать необходимость неоднократного использования отдельных реплик в различных ситуациях общения, связанных с деятельностью воспитанников, что способствует их усвоению, уделять внимание вариативности высказываний детей.

Обсуждение и заключения. В рамках работы над диалогической речью слабослышащих учащихся во внеурочное время следует обеспечить взаимосвязь с работой в этом направлении и на уроках русского языка, развития речи и чтения, на которых ученики получают основные сведения о речи и языке.

Такой системный подход к работе во внеурочное время по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся с соблюдением вышеперечисленных педагогических условий положительно сказывается на их общем речевом развитии.

Список литературы

1. Демина А. В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2010. 176 с.

2. Грищенко А. В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха // Вестник Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 2011. Вып. 6 (66). С. 85-88.

3. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М. : Педагогика, 1976. 240 с.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N° 1598. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1598/ (дата обращения: 15.09.2018).

5. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекцион-ных) школах I и II вида : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» в 2 ч. / под ред. Е. Г. Речицкой. М. : Владос, 2009.

6. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности : пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. М. : ВЛАДОС, 2005. 295 с.

7. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М. : ВЛАДОС, 2005. 156 с.

8. Свинина И. Н. Формирование диалогической речи детей у неслышащих школьников // Постулат. 2018. Вып. 4-2 (30). С. 21.

9. Угасина Е. В. Формирование диалогической речи детей с нарушением слуха // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. ; Чебоксары 16 февраля 2016 г. : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2016. С. 183-186.

10. Pan-Chung Fung, Bonnie Wing-Yin Chow, Catherine McBride-Chang. The Impact of a Dialogic Reading Program on Deaf and Hard-of-Hearing Kindergarten and Early Primary School-Aged Students in Hong Kong. Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10. P. 82-95.

Some Aspects of Forming the Dialogical Speech of Hard-of-Hearing Students in Extracurricular

Activities

Anna V. Demina

Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel

Abstract. Introduction. The paper describes the conceptual provisions of the Federal State Educational Standard for Students with Disabilities, providing the personal development of hard-of-hearing and deafened students in accordance with the society requirements, and their successful socialization. It is noted that dialogical communication is a part of all components of socialization thatfully ensures its success. The well-known features of oral communication of hard-of-hearing schoolchildren determine the significance of the work on optimizing the process of forming their dialogical speech in order to be successfully socialized in the environment of normal hearing people. Extensive opportunities for improving oral communication of hard-of-hearing students are in extracurricular activities.

Materials and methods. A literature review on the problem of dialogical speech and the research of dialogical speaking skills hard-of-hearing students has been carried out. The author identified the potential opportunities for extracurricular activities for improving their communicative skills. The results of the study. The article contains the general characteristics of hard-of-hearing students' dialogical speech; outlines some aspects of the content and organizing the work on teaching the dialogical speaking skills of hard-of-hearing students while extracurricular activities, as well as the guidelines for teachers. Discussion and conclusion. The materials of the article can be used in the practice of teachers of hard-of-hearing, speech pathologists as well as for the teaching bachelors, masters and postgraduates on defectologic specialties.

Keywords: optimization, the formation of dialogical speech, hard-of-hearing students, extracurricular activities.

Демина

Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1579-7131

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95

тел.: +7(4862)751318 e-mail: ademina-orel@mail.ru

Demina

Anna Vladimirovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Technology of Psychological, Pedagogical and Special Education

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1579-7131

Orel State University named after I. S. Turgenev

95 Komsomolskaya St, Orel, 302026

tel.: +7(4862)751318 e-mail: ademina-orel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.