Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки студентов-психологов по проблеме формирования психологически безопасной образовательной среды'

Некоторые аспекты подготовки студентов-психологов по проблеме формирования психологически безопасной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УГРОЗА / НАСИЛИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсоненко Л.С.

Автор выделяет несколько аспектов актуальности проблемы создания безопасной образовательной среды в образовательных организациях: современная нестабильная социальная ситуация, рост насилия на всех уровнях общества, отсутствие квалифицированных специалистов в области социальной безопасности, нормативные требования к созданию безопасной среды в образовательных учреждениях. В связи со значимостью проблемы представлена рабочая программа дисциплины «Психологическая безопасность образовательной среды», реализуемая в рамках подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология образования». Раскрываются цель, задачи, содержание дисциплины. Представлены примеры типовых задач для проведения практических занятий и тематика выпускной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсоненко Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки студентов-психологов по проблеме формирования психологически безопасной образовательной среды»

3. Необходимо предоставлять педагогам возможность выполнения профессиональных заданий в условиях сотрудничества с коллегами и руководством. Так, кооперация сотрудников позволит укрепить командный дух и сплотить трудовой коллектив.

4. В организации должны пропагандироваться ценности равенства сотрудников образовательного учреждения, уважения, достоинства личности.

Ориентация на справедливые, честные, беспристрастные отношения с коллективом и руководством является приоритетной в образовательном учреждении.

5. Приветствуется привлечение практических психологов для последующей реализации тренинговых программ, направленных на весь комплекс вышеописанных ценностей, а также на сплочение коллектива.

Полученные результаты могут быть использованы в деятельности организационных психологов, менеджеров и управленцев высшего звена по формированию и корректировке психологического контракта сотрудников образовательного учреждения, в большей или меньшей степени подходящего для социальных условий конкретной образовательной среды.

Список литературы:

1. Баранова A.B. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: автореф. дис... канд. псих, наук: 19.00.05 / A.B. Баранова. - М., 2005. - 197 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

3. Голубева Е.В. Отношение к деньгам с разным уровнем дохода // Омский научный вестник. №3. 2010. С. 136-139.

4. Грязнова A.M. Имплицитный контракт в управлении организацией: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 : защищена 09.06.05 : Грязнова Анна Михайловна. - М., 2005. - 151 с.

5. Особенности организационного взаимодействия в диаде руководитель - подчинённый: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф. - Тверь: ТвГУ, 2012. - С. 169 - 174.

6. Ребрилова Е.С. Изменение психологического контракта в условиях современной организации // «Тенденции развития современной психологической науки»: Тез. юбил. конф. ин-та психологии РАН. М., - 2007. - ч. 2. - С. 123-125.

7. Ребрилова Е.С. Структура и состояние психологического контракта субъектов труда с различным типом имплицитного соглашения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Тверь, 2009. - 295 с.

8. Ребрилова Е.С., Оглезнева Н.В. Психологический контракт субъектов труда. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Психология. Педагогика. Социокинетика. Кострома, 2008. - 170 с.

9. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: дис. ... канд. псих, наук: 19.00.05 : Угланова Екатерина Алексеевна. -Ярославль, 2003.

- 175 с.

10. Ушаков K.M. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. - 1995.

- №2. - С. 3 - 9.

УДК 378.14

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Самсоненко Л.С., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, дог(ент кафедры возрастной и педагогической психологии, г. Оренбург

Аннотация: автор выделяет несколько аспектов актуальности проблемы создания безопасной образовательной среды в образовательных организациях: современная нестабильная социальная ситуация, рост насилия на всех уровнях общества, отсутствие квалифицированных специалистов в области социальной безопасности, нормативные требования к созданию безопасной среды в

образовательных учреждениях. В связи со значимостью проблемы представлена рабочая программа дисциплины «Психологическая безопасность образовательной среды», реализуемая в рамках подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология образования». Раскрываются цель, задачи, содержание дисциплины. Представлены примеры типовых задач для проведения практических занятий и тематика выпускной работы.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, угроза, насилие, рабочая программа.

SOME ASPECTS OF TRAINING OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS ON THE PROBLEM OF THE FORMATION OF A PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Samsonenko L.S., 2018

the Orenburg state pedagogical university, associate professor, department of age and pedagogical

psychology, Orenburg

Summary: the author identifies several aspects of the relevance of the problem of creating a safe educational environment in educational institutions: the current unstable social situation, the growth of violence at all levels of society, the lack of qualified specialists in the field of social security, regulatory requirements for the creation of a safe environment in educational institutions. In connection with the importance of the problem presented a working program of the discipline "Psychological safety of the educational environment", implemented in the framework of training bachelors in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education, training profile "Psychology of education". The purpose, tasks, content of the discipline are revealed. Examples of typical tasks for practical training and the theme of the final work are presented.

Keywords: psychological security, educational environment, threat, violence, work program.

Введение. Проблема создания безопасной образовательный среды в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, современная социальная ситуация нестабильности и несправедливости разрушает чувство уверенности и безопасности у людей, способствует проявлениям агрессии, размывает систему духовно-нравственных ценностей. Во-вторых, насыщенность информационной среды сообщениями о насилии и угрозах на всех уровнях вызывает ощущение всеобщей беды и стремление как-то защититься в этих условиях. В-третьих, отсутствие системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов к профилактической работе в сфере социальной безопасности приводит к отсутствию в образовательной системе психологов и педагогов, владеющих умением создавать комфортную и безопасную среду, способных оказывать психологическую поддержку и помощь участникам образовательной среды, организовывать профессиональное взаимодействие с учетом рисков и опасностей социальной среды.

При этом федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования среди требований к результату обозначает требование формировать общепрофессиональную компетентность «способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства» [1]. Кроме того в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (ст. 34); обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию (ст. 43) [2].

Основная часть. К вопросу о понятии и условиях формирования психологически безопасной среды обращались разные авторы. Так, проблемы проектирования образовательной среды, в которой каждый субъект чувствует себя свободным и защищенным рассматривались И.А. Баевой [3], М.Р. Битяновой [4], Н.В. Груздевой [5], А.Н. Тубельским [6]; вопросы влияния психолого-педагогических условий на формирование безопасной образовательной среды анализировались Т.В. Дворецкой [7], И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан [8]; структуру и содержание разработанных образовательных сред,

критерии для анализа развития образовательной среды, результаты оценки эффективности функционирования образовательного пространства различных образовательных организаций предлагаются в работах Е.Б. Лактионовой [9], В.В. Рубцова [10], В.И. Слободчикова [11], В. А. Ясвина [12]. Также как зарубежными, так и отечественными исследованиями (И.А. Баева [13], С.Л. Братченко [14], С.Г. Вершловский [15], У. Глассер [16], А. Маслоу [17] и др.) подтверждается успешность образовательного процесса именно при условии создания психологической безопасности в образовательной среде. Потребность в безопасности выступает базовой личностной потребностью (А. Маслоу) и определяет наличие и развитие других стремлений: к общению, к достижениям, к саморазвитию.

Итак, в связи с необходимостью формирования у будущих специалистов системы образования знаний о потенциальных рисках и опасностях социального пространства и образовательной среды, о международных нормах и договорах в области прав ребенка и образования детей, умений применять методы психологической оценки параметров образовательной среды, ее безопасности и комфортности, организовывать профессиональное взаимодействие специалистов с целью анализа эффективности методов и средств образовательной деятельности в нашем университете в рамках подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология образования» реализуется дисциплина «Психологическая безопасность образовательной среды».

Целью курса является становление профессиональных компетенций бакалавра посредством формирования целостных представлений о формировании психологической безопасности для субъектов образовательного пространства, ориентированной на личностно-доверительное взаимодействие, защиту личности от разрушительных влияний и предупреждение потенциальных угроз, нарушающих психологическую безопасность.

Задачи освоения дисциплины:

1) сформировать у студентов знания, умения, навыки, необходимые для построения и реализации психологически комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении;

2) раскрыть основные виды и формы работы психолога образовательного учреждения по совершенствованию безопасности, укреплению здоровья, минимизации всех форм насилия в межличностном взаимодействии участников образовательной среды;

3) способствовать овладению практическими навыками по профилактике и снижению психологического травматизма, угроз психическому здоровью в образовательных учреждениях разного типа.

Содержание дисциплины раскрывает следующие вопросы:

- Общее представление о психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Психологическая безопасность и защищенность. Психологическая безопасность и социальная среда. Психологическая безопасность и угроза.

- Подходы к изучению психологической опасности в образовании. Анализ существующих моделей психологической безопасности образовательной среды. Технологии формирования безопасной образовательной среды.

- Методы и методики изучения и проведения экспертизы параметров образовательной среды. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды.

- Теоретико-методологические основы деятельности психолога в кризисной ситуации. Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в кризисной ситуации. Обеспечение психологической помощи в преодолении кризисных ситуаций учащимся, педагогам, родителям.

- Психологическая безопасность образовательной среды в образовательных учреждениях различного типа. Характер общения и взаимодействия субъектов образовательного пространства в учреждениях разного типа (ДОО, школа, учреждения дополнительного образования детей и взрослых, интернатные учреждения и т. д).

Основной формой работы на занятиях является использование интерактивных технологий и самостоятельная деятельность обучающихся. Интерактивные технологии включают проведение

дискуссий, упражнения и игры из различных тренингов, решение практических ситуаций и типовых задач. Предлагаем несколько примеров подобных задач:

1. Психологи утверждают, что одним из негативных последствий использования стихийных, заимствованных способов общения с детьми является «полоса отчуждения», т.е. возникновение напряжения между учителем и учеником.

- Проанализируйте последствия подобного способа общения.

- Предложите возможные рекомендации.

2. Выводы экспертов Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о следующем: повышение уровня благосостояния не всегда способствует психосоциальному развитию детей.

- Обоснуйте данную точку зрения.

- Предложите возможные рекомендации.

3. Проанализируйте представленное положение и предложите возможные рекомендации по решению подобных проблем.

Отечественный исследователь И.А. Баева отмечает, что в условиях реформирования российского общества и доминирования отношений соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений источниками угроз могут вступать любые субъекты любого уровня, начиная с государственного и заканчивая уровнем межличностного взаимодействия.

В качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагаются темы контрольной работы, темы эссе, написание рецензий, анализ статей и текстовых материалов. Так, схема анализа статей и текстовых материалов включает следующие требования: охарактеризовать направленность и основную идею текста, выделить ключевые слова и смысловые куски, проанализировать текст с точки зрения сложности его содержания для понимания, дать объяснение, чем конкретно обуславливается доступность или сложность текста.

Итоговая аттестация осуществляется в форме деловой игры, в ходе которой студенты представляют практико-ориентированные работы. Тематика работы выбирается обучающимися самостоятельно. Это могут быть: профилактические программы для образовательных организаций, тренинг для педагогов или обучающихся по проблеме ненасильственного взаимодействия в образовательной среде, различные мероприятия, направленные на формирование психологически безопасной и комфортной среды образовательного учреждения (педагогический совет, мастер-класс, круглый стол и др.).

Заключение. Таким образом, в современных социальных условиях реализация представленной дисциплины «Психологическая безопасность образовательной среды» в процессе подготовки будущих психологов по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология образования» приобретает особую актуальность. Разработанное содержание дисциплины позволяет активизировать развитие профессиональных компетенций в области предупреждения нарушений психологической безопасности в образовательных организациях. Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение эффективности представленной рабочей программы, расширение перечня рассматриваемых вопросов в процессе изучения дисциплины, обновление содержания практических заданий.

Список литературы:

1. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №№ 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс] // URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/

3. Баева И. А Психологическая безопасность в образовании: монография. С.-Пб.: Издательство «Союз», 2002. 271 с.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298

с.

5. Груздева В. Н. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда: проблемы и перспективы развития. С.-Пб., 2001. С. 67-79.

6. Тубельский А. Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению // Школьные технологии. 2001. № 6. С. 27-38.

7. Дворецкая Т. В. Система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся: сборник статей межрегиональной конференции. Псков, 2001. С. 24-28.

8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. 368 с.

9. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: автореф. на соиск... д-ра психол.наук. С.-Пб., 2013. 53 с.

10. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГПУ, 2002. 271 с.

11. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Инноватор - Bennet College, 1997. Вып. 7. С. 181-189.

12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

365 с.

13. Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации//Психологическая наука и образование. 2013. №1. С. 1-9.

14. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Образование и школа Северо-Запада России, 1997. 68 с.

15. Вершловский С. Г., Зубрицкая Н. В. Эффективная школа. С.-Пб.: ЦПИ, 1995. 107 с.

16. Глассер У. Школы без неудачников / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991,- 184 с.

17. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 300 с.

УДК 378

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Лежнева Н.В., 2018

Троицкий филиал Челябинского государственного университета, д.п.н. профессор кафедры

педагогики и психологии, г. Троицк

Аннотация: в статье определяется инновационное предпринимательство как стиль деятельности, характеризующийся ориентацией на создание или реализацию новаций, предпринятой для достижения позитивных экономических или социально значимых целей. Анализируется возможность подготовки инновационных предпринимателей в рамках ФГОС ВО по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, 2015); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры, 2017); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), 2017); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры, 2017). Рассматриваются в аспекте темы проекты новых образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) на примере 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).

Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, федеральные образовательные стандарты.

THE ANALYSIS OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN ASPECT OF FORMATION OF READINESS FOR INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITY AT STUDENTS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS

Lezhneva N. V., 2018

Troitsk branch of the Chelyabinsk state university, dative of N professor of department ofpedagogics and

psychology, Troitsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.