Научная статья на тему 'Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие подготовки студентов к педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога'

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие подготовки студентов к педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5598
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE AND SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Елена Борисовна

В статье рассматриваются особенности психологически комфортной и безопасной образовательной среды, ее основные параметры и возможности формирования в образовательной организации. На основании проведенного теоретического анализа обосновывается включение соответствующей дисциплины в подготовку будущих педагогов, определяются формирующиеся у студентов основные компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Феномен психологической безопасности рассматривается на нескольких уровнях: макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности); мезосоциальном (на уровне локальной среды обитания и взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде); микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее целостности, психическая устойчивость индивида, адаптивность функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, что проявляется в ощущении своей защищенности). Общие принципы психологически безопасной образовательной среды формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности. Предлагается курс «Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды», занятия по которому интегрируются со следующими дисциплинами: «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды», «Педагогика как наука и искусство», «Психодиагностика в образовательной практике учителя», «Психология взаимодействия в образовательной среде», «Этика образования и воспитания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE AND SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF TRAINING STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

The article studies the features of psychologically comfortable and safe educational environment, its key parameters and possibilities of its formation in the educational institution. On the basis of the undertaken theoretical analysis, the article argues the necessity of inclusion of the corresponding discipline in the curriculum of future teachers; it also defines the main competences which are formed according to the requirements of the professional standard of a teacher. The phenomenon of psychological security is considered on different levels: macro-social (on the level of society, in the context of national security, as a part of social security); meso-social (on the level of local habitat and interaction in family, education and organization sphere); micro-social (on the level of the person as preservation of their integrity, psychological stability of an individual, adaptivity of the function of man, ability to resist unfavorable factors of the social medium, which manifests itself in the feeling of one’s security). The general principles of psychologically safe educational environment include the formation of subject-subject relations; cooperation as joint activity, communication and mutual understanding, mutual support; subject positioning and dialogue of relations, development of personal ties between the participants of the education process, relations of sincerity and truth; respectful and friendly relation to the person. The author presents a course of “Fundamentals of Design of Psychologically Safe Educational Environment”, which is integrated with the following disciplines: “Formation of Safe and Comfortable Educational Environment”, “Pedagogy as a Science and Art”, Psycho-diagnostics in the Educational Practice of a Teacher”, “Psychology of Interaction in Educational Environment” and “Ethics of Education and Upbringing”.

Текст научной работы на тему «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие подготовки студентов к педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»

УДК 378.147:371.124

ББК Ч448.985 ГСНТИ 14.35.07, 15.31.31 Код ВАК 19.00.07

Козлова Елена Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, к. 112; е-mail: psyped@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Психологически комфортная и безопасная образовательная среда, развитие личности, педагогическая деятельность, профессиональный стандарт педагога.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности психологически комфортной и безопасной образовательной среды, ее основные параметры и возможности формирования в образовательной организации. На основании проведенного теоретического анализа обосновывается включение соответствующей дисциплины в подготовку будущих педагогов, определяются формирующиеся у студентов основные компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Феномен психологической безопасности рассматривается на нескольких уровнях: макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности); мезосоциальном (на уровне локальной среды обитания и взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде); микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее целостности, психическая устойчивость индивида, адаптивность функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, что проявляется в ощущении своей защищенности). Общие принципы психологически безопасной образовательной среды -формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности. Предлагается курс «Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды», занятия по которому интегрируются со следующими дисциплинами: «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды», «Педагогика как наука и искусство», «Психодиагностика в образовательной практике учителя», «Психология взаимодействия в образовательной среде», «Этика образования и воспитания».

Kozlova Elena Borisovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Social Adaptation and Organization of Work with the Youth, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.

FORMATION OF PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE AND SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF TRAINING STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

KEYWORDS: psychologically comfortable and safe educational environment, development of the personality, pedagogical activity, professional standard of a teacher.

ABSTRACT. The article studies the features of psychologically comfortable and safe educational environment, its key parameters and possibilities of its formation in the educational institution. On the basis of the undertaken theoretical analysis, the article argues the necessity of inclusion of the corresponding discipline in the curriculum of future teachers; it also defines the main competences which are formed according to the requirements of the professional standard of a teacher. The phenomenon of psychological security is considered on different levels: macro-social (on the level of society, in the context of national security, as a part of social security); meso-social (on the level of local habitat and interaction in family, education and organization sphere); micro-social (on the level of the person as preservation of their integrity, psychological stability of an individual, adaptivity of the function of man, ability to resist unfavorable factors of the social medium, which manifests itself in the feeling of one's security). The general principles of psychologically safe educational environment include the formation of subject-subject relations; cooperation as joint activity, communication and mutual understanding, mutual support; subject positioning and dialogue of relations, development of personal ties between the participants of the education process, relations of sincerity and truth; respectful and friendly relation to the person. The author presents a course of "Fundamentals of Design of Psychologically Safe Educational Environment", which is integrated with the following disciplines: "Formation of Safe and Comfortable Educational Environment", "Pedagogy as a Science and Art", Psycho-diagnostics in the Educational Practice of a Teacher", "Psychology of Interaction in Educational Environment" and "Ethics of Education and Upbringing".

В связи с постоянным ростом потенциально опасных факторов для жизни, здоровья и деятельности людей возрастает актуальность проблемы формирования ценностей культуры личной и общественной безопасности каждого человека. Введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [17] отличается тем, что в ней четко определены высшие приоритеты национальной безопасности Российской Федерации - национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Важное в ней место отводится образованию: повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения отнесено к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности.

Актуальность проблемы психологической безопасности ребенка и взрослого (педагогов, родителей воспитанников) в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира. Важным условием этого является исключение психологического травмирования личности в детстве, так как оно имеет необратимые последствия для развития.

На основе теоретического анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что в России представления о безопасности в образовании в ее современном понимании стали складываться еще в первой половине XIX века, но сам термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С. К. Рощиным и В. А. Сосниным, по мнению которых, это «...состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем» [16, с. 133].

Исследования ученых по проблеме психологической безопасности способствовали многообразию подходов к ее пониманию. Так, И. Н. Панарин [11] под психологической безопасностью понимает состояние психики, при котором обеспечивается успешное психическое развитие и адекватное отображение внешних и внутренних угроз. И. И. При-ходько считает психологическую безопасность многоуровневой динамической системой, определяющей защищенность психики

человека, ее оптимальный уровень функционирования, способной устранять внешние и внутренние угрозы [12].

Б. А. Еремеев под психологической безопасностью понимает «осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни, обеспечивающее его душевное равновесие и развитие» [5, с. 101].

О. И. Еремина считает психологическую безопасность младших школьников целостным личностным образованием, определяет ее через психологическую суверенность личности в сфере межличностных отношений, обеспечивающих становление индивидуального стиля осознанного саморазвития [6].

Т. С. Кабаченко понимает под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)» [9, с. 6].

Г. В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4, с. 33].

В данном определении подчеркивается объектный характер явления психологической безопасности, так как, по мнению Е. П. Ильина, «состояние психики (состояние объекта), является интегральной характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени» [8, с. 15].

Таким образом, феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается на нескольких уровнях:

- макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности);

- мезосоциальном (на уровне локальной среды обитания и взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде);

- микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее целостности, психическая устойчивость индивида, адаптивность функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным

© Козлова Е. Б., 2015

факторам социальной среды, сопровождающееся переживанием своей защищенности).

В рамках нашего исследования нам близка позиция ученых, которые относят психологическую безопасность к свойствам личности, характеризующим ее защищенность и внутренний ресурс противостояния неблагоприятным воздействиям. Представители данного направления (И. А. Баева, Б. А. Еремеев) считают психологическую безопасность психическим состоянием, «характеристикой состояния личности», переживание личностью своей защищенности, состоянием готовности человека «предупреждать появление опасности и готовности адекватно реагировать на возникающую опасность» (Б. А. Еремеев).

В этой позиции, по нашему мнению, наиболее четко прослеживается взаимосвязь личности и среды в контексте формирования психологической безопасности, подчеркивается, что сущностью психического состояния является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия» [14, с. 174].

Определению параметров, критериев, принципов и условий формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды посвящены исследования И. А. Баевой, которая под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются: формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; субъектность и диа-логизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности [1].

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды во многом зависит от педагога. Л. М. Митина [10] рассматривает две модели профессионального труда учителя: адаптивного функционирования и профессионального развития. Учитель, работающий в модели развития, обладает высоким уровнем развития интегральных характеристик личности (направленности, компетентности, гибкости и

самосознания), которые позволяют педагогу в ходе осуществления профессиональной деятельности обеспечить психологически безопасные условия для развития и творческой самореализации обучающихся. В адаптивной модели созданию условий психологической безопасности учащихся препятствует низкий уровень развития личностных характеристик, приспособление учителя к сложившимся условиям среды, жесткое ролевое поведение, проявление защитных психологических реакций.

Большинство исследований психологической безопасности проведено на подростках, юношах, взрослых; следует отметить недавние исследования психологической безопасности личности младшего школьника в образовательной среде школы и типах межличностных отношений ее участников [1; 15].

В некоторых современных исследованиях раскрывается и обосновывается влияние уровня личностно-профессионального развития учителей на психологическую безопасность обучающихся [2].

Важно, что профессиональный стандарт педагога [13] четко определяет как основную компетенцию педагога умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Кроме того, к профессиональным компетенциям педагога, обозначенным в стандарте, и которые, на наш взгляд, являются определяющими в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, относятся следующие:

- умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

- умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

- умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);

- умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

- умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Современные отечественные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают изучение курса «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» на уровне магистратуры по направлению 050400.68 «Психолого-педагогичес-

кое образование». К сожалению, на уровне бакалавриата такая дисциплина не предусмотрена. КГУ им. К. Э. Циолковского и ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2014 году заключили договор о сотрудничестве в рамках реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». В учебном плане данного направления предусмотрен модуль «Педагог как организатор образовательного пространства», в котором представлен курс «Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды». В результате изучения дисциплины студент должен знать показатели и критерии психологического комфорта и безопасности образовательной среды, факторы, дестабилизирующие психологический комфорт и безопасность; уметь организовывать и управлять процессом целенаправленного проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды; владеть методическим инструментарием процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способами предупреждения и преодоления угроз и рисков образовательной среды.

Материалы курса были разделены на 4 блока, предполагающих лекционные и практические занятия: «Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды»; «Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды»; «Управление стрессом и профилактика выгорания»; «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды». Основное время для изучения дисциплины представлено самостоятельной работой студентов.

Для обеспечения возможностей формирования необходимых компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога, темы данного курса были интегрированы с дисциплинами данного модуля: «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды», «Педагогика как наука и искусство», «Психодиагностика в образовательной практике учителя», «Психология взаимодействия в образовательной среде», «Этика образования и воспитания». К сожалению, нам не удалось проверить сформированность компетенций во время прохождения студентами практики по причине недостаточности времени для их появления и проявления. Однако на основании анкетирования [7, с. 98] обучающихся можно утверждать, что представления студентов о психологически комфортной и безопасной образовательной среде существенно изменились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И. А Психологическая безопасность в образовании : монография. СПб., 2002. - 271 с.

2. Барцевич В. Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся : автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

3. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. дис. ... канд. психол. наук. Великий Новгород, 2013.

4. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М. : Изд-во РАГС, 1998-125 с.

5. Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека / / Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма : сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума. СПб. : ООО «Книжный Дом», 2006. С. 101-103.

6. Еремина О. И. Обеспечение психологической безопасности младшего школьника в условиях образовательной среды начальной школы // Сайт www.Onoo.ru. URL: http://onoo.ru/load/3-l-O-5 (дата обращения: 22.02.2007).

7. Иванова В. И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / / Мир психологии. 2007. № 3. С. 98-110.

8. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005. 411 с.

9. Кабаченко Т. С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала : автореф. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

10. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Академия, 2004. 320 с.

11. Панарин И. Н. Психологические аспекты обеспечения национальной безопасности России. Часть 1. М., 1995. 40 с.

12. Приходько И. И. Влияние гражданского общества на психологическую безопасность личности // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». URL: http://rikmosgu/ students/informatization/Prikhodko/ - 05.12.2009176. (дата обращения: 25.06.2009).

13. Профессиональный стандарт педагога // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 08.09.2015).

14. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / Под ред. проф. И. А. Баевой. СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. 288 с.

15. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников : автореферат дис. ... канд.а психол. наук. СПб., 2005.

16. Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / / Российский монитор. l995. № б. С. l33-l45-

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Официальный сайт Совета Безопасности росиийской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html. (дата обращения: l8.0l.20l5).

REFERENCES

1. Baeva I. A Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii : monografiya. SPb., 2002. 27l s.

2. Bartsevich V. N. Vliyanie lichnostnykh kharakteristik uchitelya na psikhologicheskuyu bezopasnost' uchashchikhsya. аvtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 20l2.

3. Belyaeva P. I. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti mladshego shkol'nika v obrazovatel'noy srede shkoly. dis. ... kand. psikhol. nauk. Velikiy Novgorod, 20l3.

4. Grachev G. V. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti psikhologicheskoy zashchity. M. : Izd-vo RAGS, l998 l25 s.

5. Eremeev B. A. Psikhologiya bezopasnosti, psikhologicheskaya bezopasnost' i urovni razvitiya cheloveka // Psikhologicheskaya bezopasnost', ustoychivost', psikhotravma: sbornik nauchnykh statey po materialam Pervogo Mezhdunarodnogo Foruma. - SPb. : OOO «Knizhnyy Dom», 2006. S. l0l-l03.

6. Eremina O. I. Obespechenie psikhologicheskoy bezopasnosti mladshego shkol'nika v usloviyakh obrazovatel'noy sredy nachal'noy shkoly // Sayt www.Onoo.ru. URL: http://onoo.ru/load/3-l-0-5 (data obrashcheniya: 22.02.2007).

7. Ivanova V. I. Eksperimental'noe issledovanie znachimosti psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy v sisteme mnogourovnevoy podgotovki spetsialista / / Mir psikhologii. 2007. № 3. S. 98-ll0.

8. Il'in E. P. Psikhofiziologiya sostoyaniy cheloveka. SPb. : Piter, 2005. 4ll s.

9. Kabachenko T. S. Narushenie psikhologicheskoy bezopasnosti v kontekste aktivnosti professionala. Avtoref. . d-ra psikhol. nauk. M., 2000.

10. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya. M. : Akademiya, 2004. 320 s.

11. Panarin I. N. Psikhologicheskie aspekty obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossii. Chast' l. M., l995. 40 s.

12. Prikhod'ko I. I. Vliyanie grazhdanskogo obshchestva na psikhologicheskuyu bezopasnost' lichnosti //Elektronnyy informatsionnyy portal «Russkiy intellektual'nyy klub». URL: http:// rikmosgu/students/informatization/Prikhodko/ - 05.l2.2009l76. (data obrashcheniya: 25.06.2009).

13. Professional'nyy standart pedagoga // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/307l(data obrashcheniya: 08.09.20l5).

14. Psikhologiya bezopasnosti kak osnova gumanitarnykh tekhnologiy v sotsial'nom vzaimodeystvii: nauchno-metodicheskie materialy / Pod red. prof. I. A. Baevoy. SPb. : OOO «Knizhnyy dom», 2008. 288 s.

15. Rassokha N .G. Predstavleniya o psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy shkoly i tipy mezhlichnostnykh otnosheniy ee uchastnikov. avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2005.

16. Roshchin S. K., Sosnin V. A. Psikhologicheskaya bezopasnost': novyy podkhod k bezopasnosti cheloveka, obshchestva i gosudarstva / / Rossiyskiy monitor. l995. № 6. S. l33-l45.

17. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda // Ofitsial'nyy sayt Soveta Bezopasnosti rosiiyskoy Federatsii. URL: http: //www.scrf.gov.ru/documents/99.html. (data obrashcheniya: l8.0l.20l5).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. И. Хачикян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.