Научная статья на тему 'Некоторые аспекты информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства'

Некоторые аспекты информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ТЕХНИК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / КУРС ПО ВЫБОРУ / МОДУЛЬ / ПРОЕКТ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Шахбанова Камиля Аслановна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами информационной подготовки студентов сельскохозяйственного техникума, где важное место занимает авторский курс по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Шахбанова Камиля Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства»

ЩПИШИЕ НИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Т. Г. Везиров, К. А. Шахбанова

SOME ASPECTS OF INFORMATION TRAINING OF FUTURE TECHNICIANS IN THE SPHERE OF AGRICULTURE

Vezirov T. G., Shahbanova K. A.

The article touches upon the problems of information training of students in agricultural colleges where the original optional course plays a very important role.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами информационной подготовки студентов сельскохозяйственного техникума, где важное место занимает авторский курс по выбору.

Ключевые слова: информационная подготовка, будущий техник сельскохозяйственного производства, курс по выбору, модуль, проект, инфокоммуникационные технологии, условия.

УДК 378.2

Качество подготовки специалистов среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием среднего профессионального образования, формируемым с учетом интересов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

Одной из тенденций развития содержания среднего профессионального образования относятся информатизация,

предусматривающей изучение будущими специалистами достижений в области информатики и инфокоммуникационных технологий. С этой целью в профессиональные образовательные программы среднего

профессионального образования введены такие дисциплины, как «Информатика» и «Компьютерное обеспечение профессиональной деятельности». Значительное место среди элективных и факультативных курсов занимают дисциплины, связанные с освоением информационных технологий. Как правило, дисциплины, направленные на изучение информатики, составляют в рабочих учебных планах образовательных учреждений 200-300 часов (1).

В последнее время информатизация общества приобретает все большие масштабы и захватывает все больше отраслей экономики и социальных сфер жизнедеятельности современного общества. Не остается в стороне от этого процесса и сфера сельскохозяйственного производства.

В настоящее время использование средств ИКТ в подготовке специалистов, в том числе и сельскохозяйственного производства, реализует потенциал информатизации образования, который в процессе обучения обеспечивает интерактивный диалог и незамедлительную обратную связь, создает условия для поддержки продуктивной деятельности преподавателя, экономии его времени за счет автоматизации процессов контроля, информационно-методического обеспечения, а также сбора, обработки, хранения, передачи, распространения и тиражирования учебных и учебно-методических материалов.

Современный специалист сельскохозяйственного производства должен воплощать в себе такие качества личности, как компетентность, ответственность, предприимчивость, иметь общеобразовательную, научно-техническую, технико-технологическую компетентность, отличаться творческим отношением к профессиональной деятельности, способностью к самоорганизации.

Активное внедрение средств ИКТ в процесс изучения предметных областей позволяет обеспечить индивидуализацию обучения на более высоком уровне, качественно изменить методы и формы обучения, создать условия для формирования практических умений и навыков каждого обучаемого.

В настоящее время повышается интерес к интеграции информатики со специальными дисциплинами в конкретной специальности, в частности, специальности 3201 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов с квалификацией «Техник».

Оптимизация педагогического процесса возможна путем повышения эффективности управления. Следовательно, необходимо обоснование всех компонентов педагогической системы, разработка средств обучения, введение новых организационных форм, технологизация процесса обучения.

Во многих исследованиях выделяются следующие основные направления внедрения средств инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в образование.

1. Использование средств ИКТ в качестве средства обучения, совершенствую-

щего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

2. Использование средств ИКТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование средств ИКТ в качестве средства развития личности студента.

4. Использование средств ИКТ в качестве объекта изучения.

5. Использование средств ИКТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

Выделим условия, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ, обеспечивающих формирование будущего специалиста с заданными профессиональными качествами.

1. Операционная готовность будущих техников сельскохозяйственного производства к использованию ИКТ как для образования в процессе учебы в техникуме, так и для дальнейшего дистанционного образования.

2. Мотивационная готовность будущих техников сельскохозяйственного производства к применению средств информатизации профессионального образования.

3. Рефлексивная готовность к использованию ИКТ для самообразования.

4. Готовность учиться в информационно-образовательной среде.

5. Готовность будущих техников сельскохозяйственного производства к применению средств информатизации в решении профессионально-ориентированных задач.

Включение ИКТ в учебный процесс способствует качественному улучшению процесса обучения, благодаря представлению информации в таком виде, который позволяет задействовать все каналы усвоения и тем самым повысить степень усвоения учебного материала.

С целью изучения возможностей сельскохозяйственного техникума для осуществления информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства была выявлена совокупность условий, необходимых для обеспечения ус-

пешности этого процесса. Необходимые условия мы подразделили на организационные и психолого-педагогические.

Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемого информационно-методического обеспечения, так и от рационального и умелого использования его в учебном процессе.

Под информационно-методическим обеспечением нами понимается совокупность формализованных показателей успешности деятельности специалиста и успешности выполнения им задач сельскохозяйственного производства, обеспечивающие автоматизацию процесса контроля уровня его обученности; комплекта обобщенных задач сельскохозяйственного производства и методических рекомендаций по их использованию в учебной и будущей профессиональной деятельности.

С целью создания наиболее благоприятных условий обучения, обучающиеся были снабжены учебно-методическими материалами, учитывающими особенности специальности.

Активное вовлечение в учебный процесс наглядности иногда недостижимой в традиционных условиях, повышает мотивацию, способствует лучшему усвоению материала. Все это требует от современного специалиста наличие определенных профессиональных знаний и умений.

Залогом реализации образовательного потенциала инфокоммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений и будущей профессиональной деятельности является информационная подготовка будущих специалистов.

Специфику информационной подготовки техника сельскохозяйственного производства мы выявили исходя из основных видов деятельности, осуществляемых специалистами сельскохозяйственного производства с использованием инфокоммуника-ционных технологий. Данная специфика отражена в интегрированном курсе «Информатика» и в курсе по выбору «Инфокомму-никационные технологии в профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства».

Мы исходили из понимания информационной подготовки, как процесса изучения и практического освоения будущими техниками сельскохозяйственного производства особенностей использования компьютерных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения и новых возможностей информационных средств в сфере своей профессиональной деятельности.

Информационную подготовку будущего техника сельскохозяйственного производства можно разделить на два уровня: основы компьютерной грамотности и профессиональную подготовку, которая подразумевает знакомство его с существующими информационными образовательными ресурсами по специальности, а также самому готовить демонстрационный материал по конкретным предметам.

Успешная реализация цели и задач повышения уровня информационной подготовки будущих техников сельскохозяйственного производства обеспечивается:

- теоретической подготовкой будущих техников сельскохозяйственного производства, осуществляемой посредством чтения курса лекций, нацеленного на формирование системы знаний об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

- формированием на практических занятиях основных умений и навыков работы на компьютере;

- изучением будущими техниками сельскохозяйственного производства прикладных компьютерных программ;

- формированием умений использовать современные ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Содержание обучения определено и структурировано таким образом, чтобы в максимально возможной степени учесть особенности профессионального опыта будущих техников сельскохозяйственного производства, уровень их предшествующей подготовки, а также специфику познавательных потребностей.

Данные установки были положены в основу разработанной нами курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в

профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства»

Курс по выбору разработан на основе проблемно-модульного обучения, который содержит следующие модули:

1. Инфокоммуникационные технологии в средних профессиональных учреждениях в свете стратегических направлений модернизации образования.

2. Электронные средства обучения в среднем профессиональном образовании.

3. Технология реализации профессионально-ориентированных задач с использованием электронных средств в средних профессиональных учреждениях.

4. Проектная деятельность будущих техников сельскохозяйственного производства с использованием инфокоммуникаци-онных технологий.

Нами разработана и успешно применяется методика проведения практических занятий по модулю «Технология реализации профессионально-ориентированных задач с использованием электронных средств в средних профессиональных учреждениях» в изучении курса по выбору «Инфокоммуни-кационные технологии в профессиональной деятельности техника сельскохозяйственного производства» в Дербентском государственном сельскохозяйственном техникуме.

Применение ИКТ (поиск информации в Интернете, составление запросов в поисковых системах) может носить профессиональный оттенок.

Например, создать проект по темам других изучаемых предметов, дать сравнительный анализ решений той или иной сельскохозяйственной (экологической) проблемы.

Мы считаем, что процесс обучения информатике и ИКТ в сельскохозяйственном техникуме может и должен быть не только научным, но и педагогически и методически разнообразным, выполняя при этом необходимые образовательные функции.

Исследование самооценки мотиваци-онной готовности будущих техников сельскохозяйственного производства к использованию ИКТ в обучении проводилось с помощью соответствующей анкеты. Анализируя результаты анкетирования, полученные

на заключительных занятиях, мы заметили, что у студентов, изучивших курс по выбору, изменилось отношение к использованию ИКТ в процессе обучения.

В мотивационной сфере обучающихся произошли позитивные изменения: практически все студенты (96%) осознали социальную значимость использования ИКТ в процессе обучения на современных этапах развития общества.

Проявили заинтересованность в приобретении дополнительных знаний в области применения компьютера в обучении и в дальнейшем изучении ИКТ 92% будущих техников сельскохозяйственного производства. У значительной части будущих техников сельскохозяйственного производства произошло смещение приоритетов мотивов от социальных к профессионально-познавательным.

Следует отметить, что, если на первых занятиях у обучающихся наблюдались скованность и напряженность при работе с компьютером, то на последних - склонность к самостоятельному поиску решений, стремление овладеть технологией выполнения того или иного задания.

По окончании обучения проводился тестовый контроль и оценка практических навыков работы на компьютере. Таким образом, был оценен когнитивный критерий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов О. Ю. Педагогическое взаимодействие педагогов и студентов в процессе подготовки техников сельскохозяйственного производства в колледже: Дис... канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2004. — 210 с.

Об авторах

Везиров Тимур Гаджиевич, Дагестанский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор, зам декана математического факультета. Сфера научных интересов - теория и методика обучения информатике; теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании. Ишиг. 60 @шаП. ги

Шахбанова Камиля Аслановна, Дагестанский государственный педагогический университет,

преподаватель математики и информатики Дербентского сельскохозяйственного техникума, соискатель кафедры теории и методики обучения математике и информатике. Сфера научных интересов - проблемы преподавания математики и

информатики в школе и средних специальных

заведениях.

timur.60@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.