Научная статья на тему 'Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов (methodological conditions for use system of info-communicational technologies in students' professional training)'

Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов (methodological conditions for use system of info-communicational technologies in students' professional training) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / THE MODULE FORM OF TEACHING / INFORMATION-COMMUNICATIVE-TECHNOLOGICAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первякова Светлана Валерьевна

Рассматриваются педагогические условия использования инфокоммуникационных технологий в учебном процессе. Представлена методика использования сайта методической поддержки курса по выбору как одного из компонентов инфокоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первякова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of using info-communicational technologies in educational process are considered. A technique of using a site of selective course methodological support as a component of info-communicational technologies is presented.

Текст научной работы на тему «Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов (methodological conditions for use system of info-communicational technologies in students' professional training)»

Первякова С. В.

Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий.

Е

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

С. В. Первякова

METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR USE SYSTEM

OF INFO-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES IN STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING

Pervyakova S. V.

The pedagogical conditions of using info-communicational technologies in educational process are considered. A technique of using a site of selective course methodological support as a component of info-communicational technologies is presented.

Key Words: information-communicative technologies, the module form of teaching, information-communicative-technological competency.

Рассматриваются педагогические условия использования инфокоммуникационных технологий в учебном процессе. Представлена методика использования сайта методической поддержки курса по выбору как одного из компонентов инфокоммуникационных технологий.

Ключевыю слова: инфокоммуникационныые технологии, модульная форма обучении, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность.

УДК 004.9:378.147

Современное состояние высшей школы характеризуется значительными изменениями в области содержания и организации учебного процесса. Это связано в первую очередь с внедрением новых образовательных стандартов, текущими изменениями в учебных планах, появлением значительного числа новых специальностей и специализаций, расширением числа дисциплин по выбору студента, увеличением объема самостоятельной работы и т. д. Эти изменения несут за собой модификацию технологии организации учебного процесса в вузе.

В связи с этим создаются объективные условия для перехода к информационным технологиям организации методической работы и учебного процесса. Проблема информатизации высшей школы, являясь составной частью проблемы информатизации образования в целом, имеет особое значение, поскольку назначение высшей школы, ее научно-методическое обеспечение, возраст обучаемых и потребность общества в специалистах обладают определенной спецификой. Обобщенной целью информатизации высшего образования можно считать повышение качества подготовки специалистов. В качестве конкретных целей называют оптимизацию форм и методов обучения; реализацию потенциала новых информационных технологий в предметных областях.

Использование инфокоммуникацион-ных технологий в обучении обусловлено современными условиями информатизации и компьютеризации общества. Одним из важных условий использования инфоком-

65/2009 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

муникационных технологий обучения является целостность модели подготовки специалиста. Информационные технологии, будучи ведущим компонентом современной профессиональной деятельности, в ее педагогическом аспекте являются одним из системообразующих элементов современной методической системы подготовки специалиста.

Для реализации компетентностного подхода в системе образования необходима подготовка будущих специалистов, способных в реальной жизненной и профессиональной практике применять ключевые компетентности. Среди универсальных (ключевых) компетентностей мы в первую очередь выделяем информационную и коммуникативную не только потому, что они являются инвариантными в любых существующих на сегодняшний день российских и зарубежных программах, посвященных ком-петентностному подходу, но и потому, что они служат естественным результатом широкого распространения и использования информационных технологий. При этом формирование вышеназванных компетент-ностей у будущих специалистов имеет два аспекта: общеобразовательный и профессиональный. Общеобразовательный аспект связан с готовностью использовать информационно-коммуникационные технологии в различных видах деятельности. Профессиональный аспект информационной коммуникативной компетентности мы связываем с готовностью применения этих технологий в учебном процессе. В связи с чем возникает проблема всестороннего анализа и прогнозирования изменений в профессиональной деятельности в условиях перехода на компе-тентностный подход. Данный подход требует изменения учебного процесса, так как для формирования компетентностей необходимо создание определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать, а также осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется прежде всего в дея-

тельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета.

В качестве показателей ИКТ-компетентности можно выделить:

• готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;

• стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;

• наличие высокого уровня коммуникативной культуры (в том числе коммуникации посредством информационных средств), теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога «человек - компьютер»;

• готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;

• освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области) (2).

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников вуза в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно

Первякова С. В.

Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий

важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека (4).

Под педагогическими условиями системы использования ИКТ понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса обеспечивающих формирование личности с заданными качествами.

Таким образом, первостепенную роль и значение в процессе обучения студента новым информационным технологиям мы отводим формированию таких педагогических условий, способствующих всестороннему развитию студента, совершенствованию его профессионального мастерства, включение студента в творческую деятельность и научно-педагогические исследования на основе использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Комплекс педагогических условий мы рассматриваем в контексте двух компонентов, а именно (3):

1) организационно-педагогические условия реализации некоторых моделей использования ИКТ (модели изучения, модели управления собственной информацией, модели добывания информации, модель творчества) в профессиональной подготовке студентов:

• современная информационно-образовательная среда в вузе как необходимое условие информатизации высшего образования;

• модернизация системы методической работы в вузе как основа организации процесса обучения студентов при использовании ИКТ в профессиональной деятельности;

• взаимодействие с образовательными учреждениями города, края: другими вузами, школами;

• организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности;

• создание соответствующей материально-технической базы образовательного процесса;

• обеспечение стабильности, мобильности кадрового потенциала;

2) дидактические условия реализации данных моделей использования ИКТ в профессиональной деятельности студентов гуманитарных специальностей:

• использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий;

• использование в практике обучения различных способов внешней и внутренней мотивации деятельности студентов;

• использование различных подходов и способов влияния на студентов: словесный, деятельностный, (беседа, совместная деятельность, межличностные отношения, сотрудничество и взаимосвязь, партнерский стиль взаимоотношений), индивидуально-личностный и др.;

• включение студентов в совместную деятельность, в том числе исследовательскую практико-ориентированную деятельность в рамках студенческого научного общества;

• повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза.

На сегодняшний день можно зафиксировать следующую тенденцию развития образовательных систем: модульная, дистанционная, виртуальная.

Для наглядного выявления педагогических условий реализации моделей использования ИКТ рассмотрим более подробно такую составляющую организационно-педагогических условий как организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

В рамках модульной формы обучения предлагается два вида деятельности:

■ работа в аудитории (выполнение практических работ, презентация собственных самостоятельных работ, выполнение контрольных работ, тестирование, участие в дискуссиях, участие в ролевых играх);

■ самостоятельная работа вне аудитории (анализ информации по заданной теме, выбор, подготовка и оформление самостоятельной работы в рамках модуля).

65/2009 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

Все эти работы предполагают активное использование информационных и телекоммуникационных технологий. Рассмотрим методические условия реализации моделей использования ИКТ на примере курса по выбору «ИКТ в педагогическом проектировании электронных учебно-методических материалов». Целью учебного курса является подготовка студентов к профессиональному использованию ИКТ в образовательном процессе и формированию специальных компетентностей педагогического проектирования электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) на основе ИКТ. Курс прошел апробацию в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ (1).

Обозначим ключевые моменты инно-вационности разработанного курса:

по целям обучения: формирование профессиональной компетентности студентов - обучение использованию современных инфокоммуникационных технологий для развития их познавательной активности в своей профессиональной сфере;

по содержанию обучения: реализация нетрадиционных педагогических методик, обусловленных широким применением электронных учебно-методических материалов в образовательном процессе;

по методам обучения: включение новых средств и технологий;

по формам обучения: широкое использование групповой работы студентов, проектная деятельность, организация исследовательской работы;

по средствам обучения: использование технических средств и программного обеспечения, поставляемых в рамках реализации проекта ИСО.

Разработанные ЭУММ могут быть использованы для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

На первом этапе УММ позволяют сформировать базовый уровень ИКТ компетентности студентов на основе разработан-

ного теоретического материала и определить этот уровень с помощью контрольно-измерительных материалов.

На втором этапе в целях эффективного развития профессиональной компетентности студентов разработан и внедрен в учебный процесс комплекс практических работ с методическими рекомендациями по их выполнению, который дает возможность освоить поэтапную технологию создания ЭУММ.

На третьем этапе рассматриваются технологические особенности создания ЭУММ и, как результат работы, студенты создают ЭУММ в рамках своей профессиональной направленности.

Курс имеет модульную структуру, позволяющую повысить степень включенности студента в процесс самостоятельного овладения необходимой информацией и знаниями, что предполагает повышение ответственности студента за результат собственной работы.

Новизна методики изложения материала курса, заключается в использовании возможностей Интернет-технологий в учебном процессе. Основная задача преподавателя - не предоставить студенту информацию, а организовать процесс ее получения и обработки. Роль преподавателя заключается в постановке ключевых задач по освоению учебной дисциплины, корректировке образовательного пути и проверке полученных студентом знаний.

В связи с этим был разработан сайт методической поддержки курса по выбору «ИКТ в педагогическом проектировании» (www.pedproekt.stavsu.ru), который обеспечивает интерактивную обучающую среду для студентов и предоставляет вспомогательные ресурсы для преподавателей. Основные разделы сайта:

Методические рекомендации (включает краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия, рекомендации по использованию информационных технологий);

Контрольно-измерительные материалы по модулям курса для входного и выходного контроля знаний (таблицы для дидактического диагностирования студентов, за-

Первякова С. В.

Методические условия системы использования инфокоммуникационных технологий

дания на ИКТ-компетентность, модуль компьютерного тестирования, требования к выпускной итоговой работе, вопросы к зачету);

Круглый стол (статьи, опубликованные в научных изданиях, студенческие статьи, варианты удачных решений ситуационных задач, возможность выхода на форум, для обсуждения актуальных вопросов);

Проект ИСО (опыт учителей-апробаторов, каталог ЦОР, ИИСС, ИУМК с аннотацией ресурса);

Работы студентов (архив выпускных итоговых работ);

Форум (поддержка и активизация сетевого сообщества преподавателей и студентов);

Преподаватели (дистанционное консультирование ведущими преподавателями).

Электронные ресурсы, представленные на сайте, содержат вспомогательные материалы, заменяющие нехватку печатных эквивалентов и помогают студентам сориентироваться в быстро изменяющихся педагогических технологиях. Преподаватель является модератором форума, на котором обсуждаются вопросы, возникающие в процессе обучения.

В студенческой версии сайта пользователь может просматривать рекомендованные преподавателем последние статьи, опубликованные в научных изданиях, ссылки на электронные ресурсы, использовать методические рекомендации по изучению ИКТ, знакомиться с опытом учителей, применяющих ЦОР в учебном процессе, контролировать степень усвоения учебного материала и т. д. Кроме того, на сайте студент может выполнять различные упражнения для самопроверки и высказать свое мнение по тому или иному вопросу.

Исходя из вышеизложенного, выделим два аспекта использования инфокоммуника-ционных технологий в образовании: полномасштабное использование сайта методической поддержки курса и технологии взаимодействия участников образовательного процесса в сети Интернет.

Необходимыми условиями для реализации обучения с использованием сайта методической поддержки курса «ИКТ в педагогическом проектировании» являются:

- свободный доступ преподавателя и студентов к компьютерам, подключенным к Интернету;

- наличие у преподавателя навыков работы в Интернете и знаний о специальных программных продуктах, навыков разработки и проведения занятий с помощью мультимедийных технологий;

- разработка курса с учетом использования информационных технологий. Таким образом, учебный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брановский Ю. С., Ильина Н. П., Копы-тов В. В. Реализация проекта «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов в области использования цифровых образовательных ресурсов» в Ставропольском государственном университете // Материалы региональной научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

2. Бурмакина В. Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. - М.: Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007.

3. Кручинина Г. А. Методическая работа преподавателя вуза в условиях использования новых информационных технологий / Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвузовский сборник научных трудов / под ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Викулиной. —Вып.1. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2003. - С. 126-136.

4. Смолянинова О. Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий // Информатика и образование. - 2002. - №9. - С. 116-119.

65/2009

Вестник Ставропольского государственного университета

Об авторе

Первякова Светлана Валерьевна, Ставропольский государственный университет, директор Центра тестирования профессионального образования. Сфера научных интересов - управление образованием, методология составления кон-

трольно-измерительных материалов, использования инфокоммуникационных технологий в учебном процессе ctpo@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.