Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования стратегии социальной политики'

Некоторые аспекты формирования стратегии социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА / SOCIAL POLICY / STATE SOCIAL POLICY / GOVERNMENT REGULATION INSTRUMENTS OF SOCIAL POLICY / SOCIAL PROBLEMS IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Татьяна Анатольевна, Бердник Наталья Анатольевна

Даны предложения для совершенствования стратегии социально-экономического развития. Рассмотрены основные направления социальной политики и субъекты их реализации на разных уровнях власти. Даны предложения по изменению стратегии жизни населения России. Рассмотрев основные направления социальной политики на федеральном уровне, выявлены основные направления и перспективы социального развития Ростовской области., при этом отмечено, что не все направления социально-ориентированной политики учтены.бизнес-структурами, и в малой мере акцентируют внимание на реализацию социальной политики, а именно на их социальную ответственность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макареня Татьяна Анатольевна, Бердник Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOCIAL POLICY STRATEGY

The article suggests ways to improve the socio-economic development. The main directions of social policy and the subjects of their implementation at different levels of government. Are proposals to change the strategy of living Rossii. Rassmotrev main areas of social policy at the federal level, identified the main trends and prospects of social development of the Rostov region., While noting that not all areas of social-oriented policies uchteny. biznes structures, and in small measure focus on the implementation of social policy, namely their social responsibility

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования стратегии социальной политики»

8. Министерство экономического развития Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/fcp/.

9. Ракитина М.С. Разработка методики распределения финансовой помощи муниципальным образованиям на территории субъекта РФ // Известия ЮФУ. Технические науки.

- 2010. - № 4 (105). - С. 32-38.

10. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования.

- СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

11. Саак А.Э., Колчина О.А. Механизмы, инструменты и меры по мобилизации и формированию инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Муниципальная власть.

- 2006. - № 5. - С. 58-64.

12. Федеральные целевые программы России: http://fcp.economy.gov.ru.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.П. Карелин.

Колчина Оксана Александровна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: kolchinaoksana@gmail.com; 347904, г. Таганрог, ул. Малая Свердлова, 36; тел.: 88634311426, 89287577077; кафедра государственного и муниципального права и управления; к.э.н.; доцент.

Kolchina Oksana Alexandrovna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: kolchinaoksana@gmail.com; 36, Мalaya Sverdlov street, Taganrog, 347904, Russia; phone: +78634311426; phones: +78634311426; +79287577077; the department of state and municipal legislation and administration; cand. of ec. sc.; associate professor.

УДК 331.105.6

Т.А. Макареня, Н.А. Бердник

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

Даны предложения для совершенствования стратегии социально-экономического развития. Рассмотрены основные направления социальной политики и субъекты их реализации на разных уровнях власти. Даны предложения по изменению стратегии жизни населения России. Рассмотрев основные направления социальной политики на федеральном уровне, выявлены основные направления и перспективы социального развития Ростовской области., при этом отмечено, что не все направления социально-ориентированной политики учтены.бизнес-структурами, и в малой мере акцентируют внимание на реализацию социальной политики, а именно на их социальную ответственность.

Социальная политика; государственная социальная политика; инструменты государственного регулирования социальной политики; социальные проблемы региона.

T.A. Makarenya, N.A. Berdnik SOME ASPECTS OF SOCIAL POLICY STRATEGY

The article suggests ways to improve the socio-economic development. The main directions of social policy and the subjects of their implementation at different levels of government. Are proposals to change the strategy of living Rossii. Rassmotrev main areas of social policy at the federal level, identified the main trends and prospects of social development of the Rostov region., While noting that not all areas of social-oriented policies uchteny. biznes structures, and in small measure focus on the implementation of social policy, namely their social responsibility

Social policy; state social policy; government regulation instruments of social policy; social problems in the region.

В условиях развития современной экономики в России все более актуальными и востребованными становятся пути реализации социальной политики. В настоящее время сложились все основные условия для создания качественного предложения стратегий социально-экономического развития регионов и корпоративных стратегий. Социальная политика, как часть стратегии, состоит из целенаправленной деятельности:

♦ по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе;

♦ по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных социально-территориальных групп.

Социальная политика государства определяется как его деятельность по удовлетворению социальных потребностей людей. Являясь обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Таким образом, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты [1].

За последнее время проблема борьбы с бедностью, социальной защиты большинства населения, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества, стала наиболее актуальной, что нашло отражение в основных направлениях социально-экономического развития страны.

Приоритетными направлениями социальной политики государства в стратегии устойчивого развития являются:

♦ демографическая политика и семья;

♦ образование и права человека;

♦ качество жизни и социальная справедливость;

♦ интересы социально уязвленных слоев населения;

♦ социальное страхование и пенсионное обеспечение;

♦ здравоохранение и здоровый образ жизни;

♦ культура.

В связи с необходимостью выйти на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества, создана новая Стратегия-2020, которая базируется на двух основаниях - новая модель экономического роста и новая социальная политика [4].

Учитывая тот факт, что социальная политика реализуется не в полной мере, созрела необходимость создать новую многоуровневую Стратегию социальной политики, которая будет основана на Стратегии-2020.

Также можно сделать вывод, что адекватной функциональной Стратегии социальной политики пока не найдено, однако основные направления ее содержания уже можно обозначить следующими положениями:

1. Перспективы достижения равенства и социальной справедливости зависят от возможности решения системных задач:

♦ формирование баланса интересов между бизнес-структурами, гражданами и государством;

♦ обеспечение социальной консолидации;

♦ ликвидация общественного иждивенчества;

♦ разграничение ответственности за реализацию социальных программ между государством и бизнес-структурами.

2. Эффективность социальной сферы не может быть обеспечена только за счет централизованного государственного управления или в результате рыночной конкуренции. Значительную роль в развитии социальной сферы должны играть общественные движения (некоммерческих проектов и малого предпринимательства, направленного на непосредственное удовлетворение потребностей населения). При этом необходимо обеспечить перераспределение ресурсов на социальные нужды на макро-, мезо- и микроуровнях.

3. Централизация управления социальной политикой столь же необходима, сколь и децентрализация. Необходима двойственная стратегия: поддержка экспериментальных форм социального обслуживания на местном уровне и развитие новых форм централизованной политики гарантий социальных прав.

Рассмотрим основные направления социальной политики и субъекты их реализации на разных уровнях (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления социальной политики и субъекты их реализации на

разных уровнях власти

Уровень власти Субъекты реализации социальной политики Основные направления

Федеральный Правительство Демография и миграционная политика, рынок труда и кадровый потенциал, образование, здравоохранение, культура

Региональный Администрация области Здравоохранение, культура

Муниципальный Администрация муниципального образования Рынок труда и кадровый потенциал, здравоохранение, культура, открытие детских садов

Бизнес-структуры Хозяйствующий субъект Образование, здравоохранение, культура, открытие детских садов, обслуживание прилегающих территорий

На федеральном уровне необходимо проводить миграционную политику, а именно: расширение возможностей для переселения людей в Российскую Федерацию на постоянное жительство, разработка дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы, содействие пространственной мобильности населения Российской Федерации, содействие образовательной миграции в Российскую Федерацию и академической мобильности, выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов, содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением, противодействие незаконной миграции, научное и информационное обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Основные макроэкономические показатели рынка труда (уровень занятости, уровень безработицы) находятся на хорошем уровне. Отраслевая структура занятости ухудшается, растет удельный вес неформально занятых, бюджетный сектор остается чрезмерно большим. Структура занятости смещается не в направлении диверсифицированной, высокопроизводительной, высокотехнологичной и инновационной экономики, а в противоположном направлении. Большая и растущая доля неформального сектора сигнализирует о неблагоприятной институциональной среде для создания новых и расширения действующих предприятий.

Необходимо перейти от защиты уже созданных рабочих мест к защите работников на рынке труда. Нормы ТК (Трудовой кодекс) должны стать более простыми, прозрачными и менее обременительными. В ТК следует ввести нормы, обеспечивающие институциональное разнообразие форм занятости, особенно по-

стиндустриальных: заемный труд, дистанционная занятость, гибкие графики. Основные проблемы и решения по рынку труда должны совпадать и взаимодопол-нять друг друга на федеральном, региональном и муниципальном уровне [4].

В основе создания новой Стратегии будем использовать следующие принципы:

1. Взаимосвязанность и комплексность. Стратегия связана с основными приоритетами социальной политики на всех уровнях.

2. Системный подход. Стратегия предполагает изучение и учет всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества в регионе как единой открытой системе, включающей в себя историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику, социально-экономическую сферу, внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы.

3. Ясность, доступность и публичность. Основные положения Стратегии представлены в форме, доступной для восприятия и понимания всеми субъектами, в интересах которых она разрабатывалась.

Новая социальная политика невозможна без экономического роста.

Стратегия «Новая модель роста - новая социальная политика» предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка - факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста, - это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменения в структуре расходов бюджета), а с другой -обновление социальной политики [4].

Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач, направленных на поддержку наиболее незащищенных групп населения, новая Стратегия должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые будут реализовать потенциал инновационного развития. Такой подход не означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с целями развития [3].

Должны быть уточнены приоритеты и цели в сфере макроэкономики и государственных финансов. Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков. Новые бюджетные правила призваны снизить отрицательное влияние несбалансированности во внешней торговле на государственные финансы и макроэкономическую стабильность.

В условиях быстрого изменения технологий государство в экономике должно заниматься не выбором «фаворитных» отраслей и бизнес-структур, не поддержкой их ускоренного роста, а улучшением делового климата, повышением инвестиционной привлекательности страны, развитием конкурентной среды. Этот подход не исключает создание государственных институтов развития. Но при этом содействовать рыночному перераспределению ресурсов, а не предлагать альтернативы такому распределению [3].

Значительные усилия в рамках новой модели роста должны быть сосредоточены в области диверсификации российского экспорта, интеграции российских фирм в международные производственные цепочки, обеспечении реальной двусторонней открытости экономики. Еще один вызов - политика привлечения рабочей силы и перераспределения рабочей силы между секторами экономики и экономическими территориями [3].

Для повышения инвестиционной активности требуется создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Усилия государства, которое должно сыграть первостепенную роль в этом процессе, заключаются в осуществлении целого ряда стимулирующих мер экономического, политического и социального характера [1].

Необходимо ориентироваться на постиндустриальную экономику - экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии и т.д. И в развитых, и в развивающихся странах возникает креативный класс - люди творческого труда, создающие инновации уже в ходе своей обычной работы. Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ в области образования и культуры должна стать первоочередной для Стратегии развития России как с позиции обеспечения экономического роста, так и для устойчивости социальной политики [3].

Рассмотрев основные направления социальной политики на федеральном уровне, перейдем к рассмотрению направлений на региональном уровне. Так, основными направлениями и перспективами социального развития Ростовской области являются:

♦ демография и миграционная политика;

♦ рынок труда и кадровый потенциал;

♦ образование;

♦ здравоохранение;

♦ культура;

♦ социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями;

♦ повышение уровня и качества жизни населения.

По нашему мнению, не все возможные направления социально-ориентированной политики учтены. Бизнес-структурам следует обратить внимание на реализацию социальной политики, а именно на их социальную ответственность.

Следует закрепить за бизнес-структурами прилегающие территории с целью их облагораживания, поддержания чистоты. Крупным бизнес-структурам необходимо создавать условия для семей работников, а именно открывать детские сады для детей работников, строить дома для сотрудников, создавать детские площадки.

Для этого необходимо создать благоприятные условия для бизнес-структур с целью активизации их социальной политики. Социальная составляющая в современном развитии бизнеса становится приоритетной в структуре элементов, определяющих тип экономических отношений [2].

В данном контексте можно сформулировать следующие общие стратегические рекомендации бизнес-структурам:

♦ безусловно, честно и в полном объеме выполнять социальные обязательства, установленные законом;

♦ принятие и поддержание государственного контроля за точным соблюдением установленных обязательных норм в области социальной сферы и налогообложения;

♦ оказание содействия государственным органам в совершенствовании законодательных норм, регулирующих социальные обязательства бизнеса;

♦ расширить сложившийся круг ключевых стейкхолдеров (государство, собственники, персонал), и в первую очередь на слабо вовлеченные до настоящего момента стороны - местные сообщества, общественные объединения, деловых партнеров и т.п.;

♦ стремление к установлению партнерских отношений с другими компаниями, общественными и гражданскими организациями, государственными структурами с целью выработки коллективных системных подходов к корпоративной ответственности;

♦ рассмотрение путей формализации раскрытия информации о своей социальной активности, например, через механизм социальной отчетности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердник Н.А. Институциональная поддержка социальной сферы // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2011. - № 3.

2. Макареня Т.А., Бердник Н.А. Анализ подходов к формированию критериев социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 9. - С. 9-16.

3. http://2020strategy.ru/news/32615774.html.

4. http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор О.А. Разина.

Макареня Татьяна Анатольевна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: mta-76@inbox.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371742; кафедра экономики; профессор.

Бердник Наталья Анатольевна - e-mail: n.a.berdnik@mail.ru; кафедра экономики; ассистент.

Makarenya Tanyana Anatolievna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: mta-76@inbox.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371742; the department of economics; professor.

Berdnik Natalya Anatolievna - e-mail: n.a.berdnik@mail.ru; the department of economics; assistant.

УДК 338.46

Я.А. Налесная, С.В. Сташ

ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО

ХОЗЯЙСТВА)

Основной целью функционирования объектов социально-экономической инфраструктуры является полное и всестороннее развитие человека путем удовлетворения его потребностей. В статье рассмотрена и проанализирована сфера услуг водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Таганрог. Определены и выделены основные проблемы рассматриваемой области. Рассмотрены вопросы ценообразования на предприятиях водоснабжения и водоотведения и предложены направления реформ в системе водопроводно-канализационного хозяйства, которые позволят избежать колебаний доходов предприятия и в то же время способен сохранить прозрачность расчетов за услуги для потребителей, имеющих приборы учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водоснабжение и водоотведение; тарифная политика; сфера услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.