Научная статья на тему 'Методическое обеспечение управления инвестиционной деятельностью в системе муниципального образования'

Методическое обеспечение управления инвестиционной деятельностью в системе муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЕСТР ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ / METHODICAL SUPPORT FOR INVESTMENT ACTIVITY / LIST OF INVESTMENT PROJECTS / THE PROCEDURE OF FORMING AN INVESTMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колчина Оксана Александровна

В целях реализации социально-экономических приоритетов развития территории должен быть сформирован эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования. В статье рассмотрены особенности методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью, применяемого с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества, что позволяет повысить эффективность разработки и реализации инвестиционной политики в системе социально-экономического развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колчина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF INVESTMENT MANAGEMENT IN THE MUNICIPALITY

In order to implement the socio-economic development priorities for the territory should be formed an effective mechanism for investment management at the municipal level. The article describes the features of methodical support of investment management, used to align the interests of subjects of the investment process and implementation of investment policy priorities of the local community, thus enhancing the efficiency of the development and implementation of investment policies in the socio-economic development of the city.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение управления инвестиционной деятельностью в системе муниципального образования»

Кобец Сергей Николаевич

ОАО ТКЗ «Красный котельщик».

E-mail: kobetssergey@mail.ru.

347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 35, кв. 22.

Тел.: +79185416161. "

Ведущий экономист отдела организации труда.

Kobets Elena Aleksandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University».

E-mail: kobets_ea@mail.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371742.

The Department of Economics; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.

Kobets Sergey Nikolaevich

PJSC TKZ «Krasny Kotelschik».

E-mail: kobetssergey@mail.ru.

35, Petrovskaya Street, Taganrog, 347900, Russia.

Phone: +79185416161.

Chief Economist at the Department of Labour.

УДК 336 (075.8)

O.A. Колчина

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В цепях реализации социально-экономических приоритетов развития территории должен быть сформирован эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования. В статье рассмотрены особенности методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью, применяемого с г/елью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества, что позволяет повысить эффективность разработки и реализации инвестиционной политики в системе социальноэкономического развития города.

Методическое обеспечение инвестиционной деятельности; реестр инвестиционных ; .

O.A. Kolchina

METHODICAL SUPPORT OF INVESTMENT MANAGEMENT IN THE MUNICIPALITY

In order to implement the socio-economic development priorities for the territory should be formed an effective mechanism for investment management at the municipal level. The article describes the features of methodical support of investment management, used to align the interests of subjects of the investment process and implementation of investment policy priorities of the local community, thus enhancing the efficiency of the development and implementation of investment policies in the socio-economic development of the city.

Methodical support for investment activity; list of investment projects, the procedure of forming an investment program.

, -мендательный характер и направлены на обеспечение управления планированием и осуществлением инвестиционной деятельности в конкретных сферах и отраслях .

Важность методического обеспечения в управлении инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования определяется следующими факторами [2, 4]:

♦ обязательностью современного научно-технического подхода к комплексной оценке эффективности инвестиционных вложений в муниципальную экономику и последствий реализации конкретных инвестиционных проектов в системе социально-экономического развития города;

♦ унификацией терминологии и пере чня показателей эффективности инве-

, -, ;

♦ систематизацией и ун ификацией требований, предъявляемых к предпро-ектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности инвестиционных проектов, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;

♦ рационализацией расчетного механизма, используемого для определения

, -ными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной ;

, , в составе отдельного инвестиционного проекта;

♦ учетом особенностей реализации отдельных видов инвестиционных про-

,

;

♦ установлением определенных «правил игры» и норм деловой этики, единых для субъектов инвестиционной деятельности муниципального обра-

.

В настоящее время в России на государственном уровне основным методическим документом, регулирующим инвестиционную деятельность, являются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (2- ), -, , строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. №ВК 477. Рекомендации основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными UNIDO (United Nation Industrial Development Organisation - специальный координатор

).

, , возможность инвесторам и предпринимателям оценивать эффективность и привлекательность проектов по методике, признаваемой во всем мире и в то же время учитывающей российские реалии. Данный документ содержит систему пока,

в процессе их разработки и реализации, применяемых на различных уровнях [1].

Рекомендации предназначены для предприятий, организаций, объединений и иных юридических лиц - участников инвестиционных проектов независимо от ; ; -

ния федерального, регионального и местного уровня; лиц и организаций, осуществляющих экспертизу проектов и др.

Методические рекомендации ориентированы на решение задач [1]:

♦ оценки реализуемости и эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки;

проектов заинтересованных предприятий, банков, российских и иностран-

,

;

♦ сравнения вар иантов проекта, в том числе вариантов, различающихся организационно-экономическим механизмом реализации;

♦ государственной, отраслевой и других видов экспертиз инвестиционных

.

На уровне субъекта РФ разрабатываются положения, касающиеся методического обеспечения формирования реестров инвестиционных проектов. Так, в Ростовской области действует Постановление администрации Ростовской области от 11 ноября 2005 г. № 214 «О порядке формирования реестра инвестиционных проектов Ростовской области».

Реестр инвестиционных проектов - перечень инвестиционных проектов, реализация которых обеспечивает социально-экономическое развитие Ростовской области. Реестр формируется для отбора, обобщения в единой информационной базе и дальнейшего продвижения инвестиционных проектов, реализуемых в Ростовской области с целью привлечения инвестиций, а также государственной под.

Инвестиционные проекты для включения в реестр могут подавать областные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные органы и , .

Данные реестра используются министерством при разработке перспективных , -товской области и в других целях.

Рекомендуется на уровне субъекта РФ разработать Методические рекомендации по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований Ростовской области.

Долгосрочная стратегия инвестиционного развития муниципального образования представляет собой комплексный документ стратегического характера, который определяет ключевые экономические направления в развитии муниципального района (города) на перспективу (10-15 лет).

Структура стратегии инвестиционного развития муниципального образования Ростовской области могла бы быть следующей.

1: -.

1.1. .

1.2. Ресурсно-сырьевой потенциал.

1.3. Кадровый потенциал.

1.4. Демографическая ситуация и оценка социальной сферы.

1.5. .

1.6. Структура доходов бюджета.

1.7. Инвестиционная активность и проекты на активной стадии реализации.

1.8. Итоговые выводы по разделу.

2: .

2.1. Транспортная инфраструктура.

2.2. .

2.3. .

2.4. .

2.5. .

3: .

3.1. -.

3.2. . -

.

3.3. .

3.4. .

3.4.1. .

3.4.2. Связь и телекоммуникации.

3.4.3. .

3.5. .

4: .

4.1. -

.

4.2. .

В разделе «Презентация муниципального образования и демонстрация его

»

состояния муниципального образования. Анализируется геополитическое положе-, - , и наличие кадрового потенциала, тенденции социально-экономического развития, инвестиционная активность предшествующих лет. Таким образом, рассматриваются основные факторы, формирующие инвестиционный климат муниципальной .

Важным условием является системное изложение аналитической информации в таблично-графическом виде, что в значительной степени облегчает воспри-.

Особое внимание следует уделить разработке п. 1.5 «Экономическое разви-

».

сфер хозяйственной деятельности муниципального образования, а только отраслей , -ние на уровень социально-экономического развития муниципального образования.

Логическим завершением раздела являются итоговые выводы. В данном пункте отражаются проблемные вопросы, предложения по использованию потенциала муниципального образования в целях его развития, а также информация о сдерживающих факторах. Выводы должны быть лаконичными, краткими, но достаточно полно и объективно характеризовать результаты проведенного анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разделе «Состояние инфраструктуры» приводится информация, характеризующая текущее состояние связи и телекоммуникаций, транспортной, инженерной и финансовой инфраструктуры муниципального образования.

В разделе «Стратегический план развития муниципального образования» определяются стратегические цели и задачи инвестиционного развития муниципаль-,

. -

литические выводы о ключевых особенностях и приоритетных проблемах развития муниципальной территории, выявленные в ходе анализа.

Разработка стратегической цели или системы целей долгосрочного развития муниципального образования является наиболее важным и одновременно сложным элементом стратегического планирования.

Цель должна указывать на конкретный желаемый результат или определенное состояние муниципального образования в будущем. Она должна отвечать сле-: , , -вия, реалистичности, привязанности ко времени.

Выработка конкретных стратегических целей происходит в результате обсуждений и дискуссий, высказывания различных мнений относительно дальнейшего развития муниципального образования.

Стратегия является документом, который согласовывает взаимодействие власти, бизнеса и местного населения в достижении общих целей. В реализации стратегических целей и задач должны принимать самое активное участие все заинтересованные субъекты муниципального образования.

Наличие четко сформулированной идеологии долгосрочного развития, которая документально оформлена в виде стратегии, позволяет, с одной стороны, сфокусировать управленческую работу местных органов власти муниципального образования на достижении установленных целей. С другой стороны, появляется конкретное обоснование поддержки муниципальных программ на уровне региональных и федеральных властей.

Задачи инвестиционного развития представляют собой более конкретные по, -

. -

стиционного развития является ориентация на конечный результат и логическая

увязка с долгосрочной целью инвестиционного развития муниципального образо.

Основой для разработки стратегических задач служат ключевые проблемы, выявленные в аналитической части Стратегии. Соответственно, чем конкретнее

,

в качестве стратегической задачи.

, -

, . обоснования можно представить результаты экономических или финансовых расчетов. Основная роль муниципальной администрации в процессе реализации стратегического плана - создавать привлекательные условия для развития стратегиче-.

Стратегическим инвестиционным проектом муниципального образования яв, -гических целей и способствует решению важных стратегических задач развития .

Необходимым условием признания инвестиционного проекта стратегическим является его соответствие следующим критериям:

1) -

,

стратегической задачи или нескольких задач;

2) -экономических условий жизнедеятельности местных сообществ муниципального ;

3) -( );

4)

отраслей народного хозяйства: агропромышленного комплекса, промышленности, туризма, науки и образования, информационных технологий и инноваций, финан-

, - ,

.

Очень важно сформировать порядок и механизмы отбора стратегических инвестиционных проектов муниципального образования. Решение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического должно приниматься органами власти муниципального образования коллегиально.

Успешное достижение установленных в стратегическом плане целей и задач инвестиционного развития местной территории не представляется возможным без создания соответствующих инфраструктурных условий, адекватных потребностям

.

Четко сформулированные стратегические цели и задачи инвестиционного , , спрогнозировать и рассчитать перспективные потребности муниципального образования в электроэнергии, системах водоснабжения и водоотведения, автодорожной инфраструктуре, телекоммуникациях, ж/д подъездах и прочих инфраструк-. ,

инженерной и транспортной инфраструктуре на краткосрочную, среднесрочную и

.

В конце раздела «Стратегический план развития муниципального образования» приводятся целевые индикаторы реализации стратегии, представляющие собой систему показателей, которые устанавливают количественные критерии выполнения поставленных стратегических целей и задач в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Раздел «Механизм реализации стратегии инвестиционного развития» подразумевает создание организационного плана, определяющего порядок взаимодействия различных структур и субъектов, участвующих в непосредственной реализации стратегических задач инвестиционного развития муниципального образова-, -ния краткосрочных мероприятий по реализации стратегического плана.

, -гий инвестиционного развития муниципальных образований Ростовской области позволило бы создать универсальную базу по формированию инвестиционных ,

сфере экономической и инвестиционной политики муниципальных образований и обеспечивали бы согласованное развитие муниципальной территории в структуре Ростовской области и Южного федерального округа Российской Федерации.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления конкретизируют методические материалы, разрабатываемые органами государственной власти субъекта РФ, в пределах которого находится муниципальное образование. С учетом своих социально-экономических особенностей, они могут принимать положения о «О порядке формирования инвестиционной программы муници-», «

проектов» и пр. [3].

. 6 2009 .

583 « , -

ки и выдачи заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обос-

нованного использования средств бюджета г. Таганрога, направленных на капи» , -тично за счет средств бюджета г. Таганрога - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе проект, -тельством, а также описание практических действий по осуществлению инве-( - ).

Инвестиционный проект должен содержать следующий пакет документов:

♦ заключение об обосно ванности строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов, финансируемых за счет средств бюджета г. Таганрога, составленное по установленной форме;

♦ паспорт инвеста ционного проекта;

♦ проектная документация, разработанная и согласованная в составе, необходимом для прохождения государственной экспертизы;

♦ положительное заключение государственной экспертизы, в том числе заключение о достоверности и эффективности использования средств бюджета города Таганрога, направляемых на капитальные вложения;

♦ приказ об утверждении проектной документации [5].

Подготовка заключений по обоснованности инвестиционных проектов осуществляется главными распорядителями средств бюджета Таганрога на основе анализа реальной потребности в объекте инвестирования с учетом социальной значимости и действующих нормативных требований. Проверка, подготовка и выдача заключений о достоверности капитальных вложений, направляемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, осуществляется ГУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и

» -5 2007 145 « -

сударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных ».

При проверке достоверности капитальных вложений, направляемых на , , проекта целям и интересам участников проекта, а также определяется соответствие сметы государственным сметным нормативам, производится анализ реалистичности расходов по смете, в том числе проверка наличия ошибок в расчетах по смете и расценках, производится анализ уровня цен товаров, работ и услуг, используемых в расчетах по смете, на соответствие ценам, существующим на рынке. Проверка достоверности капитальных вложений может осуществляться для отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Данным Постановлением также утверждается Положение о комиссии по оценке эффективности использования средств бюджета г. Таганрога. Комиссия рассматривает материалы и выносит решение об эффективности инвестиционного проекта по качественным показателям:

1) -венного показателя (пок^ателей) результатов осуществления проекта;

2) . -ганрога, с учетом генерального плана города, Бюджетных посланий Президента , -до 2020 г. [5].

. 6 2009 .

582 « . -

га» инвестиционная программа отражает основные тенденции, приоритеты, цели,

задачи и механизмы инвестиционного развития города на прогнозный период (3 ), ,

обеспечивающие рациональное и эффективное использование средств бюджета г. Таганрога, направляемых на капитальные вложения, реестр инвестиционных проектов, площадок города, перечень мероприятий по привлечению инвестиций, обеспечивающих обозначенные в инвестиционной программе показатели развития города. Обязательными разделами инвестиционной программы являются:

1. . -следние два года, характеристика инвестиционных тенденций, процессов за первое полугодие текущего года.

2. , . -га на краткосрочную перспективу (последующие три года), с учетом генерального . , -дента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Рос-

2020 .

3. . -

спективу (три года).

4. . -

.

5. -. .

6.

.

7. , средств бюджета г. Таганрога.

8. . -

ганрога. Инвестиционные проекты и предложения предприятий города Таганрога, вошедшие в Программу признаются приоритетными инвестиционными проектами г. Таганрога и поддерживаются администрацией, в том числе при рассмотрении вопросов оказания финансовой поддержки.

9. Реестр инвестиционных площадок г. Таганрога [6].

Формирование инвестиционной программы осуществляется в следующем :

1. . , -

ки прогноза социально-экономического развития, проекта бюджета г. Таганрога на очередной финансовый год и плановый период, доводит главным распорядителям средств бюджета сведения о предельном объеме бюджетного финансирования капитальных вложений в части расходов на капитальное строительство, реконструк-, .

2. . срок после получения сведений о предельном объеме бюджетного финансирования капитальных вложений направляют в Управление экономического развития . -екту, подготовленный в соответствии с постановлением администрации г. Таган-« , выдачи заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств бюджета г. Таганрога, направляемых на капитальные ».

3. . -

новании представленных главными распорядителями средств бюджета инвестици-

,

в установленном порядке.

Главные распорядители бюджетных средств в течение финансового года вправе вносить мэру г. Таганрога предложения о перераспределении объемов капитальных вложений по инвестиционным проектам. Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в случаях возникновения событий чрезвычайного характера, требующих капитальных вложений и перераспределения объемов капитальных вложений по инвестиционным проектам в связи с уточнением объемов выполняемых работ.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации инвестиционной программы главные распорядители средств бюджета г. Таганрога представляют в Управление экономического развития администрации и Финансовое управление г. Таганрога ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе выполнения программы [6].

Методическое обеспечение управления инвестиционной деятельностью позволяет повысить эффективность разработки и реализации инвестиционной политики муниципального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я ред.). Официальное издание. - М.: Экономика, 2000.

2. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

3. Саак А.Э., Колчина О.А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 4. - С. 53-61.

4. Самогородская ММ. Система обеспечения функционирования механизма управления

// : -

ка. - 2004. - № 12. - С. 40-47.

5. Постановление администрации г. Таганрога от 6 марта 2009 г. № 583 «О порядке формирования инвестиционных проектов, проведения проверки и выдачи заключений об

,

бюджета г. Таганрога, направленных на капитальные вложения».

6. . 6 2009 . 582 « -

. ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор Е.Н. Захарова. Колчина Оксана Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: kolchinaoksana@gmail.com.

347904, . , . - , 36.

Тел.: 88634311426; +79287577077.

Кафедра государственного и муниципального права и управления; к.э.н.; доцент. Kolchina Oksana Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: kolchinaoksana@gmail.com.

36, Malo-Sverdlova Street, Taganrog, 347904, Russia.

Phones: +78634311426; +79287577077.

The Department of State and Municipal Legislation and Administration; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.