Научная статья на тему 'Некоторые актуальные положения опроса в таможенных органах России, требующие внимания специалистов'

Некоторые актуальные положения опроса в таможенных органах России, требующие внимания специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ОПРОС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / "INTERVIEWING" / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTION / THE CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урлис М. Ю.

Рассмотрены некоторые актуальные положения осуществления опроса в таможенных органах России. Внесены предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some actual provisions of "interviewing" in customs authorities of Russia, demanding attention of experts

We consider provisions of implementation of "interviewing" in customs authorities of Russia. Made perfecting suggestions on operational investigative legislatio

Текст научной работы на тему «Некоторые актуальные положения опроса в таможенных органах России, требующие внимания специалистов»

6.11. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПРОСА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Урлис М.Ю., аспирант кафедры оперативно-розыскной деятельности. Место учебы: институт правоохранительной деятельности, Российская таможенная академия. E-mail: qwerty_7@inbox.ru

Аннотация. Рассмотрены некоторые актуальные положения осуществления опроса в таможенных органах России. Внесены предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, опрос, таможенные органы.

SOME ACTUAL PROVISIONS OF "INTERVIEWING" IN CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA, DEMANDING ATTENTION OF EXPERTS

Urlis M.J., postgraduate student at Operational investigative activity chair. Place of study: Institute of law-enforcement activity, Russian customs academy. E-mail: qwer-ty_7@inbox.ru

Annotation: We consider provisions of implementation of "interviewing" in customs authorities of Russia. Made perfecting suggestions on operational investigative legislation. Keywords: operational-investigative activity, operational-investigative action, "interviewing", the customs authorities.

В результате проведенного автором научного исследования, посвященного совершенствованию нормативного правового регулирования опроса, осуществляемого оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов России, он предлагает для обсуждения следующие выводные тезисы.

1. Допустимо и обосновано выделить четыре периода в истории возникновения и развития правового регулирования опроса как оперативно-розыскного мероприятия (в основе лежит периодизация, предложенная А.Ю. Шумиловым1).

Первый период начинается со времени зарождения Древнерусского государства и длится до середины XVI века (до принятия Судебника1550 года). В указанный период опрос, называемый по-разному: спросом, раз-спросом, вопрошением, обыском окольных людей, повальным обыском, расспросивши речами и т.д., был известен и являлся необходимым и обязательным действием в раскрытии преступлений и розыске виновных. Указанный период также характеризуется отсутствием различий между оперативно-розыскной и следственной деятельностями в их современном понимании. Соответственно не имелось никаких правовых по форме и тактических по содержанию отличий между опросом и допросом; они употреблялись как синонимичные понятия.

Второй период длился с момента принятия Судебника 1550 года и до 1917 года. В этот период впервые

1 Подробнее см.: Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-розыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-сыскные аспекты): моногр. / А. Ю. Шумилов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И. И., 2008. С. 80—103.

в истории отечественного уголовного судопроизводства на законодательном уровне были разграничены сыскные (оперативные) опросы и следственные допросы. Опросы имели установленную гласную и негласную формы проведения и предназначались для сбора вспомогательной информации и обнаружения сведений о событии признаков состава преступления.

Третий период — правое регулирование в советское время (1917—1991 гг.). Согласно УПК РСФСР 1922 г. опрос являлся уголовно-процессуальным действием. В оперативной работе словесный расспрос был назван одним из способов негласной работы. Во второй половине 20-х г. процессуальные границы между опросом и следственным допросом были разрушены, но восстановлены и законодательно закреплены в середине 50х г. XX века с принятием Положения о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.

Четвертый период начался в 1992 году с момента принятия Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и длится по настоящее время.

2. Соглашаясь с позицией ряда ученых (В.В. Петров, А.Е. Чечетин, А.Ю. Шумилов и др.) в общих подходах к определению опроса2, автор конкретизирует его и считает, что опрос как оперативно-розыскное мероприятие — это установление контакта с человеком и постановка ему вопросов в целях получения информации, необходимой для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности.

3. Основываясь на проведенном исследовании предлагаем внести следующие изменения в Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»:

- ст. 4 изложить в редакции: «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий»;

- изложить пункты 1—14 части 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции, дав определение опросу (см. первое положение, вынесенное на защиту) и всем остальным оперативно-розыскным мероприятиям и допустимых при его проведении поведенческих актов;

2 Например, см.: Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: науч.-практ. пособие / под ред. Е.М. Рябкова и В.В. Петрова; предисл. В.Т. Томина. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2004; Чечетин, А.Е. Актуальные проблемы теории оперативнорозыскных мероприятий: моногр. / А.Е. Чечетин. М.: ИД Шумиловой И.И., 2006; Шумилов, А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А.Ю. Шумилов. 7-е изд., доп. и перераб. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.

ОПРОС В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Урлис М.Ю.

4. Предлагается внести дополнительно приложение

— «образец бланка объяснения» в Инструкцию о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказами МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.20073.

5. В таможенных органах назрела потребность более тщательной организации и проведения оперативнорозыскных мероприятий4. В данной связи автор предлагает разработать Методические рекомендации (в форме письма ФТС России) по организации и проведению оперативно-розыскного мероприятия опрос таможенными органами, в которые желательно включить результаты, определяющие классификацию оперативно-розыскного мероприятия «опрос» в зависимости от:

а) субъекта, проводящего опрос, опрашиваемого лица, определенности числа опрашиваемых лиц, количества проведения опросов одного и того же лица, присутствия третьих лиц, участвующих в организации и проведении опроса;

б) готовности к проведению, необходимости санкционирования опроса, использования технических средств;

в) формы проведения опроса, времени опроса, места опроса, использования помощи лиц, содействующих его проведению, способу установления контакта с опрашиваемым лицом, продолжительности опроса, эпизодичности опроса, характера ситуации, при которой проводится опрос;

г) сокрытия цели проведения опроса, сокрытия профессиональной (ведомственной) принадлежности опрашивающего, использования легенды.

Предлагаем этим же актом нормативно также закрепить на уровне ведомственных подзаконных актов ФТС России правового регулирования оперативнорозыскной деятельности документ (объяснение), фиксирующий результаты проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия опрос в целях его приобщения к материалам сообщения о преступлении (уголовного дела), и дальнейшей проверки путем допроса и оценки наряду с другими доказательствами.

6. В рамках Евразийской экономической комиссии, соискатель предлагает организовать создание Единой таможенной правоохранительной организации с территориальными подразделениями при таможенных службах стран-участников Таможенного союза уполномочив ведомственными приказами (по примеру наделения приказом МВД России подразделений правом осуществлять определенные оперативно-розыскные мероприятия подразделениями Интерпола) их на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с законодательством стран участников ТС, не нарушающих прав и свобод человека и гражданина, таких как: опрос, наведение справок, наблюдение и отождествление личности. Данное предложение явля-

3 Правильно пишут авторы, что бланки документов реально помогают практикам в более точном и единообразном оформлении результатов оперативно-разыскной деятельности (см.: Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / Глазунов Б.В., Шумилов А.Ю., Козловский А.Ю. и др.; под ред.: А.Ю. Шумилова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И.И., 2011).

4 Например, см.: Козловский, А.Ю. Планирование и проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами в целях использования их результатов в уголовном процессе / А.Ю. Козловский // Оперативник (сыщик). 2010. № 3. С. 29—33.

ется на наш взгляд актуальным ещё потому что указанные мероприятия:

во-первых не нарушают прав и свобод человека и гражданина и соответственно не требуют санкционирования;

во-вторых не потребуют унификации методов, так как указанные нами мероприятия приведены во всех национальных Законах об оперативно-розыскной деятельности стран-участников Таможенного союза.

В качестве альтернативы положению 6, предлагаем разработать и принять Решение Евразийской экономической комиссии «О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов на территориях госу-дарств-участников Таможенного союза», в котором кроме всего прочего определить полномочия командированных сотрудников оперативно-розыскных подразделений таможенной службы одной Стороны по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих права и свободы человека и гражданина, таких как опрос на территории другой страны-участницы Таможенного союза. В качестве основы указанного решения соискатель предлагает использовать Содружества независимых государств было подписано Соглашение «О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств»,

7. Согласно диспозиции п. 15 п. 50 приказа ФТС России от 22.08.2011 № 1708 «Об утверждении Положения об Управлении по противодействию коррупции» состав лиц, которые могут являться объектом оперативно розыскного мероприятия опрос осуществляемого оперативными подразделениями ФТС России по противодействию коррупции, по мнению соискателя, является ограниченным (граждане и должностные лица таможенных органов). В целях совершенствования нормативного правового регулирования оперативнорозыскного мероприятия опрос предлагаем изложить п. 15 п. 50 приказа ФТС России от 22.08.2011 №1708 в следующей редакции: «осуществлять опрос лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Управления».

В заключение автор выражает надежду на то, что его предложения заинтересуют научную общественность и послужат делу дальнейшего совершенствования правового регулирования производства опроса в таможенных органах Российской Федерации.

Список литературы:

1. Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-розыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовносыскные аспекты): моногр. / А. Ю. Шумилов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И. И., 2008. С. 80—103.

2. Шумилов, А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А.Ю. Шумилов. 7-е изд., доп. и перераб. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.

3. Чечетин, А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: моногр. / А.Е. Чечетин. М.: ИД Шумиловой И.И., 2006.

4. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / Глазунов Б.В., Шумилов А.Ю., Козловский А.Ю. и др.; под ред.: А.Ю. Шумилова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И.И., 2011.

5. Козловский, А. Ю. Планирование и проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами в целях использования их результатов в уголовном процессе / А.Ю. Козловский // Оперативник (сыщик). 2010. № 3. С. 29—33.

Literature list:

1. Shumilov, A.J. Problems of legislative regulation in operational-investigative activity: ten years later (the constitutional, administrative, criminal, criminal and procedural and criminal and detective aspects): mon/ / A.J.Shumilov. 2-nd publication corrected and additional. M: Shumilova I.I., 2008. Page 80 — 103.

2. Shumilov, A.J. Comments to the Federal law «About operational-investigative activity» / A.J.Shumilov.. 7-th publication. M: Shumilova I.I., 2007.

3. Chechetin, A^. Actual problems of the theory of operational search actions: моногр. / A.E.Chechetin. M: Shumilova I.I., 2006.

4. The comments to the Instruction about an order of representation of results of operational-investigative activity to the investigator, body of inquiry, the inspector, the prosecutor or in Court / Glazunov B.V., Shumilov A.J., Kozlovsky A.J., etc.; under the editorship of: A.J.Shumilov. 2nd publication corrected and additional. M: Shumilova I.I., 2011.

5. Kozlovsky, A.J. Planning and carrying out operational-investigative actions by customs offices with a view of use of their results in criminal trial / A.J. Kozlovsky//Field investigator (detective). 2010. No. 3. Page 29 — 33.

Рецензия

на статью М.Ю. Урлиса «Некоторые актуальные положения опроса в таможенных органах России, требующие внимания специалистов»

Представленная на рецензию статья М.Ю. Урлиса посвящена исследованию правового регулирования оперативно-разыскного мероприятия «опрос», совершаемого в таможенных органах России. На основе проведенного научного исследования (на уровне кандидатской диссертации) автор определил актуальные, по его мнению, положения совершенствования нормативной регламентации опроса.

Тема статьи актуальна, а содержание обладает элементами научной новизны. Объем статьи 0,25 авторских листа, что в основном соответствует рекомендациям ВАК Минобрнауки России. Структура и содержание рецензируемой статьи соответствуют заявленной теме.

Отмечаем, что автором было проанализировано необходимое и достаточное число научных, документальных и иных источников, которые нашли отражение в тексте статьи и в библиографическо-справочном аппарате работы.

Язык и стиль статьи доступны для восприятия, а содержание свидетельствует о достаточно высоком уровне теоретической подготовленности автора.

Наличие в рукописи отдельных спорных моментов, полагаем, только подтверждают целесообразность доведения ее до научной общественности и обсуждения среди специалистов.

Выводы:

1. Рукопись статьи М.Ю. Урлиса характеризуется как завершенная самостоятельная научная работа (статья) теоретического характера.

2. Рукопись научной статьи соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, а потому рецензент считает возможным рекомендовать ее для

опубликования в рецензируемом журнале, включенном в перечень журналов ВАК Минобрнауки России.

Рецензент: профессор кафедры оперативно-

розыскной деятельности ИПД РТА доктор юридических наук, профессор А.Ю. Шумилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.