Научная статья на тему '«Не пропустите отрочества», или законы чтения от Мариэтты Чудаковой (чудакова М. Не для взрослых. Время читать! Полка первая. М. : время, 2009)'

«Не пропустите отрочества», или законы чтения от Мариэтты Чудаковой (чудакова М. Не для взрослых. Время читать! Полка первая. М. : время, 2009) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
852
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / TEACHING LITERATURE / READING / LITERATURE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS / THE MODERN READER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовская Мария Аркадьевна

Автор кратко характеризует современную ситуацию «нечтения» и рецензирует книгу М. Чудаковой, созданную в рамках проекта «Время читать!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Do not miss adolescence", or Laws of reading from Marietta Chudakova (M. Chudakova. That's not for adults. It's time to read! First shelf.M.: Vremya, 2009)

The author briefly characterizes the modern situation of "non-reading" and reviews the book of M.Chudakova made within the project "It's time to read!".

Текст научной работы на тему ««Не пропустите отрочества», или законы чтения от Мариэтты Чудаковой (чудакова М. Не для взрослых. Время читать! Полка первая. М. : время, 2009)»

«НЕ ПРОПУСТИТЕ ОТРОЧЕСТВА»,

ИЛИ ЗАКОНЫ ЧТЕНИЯ ОТ МАРИЭТТЫ ЧУДАКОВОЙ

(Чудакова М. Не для взрослых. Время читать! Полка первая. - М: Время, 2009)

На определенном этапе преподавательской деятельности, когда, кажется, любому можешь объяснить все, что угодно, по своему предмету, возникает соблазн нести это знание в широкие массы. У преподавателя литературы соблазн особенно силен. Культура, обладающая мирового уровня литературой, существует в обществе, которое все более формально относится к освоению этого богатства и не создает условий для приобщения к безоговорочной ценности классики молодых поколений.

В этом принято упрекать государство. Обсуждение качества преподавания литературы в школе давно уже набило оскомину. В последние годы прибавилась тема исключения литературы из состава обязательных единых госэкзаменов. Но честность требует признать, что экзамен - не более чем форма контроля. Проверять можно в лучшем случае владение азами литературоведческого анализа, а отношения к литературе как насущной духовной потребности и национальному достоянию, о котором мы мечтаем, - никаким пугалом ЕГЭ не достичь. Честность требует признать также, что классическая русская литература - вещь сложная и требующая для своего понимания целого ряда навыков. В том числе и навыка запойного чтения, когда в книгу уходишь с головой и живешь в ней, пока не дочитаешь, потом о ней думаешь и перечитываешь, порой не один раз. Любой книгочей назовет не одну и не две книги, которые приводили к этому удивительному эффекту существования как будто в параллельной реальности. Легендарные истории про чтение с фонариком под одеялом, при свете луны, коптилки или керосиновой лампы на самом деле вполне реальные истории. Это тот духовный опыт, который старшее поколение мечтает передать младшему. Чтобы младшие тоже изведали восторг чтения. Чтобы видели в книге интересное, насущное. Чтобы поняли: классика - это про меня.

Считается, что среди современных школьников азартных читателей поубавилось. По этому поводу сетуют, возмущаются, требуют принятия мер. Люди с активной жизненной позицией меры принимают

сами. Литературовед Мариэтта Чудакова, для которой приучение молодежи к чтению стало едва ли не главным делом последних лет, сначала написала приключенческие книги для подростков, потом объехала всю страну, пропагандируя чтение, а сейчас принимает участие в новом проекте «Время читать!» В рамках этого проекта должна выйти серия книг о золотой полке. «Полка первая» уже укомплектована.

Никаких америк Чудакова не открывает. Издавна существовали и существуют рекомендательные списки, путеводители, указатели, помогающие ориентироваться в море и мире книг. Автор предлагает свой список. Аннотированный, где о книгах рассказывается так, чтобы подростку захотелось их прочитать. Чудакова идет вслед за Натальей Долининой и другими авторами, которые воодушевленно рассказывали, как здорово и увлекательно с умным взрослым читать «Онегина вместе» и перелистывать «страницы «Войны и мира». Она делит книги по темам («Про животных», «Про честь и мужество», «Про милосердие» и т.п.), увлеченно рассказывает о героях («Про Тома Сойера и его замечательные качества», «Бедный Робинзон Крузо!»), делится опытом («Читайте Толстого!», «Перечитывайте Пушкина!»). Наконец в самом начале, она выводит три закона чтения, среди которых главный: «Есть книги, которые читать - поздно». Не случайно глава призывает «Не пропустите отрочество!».

Эта книга может быть интересна подросткам, хотя ясно, что прочтут ее только те, кто уже приучен читать. Но наверняка «Не для взрослых» будет интересна преподавателям литературы и родителям. Во-первых, потому что учит азартному рассказу об удовольствии книгопоглощения. Во-вторых, потому что анализ, каким бы кратким он ни был и каким бы простым ни казался, основан на выводах и наблюдениях отличного профессионала. В-третьих, потому что книга эта показывает, что ситуацию не-чтения надо переламывать не ламентациями, а серьезным отношением к литературе как хлебу насущному, углю пылающему, доблести и геройству.

М. А. Литовская

доктор филологических наук, профессор Уральского государственного университета им. АМ. Горького

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.