Научная статья на тему 'Наука, мировоззрение и язык в XIX веке (некоторые моменты и основные тенденции)'

Наука, мировоззрение и язык в XIX веке (некоторые моменты и основные тенденции) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2481
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS / КАРТИНА МИРА / WORLDVIEW / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / POPULAR SCIENCE LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Опарина Ольга Игоревна

Язык тесно связан с мировоззрением определенной эпохи. Восприятие мира, как отдельного человека, так и народа в целом, формируется, в значительной степени, под влиянием достижений науки. В XIX веке в результате научных открытий и систематизации знаний изменилась картина мира. Роль ученого как автора текста и популяризатора своих идей, образа мышления становится важной. Целью статьи является проследить взаимосвязь между развитием науки, ее достижениями, изменениями в мышлении людей, роли ученого как языковой личности и основными тенденциями в английском языке в XIX веке. Изменения в языке коснулись лексики, словообразования. Ученые, авторы текстов, использовали различные стилистические приемы, чтобы убедить оппонентов в своей правоте и донести свои идеи до большего числа людей, заставить их поверить в них. В это же время начинает формироваться новый жанр научно-популярная литература. Наметившиеся тенденции в XIX веке стали основными направлениями в развитии науки и образования в XX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language is closely connected with the worldview of a certain epoch. The way a particular person and people in general perceive the world depends on the level of science development and its achievements. Worldview changed a lot in the 19 th century as a result of scientific achievements, discoveries and the process of systematization. The role of a scientist as the author of the text where he expressed his ideas, way of thinking, scientific approach began to grow. Moreover, the purpose to make as many people as possible get aware of the author’s opinion appeared and became important. The aim of the article is to revise and revisit the achievements of science, mentality of people and the English language in the 19 th century. The article also deals with the interaction between the development of science, changes in the worldview and the role of a scientist as the language personality together with the main tendencies and changes in English in the 19 th century. Scientists, being the authors of their texts, used several stylistic methods to prove their theories and make their opponents and public in general share their ideas. That was the time when a new form of literature began to form a popular science literature. All the tendencies appeared in the 19 th century became the mainstream in science and education in the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Наука, мировоззрение и язык в XIX веке (некоторые моменты и основные тенденции)»

НАУКА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЯЗЫК В XIX ВЕКЕ (НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ)

О.И. Опарина

Ключевые слова: научные достижения, картина мира, языковая личность, научно-популярная литература. Keywords: scientific achievements, worldview, language personality, popular science literature.

Любой человек тесно связан с той эпохой, в которой он живет. Ей предшествовали исторические, социальные, культурные, научные события, составляющие определенный «багаж». Суть самообразования личности - изучить всю накопленную информацию, ознакомиться с существовавшими идеями, чтобы, осмыслив их, двигаться дальше. Однако за знаниями, постигаемыми человеком, стоит определенная система мировоззрения, которая формирует его отношение к действительности и к бытовым ситуациям. Мировидение, характерное для той или иной эпохи, формирует и определенный язык. Опираясь на тезис В.Н. Ярцевой, что «язык - явление общественное, его развитие всегда связано с развитием общества» [Ярцева, 1977, с. 33], естественно проследить изменения в языке науки, отражающие мировоззренческие тенденции, прослеживающиеся на завершающем этапе периода классической науки. Научные материалы демонстрируют тенденции своего времени и хранят его «дух поиска». Каждое научное достижение есть результат разработок в рамках определенного направления, сформированного в результате преобладания той или иной системы взглядов. В свою очередь, сами результаты научных открытий становятся основой определенного взгляда на мир. Краткий экскурс в историю этих достижений позволяет не только отразить общую картину развития научной мысли в XIX веке, но и показать, насколько убедительно эти достижения популяризируются в научных текстах.

Любая идея становится достоянием общества благодаря ее речевой репрезентации, как в письменной, так и в устной форме. За каждым текстом стоит его автор, в нашем случае - ученый, стремящийся донести свои мысли и взгляды до читателя. Именно в XIX веке возникает необходимость не только изложить научные концепции для огра-

ниченного круга специалистов, но и сделать их достоянием широкого круга образованных людей и ввести их в образовательные курсы, что, безусловно, отражается на языке изложения. Цель статьи - проследить взаимосвязи между развитием науки (ее достижениями, научной деятельностью конкретных людей) и изменениями в мировоззрении людей, отразившимися в системе языка в целом, с одной стороны; и попытками ряда ученых изменить стиль изложения, который демонстрируют их работы, с другой.

Предметом рассмотрения стали стилистические особенности и концептуальная реализация общей и научной картины мира, зафиксированные в материале словарей и текстах отдельных ученых на фоне экстралингвистического материала, отражающего «дух эпохи». Для достижения обозначенных выше целей следует применить комплексный подход, основывающийся на междисциплинарных исследованиях. В их число входят изучение языковой личности и ее деятельностного взаимодействия с окружающим миром (Ю.С. Степанов, А. Вежбицкая, Т.А. Комова, В.В. Красных и др.), изучение формирования смыслов в процессе концептуализации и категоризации (Дж. Лакофф, Д.С. Лихачев и др.), разработки в области психолингвистики (А.А. Леонтьев, В.Я. Шабес и др.).

Традиционно, говоря об этапах формирования письменной научной речи, принято выделять несколько периодов [Разинкина, 1978; Ольшки, 1933; Манерко, 2010]. XVI век - время начала написания работ на английском языке, характеризуется отсутствием четкой жанровой дифференциации, своеобразным смешением стилей, когда сугубо научное изложение чередовалось с поэтическими вставками [Разинкина, 1978], или отступлениями, рассказывающими о личных наблюдениях, забавных случаях из жизни авторов. Следующий период - XVII век - время укрепления позиций английского языка в качестве языка научного общения и формирования стилевых особенностей научного жанра. Интерес к науке и научным достижением возрастает, и, как результат, в 1660 году в Лондоне возникает Королевское научное общество. Предметом обсуждения на его заседаниях становятся вопросы естественнонаучной области: геометрия, физика, астрономия, навигация, химия, медицина и др. К концу века намечается тенденция к «обезличиванию» - деперсонализации изложения. Автор, несомненно, присутствует в тексте, но указание на него приобретает характер устойчивых лексико-синтаксических клише. XVIII век - эпоха стандартизации научного стиля изложения: ориентация на нормы книжной письменной речи, правила композиции, отход от личной манеры изложения, стремление к максимально логичному и четкому повествова-

нию. Основной целью всех исследований было познание окружающего порядка вещей для выведения универсальных системно организованных законов мироустройства.

В первой половине XIX века прослеживается стремление «перестроить по-новому плану целиком или в частях уже воздвигнутое здание - либо потому, что основы его представляются недостаточно надежными, либо потому, что расположение частей его признается неудобным» [История XIX века, 1938, т. 4, с. 167]. Характерными чертами развития научной мысли является расширение круга идей, то есть раздвигаются горизонты «дозволенного» для изучения. В это же время подвергаются сомнению многие постулаты, принимаемые наукой без колебаний как аксиомы. Например, математики исследуют и доказывают возможность обосновать геометрию, отказавшись от постулата Эвклида, то есть безоговорочная истина начинает восприниматься как гипотеза, что, несомненно, имеет научную смелость и демонстрирует новый взгляд на окружающий мир. Мироздание постепенно перестает быть тайной, данной человеку. Он начинает досконально его изучать, чтобы экспериментально разобраться в его структуре и взаимодействиях.

Особая роль в развитии науки того времени принадлежит французской, английской и немецкой школам. Остановимся подробнее на некоторых достижениях англоязычных ученых, чтобы частично воссоздать атмосферу того времени и посмотреть на характер тех достижений.

Среди математиков можно назвать Августа де Моргана (1806-1871), профессора Лондонского университета известного своей остроумной, образной манерой изложения. В его работах часто используются фразеологизмы (порой имеющие библейские аллюзии) и неожиданные сравнения. A handful of dust / it was judged by its fruits / the chain of the history discovery / common as life insurance has now become [Morgan, 1838]. Его тексту присущи вставки как в виде предложений, так и вводных слов или замечаний, отражающих позицию автора, способствующих его присутствию в повествовании, корректирующих наше восприятие и расставляющих нужные акценты. Приведу ряд примеров: <...> deserves the most honourable remembrance from all who treat the history of this science... / and more than this... / a step is equally gained... / though some of the details may be complicated... / as much as possible .[Morgan, 1838]. Как правило, эти замечания выделяются запятыми, что создает определенную ритмическую организацию изложения, то способствуя последовательному восприятию материала, то нарушая его, тем самым подчеркивая главное и удерживая внимание

читателя. Научные трактаты Августа де Моргана могут быть хорошей иллюстрацией экспрессивного синтаксиса, изучению которого посвящены работы О.В. Александровой [Александрова, 1984]. Для отражения позиции автора и упрощения излагаемых идей используются образные фрагменты, создаваемые введением предложений, отсылающих к другим отраслям знаний. That good plants of such a species require the warmth of mysticism and superstition in their early growth is not a rule of absolute generality. / A handful of dice, or even a single pack of card, may have its combinations exhausted by a moderate degree of industry... [Morgan, 1838]. Интересно обратить внимание на употребление слова industry в еще старом значении (в дальнейшем изменения в семантике этого слова будут рассмотрены подробнее).

Вильям-Роуан Гамильтон (1805-1865) изобрел новые исчисления. Занимательна история этого открытия. В течение многих лет Гамильтон стремился найти символическое отображение для трехмерного пространства, аналогичное тому, которое мнимые числа дают для плоскости. Однажды (16 октября 1843 года) он прогуливался с женой по берегу королевского канала в Дублине. Во время прогулки к нему пришло решение задачи. Гамильтон вырезал его перочинным ножом на камне моста Брума в виде формулы: i2=j2=k2=ijk= -1. Спустя месяц ученый сделал доклад в Ирландской королевской академии. В отличие от текстов А. де Моргана тексты В.Р. Гамильтона имеют строгую структурную организацию и лаконичный стиль. Характер изложения напоминает современные работы научного дискурса: нейтральность, отстраненность автора, безличность повествования. Употребление личных местоимений we и I обусловлено скорее следованием уже сформировавшимся стандартам научного стиля или личным опытом автора (The manner in which I have deduced it... / I shall continue to call... /1 observe... / I am going to shew.) [Hamilton, 2001].

В 1815 году Вильям Смит (1769-1839) издал геологическую карту Англии, охарактеризовав пласты по содержавшимся в них ископаемым. Его работа, посвященная описанию почв, интересна и с точки зрения языка. С одной стороны, трактат соответствует сложившимся к тому времени стандартам. Так, автор предпочитает деперсонификацию изложения, часто употребляя пассивный залог, синтаксические конструкции со сложным подлежащим. In some places it appears to be covered with Brickearth. / Shells are found perfect in this sort... / Oysters, of various sorts, found plentifully in the Strata over Chalk, seem to define the course / ... which are considered to be alluvial... [Smith, 1916]. С другой же - стиль изложения напоминает неспешную беседу, в которой автор предстает как человек, уважительно относящийся к собеседнику

и восхищающийся искусством Природы, олицетворяя ее. Nature

furnishes the clue to each of these sciences, and to the most extensive application of their benefits. She had also given the Farmer other more easy helps, to much of the useful knowledge he requires [Smith, 1916]. Он стремится уйти от сухой научности, сделав повествование легким для восприятия. The order of nature which is shown by my discoveries, suggests the outline of the work ... / The Sand lies next the Chalk, and the clay over that forms insular hills [Smith, 1916]. Как следствие, в работе употребляются короткие предложения и стилистически-маркированная лексика (превосходная степень прилагательных, метафоры - trifling exceptions, insular hills и т.д.). This thick Stratum <... > and most abundant in its environs / The greatest length... / The greatest breadths... / The most extensively useful part of this science... [Smith, 1916]. В. Смит представляет читателя, которому адресованы результаты его исследований. In the present state of our knowledge of these Strata, and the shells they contain, any attempt at a minute division of them, seems, therefore, more likely to perplex, than instruct the reader. / Farmers, by whom the advantages of this science must be carried into effect; and while the theory is in the possession of one class of men, and the practice in another, who have little or no connexion, it is greatly to be feared, that the culture of land may long remain without its expected benefits from Chemistry [Smith, 1916].

Выдающимся ученым первой половины XIX века является Майкл Фарадей (1794-1867). Главным открытием М. Фарадея стало явление магнитной индукции в 1831 году, что нашло применение в технике (превращение механической энергии в электрическую). Важно подчеркнуть, что новое мышление, новое философское восприятие, не совсем согласующееся с существовавшими и господствовавшими тогда научными стереотипами, привело его к революционному открытию.

Английский физик Джеймс-Прескотт Джоуль (1818-1889) занимался изучением законов развития теплоты в электрическом токе. Допуская пропорциональную зависимость между количеством теплоты и работой, он сделал ряд опытов (1843-1845) и получил число 425 килограммометров, то есть почти точно такую же величину, какая принята в наше время. Кроме того, его имя обозначает единицу измерения в физике (Джоуль - количество теплоты).

Среди наиболее значимых ученых середины XIX века можно назвать Дж. Сильвестера (1814-1897), которому математика обязана многими техническими терминами, включая «инвариант» (invariant) и «дискриминант» (discriminant), ставшими неотъемлемой частью современной математики и имеющими такую же понятийную трактовку.

Он также интересовался классической поэзией и ритмически организовывал текст научных работ («That is to say, there will be four classes, extensile even, extensile odd, contractile even and contractile odd» [Sylvester, 1973]).

Невозможно не упомянуть и Джорджа Буля (1815-1864), автора булевой алгебры и логики, суть которой состоит в сведении всех высказываний к «истинным» и «ложным». В дальнейшем данный механизм мышления стал основой системы двоичного исчисления, базовой при создании компьютеров.

Вильям Томпсон (впоследствии лорд Кельвин, 1824-1907) изобрел аппарат для отправки и приема телеграфных сигналов, ему также принадлежит изобретение многих инструментов, позволяющих производить более точные измерения, как в лабораторных условиях, так и в повседневной жизни. Его имя стала носить единица измерения термодинамической температуры (К - Кельвин).

Вышеперечисленные открытия - это малая часть достижений первой половины XIX века, демонстрирующих и ряд новых тенденций: наука перестала быть достоянием только академий, университетов и сообществ ученых. В Англии особую позицию занимают научные общества Оксфорда и Кембриджа. Однако там сохраняется своего рода «избранность» науки как привилегии ограниченного и небольшого числа отдельных мыслителей, что отражается на стилистике научных работ. Многие научные гипотезы благодаря экспериментальному обоснованию находят подтверждение. Пересматриваются старые работы, существующие данные уточняются опытным путем с помощью новых приборов. Промышленный прогресс подталкивает к практическим исследованиям.

Естественно, что пересмотр существовавших научных истин и проверка известных результатов требовали от ученого умений и навыков в отстаивании своих идей. Как следствие, большую значимость приобретает необходимость доказывать новую точку зрения, отходя от старых стандартов. Возрастает роль ученого как языковой личности. Наука связывается с формой общественного сознания. Индивидуальные картины мира отдельных ученых объективируются в виде научных текстов, представляющих собой отдельные фрагменты научной картины мира, которые, соединяясь, формируют единую языковую картину мира.

Научные общества предлагают другую модель обмена взглядов: дискуссию, обсуждение. В научных текстах появляются новые способы отстоять свою правоту и убедить в ней читателя. Ч. Дарвин широко использует риторические вопросы, вопросно-ответные комплексы в

своих трудах: ... we must admit that many domestic breeds must have originated in Europe; for whence otherwise could they have been derived? So it is in India [Darwin, 1859]. Ученый мир перестает быть изолированным, ряд авторов, как было показано выше, выбирают стиль «беседы»(chafty style) или используют в своих работах элементы разговорной речи. Они выступают как прекрасные стилисты, ораторы, искусно владеющие языком и делающие свои выступления и произведения привлекательными. В их текстах широко используются эмоционально-экспрессивная лексика (memorable example, excellent example, the brilliancy of the discharge, the most beautiful machinery, analytical beauty and power) и метафоры, преднамеренно сокращающие расстояние между автором и читателем (слушателем). Их научные работы становились занимательными и интересными, что способствовало популяризации их научных позиций и науки в целом.

Наука становится авторской, личность ученого оказывается не менее значимой, чем его открытия. Многие открытые величины и понятия, как отмечалось выше, получают названия в честь ученых (Джоуль, Келвин, Булевая алгебра). Практическое применение результатов фундаментальных исследований способствует появлению «научно-популярных работ» (Д. Буль «The Right Use of Leisure», «The Social Aspect of Intellectual Science», Б. Пирс «American Almanac and Repository of Useful Knowledge», С. Ньюкомб «Popular Astronomy»), целью которых является ознакомление все большего числа образованных людей с новыми научными идеями (иногда для этого используется жанр обращения / addresses).

Увлечение естествознанием приводит к желанию некоторых ученых применить методы исследования и систематизации точных наук в гуманитарной сфере (Г. Спенсер «The Philosophy of Style», Д. Сильвестр «The Laws of Verse Or Principles of Versification Exemplified in Metrical Translations»).

Авторы цитируемой выше «Истории XIX века» обосновывают такие достижения в науке новым мировоззрением, оформившимся в философское течение - положительную философию О.Конта, которая «всегда останется ценным памятником состояния научных идей того периода ...» [История XIX века, 1938, т. 4, с. 196]. К ее достижениям относят классификацию теоретических наук, изложение научного метода в разных его формах, разработку закона «3-х стадий» (теологической, метафизической и позитивной). Позитивная стадия, в частности, подразумевает необходимость переоценивать априорные понятия, подтверждая их или ставя под сомнения.

В середине XIX века одним из главных вопросов была проблема пропаганды образования. Абстрактные теории высшего образования надо было изложить в учебниках для среднего образования. Открытия первой половины века увеличивали объем обязательного для изучения материала. В программе среднего образования появлялось все больше предметов. Многочисленность новых идей и открытий диктовала необходимость изложения их в более сжатой форме и, по возможности, в наименьший промежуток времени. Рост числа практических открытий и их применения стал причиной возникновения проблемы «перегруженности» учебного курса. Появляется опасность разрыва между фактическими знаниями и глубокими научными теориями. Однако в Англии существовал широкий выбор приемов и методов в образовании, разнообразие учебных учреждений с их собственной системой преподавания помогало приспособиться к новым требованиям.

Развитие науки и техники отразилось в лексической системе английского языка. В своей книге «The Adventure of English» М. Брегг пишет: «... in 1851, at the Great Exhibition, the English language showed the world what it had made of the machine age. A new vocabulary was on display» [Bragg, 2011, с. 225]. В относительно широкое употребление входят научные слова-термины steam-vessel, reservoir, eduction pipe, siphon, power-looms, electro-plating, self-acting mills, wireless. М. Брегг приводит ряд слов из разных областей естественных наук с указанием года, когда слово впервые было употреблено: diphtheria 1857, morphology 1828, paleontology 1838, ethnology 1842, silicon 1817, caffeine 1830, centigrade 1812, electron 1891, bacterium 1847, symbiosis 1877, kleptomania 1830, claustrophobia 1879 и т.д. pragg, 2011, с. 226-227]. Он также отмечает возрастающее употребление слов из греческого и латыни, иногда через французский язык (opus, ego, sanatorium, aquarium, referendum), которые вошли в повседневный язык городских жителей. Наряду с лексемами активно используются в словообразовании отдельные морфемы: префиксы (antropo-, bio-, neo-, poly-, tele-) и суффиксы-^ , -ogy, -morphy, -gram) pragg, 2011, с. 227].

Некоторые слова изменяют свою семантику и приобретают современное значение. Так, industrious присутствовало в языке с1566 как усердный, умелый, industrial употреблялось для разграничения выращенных людьми и выросших в природе фруктов. В 1776 А. Смит пишет о «funds destined for the maintenance of industry» pragg, 2011, с. 228], употребляя слово уже в ином значении (the production of goods for sale, especially in factories, or of materials that can be used in the production of goods и, соответственно, the people and organizations that work in industry) [LDELC, 2003, c. 673]. К 40-ым годам именно это зна-

чение стало основным (national industries, leaders of industry, industrial revolution, а industrialism характеризовал новый уклад общества). Оксфордский словарь приводит ряд примеров употребления слова в новом значении, датируемых серединой века: в 1844 - The anarchy of civilized industrialism, 1869 - Poet sang of a golden age returned and they hymned industrialism in exquisite language [OED, 1933, c. 236]. Именно измененное в середине XIX века значение слова стало основным в современном английском языке.

В XIX веке английский постепенно становится международным языком науки и техники. М. Брегг приводит любопытный факт, что с 1750-го по 1900-й год половина всех материалов по промышленным инновациям и естественным наукам издавалась на английском [Bragg, 2011, с. 227].

Новый облик языка менял в свою очередь мышление людей, оно становилось механистическим. Большое число молодых людей в конце XIX века выбирали сферой своей деятельности естественные предметы (биологию, химию, физику, математику), которые были популярными и считались передовыми.

В заключение обратим внимание на то, как понималась научная деятельность и наука в популярных энциклопедических словарях, изданных на рубеже XIX-XX веков в России.

Энциклопедический словарь Ф.Ф. Павленкова (1-ое издание -1899 год, 2-ое - 1905 год) приобрел известность благодаря простой манере изложения и умеренной цене. Он был нацелен на широкие слои населения. В предисловии к первому изданию автор подчеркивает, что его субъективность касается только отбора трактуемых понятий и лексических единиц, объяснения же, по его мнению, в высшей степени объективны, так как «при толковании основное внимание обращалось на фактические данные» [Павленков, 1905, с. 0], причем выводы из них предоставляется делать самому читателю. Позиция Ф.Ф. Павленкова отражает отношение ко всему процессу приобретения и обмена знаниями, суть которого состоит в том, чтобы дать максимальное количество достоверных фактов, тогда читатель сам сформирует свое собственное мнение в результате логических умозаключений и личного видения предмета рассмотрения.

Ф.Ф. Павленков выделяет «две большие группы» наук: опытные / эмпирические и философские / умозрительные. Автор делит знания (а по данному им определению наука - это знание) на практические, получаемые опытным путем, и абстрактные, работающие на умозрительных рассуждениях. Научная истина воспринималась как «истина, добытая строгим научным путем изучения» в противопоставление

«врожденной, данной откровением» [Павленков, 1905, с. 1454]. Повествуя о классификации наук, Ф.Ф. Павленков уточняет, что она весьма разнообразна. В качестве примеров даются классификации древних греков на логику и этику; деление, предложенное Ф. Бэконом, на историю, философию и поэзию. Важно замечание, сделанное относительно Ф. Бэкона, который называется «первым систематизатором человеческих знаний» [Павленков, 1905, с. 1454]. В статье также кратко изложены позиции «французов» и О.Конта, основного представителя позитивизма. Заключительная фраза статьи очень важна, так как она отражает в целом отношение к научному знанию: «все эти классификации наук искусственны, не точны и не имеют серьезного значения» [Павленков, 1905, с. 1454]. Это подтверждает три базовых положения, о которых говорилось: неприятие ничего как истины, стремление доказать все практически или посредством точных, систематичных умозаключений. Множественность мнений, подходов в рамках строгой научной методологии способствовали быстрому росту науки.

Другое определение представлено в словаре Брокгауза и Эфрона. Автор статьи о науке В.С. Соловьев, и толкование понятия «наука» дано с его позиций, которые не были близки натурфилософии. Он пишет: «Наука - в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок <...> В более тесном смысле из области Н. исключаются, с одной стороны, все чисто фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно -достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка» [Энциклопедический словарь, 1897, с. 506]. В.С. Соловьев сужает это понятие, исключая практические сведения, главное - «умственная проверка», работа разума, логики по систематизации и обобщению фактов, подготовки обоснования и признания их универсальности, что совпадает с позицией Ф.Ф. Павленкова. Интересно замечание, сделанное в заключении статьи: «В XIX в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и панлогизме Гегеля, большинство прогрессивных научных деятелей попало под влияние материалистической метафизики, которой невольно подчинялись и приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия замечался поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и науки, результат которого еще не выяснился» [Энциклопедический словарь, 1897, с. 506]. Таким образом, философ намечает возможные пути развития научной мысли в XX веке. Он подчеркивает основополагающую и решающую роль ученого

как носителя определенных взглядов и создателя мировоззренческих концепций.

В XIX веке происходила смена картины мира под влиянием деятельности ученых и их работ, в которых прослеживаются две тенденции: объективное изложение фактов и доказательство их логической связи, позволяющей сделать соответствующие выводы; и создание выразительных авторских текстов, посредством языковых средств побуждающих читателя разделить точку зрения автора. Новая понятийная картина, сформировавшаяся к рубежу веков благодаря исследовательской и просветительской деятельности ученых-реформаторов, создала новый тип языковой личности, автора - ученого, стремящегося донести свои идеи в наиболее понятной и доступной форме. Научная картина мира, сформировавшаяся к середине XIX века, предопределила развитие общества в XX веке.

Литература

Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса: На материале англ.яз. М., 1984.

Вежбицкая А. Семантические универсалии в описании языков. М., 1999.

История XIX века. Под.ред. Лависса и Рамбо. М., 1938. Т. 4,6,8.

Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.

Манерко Л.А. Английская научная речь: этапы формирования // Вестник Моск.ун-та. Сер. 22. 2010. № 1.

Ольшки Л. История научной лит-ры на новых языках. М.-Л., 1933. Т. 1,2,3.

Павленков Ф.Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1905.

Разинкина Н.М. Развитие языка английской научной литературы: Лингвостили-стическое исследование. М., 1978.

Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.

Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1897. Т. 40.

Языковая личность:От слова к тексту. На материале англоязычного дискурса. М.,

2013.

Ярцева В.Н. Научно-техническая революция и развитие языка // Научно-техническая революция и функционирование языков мира. М., 1977.

Bragg M. The Adventure of English. New York, 2011.

Darwin Charles R. The Origin of Species by Means of Natural Selection. [Электронный ресурс]. URL: http://www.literature.org/authors/darwin-charles/the-origin-of-species-6th-edition/

Hamilton W.R. Theory of systems of rays. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emis.de/classics/Hamilton/PtFst.pdf

Lakoff G. Cognitive Linguistics. [Электронный ресурс]. URL: http://www.en.wikipedia.org/wiki/George_Lakoff

Longman Dictionary of English Language and Culture. Harlow, 2003. Morgan A. De An essay on probabilities, and their application to life contingencies and insurance offices. [Электронный ресурс]. URL:

http://books.google.ru/books?id=NtA3AAAAMAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs _ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

The Oxford English Dictionary. Oxford:University Press, 1933. Vol. V. Smith W. Strata identified by organized fossils. [Электронный ресурс]. URL: http://gsahist.org/biographies/002StrataOrganizedFos.htm

Sylvester J.J. The collected mathematical papers. [Электронный ресурс]. URL: http://quod.lib.umich.edu/cgi/t/text/text-idx?c=umhistmath;idno=AAS8085.0003.001 мь. Пермь, 1973.

Ортенберг Д. Июнь-декабрь сорок первого: Рассказ-хроника. М., 1994. От Советского Информбюро... Публицистика и очерки военных лет. В 2-х тт. М.,

1984.

Протопопова О.В. Боевые сводки и военная публицистика 1941-1945 гг. как сверхтексты // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Пермь, 2012.

Протопопова О.В. Документы эпохи ВОВ как объект стилистики // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетент-ностный подход. Пермь, 2013. Т. 2.

Хачецукова З.К. Лингвориторические параметры советского официального дискурса периода Великой Отечественной войны (на материале передовых статей «Правды»): дис. ... канд. филол. наук. Сочи, 2007.

Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.