Научная статья на тему 'Научная фантастика и научное предвидение'

Научная фантастика и научное предвидение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8310
1011
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / МЕТАТЕМА / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФАНТАСТИКИ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цветков Евгений Викторович

An attempt to give the basis of scientific prediction existence in a special kind of literature i.e. science fiction is covered in this article. According to many scientists science fiction influenced their scientific research. Science fiction was engendered by the progress acceleration but by the law of retroaction science fiction influences the progress greatly in its turn. Aircraft and television, robots and lasers, space ships and many other things had appeared in science fiction long before the theories proving their possibility were developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная фантастика и научное предвидение»

УДК 882.09

ЦВЕТКОВ Евгений Викторович, старший преподаватель кафедры социологии и философии филиала «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (Северодвинск). Автор 10 научных публикаций

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА И НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ

Интуитивное познание, культурно-исторический феномен, метатема, научная фантастика, научное предвидение, прогностическая функция фантастики, экстраполяция

Одной из базовых человеческих потребностей, определяемых доминантой человеческой психики, является познавательная потребность - получение знания о свойствах окружающего мира. В связи с этим самой актуальной проблемой, которую решает человечество с древнейших времен и до наших дней, является проблема сознательного выбора будущего. В прорицаниях оракулов, религиозно-философских учениях, мифах человек пытался найти ответы на вопросы о судьбе мира, человека, космоса и истории, об их начале и конце, о том, что за этим концом следует. Сегодня, как и в прошлом, будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать, экстраполировать. Будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно выдвигать целеполагания и принимать решения. Некоторые из этих понятий употребляются как синонимы; иногда в каждое из них вкладывается разный смысл.

Родовым понятием, объединяющим все разновидности получения информации о будущем, является предвиденье. В нем содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, факторы исследуемых процессов.

Философский энциклопедический словарь определяет термин предвиденье как научное, «обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению»1.

Советский энциклопедический словарь дает объяснение термина научное предвиденье как «определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые неизвестны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем»2. Эти универсальные закономерности объективной реальности и их эволюцию в науке и философии рассматривает онтология, гносеология и логика.

В настоящей статье предпринимается попытка дать обоснование наличия научного

предвидения в особом виде художественной литературы - научной фантастике.

Известный советский литературный критик, исследователь научной фантастики РИ. Ну-дельман писал в статье для Большой советской энциклопедии: «Применяемые в научной фантастике (в соответствии с законами науки) приемы экстраполяции, моделирования и т.п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типичные последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную “модель возможной действительности” в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реа-листически-типического в своей фантастической предметности. Таким образом, своеобразие научной фантастики состоит в подчинении художественного воображения логике научнопрогностических приемов.. ,»3 .

Новые идеи и образы, рождающиеся в творчестве писателей-фантастов, часто способствуют трансформации прежних и становлению новых научных и культурных традиций. Выяснение этого предназначения научно-фантастических произведений позволяет понять, какую роль может сыграть научная фантастика в определении и реализации сценариев будущего, и что собственно в этом отношении можно корректно «требовать» от этого вида литературы.

Необходимо отметить, что научная фантастика, как и сама наука, является культурно-историческим феноменом и предсказывает не события, а их вероятность. Корни данного феномена уходят в мифологическое сознание народов мира, религиозные и философские учения, в произведения романтиков и социальные утопии эпохи Возрождения. Как особый вид художественной литературы, научная фантастика, возникнув в контексте исторического развития цивилизации и культуры, прошла свое становление в XVII-XIX веках, одновременно с современной наукой и научным предвидением. Рождению научной фантастики в XIX веке способствовало, прежде всего, обобщение опыта, накопленного к тому времени человечест-

вом в различных областях знаний. В этот период английский естествоиспытатель Чарлз Роберт Дарвин в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) обобщил накопленные научные знания в биологии. Карл Маркс, основоположник научного коммунизма, обобщил все социальные науки в философском, социально-экономическом исследовании «Капитал» (Т. 1, 1867). Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев открыл в 1869 году периодический закон химических элементов - один из основных законов естествознания. Лев Николаевич Толстой в социальном и философском романе «Война и мир» (1863-1869) описал человеческую жизнь и противоречия той эпохи. В этом же десятилетии вступил в литературу один из первых основоположников научной фантастики - выдающийся французский писатель-фантаст Жюль Габриэль Верн. В 1863 году было опубликовано его первое произведение «Пять недель на воздушном шаре» (1863), затем -«Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1869), «Дети капитана Гранта» (1867-1868), «20 000 лье под водой» (1869-1870) и еще свыше 65 научно-фантастических рассказов, повестей и романов. Во всех своих произведениях Ж. Верн пытается предвидеть технические перспективы развития человечества в наземных, подземных, подводных, воздушных, космических, военных областях, основываясь на реальных возможностях науки и техники.

В Европе в XIX веке развивался капитализм, молодая буржуазия вставала на ноги, и это было непонятно для общества, уродливо и неприятно. Много было ошибок, падений, нелепых и ненужных потерь. Общество нуждалось в прогнозах, ответах на вопросы о возможном будущем. Вместе с наукой и искусством со своим особым способом предвидения возможного будущего выступили и основоположники нового вида литературы - научной фантастики: во Франции - Жюль Габриэль Верн, в Англии -Герберт Дж. Уэллс и Мэри Уоллстонкрафт Шелли4, в Германии - Эрнест Теодор Амадей Гофман5 и Курт Лассвид6, в России - Александр Фомич Вельтман7, Владимир Фёдорович Одоевский8 и другие.

Вторым, важнейшим катализатором, вызвавшим к жизни научную фантастику, явилось стремительное развитие техники, технологий, инновации в сфере производства, а также генерации все новых научных знаний и их внедрение в технико-технологические процессы. С первых произведений в научной фантастике возникает отчетливо выраженная направленность сюжетов на прогресс, ориентация на будущее. Авторы научно-фантастических произведений с помощью художественных приемов экстраполировали тенденции развития науки, техники, культуры на отдаленное будущее. Однако научный, технический прогресс техногенной цивилизации принес с собой проблемы, которых не было прежде.

Пророческий роман английской писательницы Мэри У. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей» (1818) открыл для литературы новую тему и новое мироощущение: наука и техника -обоюдоострый клинок. Они могут осчастливить человечество или стать источником бедствий, если люди не научатся управлять вызванными ими же разрушительными силами.

Жюль Габриэль Верн пришел в литературу с однозначным отношением к науке как панацее, ведущей человеческий род к благоденствию, и только на склоне лет он мучительно осознал антиномию: «.успехи науки не должны обгонять совершенствования нравов, - писал он в фантастическом романе «Робур-Заво-еватель» в 1886 году, - иначе наука станет опасной»9.

Свое творчество Ж. Верн начал с научнофантастических романов, названия которых говорят сами за себя: «Путешествие к центру Земли» (1964), «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1869), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870). Именно такой путь пройдет вокруг Земли капитан Немо на подводной лодке «Наутилус». Когда создавался этот роман, освоение подводных глубин лишь начиналось. На неуклюжие подводные аппараты только-только пытались установить механический двигатель. Ж. Верн же заставляет «Наутилус» двигаться, используя энергию электричества, со скоростью, которая доступна лишь самым совершен-

ным атомным подводным лодкам нашего времени. Ж. Верн находит и другое оригинальное инженерное решение: для того чтобы подводная лодка, опускаясь на глубину, могла противостоять давлению воды, «Наутилус» имеет два корпуса, внутренний и внешний, как и современные подводные лодки. Каюты «Наутилуса» освещаются газоразрядными светильниками. Сегодня такие лампы имеются в каждом доме, но в 1870 году такое изобретение еще не было запатентовано. Ж. Верн предвидел и предсказал научные открытия в самых разных областях: это не только подводные лодки, акваланги, космические полеты, телевидение, но и революционные потрясения ХХ века, непримиримо разделившие людей. В сочетании научного прогноза и социального предвиденья будущего Ж. Верн определил характер современной научной фантастики.

Развил эту проблему другой классик и основоположник современной научной фантастики, выдающийся английский писатель и социальный мыслитель Герберт Дж. Уэллс, поставивший фантастику на службу социальной прогностике. Ныне его гениальные пророчества, как показал в своей книге «Вглядываясь в будущее. Книга

о Герберте Уэллсе» (1983)10 российский литературовед, исследователь научной фантастики, доктор философских наук Ю.И. Кагарлицкий, вошли в сокровищницу мировой философской мысли.

Во второй половине ХХ века научно-фантастическая литература становится философским феноменом современности, способом философского познания мира. Писатели-фантасты А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий в романах «Полдень. XXII век» (1962), «Трудно быть богом» (1964), «Хищные вещи века» (1965), И.А. Ефремов в романе «Туманность Андромеды» (1957), Кир Булычёв, Г. Альтов, М.Т. Емцев, Е.И. Парнов, ГС. Гор, ГИ. Гуревич, Д.А. Биленкин и другие в своих научнофантастических произведениях, не претендуя на научность идей, пытались сформулировать новые ценности и перспективы науки, раскрыть многомерность человеческого бытия. Именно такой подход помогает научной фантастике из-

бегать сопротивления со стороны научного сообщества и, тем не менее, работать на науку, участвовать в формировании ценностей массового сознания.

Литературное творчество в научной фантастике выдающегося русского ученого, философа, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского не отделимо от его научной деятельности. В его научно-фантастических произведениях «На Луне» (1883), «Изменение относительной тяжести на Земле» (1894), «Вне земли» (1918) присутствует множество гениальных технических и теоретических прогнозов развития будущего космонавтики. Космическое пространство мыслилось К.Э. Циолковскому не пустым вместилищем, а сценой, на которой действует множество разнообразных форм внеземной жизни. Трудно переоценить влияние идей К.Э. Циолковского на процесс «космизации» общественного сознания в ХХ веке. «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже, в конце концов, исполнение венчает мысль»11. Эти слова К.Э. Циолковского очень точно отображают связь между фантазией и творчеством ученого.

Известный австрийский футуролог, философ и историк науки Роберт Юнгк «...отдал пальму первенства в разработке прогнозов не логическому мышлению и даже не критическому исследованию имеющихся данных, а творческому воображению»12.

Современной науке пока сложно объяснить, что же лежит в основе подобных предсказаний. Однако такие предсказания не единичны, они есть и присущи главным образом крупным ученым, поэтам и писателям. Особенно следует подчеркнуть предвосхищения многих событий в будущем известными фантастами. Хотя базируются они на глубоком знании науки и объективном прогнозе ее развития, многие предвидения фантастов можно назвать научноинтуитивными. Подтверждением этого могут служить примеры творчества одного из основателей современной научной фантастики, знаменитого английского фантаста Артура Чарлза Кларка. В книгах А. Кларка выведены самые передовые научные идеи. За достижения в

популяризации науки он был удостоен премии Калинги (премия ЮНЕСКО. - Прим. Е.Ц.), получил звание почетного профессора колледжа Бивер в Пенсильвании, США, был награжден орденом Британской империи. Артур Кларк обладает уникальным даром предсказания, в нем сочетаются глубочайшие научные знания и интуиция. В октябре 1945 года А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой он описал систему спутников связи на геостационарных орбитах Земли - она стала основой практически всех современных глобальных систем коммуникации, включая Интернет. В то время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. Спустя же 18 лет институт США «Франклина и Элеаноры Рузвельт» присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи. В 1947 году А. Кларк написал первый рассказ о посадке человека на Луну, предсказав ее географические характеристики. Размышления А. Кларка о перспективах развития цивилизации вошли в одну из лучших футурологических книг «Черты будущего» (1962); Другие прогнозы будущего даны А. Кларком в книгах «20 июля 2019 года. Жизнь в XXI веке» (1986), «1984: Весна, выбор будущего» (1984).

Множество примеров научно-интуитивного предвидения содержится в произведениях основоположника и классика современной научной фантастики, доктора биологических наук, профессора Ивана Антоновича Ефремова. В рассказе «Озеро Горных Духов» (1944) описано ртутное озеро на Алтае. Через несколько лет на Алтае геологи открыли ртутное месторождение. Широко известен научно-фантастический рассказ И.А. Ефремова «Алмазная Труба» (1945). Спустя двенадцать лет после публикации произведения, в Сибири точно в той геологической обстановке, какая описана в рассказе, было найдено месторождение алмазов. Описанное в рассказе месторождение до такой степени совпало с найденным месторождением, что «...фантастический рассказ “Алмазная Труба” стали рассматривать как научный прогноз»13 . В рассказе И.А. Ефремова «Тень Ми-

нувшего» (1945) описаны картины прошлого, запечатленные в горных породах, проявляющиеся при особом типе освещения. Три года спустя известный венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1971) Деннис Габор построил общую теорию голографии и получил первые голограммы. Выдающийся советский физик Ю.Н. Дени-сюк, разработчик метода объемной голографии, сказал в одном из интервью, что «...именно рассказ “Тень Минувшего” разбудил мечту, побудившую его заняться голографией, хотя возможность технического ее осуществления сначала казалась ему делом невозможным»14. Есть основания полагать, что предвидения и Г. Уэллса, и К.Э. Циолковского, и И.А. Ефремова, и А. Кларка, и многих других писателей-фантастов относятся к примерам интуитивного предвидения развития событий в будущем. Можно сказать, что фантазия человека очень часто, почти всегда, опережает строгую логику сознания. В развитии техники это блестяще показали Ж. Верн, К.Э. Циолковский, А. Кларк.

Таким образом, из сказанного ранее вытекает, что научно-фантастическая литература обладает научным предвиденьем и имеет все необходимые для этой цели художественные средства и возможности, дублировать которые не может никакой другой вид литературы.

Во-первых, в социальной реальности, как и в природе, всегда было, есть и будет непознанное, а оно неизбежно порождает фантастические образы и представления. Во-вторых, фан-

тастические образы непроизвольно создает сама человеческая психика. В-третьих, основной метатемой научной фантастики, в отличие от других видов художественной литературы, создающей ситуации, которые могут быть в действительности, является: «Человек и человечество перед лицом грядущего; человек и человечество перед лицом невероятного, фантастического, но, быть может, таящегося за горизонтом прогресса или природы»15 .

Прогностическая функция научной фантастики сводится к созданию новых идей, способствующих разрешению научно-технических проблем, в том числе и тех, которые еще не поставлены современной наукой и техникой или еще не стали предметом интенсивных научных исследований и технических разработок.

В заключение следует отметить, что многие вопросы развития научного предвидения в научной фантастике, особенно на современном этапе, разработаны недостаточно. Фантастика, как одна из основ художественной прозы, в самом широком понимании мало исследуется. «Ни в нашей, ни в мировой науке проблема фантастики не поставлена в достаточной мере теоретически»16 - отмечает в своей монографии «Природа фантастики» (1985) доктор философских наук, профессор Иркутского государственного университета, один из ведущих отечественных теоретиков фантастической литературы Т. А. Чернышева.

Примечания

1 Предвидение // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 524.

2 Предвиденье научное // Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1052.

3 НудельманР. И. Научная фантастика // БСЭ. 3-е изд. Т. 17. М., 1974. С. 336.

4 Шелли Мэри Уоллстонкрафт (1797-1851) - выдающаяся английская писательница. Вошла в историю научной фантастики своими романами «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818; рус. - 1965) и «Последний человек на земле». В романе-предупреждении описана глобальная катастрофа (пандемия), уничтожившая почти все население Земли.

5 Гофман Эрнест Теодор Амадей (1776-1822) - видный немецкий художник, композитор и писатель, одна из ведущих фигур европейского романтизма. Всемирную славу писателя-фантаста Э. Гофману принесли фантастические повести и рассказы, опубликованные в сборниках «Фантазии в манере Калло»: в 4 т. (1814-1815), «Ночные повести»: в 2 т. (1816-1817), «Серапионовы братья»: в 4 т. (1818-1821).

6 Лассвид Курт (1848-1910) - немецкий ученый, философ и историк науки, основоположник научной фантастики в Германии. Его ранние фантастические рассказы включены в сборник «Образы будущего» (1890), поздние

научно-фантастические рассказы - в сборники «Мыльные пузыри» и «Никогда и когда-нибудь» (1902). Самое известное произведение К. Лассвида - роман «На двух планетах» (1897; рус. - 1925). Впервые в научной фантастике детально описаны гигантские орбитальные станции, «подвешенные» над полюсами Земли разумными обитателями Марса.

7 Вельтман Александр Фомич (1800-1870) - русский прозаик, поэт, военный и ученый-археолог. К предыстории научной фантастики в России имеет отношении фантастический роман-утопия «МММСДХ1УШ год. Рукопись Мартына Задеки» (1833). Герой романа попадает в идеальную страну будущего - Босфорию.

8 Одоевский Владимир Фёдорович (1803-1869) - видный русский писатель, философ и общественный деятель. Для истории научной фантастики представляют интерес его фантастические рассказы «Город без имени» (1839), «Косморама» (1840), «Последнее самоубийство» (1844), роман-утопия «4338-й год. Петербургские письма» (фрагм. 1835; фрагм. 1840; доп. 1926).

9 Верн Ж. Робур завоеватель // Верн Ж. Собр. соч.: в 12 т. М., 1957. Т. 9. С. 384.

10 Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в будущее. Книга о Герберте Уэллсе. М., 1983.

11 Цит. по: ЛяпуновБ.В. Новые достижения техники и советская научно-фантастическая литература // О литературе для детей: сб. ст. Вып. 5. Л., 1960. С. 184.

12 Цит. по: ПарновЕ.И. В увеличительном зеркале фантастики: сб. науч. фантастики. Вып. 22 / сост. Д.А. Биленкин. М., 1980. С. 199.

13 ЕфремовИ.А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1993. Т. 1: Рассказы. С. 9.

14 Там же. С. 8.

15 Биленкин Д.А. Реализм фантастики: сб. научной фантастики. Вып. 32 / сост. Б.Г. Клюева. М., 1988. С. 188.

16 Чернышева Т.А. Природа фантастики / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 1985. С. 44.

Tsvetkov Evgeny

SCIENCE FICTION AND SCIENTIFIC PREDICTION

An attempt to give the basis of scientific prediction existence in a special kind of literature i.e. science fiction is covered in this article. According to many scientists science fiction influenced their scientific research. Science fiction was engendered by the progress acceleration but by the law of retroaction science fiction influences the progress greatly in its turn. Aircraft and television, robots and lasers, space ships and many other things had appeared in science fiction long before the theories proving their possibility were developed.

Рецензент - ОпёнковМ.Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.