Научная статья на тему 'Научно-организационная деятельность Сибирского отделения Российской академии образования: итоги 2013 года'

Научно-организационная деятельность Сибирского отделения Российской академии образования: итоги 2013 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ИННОВАЦИОННОИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / CONCEPTUAL ASPECTS / INNOVATIVE AND ENTREPRENEURIALLY ACTIVE YOUTH / INNOVATIVE POLICY / EXPERT AND CONSULTING COUNCIL / INFORMATIVE AND ANALYTICAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрский А. И.

Освещена научно-организационная деятельность Федерального государственного учреждения «Сибирское отделение» Российской академии образования. Автор дал оценку деятельности членов РАО в реализации различных программ в Сибирском, Уральском и Дальневосточном регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таюрский А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL ACHIEVEMENTS OF THE SIBERIAN BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION: 2013 YEAR-END RESULTS

In the article the scientific and organizational achievements of the Federal State Institution “Siberian branch” of the Russian Academy of Education are presented. The author estimated the members of the RAE work, which was done through realizing different programs in Siberian, Ural and Far Eastern Federal Districts.

Текст научной работы на тему «Научно-организационная деятельность Сибирского отделения Российской академии образования: итоги 2013 года»

УДК 378.145

А. И. Таюрский

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГИ 2013 ГОДА

Освещена научно-организационная деятельность Федерального государственного учреждения «Сибирское отделение» Российской академии образования. Автор дал оценку деятельности членов РАО в реализации различных программ в Сибирском, Уральском и Дальневосточном регионах.

Ключевые слова: концептуальные аспекты, инновационно- и предпринимательски активная молодежь, инновационная политика, экспертно-консультационный совет, информационно-аналитические системы.

ФГУ «Сибирское отделение» РАО было объединено с Уральским отделением РАО решением Президиума РАО в апреле 2012 г. ФГУ «Сибирское отделение» РАО объединяет 37 членов РАО, из них 9 действительных членов и 28 членов-корреспон-дентов РАО.

Научные центры ФГУ СО РАО координируют научно-педагогическую деятельность двадцати двух субъектов Российской Федерации: пяти республик - Башкортостан, Бурятия, Хакасия, Саха (Якутия), Удмуртия; четырех краев - Алтайского, Красноярского, Приморского, Забайкальского; десяти областей - Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Томской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, двух автономных округов - Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого. В 2013 г. активно проводилась работа по укреплению связей ФГУ СО РАО с администрациями субъектов РФ и советами ректоров, находящихся на территории научных центров, и влиянию ФГУ СО РАО на образовательную политику в регионах.

В Сибири работают три научных института РАО:

- Институт проблем непрерывного образования (г. Красноярск);

- Институт развития образовательных систем (г. Томск);

- Институт педагогических исследований одаренности детей (г. Новосибирск),

а также ряд научных институтов ФГУ СО РАО:

- Институт прикладной дидактики ФГУ СО РАО (г. Новосибирск);

- Институт психологии и педагогики развития ФГУ СО РАО (г. Красноярск);

- Институт региональных проблем образования и культуры ФГУ СО РАО (г. Иркутск).

Продолжается издание теоретических журналов: «Образование в Сибири», «Сибирский психологический журнал», «Сибирь. Философия. Образование», «Образование и социальное развитие региона», «Образование и наука», «Педагогические заметки», «Инновации в непрерывном образовании».

Проводилось заседание общего собрания членов ФГУ СО РАО с участием представителей региональных научных центров и педагогической общественности. Проводились встречи по обмену опытом эффективной организации научных исследований в институтах РАО и научных центрах ФГУ СО РАО, координации научных исследований в Екатеринбургском, Красноярском, Челябинском филиалах Университета Российской академии образования, где принимал участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию, президент Университета Российской академии образования М. Н. Берулава.

Член-корреспондент РАО А. С. Гаязов является разработчиком концептуальных аспектов Программ развития образования, различных концепций в области этнонационального, гражданского и нравственного воспитания подрастающих поколений. Исследования А. С. Гаязова обеспечивают государственные интересы в сфере образования, по своим масштабам могут быть сопоставимы с соответствующими зарубежными аналогами (в частности, с американскими стандартами в области этно-национального и гражданского образования, немецкой моделью). Членом-корреспондентом РАО Д. А. Даниловым разработан проект «Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников на Крайнем Севере». Академиком РАО Э. В. Галажинским создана лаборатория мирового уровня в области когнитивных исследований и психогенетики, получены данные о механизмах когнитивных процессов, лежащих в основе математических способностей и их природе. Создан научно-методический центр по развитию одаренности детей и подростков Сибирского федерального округа, который будет координировать работу образовательных учреждений региона по развитию детской одаренности. Создана электронная база данных инновационно- и предпринимательски активной молодежи (более 600 человек из трех федеральных округов РФ). Э. В. Галажинский является членом комиссии по образованию Комитета по образованию, науке и культуре Законода-

тельной Думы Томской области, членом Совета по реализации проекта создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок создаваемого в рамках проекта «ИНО - Томск 2020». Академик РАО В. И. Загвязинский является председателем экспертного совета при департаменте образования и науки Тюменской области. Член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер - член творческого коллектива института развития образования г. Екатеринбурга по разработке Концепции программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области, а также эксперт комплексной информационно-аналитической системы (КИСА) федерального агентства по образованию РФ. Член-корреспондент РАО С. В. Калмыков является депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, членом комитета НХ РБ по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы, а также член постоянно действующего Координационного совета по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия. Член-корреспондент РАО А. Д. Копытов - член Координационного совета по приоритетному национальному проекту «Образование» и по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» при Губернаторе Томской области. Академик РАО Д. Г. Миндиашвили - советник Губернатора Красноярского края, член экспертной рабочей группы Совета по молодежной политике законодательного собрания Красноярского края до 2020 года, разработчик программы психолого-педа-гогического обеспечения профессиональной ориентации старшеклассников в сфере спорта. Академик РАО А. А. Никитин - член Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, член коллегии Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, член рабочей комиссии по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов при Полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Академик РАО Ю. В. Сенько является членом Совета старейшин при Губернаторе Алтайского края. Член-корреспондент РАО В. Я. Синенко -член экспертно-консультативного совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, член коллегии Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области,

председатель Ассоциации руководителей ДППО Сибирского федерального округа. Член-корреспондент РАО О. Г. Смолянинова - член совета директоров международной ассоциации электронного обучения «The International E-Leaming Association» (IELA). Академик РАО А. И. Таюрский - член Красноярской краевой комиссии по экспертной оценке научных проектов в области образования, участвует в реализации Региональной целевой программы развития образования на 2012-2016 гг. (РЦПРО). Мероприятие: «Исследование систем управления инновационной деятельностью в высшей школе [1]; разработка модели инфраструктуры инновационного менеджмента в высшей школе», член Совета ректоров вузов Красноярского края, председатель редакционного совета журнала «Инновации в непрерывном образовании» совместно с ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», награжден медалью имени В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Член-корреспондент РАО А. Н. Фалалеев - член экспертного совета по проблемам образования при Законодательном собрании Красноярского края. Член-корреспондент РАО М. И. Шилова - член Координационного совета «Гражданской ассамблеи Красноярского края», член комиссии по разработке Программы стратегии и тактики студенчества КГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, член комиссии по подготовке и проведению IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Российской академии образования, 16 апреля 2013 г., г. Красноярск, член комиссии по подготовке и проведению II Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», ноябрь 2013 г., г. Красноярск, член редколлегии журнала «Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева», член редколлегии журнала «Инновации в непрерывном образовании», награждена медалью имени В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» за большие заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, независимо от всех реорганизаций науки важнейшей задачей для российского образования остается научное обеспечение всего учебно-воспитательного процесса [2]. И роль региональных отделений РАО, научных институтов в модернизации образования будет постоянно возрастать.

Список литературы

1. Таюрский А. И. Концептуальные основы формирования системы кадрового обеспечения инновационного производства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 12 (114). С. 101-103.

2. Иркутская В. И. Качество образования в России в период рыночной экономики: проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 12 (114). С. 85-86.

Таюрский А. И., академик РАО, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, председатель ФГУ СО РАО, директор ФГНУ ИПНО РАО.

Институт проблем непрерывного образования РАО.

Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021.

E-mail: naukaobr@mail.ru

Материал поступил в редакцию 06.11.2013.

A. I. Tayurskiy

THE SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL ACHIEVEMENTS OF THE SIBERIAN BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY

OF EDUCATION: 2013 YEAR-END RESULTS

In the article the scientific and organizational achievements of the Federal State Institution “Siberian branch” of the Russian Academy of Education are presented. The author estimated the members of the RAE work, which was done through realizing different programs in Siberian, Ural and Far Eastern Federal Districts.

Key words: conceptual aspects, innovative and entrepreneurially active youth, innovative policy, expert and consulting council, informative and analytical systems.

References

1. Tayurskiy A. I. Conceptual bases of forming the regular staff system of the innovative production. Tomsk State Pedagogical University Bulletin,

2011, no. 12 (114), pp. 101-103 (in Russian).

2. Irkutskaya V. I. Quality of education in Russia in market economicy: problems and perspectives. Tomsk State Pedagogical University Bulletin,

2011, no. 12 (114), pp. 85-86 (in Russian).

Institute of the Problems of Continuing Education, Russian Academy of Education.

Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021.

E-mail: naukaobr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.