Научная статья на тему 'К построению концепции взаимодействия педагогического вуза и школы для решения проблем повышения качества общего и высшего профессионального педагогического образования'

К построению концепции взаимодействия педагогического вуза и школы для решения проблем повышения качества общего и высшего профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION / THE INTERACTION OF UNIVERSITY AND SCHOOL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрский А. И., Сухачев Г. А., Осетрин К. Е.

Целью модернизации российского образования является создание механизмов устойчивого развития системы и совершенствование качества образования. Важнейшим ресурсом повышения качества общего и педагогического образования в России является система постоянного взаимодействия педагогического вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таюрский А. И., Сухачев Г. А., Осетрин К. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF CONSTRUCTION OF THE CONCEPT OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOL TO SOLVE PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF GENERAL AND HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The aim of modernization of Russian education is the creation of mechanisms for sustainable development of the system and improving the quality of education. The most important resource to improve the quality of general and pedagogical education in Russia is to create a system of continuous interaction of university and school.

Текст научной работы на тему «К построению концепции взаимодействия педагогического вуза и школы для решения проблем повышения качества общего и высшего профессионального педагогического образования»

УДК 37:001.127.18

А. И. Таюрский, Г. А. Сухачев, К. Е. Осетрин

К ПОСТРОЕНИЮ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью модернизации российского образования является создание механизмов устойчивого развития системы и совершенствование качества образования. Важнейшим ресурсом повышения качества общего и педагогического образования в России является система постоянного взаимодействия педагогического вуза и школы.

Ключевые слова: модернизация российского образования, взаимодействие педагогического вуза и школы, повышение квалификации педагогов, система дополнительного образования.

Целью модернизации российского образования является создание механизмов устойчивого развития системы и совершенствование качества образования. Достижение нового качества требует разработки современного содержания общего и педагогического образования и инновационных образовательных технологий. Программа «Наша школа» определила стратегию в области образования: сделать школу важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности и долгосрочного инновационного развития всей страны. А одним из решающих условий успешного развития школы является наличие учителя и системы педагогического образования [1].

Отличительными чертами советской системы общего образования долгие годы были: монополия однопартийного государства на идеологию и воспитание в школе; монополия государства на содержание образования (единые программы обучения, единые учебники, утвержденное учебное оборудование); монополизм в системе управления образованием. При этом отечественную школу отличали высокое качество образования по фундаментальным направлениям знания, но и известная перегруженность программ; отсутствие профилей в обучении, но и наличие специализированных (с углубленным изучением предметов) классов или школ; «профессионального» направления отдельных предметов и учебно-производственных комбинатов.

Основными чертами общего образования сегодня являются: демонополизация в сфере идеологии школьного образования и воспитания, в содержании образования, т. е. переход на новые стандарты обучения с предоставлением возможности формирования для школьников индивидуальной образовательной программы; предоставление педагогам возможности формирования авторских учебных программ, выбора учебников. В старшей школе введено профильное обучение, но отмечается снижение качества образования, особенно по дисциплинам естественно-научного и физико-математического направлений. К чертам современного состояния общего образования можно отнести опре-

деленный монополизм, который сохраняется в закупках учебного оборудования, аттестации школ и учителей, формировании системы повышения квалификации педагогов через сеть местных институтов повышения квалификации работников образования.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года [2] в области качества образования определены следующие ожидаемые результаты: создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса посредством многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. В области доступности образования гарантировано общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, предоставление возможности выбора основных профилей обучения.

Профильное обучение - это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов с учетом интересов, склонностей и способностей старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Задачами профильного обучения названы:

1) дифференциация содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

2) управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах, и повышение квалификации педагогических кадров;

3) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;

4) изменение содержания образовательного процесса путем перехода на новые образовательные технологии;

5) создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда с целью учета социально-экономических потребностей территории;

6) обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная система подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В президентской инициативе «Наша новая школа» заявлено, что инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в. Главной задачей современной школы названо воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Среди главных технологий обучения названы исследовательские проекты и творческие занятия.

При этом новая школа названа центром взаимодействия с родителями и местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями. Тем самым впервые на высоком властном уровне общество названо не только заказчиком, но и участником образовательного и воспитательного процессов.

Общество ждет от школы воспитания порядочного человека и патриота, важнейшими качествами личности которого будут активная гражданская позиция, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. А все эти качества воспитываются прежде всего семьей и отношением общества к самому ребенку, условиям его жизни и развития. Трудно воспитать патриота в школе со слабой материальной базой. Трудно осуществлять исследовательские проекты, если для них не создана соответствующая инфраструктура. Трудно доказывать детям, что любая профессия уважаема, и ориентировать их на выбор необходимых обществу специальностей, когда не только заработной платой, но и средствами массовой информации формируется и поддерживается мода на определенные профессии. Все общество, а не только школа должно нести ответственность за воспитание будущего гражданина.

Инновационная экономика, высокотехнологичное производство требуют специально подготовленного работника. Задача высшей и средней профессиональной школы - подготовить такого специалиста, т. е. не только вооружить студента соответствующими знаниями, но и обучить новейшим технологиям. Задача работодателя - грамотно сформулировать потребности производства и предоставить площадку для практики и апробирования исследовательских проектов. Школа и профессиональное учебное заведение - элементы единой

системы. От уровня подготовленности выпускников школ к освоению учебных программ для дальнейшего обучения во многом зависит результат образовательной деятельности.

Томск является особой экономической зоной технико-внедренческого типа, что свидетельствует о наличии высокого кадрового потенциала и соответствующих производственных мощностей. Снижение качества школьного образования требует оперативного реагирования на всех уровнях российской системы образования при участии властных структур, бизнеса и широкой общественности.

В целях обновления основного содержания образования педагогические университеты могут взять на себя: экспертизу учебников и программ, рекомендуемых к использованию в школах области; создание нового учебного оборудования и экспертизу предлагаемого к использованию; проведение по мере необходимости независимого мониторинга качества в образовательных учреждениях региона с целью изучения проблем образования; создание инновационных электронных образовательных программ, сочетающих достоинства электронных учебников и тренажеров по ЕГЭ.

Для индивидуализации образовательного процесса и поддержки одаренных детей педагогические университеты могут взять на себя: создание, при условии наличия соответствующего кадрового потенциала и материальной базы, спортивных школ (интернатов) для одаренных детей под руководством опытных тренеров, мастеров спорта международного класса; развитие системы олимпиад, конференций, образовательных, творческих и иных испытаний, спортивных соревнований школьников.

В качестве действенной помощи педагогического вуза школе могут стать: организация интерактивной модели профильного обучения в школах, в том числе в сельских малокомплектных; создание дистанционной сети профильного обучения, центра поддержки профильного обучения и регионального образовательного сайта (или портала) поддержки школ, ориентированного как на учителя, так и на ученика. В этом случае педагогический вуз должен взять на себя и подготовку кадров для обеспечения дистанционных технологий обучения в школах через систему дополнительного образования учителей (тьюторов дистанционного образования и специалистов ресурсных центров) [3, 4].

Именно педагогические университеты с их солидным научным потенциалом способны на высоком уровне современных требований обеспечивать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, что особенно актуально в случае привлечения для работы в школе учителей без педагогического образования. Педагогические вузы наиболее компетентны

и в плане реализации задач создания служб консультационно-методического сопровождения и координации деятельности областного ресурсного центра.

Программой «Наша новая школа» предусмотрено развитие школьной инфраструктуры, что должно стать совместным делом педагогического вуза и школы. Вузы вполне подготовлены для обучения студентов по новым направлениям деятельности в системе общего образования и разработки необходимых школе конкретных рекомендаций. Например, по организации «здорового питания в образовательных учреждениях»; дизайну (учебные и вне-учебные помещения, пришкольная территория и т. д.) образовательных учреждений в зависимости от задач учреждения на основе психолого-педагоги-ческих рекомендаций; формированию общих требований к архитектуре образовательных учреждений на основе психолого-педагогических рекомендаций; формированию общих требований к учебной мебели для образовательных учреждений на основе психолого-педагогических рекомендаций, учитывающих возрастные параметры учащихся.

Наконец, совместной задачей педагогического вуза и школы является, как отмечается на уровне Правительства Российской Федерации, состояние здоровья нации. Внедрение здоровьесберегающих технологий - актуальная проблема для всех уровней образования [5]. От педагогов и медиков зависит разработка для студентов и системы дополнительного образования учителей курсов по технологиям и методикам здоровьесберегающего обучения. Именно в педагогическом вузе имеются, как правило, специалисты, способные организовать дополнительное образование учащихся (кружки, секции и т. д.), выработать требования к здоровому питанию школьников, школьной мебели, дизайну и архитектуре учебных заведений, проводить обучение (повышение квалификации) по пси-холого-педагогическим дисциплинам для сотрудников школ.

Таким образом, создание системы постоянного взаимодействия педагогического вуза и школы является важнейшим ресурсом развития и повышения качества общего и педагогического образования в России.

Список источников и литературы

1. Образовательная инициативная программа «Наша новая школа».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.

3. Осетрин К. Е., Червонный М. А. Организация интерактивной модели профильного обучения и внедрение инновационных электронных образовательных программ для старших классов сельских малокомплектных школ (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 57-59.

4. Санникова И. Г., Михайличенко А. Ю. Профильная подготовка в условиях сельской школы // Там же. С. 60-61.

5. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. 184 с.

Таюрский А. И., доктор экономических наук, профессор, академик РАО, председатель СО РАО, заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ; директор.

Институт проблем непрерывного образования РАО.

Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021.

E-mail: naukaobr@mail.ru

Сухачев Г. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Осетрин К. Е., доктор физико-математических наук, профессор, проректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: osetrin@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 20.12.2011.

A. I. Tayurskiy, G. A. Sukhachev, K. E. Osetrin

THE ISSUE OF CONSTRUCTION OF THE CONCEPT OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOL TO SOLVE PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF GENERAL AND HIGHER PROFESSIONAL

PEDAGOGICAL EDUCATION

The aim of modernization of Russian education is the creation of mechanisms for sustainable development of the system and improving the quality of education. The most important resource to improve the quality of general and pedagogical education in Russia is to create a system of continuous interaction of university and school.

Key words: modernization of Russian education, the interaction of university and school, professional development of teachers, system of additional education.

Tayurskiy A. I.

Institute of Continuing Education Problems of the Russian Academy of Education.

Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021.

E-mail: naukaobr@mail.ru

Sukhachev G. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Osetrin K. E.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: osetrin@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.